г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А56-17516/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Петрова М.В. по доверенности от 07.10.2022
от заинтересованного лица: Свайкина Т.Г. по доверенности 30.12.2021
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36276/2022) публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2022 по делу N А56-17516/2022 (судья Боканова М.Ю.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
третье лицо: Жилищный комитет
о признании незаконным предписания от 21.12.2021 N 12/21/643-Р
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (ОГРН: 1057810153400, ИНН: 7841312071; далее - заявитель, Общество, ПАО "ТГК-1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298; далее - Инспекция) от 21.12.2021 N 12/21/643-Р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечен Жилищный комитет (ОГРН: 1047839009129, ИНН: 7840013199).
Решением суда первой инстанции от 23.09.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 23.09.2022, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие единообразия судебной практики по вопросу расчета платы за теплоснабжение для многоквартирных домов "на сцепке", где количество тепловой энергии может быть определено посредством одного прибора учета. Также податель жалобы указывает на то, что техническая возможность установки прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: г.Санкт-Петербург, 4 линия, д. 19, лит. А отсутствует; для создания индивидуального теплового пункта в данном многоквартирном доме необходимо проведение реконструкции (капитального ремонта).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Жилищный комитет извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направил, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 17.12.2021 N 12/21/643-Р Инспекцией в отношении ПАО "ТГК-1" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении (вх. NОБ-24539-1/21-0-0 от 29.10.2021) о нарушении Обществом обязательных требований, предъявляемых к порядку расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в частности предъявленную к уплате собственнику (пользователю) жилого помещения (кв. N2) многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, 4 линия, д. 19, лит. А (далее - МКД), в счетах на оплату в отопительные сезоны 2019/2020, 2020/2021, 2021/2022.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 21.12.2021 N 12/21/643-Р.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество, в соответствии с уведомлением о расторжении договора на предоставление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению с ООО "УК Возрождение", осуществляющего управление МКД, в одностороннем порядке в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в связи с имеющейся у управляющей компании перед Обществом задолженности, с 01.10.2019 является исполнителем коммунальных услуг в отношении МКД.
Также Инспекцией установлено, что многоквартирный дом по адресу: г.Санкт-Петербург, В.О., 4 линия, д. 19, лит. Б, оборудован узлом учета тепловой энергии, который осуществляет учет тепловой энергии по трем многоквартирным домам, объединенным общими сетями, а именно по адресам: В.О. 4 линия, д. 19, лит. Б, а также д. 19, лит. А, и д. 21, лит. А.
Таким образом, Инспекция установила, что спорный МКД по адресу: г.Санкт-Петербург, 4 линия, д. 19, лит. А не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. При этом Общество произвело расчет платы по статье "отопление" собственнику квартиры N 2 спорного МКД за отопительные сезоны 2019/2020, 2020/2021, 2021/2022 с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) в соответствии с показаниями прибора узла учета тепловой энергии, расположенного в доме по адресу: Санкт-Петербурга, 4 линия, д. 19, лит. Б, а не исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Полагая, что указанный способ расчета объема потребления коммунального ресурса противоречит пункту 42(1) Правил N 354, Инспекция выдала Обществу предписание от 21.12.2021 N12/21/643-Р об устранении в срок до 10.02.2022 (включительно) выявленных в ходе проверки нарушений, в соответствии с которым Обществу предписано произвести изменение размера платы за отопление по лицевому счету кв. N 2 МКД, выставленного в счетах на оплату за отопительные сезоны 2019/2020, 2020/2021, 2021/2022, исходя из норматива потребления тепловой энергии, потребленной в целях отопления, установленного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.10.2016 N 119-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением метода аналогов" согласно требованиям части 9.3 статьи 156 ЖК РФ в связи с тем, что МКД не оснащено коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.
Решением суда первой инстанции от 23.09.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы ПАО "ТГК-1", проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 23.09.2022 ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
В соответствии с абзацем вторым пункта 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавший в спорный период) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета следует понимать средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В рассматриваемом случае Инспекцией в ходе проверки установлено, что МКД по адресу: г.Санкт-Петербург, В.О., 4 линия, д. 19, лит. А не оборудован отдельным узлом учета тепловой энергии.
При этом МКД по адресу: Санкт-Петербург, В.О., 4 линия, д. 19, лит. Б оборудован узлом учета тепловой энергии, который осуществляет учет тепловой энергии по трем МКД, объединенным общими сетями: а именно по адресам: В.О. 4 линия, д. 19, лит. Б, а также д. 19, лит. А, и д. 21, лит. А.
При этом прибор учета тепловой энергии, установленный в одном из домов, соединенных далее последовательно транзитными сетями отопления, учитывает потребление коммунального ресурса нескольких отдельных многоквартирных домов.
Таким образом, прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких многоквартирных домах, не является коллективным (общедомовым) прибором учета в силу определения, приведенного в пункте 2 Правил N 354.
В состав общего имущества в многоквартирном доме входят внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения, отвечающие критериям, предусмотренным Правилами N 491. Транзитные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Общедомовые приборы учета должны устанавливаться таким образом, чтобы учитывать объем коммунального ресурса, потребленного только данным многоквартирным домом.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письмах от 01.04.2016 N 14694-0Г/04 и от 14.12.2020 N 51034-ОЛ/04 также дало разъяснения, согласно которым прибор учета, предназначенный для измерения объема (количества) коммунального ресурса, поступающего в несколько многоквартирных домов, не может являться коллективным (общедомовым).
Кроме того, согласно пункту 3 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества.
Вышеприведенные положения Правил N 354 и Правил N 416 не позволяют производить начисление платы по показаниям одного прибора учета в отношении нескольких многоквартирных домов, независимо от наличия или отсутствия технической возможности установки такого прибора учета, начисление платы в такой ситуации должно производиться только по нормативам.
При указанных выше обстоятельствах Инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что вне зависимости от строения инженерной системы многоквартирных домов, прибор учета, расположенный в МКД по адресу: Санкт-Петербург, В.О., 4 линия, д. 19, лит. Б, и осуществляющий учет тепловой энергии, потребленной также в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, В.О. 4 линия, д. 21, лит. А, не может являться общедомовым прибором учета для указанных многоквартирных домов.
Учитывая изложенное, Общество не имело права учитывать показания прибора узла тепловой энергии, который осуществляет учет тепловой энергии, потреблённой не только в спорном МКД, но и в многоквартирных домах по адресу: Санкт-Петербург, В.О. 4 линия, д. 19, лит. Б и д. 21, лит. А, для расчета размера платы за отопление в МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, В.О., 4 линия, д. 19, лит. А, и при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в спорном МКД Обществу следовало руководствоваться абзацем вторым пункта 42(1) Правил N 354.
Аналогичная правовая позиция поддержана в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2021 по делу N А56-22017/2020, от 19.04.2021 по делу N А56-23635/2020, от 21.06.2022 по делу N А56-94351/2021.
Таким образом, Инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что Обществом нарушен порядок начисления размера платы за расчет размера платы за отопление по лицевому счету квартиры N 2 МКД за отопительные сезоны 2019/2020, 2020/2021, 2021/2022, в связи с чем Инспекция правомерно выдала Обществу предписание от 21.12.2021 N 12/21/643-Р об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и проведении перерасчета.
Предписание от 21.12.2021 N 12/21/643-Р соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества (не возлагает на Общество дополнительных обязанностей помимо установленных законом), в связи с чем оснований для признания недействительным оспариваемого заявителем предписания не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования о признании недействительным предписания Инспекции от 21.12.2021 N 12/21/643-Р.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 23.09.2022 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 29.09.2022 N 63563) подлежит возврату ПАО "ТГК-1" из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 сентября 2022 года по делу N А56-17516/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 29.09.2022 N 63563.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17516/2022
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N1"
Ответчик: А56-58920/2021, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Жилищный комитет