г. Москва |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А40-161950/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А.Свиридова,
судей: |
С.Л.Захарова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания П.С.Бурцевым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Арбитражному управляющему Джафарову Исмаилу Ибрагим-оглы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.10.2022 по делу N А40-161950/22 (149-1240)
по заявлению Управлению Росреестра по г.Москве
к Арбитражному управляющему Джафарову И.И.О.
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Джафаров И.И.о. по паспорту; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Арбитражного управляющего Джафарова И.И.О. (далее - Управляющий) к административной ответственности по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2022 удовлетворил заявленные требования, предупредив ответчика.
Ответчик, не согласившись с принятым решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание заявитель своего представителя не направил, суд располагает доказательствами надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Как следует из материалов дела, Определением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 по делу N А40-98976/20-165-156Б в отношении АО "Трест N 7" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждён Робакидзе Александр Юрьевич.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2021 (резолютивная часть решения объявлена 19.10.2021) по делу N А40-98976/20-165-156Б в отношении АО "Трест N 7" введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Джафаров Исмаил Ибрагим оглы.
В соответствии с п.1 ст.143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве) конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Указанная норма гарантирует собранию кредиторов право на получение в установленный срок отчетов о деятельности конкурсного управляющего с отражением в них достоверной и актуальной информации о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства.
Согласно сообщению Единого федерального реестра сведений о банкротстве от 24.09.2021 N 7387484, арбитражным управляющим Робакидзе Александром Юрьевичем организовано проведение собрания кредиторов АО "Трест N 7".
В повестку собрания кредиторов были включены, в том числе следующие вопросы:
6. Принятие решения об образовании комитета кредиторов, с отнесением к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с Федеральным законом о банкротстве принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии со ст. 12 Федерального закона о банкротстве закона, отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов.
7. Определение количественного состава комитета кредиторов.
8. Избрание членов комитета кредиторов.
11. Определение периодичности проведения последующих собраний кредиторов АО "Трест N 7".
Согласно сообщению ЕФРСБ от 11.10.2021 N 7477309, по результатам голосования приняты следующие решения по вопросам повестки дня собрания кредиторов:
- по 6 вопросу: не образовывать комитет кредиторов.
- по 7 вопросу: голосование не проводилось.
- по 8 вопросу: голосование не проводилось.
- по 11 вопросу: проводить собрания кредиторов АО "Трест N 7" не реже 1 раза в 3 месяца.
Предметом административного расследования являлось установление факта соблюдения (нарушения) арбитражным управляющим Джафаровым Исмаил Ибрагим-оглы периодичности предоставления отчетов собранию кредиторов должника при проведении 10.03.2022 собрания кредиторов АО "Трест N 7".
В ходе административного расследования в отношении арбитражного управляющего Джафарова Исмаила Ибрагима оглы Управлением установлено, что у АО "Трест N 7" иная (отличная от установленной п.1 ст.143 Федерального закона о банкротстве) периодичность проведения собраний кредиторов АО "Трест N7" не устанавливалась, что подтверждается:
- автоматизированной копией сообщения ЕФРСБ от 24.09.2021 N 7387484 о проведении 08.10.2021 собрания кредиторов у АО "Трест N 7";
- автоматизированной копией сообщения ЕФРСБ от 11.10.2021 N 7477309 о результатах проведения 08.10.2021 собрания кредиторов АО "Трест N 7";
- копией протокола собрания кредиторов АО "Трест N 7" от 08.10.2021.
Следовательно, при проведении собраний кредиторов АО "Трест N 7", арбитражный управляющий Джафаров Исмаил Ибрагим оглы обязан руководствоваться решением собранием кредиторов должника от 08.10.2021, основанным на положениях п.1 ст.143 Федерального закона о банкротстве и обеспечивать представление отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иной информации собранию кредиторов должника не реже чем один раз в три месяца.
В соответствии с п.42 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (ч.2 ст.176 АПК РФ), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
Как указано ранее, арбитражный управляющий Джафаров Исмаил Ибрагим-оглы утверждён конкурсным управляющим АО "Трест N 7" 19.10.2021.
Следовательно, арбитражный управляющий Джафаров Исмаил Ибрагим-оглы обязан представить собранию кредиторов должника отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе не позднее 19.01.2012.
Сообщением ЕФРСБ от 24.02.2022 N 8285092, арбитражным управляющим Джафаровым Исмаилом Ибрагимом-оглы назначено проведение собрания кредиторов с целью рассмотрения отчета конкурсного управляющего АО "Трест N 7", на 10.03.2022.
В ходе административного расследования арбитражным управляющим Джафаровым Исмаилом Ибрагимом оглы представлены письменные пояснения, из которых следует, что арбитражным управляющим Джафаровым Исмаилом Ибрагимом оглы не могло быть проведено собрание кредиторов должника до рассмотрения Арбитражным судом города Москвы требований ООО "ЭлектроградСтрой" в размере 610 709,72 руб. основного долго и 61 070,97 руб. неустойки, ООО "ИНЖПУТЬСТРОЙ" в размере 933 107,75 руб., ООО "АВТОГРАДЪ" в размере 728 304,28 руб., поскольку собрание кредиторов АО "Трест N 7" являлось бы не легитимным, а принятые им решения незаконными.
Вместе с тем, ссылка арбитражного управляющего Джафарова Исмаила Ибрагима оглы на вышеуказанные обстоятельства, Управлением не может быть принята во внимание ввиду следующего.
Из анализа положений п.1 ст.143 Федерального закона о банкротстве не следует, что отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, а также информация о финансовом состоянии должника, должны выноситься арбитражным управляющим на голосование. Следовательно, никаких решений собранием кредиторов по вопросу о принятии к сведению отчета конкурсного управляющего о своей деятельности приниматься не должно.
Вышеуказанное подтверждается в том числе и сведениями, указанными арбитражным управляющим Джафаровым Исмаилом Ибрагимом-оглы в сообщениях ЕФРСБ от 24.02.2022 N 8285092.
Ссылка арбитражного управляющего Джафарова Исмаила Ибрагима оглы на то, что дата проведения собрания кредиторов АО "Трест N 7" (10.03.2022) назначена с учётом требования конкурсного кредитора ЗАО "М.С. Джи" от 17.12.2021, не отменяет факта ненадлежащего исполнения обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 143 Федерального закона о банкротстве, поскольку Федеральным законом о банкротстве не предусмотрено назначение проведения собрания кредиторов за пределы установленного законодательством о несостоятельности (банкротстве) или собранием (комитетом) кредиторов) срока по просьбе (требованию) одного или нескольких конкурсных кредиторов.
Также необходимо учитывать, что возможность отложения проведения собрания кредиторов законодательством о несостоятельности (банкротстве) установлена только в процедуре наблюдения (п.6 ст.71 Федерального закона о банкротстве), поскольку решения, принятые на первом собрании кредиторов, могут существенным образом повлиять на ход дела о несостоятельности (банкротстве). В иных процедурах (например, в процедуре конкурсного производства) соответствующая норма отсутствует.
Позиция Управления по необходимости своевременного представления отчетов собранию (комитету) кредиторов АО "Трест N 7" также подтверждается материалами судебной практики, например:
- решением Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2020 по делу N А40- 127521/20-92-922;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2021 по делу N А40- 12070/21-84-79, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14.09.2021.
Таким образом, арбитражным управляющим Джафаровым Исмаилом Ибрагимом оглы нарушена установленная п.1 ст.143 Федерального закона о банкротстве периодичность предоставления отчетов собранию кредиторов АО "Трест N 7".
Кроме того, в соответствии с п.2 ст.129 Федерального закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан, в том числе принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника, а также включить в ЕФРСЯ сообщение, содержащее сведения о результатах инвентаризации имущества должника не позднее чем в течение трех дней с даты завершения инвентаризации.
Как указано ранее, резолютивная часть решения по делу N А40-98976/20-165- 156Б объявлена 19.10.2021, следовательно, датой введения процедуры конкурсного производства в отношении АО "Трест N 7" является 19.10.2021.
Следовательно, в целях соблюдения п.2 ст.129 Федерального закона о банкротстве конкурсный управляющий АО "Трест N 7" Джафаров Исмаил Ибрагим оглы обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества не позднее 19.01.2022, а также включить в ЕФРСБ сообщение, содержащее сведения о результатах инвентаризации имущества должника не позднее 24.01.2022, а в случае подачи ходатайства о продлении сроков проведения инвентаризации имущества, направить соответствующее ходатайство в Арбитражный суд города Москвы не позднее 19.01.2022 включительно.
Вместе с тем, сообщение N 8235486, содержащее сведения о результатах инвентаризации имущества АО "Трест N 7", включено арбитражным управляющим Джафаровым Исмаилом Ибрагимом оглы в ЕФРСБ только 16.02.2022.
К данному сообщению арбитражным управляющим Джафаровым Исмаилом Ибрагимом оглы прикреплен Акт инвентаризации безналичных денежных средств на расчетном счете от 11.02.2022 N 01, согласно которому инвентаризация имущества АО "Трест N 7" проводилась с 11.11.2021 по 11.02.2022.
В ходе проведения административного расследования установлено, что арбитражным управляющим Джафаровым Исмаилом Ибрагимом оглы инвентаризация имущества АО "Трест N 7" проводилась на основании приказа от 15.11.2021, при этом:
- датой начала инвентаризации указано 15.11.2021;
- датой окончания инвентаризации указано 15.01.2022;
- датой подготовки результатов инвентаризации указано 15.02.2022. Необходимо учитывать, что арбитражным управляющим Джафаровым
Исмаилом Ибрагимом-оглы ходатайство о продлении срока проведения инвентаризации подано в Арбитражный суд города Москвы только 21.02.2022 (зарегистрировано арбитражным судом 22.02.2022). Кроме того, по состоянию на дату принятия процессуального решения (08.06.2022) на официальном интернет-сайте арбитражных судов Российской Федерации отсутствуют сведения о судебном акте, в соответствии с которым арбитражному управляющему Джафарову Исмаилу Ибрагиму оглы продлён срок проведения инвентаризации имущества в деле о несостоятельности (банкротстве) АО "Трест N 7". Доказательств обратного арбитражным управляющим Джафаровым Исмаилом Ибрагимом оглы в ходе административного не представлено и Управлением не установлено.
Таким образом, арбитражным управляющим Джафаровым Исмаилом Ибрагимом оглы в нарушение п.2 ст.129 Федерального закона о банкротстве несвоевременно провел инвентаризацию имущества отношении АО "Трест N 7" и обратился в Арбитражный суд города Москвы с ходатайством о продлении сроков проведения инвентаризации имущества.
Следовательно, своими действиями (бездействием) арбитражный управляющий Джафаров И.И.О. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
08.06.2022 в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении N 2107722. Протокол об административном правонарушении составлен при участии Ответчика.
Исходя из объяснений Джафарова И.И.О. содержащихся в протоколе об административном правонарушении от 08.06.2022, он признаёт свою вину в части нарушения срока проведения собрания кредиторов.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Процессуальных нарушений, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, а также нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судом не установлено.
Материалы административного производства в отношении управляющего на основании ч.3 ст.23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Частью 3 ст.14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.13 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям с формальным составом. Указанное правонарушение считается окончательным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения убытков у конкурсных кредиторов и (или) должника. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействий.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Арбитражным управляющим не представлены документы, подтверждающие факт невозможности соблюдения требований Федерального закона о банкротстве, а также принятия арбитражным управляющим всех зависящих от него мер по соблюдению данных правил и норм.
Исходя из изложенного, суд сделал обоснованный вывод о наличии в действиях Арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Срок давности привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, не истек.
Согласно части 1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005 N 122-0 указал, что положения ч.3 ст.14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Таким образом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период осуществления процедуры банкротства должника.
Кроме того, в определении Конституционного суда Российской Федерации от 06.06.2017 N 1167-0 отражено, касаемо арбитражных управляющих, что их особый публично-правовой статус (предполагающий наделение их публичными функциями, выступающими в качестве своего рода пределов распространения на них статуса индивидуального предпринимателя) обусловливает, как подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, право законодателя предъявлять к ним специальные требования, относить арбитражных управляющих к категории должностных лиц (примечание к статье 2.4 КоАП Российской Федерации) и вводить повышенные меры административной ответственности за совершенные ими правонарушения (Постановление от 19.12.2005 N 12-П и Определение от 23.04.2015 N 737-0).
Таким образом, освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1552-0).
Поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, а процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, арбитражный суд считает, что поданное заявление Управления Росреестра по Москве является обоснованным и подлежит удовлетворению, а Арбитражный управляющий Джафаров И.И.О. подлежит привлечению к административной ответственности по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ с назначением минимального административного наказания, предусмотренного санкцией статьи, а именно в виде предупреждения.
Учитывая изложенное, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2022 по делу N А40-161950/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-161950/2022
Истец: УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Ответчик: Арбитражному управляющему Джафарову Исмаилу Ибрагим оглы, АУ Джафарову ИИ