г. Москва |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А40-68908/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей О.Г. Головкиной, Б.В. Стешана,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Л. Розенфельдом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Газпром энергосбыт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 сентября 2022 года по делу N А40-68908/22,
по исковому заявлению Акционерного общества "Самарагорэнергосбыт"
к Акционерному обществу "Газпром энергосбыт"
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара", Акционерное общество "Самарская сетевая компания"
о взыскании задолженности за фактически потребленную электроэнергию, неустойки,
при участии в судебном заседании:
от истца: Климин А.Э. по доверенности от 23.12.2021;
от ответчика: Макарьян Д.В. по доверенности от 21.02.2022; Нефедов Д.В. по доверенности от 10.01.2022
от третьих лиц: АО "Самарская сетевая компания" - Иванов А.В. по доверенности от 01.09.2022;
ООО "Газпром трансгаз Самара" - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самарагорэнергосбыт" (далее - истец) обратилось с исковым заявлением к Акционерному обществу "Газпром энергосбыт" (далее- ответчик) о взыскании задолженности за фактически потребленную электроэнергию в размере 329 621 руб. за период с 01.03.2021 по 30.06.2021, неустойки, начисленной в соответствии со ст.37 ФЗ-35 "Об электроэнергетике", в размере 27 945 руб. 15 коп. с последующим начислением пени, начиная с 26.10.2021, по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром Трансгаз Самара", АО "Самарская Сетевая Компания".
Решением от 05 сентября 2022 Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил, с учетом постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют императивным нормам права.
От истца и АО "ССК" поступили отзывы, в которых они возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указав на отсутствие правовых оснований.
ООО "Газпром Трансгаз Самара" в представленном отзыве поддерживало доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель АО "Самарская сетевая компания" просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Газпром трансгаз Самара", участвовавший в судебном заседании до перерыва, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между АО "Газпром энергосбыт" и АО "Самарагорэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения от 15.01.2019 N 09991, согласно которому АО "Самарагорэнергосбыт" обязуется осуществлять продажу (поставку) электрической энергии в точки поставки, определенные договором, а АО "Газпром энергосбыт" обязуется своевременно оплачивать приобретаемую электроэнергию и услуги, связанные с процессом снабжения электрической энергией, на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательствам Российской Федерации.
Истец полагает, что при расчетах по договору применению подлежит тариф по уровню напряжения НН, в связи с чем, ответчик должен был оплатить электрическую энергию за период с марта по июнь 2021 в размере 8 645 581,20 рублей.
Ответчик оплатил электроэнергию за спорный период по тарифу, соответствующему уровню напряжения СН-2, в размере 8 315 960,16 рублей, что на 329 621,04 рублей меньше стоимости, предъявленной истцом к оплате, в связи с чем, по мнению истца, у ответчика возникла задолженность в размере 329 621,04 руб.
С учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, настоящий спор связан с определением подлежащего применению тарифного уровня напряжения (СН-2 или НН) в отношении потребителя электрической энергии.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, мотивируя тем, что при способе подключения, аналогичном способу подключения ответчика, отсутствуют основания для применения высшего (питающего) напряжения, соответствующего уровню напряжения СН-2.
Суд первой инстанции признал обоснованными пояснения истца о том, что распределительное устройство 0,4 кВ (РУ) является обособленным объектом электросетевого хозяйства, и оборудование, входящее в их состав, не предназначено для преобразования (трансформации) уровней напряжения электроэнергии; потребитель не осуществляет обслуживание или работы по эксплуатации устройств преобразования, то есть трансформатора, также потребитель не осуществляет содержание и обслуживание, в том числе и распределительного устройства с низким напряжением, от которого осуществляется потребление электрической энергии.
Суд сослался на Письмо ФСТ РФ от 18.02.2005 N СН570/14 "О разъяснениях к Методическим указаниям", в котором указано, что в пункте 45 Методических указаний под "центром питания" понимается распределительное устройство электростанции либо подстанции с учетом коммутационных аппаратов, суд определил, что центром питания для истца является РУ-0,4 кВ, что на распределительном устройстве (РУ-0,4 кВ), от которого подключен потребитель, и где проходит граница балансовой ответственности истца и ответчика, не происходит преобразования электрической энергии, при расчетах подлежит применению уровень напряжения, на котором фактически подключены энергопринимающие устройства потребителя - в данном случае НН.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу пункта 2 Основных положений N 442 точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Таким образом, данная точка одновременно определяет место исполнения обязательств как по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), так и по договорам оказания услуг по ее передаче и используется для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам.
Согласно пункту 2 Правил N 861 граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Согласно п. 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442, расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляются с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В соответствии с п. 81(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, тарифы дифференцируются по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН-1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН-2) 20-1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
Как указано в п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016, при расчетах за услуги по передаче электрической энергии применяется тариф, соответствующий императивно установленному порядку определения уровня напряжения.
Условия применения уровня напряжения установлены пунктом 45 Методических указаний, в силу которого при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, энергоснабжающей организации), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, энергоснабжающей организации) устанавливается на: выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.
Из содержания пункта 45 Методических указаний следует, что названным пунктом установлено специальное правило определения уровня напряжения, используемого при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Порядок определения уровня напряжения в отношении каждой точки поставки для расчета и применения тарифов при различных вариантах присоединения (подключения) энергопринимающих устройств потребителей к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 740, в котором по-новому изложен пункт 15(2) Правил N 861.
Как разъяснено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2016 N АКПИ15-1377 положения пункта 15(2) Правил уточняют порядок определения объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителями, чтобы исключить случаи экономически и технологически необоснованного применения более высокого тарифа при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике не содержит каких-либо норм, иным способом определяющих уровни напряжения для расчета и применения цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения.
Согласно абзацу третьему пункта 15(2) Правил N 861, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства.
Абзац третий пункта 15(2) Правил N 861, в отличие от пункта 45 Методических указаний, не содержит строгие требования к описанию границы раздела балансовой принадлежности сетей сетевой организации и потребителя, и сам факт установления такой границы на объекте электросетевого хозяйства, на котором происходит трансформация электрической энергии (перед оборудованием потребителя происходит преобразование уровней напряжения путем его понижения), признает достаточным для применения в расчетах за услуги по передаче электрической энергии тарифа для питающего (высшего) уровня напряжения трансформаторной подстанции.
Вывод суда первой инстанции о том, что распределительное устройство (РУ) 0,4 кВ является обособленным объектом электросетевого хозяйства, а также отрицание обстоятельства единства данного устройства с иными элементами в составе ТП, сделан на основании пояснений истца и третьего лица- АО "Самарская сетевая компания", и не подтвержден документально.
Согласно доводам ответчика, к спорным отношениям необходимо применять абзац 3 пункта 15(2) Правил N 861, поскольку граница раздела балансовой принадлежности потребителя установлена в распределительном устройстве (РУ), которое является составной частью трансформаторной подстанции, на которой происходит преобразование уровней напряжения (трансформация). При этом в составе ТП имеется входное РУ трансформаторной подстанции на среднем уровне напряжения, трансформатор, и спорное РУ; все указанные составляющие элементы не могут признаваться отдельными обособленными объектами электросетевого хозяйства с различными центрами питания, а определяют ТП как единый объект электросетевого хозяйства, на котором происходит преобразование уровня напряжения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В ГОСТе 24291-90 "Межгосударственный стандарт электрическая часть электростанции и электрической сети" даны определения трансформаторной подстанции (26), подстанции (пункт 4), распределительному пункту (пункт 33), распределительному устройству (пункт 3) и электрической сети (6).
Трансформаторная подстанция (ТП) - электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения с помощью трансформаторов; подстанция (ПС) - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или групп преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных вспомогательных; распределительный пункт (РП) - электрическое распределительное устройство, не входящее в состав подстанции; распределительное устройство (РУ) электроустановка, предназначенная для приема и распределения электрической энергии на одном напряжении и содержащая коммутационные аппараты и соединяющие их сборные шины [секции шин], устройства управления и защиты; электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии.
В пунктах 4.2.4., 4.2.6 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.06.2003 N 242, установлены следующие определения: распределительное устройство (РУ) - электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений; трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Порядок определения уровня напряжения в отношении каждой точки поставки установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", а именно пунктом 15(2) Правил N 861.
Согласно указанному пункту для потребителей, присоединенных к понижающей подстанции, принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения этой подстанции (абзац 3 п. 15 (2).)
В частности, согласно абз. 3 п. 15(2) Правил N 861, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства.
Спорные точки поставки потребителя (по адресу: г. Самара ул. Структурная 48; пр-т Юных Пионеров 145; ул. Воеводина, д. 10) присоединены к понижающим трансформаторным подстанциям сетевой организации (ТП-2495, ТП-3051 и ТП-3119).
Подстанция состоит из различного оборудования. Спорные подстанции состоят из 3-х основных устройств (ВВОДНОЕ РУ => трансформатор => РУ), которые осуществляют 3 основные функции подстанции (прием => преобразование => распределение энергии).
Описанная структура подстанции соответствует положению п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утв. приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242, согласно которому трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Правила устройства электроустановок называют ровно тот же состав оборудования и те же основные функции подстанции.
Таким образом, все 3 указанные устройства (в том числе и РУ) являются составными функциональными частями подстанции.
Это также подтверждается Инструкцией по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94 (утв. Минтопэнерго России 07.07.1994), где дано определение трансформаторной подстанции городских электрических сетей (ТП) - это подстанция, в которой электроэнергия трансформируется с высшего напряжения 10 (6) кВ на низшее 0,4 кВ и распределяется на этом напряжении, а также пунктом 4 ГОСТ 24291-90 ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ.
Потребитель присоединен к РУ подстанций.
Так как РУ - составная часть подстанции, то присоединение к РУ - есть присоединение к подстанции как к объекту, на котором происходит трансформация электрической энергии.
Таким образом, для такого потребителя тариф должен определяться по специальному правилу (абз. 3 п. 15 (2) Правил N 861), т.е. по питающему (высшему) напряжению (тариф для СН-2).
По мнению истца, РУ-0,4 кВ в состав подстанции не входит, в связи с чем, к самой подстанции потребитель не присоединен и ответчик не вправе претендовать на специальное правило определения уровня напряжения по абз.3 п. 15 (2) правил N 861.
Однако позиция истца противоречит положениям п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок и с определением трансформаторной подстанции (ТП), данным в специальных отраслевых документах - Инструкции по проектированию городских электрических сетей и п. 4 ГОСТ 24291-90, из которых прямо следует, что подстанция городских электрических сетей должна самостоятельно осуществлять распределение преобразованной электроэнергии на низшем уровне напряжения 0,4 кВ, для чего в ее составе должно быть распределительное устройство (РУ - 0,4 кВ).
Подстанция, исходя из позиции истца, распределение преобразованной электроэнергии не осуществляет, что не соответствует положениям законодательства, а также имеющимся в материалах дела доказательствам того, что распределительные устройства 0,4 кВ входят в состав каждой из спорных ТП:
- акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, где указано о принадлежности РУ к подстанциям. В акте N 2249-с указано, что граница балансовой принадлежности проходит: "В ТП-2495 РУ-0,4 кВ". В акте N 2175-С указано, что граница балансовой принадлежности проходит в "РУ-0,4 кВ ТП-3051". В акте б/н от 13.12.2005, с учетом выводов, сделанных в акте осмотра от 16.12.21 N 23-58, указано, что граница балансовой принадлежности проходит на контактах кабельных наконечников КЛ-0,4 кВ в РУ-0,4 кВ, ТП-3119;
- акты осмотра спорных ТП от 26.11.2021, проведенные с участием представителя ответчика, потребителя электрической энергии (ООО "Газпром трансгаз Самара") и специалистов "Ивановского государственного энергетического университета";
- акты осмотра спорных ТП от 16.12.2021 N N 23-58, 23-57, 23-56, проведенные с участием представителя сетевой компании АО "ССК" (третье лицо), ответчика и потребителя электрической энергии ООО "Газпром Трансгаз Самара" (третье лицо), также подтверждают, что потребитель подключен в РУ-0,4 кВ ТП-2495, ТП-3119, ТП-3051, что в состав указанных ТП входит РУ-0,4 кВ, а ТП являются единым технологическим комплексом, состоящим из вводного РУ-6 (10) кВ, трансформаторов и РУ-0,4 кВ. Граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств потребителя установлена на объекте электросетевого хозяйства (ТП-2495, ТП-3051, ТП-3119), на котором происходит преобразование уровня напряжения (трансформация электроэнергии).
С учетом указанных норм законодательства и представленных ответчиком доказательств, распределительное устройство не является самостоятельным объектом электросетевого хозяйства. РУ является составной частью подстанции как объекта электросетевого хозяйства, без которых остальная часть подстанции не сможет осуществлять одно из своих предназначений - распределение электрической энергии.
Следовательно, присоединение к распределительному устройству ТП эквивалентно присоединению к ТП.
Истцом не приведено нормативно-технических обоснований, свидетельствующих, что вопреки требованиям Закона "Об электроэнергетике", пункту 4.2.6. Правил устройства электроустановок и упомянутым выше специальным руководящим отраслевым документам, спорные распределительные устройства не являются составными частями подстанции и должны рассматриваться как отдельные объекты электросетевого хозяйства.
Доказательства же, имеющиеся в материалах дела, в их взаимосвязи и совокупности свидетельствуют, что РУ-0,4 кВ входят в состав спорных ТП.
Таким образом, необходимость применения тарифного уровня напряжения СН-2 обусловлена императивными требованиями Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в силу которых если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства" (абз. 3 п.15 (2) Правил)).
Аналогичное положение содержится и в п. 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Ссылка истца и АО "ССК" на п.32 разъяснений к Методическим указаниям (письмо ФСТ России от 18.02.2005 N СН-570/14 "О разъяснениях к Методическим указаниям"), в подтверждение того что в п.45 Методических указаний под центром питания понимается распределительное устройство, является необоснованной.
Из буквального текста разъяснений следует, что центром питания является не просто распределительное устройство, а распределительное устройство подстанции.
С учетом п. 32 данных разъяснений, в п. 45 Методических указаний N 20-э/2 под "центром питания" понимается распределительное устройство электростанции либо подстанции с учетом коммуникационных аппаратов. Под "точкой подключения потребителя к электрической сети" следует понимать не место подсоединения наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (которой служит лишь для определения границ балансовой принадлежности), а непосредственно центр питания (подстанцию) как источник напряжения, в зависимости от которого и рассчитывается соответствующий тариф (определение ВАС РФ от 21 июня 2007 г. N 7157/07).
Сформулированный вывод соответствует Инструкции по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94 (утв. Минтопэнерго России 07.07.1994), согласно которой центром питания (ЦП) городской электрической сети называется электростанция или подстанция, от РУ 10(6) кВ которой электрическая энергия распределяется по сети.
Следовательно, именно ТП, а не РУ-0,4 кВ, является центром питания.
ТП-2495 имеет высшее напряжение 6 кВ и понижает его до уровня напряжения 0,4 кВ.
ТП3119 и ТП-3051 имеют высший уровень напряжения 10 кВ и понижают его до уровня напряжения 0,4 кВ.
Данные факты следуют как из актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, так и из актов осмотра от 26.11.2021 (с участием специалистов ИГЭУ) и акта осмотра от 16.12.2021 (проведенного с участием АО "ССК).
В силу пункта 44 Методических указаний N 20-э/2 и п.81(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике уровень напряжения 6 и 10 кВ относится к уровню напряжения СН-2.
Следовательно, высшим напряжением центров питания (подстанций ТП-3119, ТП-3051 и ТП 2495) является СН-2.
Именно уровень напряжения СН-2, в силу абз.3 п.15(2) Правил N 861 и п.45 Методических указаний N 20-э/2 подлежит применению при расчетах сторон.
Доводы истца о том, что потребитель присоединен на фактическом уровне напряжения 0,4 кВ в РУ-0,4 кВ трансформаторных подстанций не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Согласно п. 45 Методические указания N 20-э/2 при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается на: выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.
При этом ни истец, ни третье лицо не оспаривают факт подключения энергопринимающих устройств потребителя в Распределительных устройствах (РУ) спорных ТП, имеющих высший уровень напряжения СН-2.
Следовательно, применению при расчетах подлежит питающий (высший) уровень напряжения ТП (СН-2).
Факт соответствия схемы присоединения потребителя пункту 45 Методических указаний N 20-э/2 подтвержден Экспертным исследование трансформаторных подстанций ТП-2495, ТП3051, ТП-3119, выполненным ФГБОУ ВО "Ивановский государственный энергетический университет".
Довод истца и третьего лица - АО "ССК", что сетевая компания несет затраты (потери) на передачу электрической энергии потребителю по низкому уровню напряжения 0,4 кВ и может их компенсировать только путем применения тарифа по уровню напряжения НН (0,4 кВ), подлежит отклонению.
Согласно пункту 48 Методических указаний N 20-э/2 необходимая валовая выручка сетевой организации распределяется по уровням напряжения. Объекты электросетевого хозяйства учитываются на соответствующем уровне напряжения согласно условным единицам. Расчет условных единиц для распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения определяется в соответствии с Приложением 2 "Система условных единиц для распределения общей суммы тарифной выручки по классам напряжения".
В примечаниях к таблице N П.2.2 "Объем подстанций 35 - 1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0,4 -20 кВ в условных единицах" определено, что условные единицы электрооборудования понизительных подстанций относятся на уровень высшего напряжения подстанций.
Кроме того, в этих же примечаниях указано, что по п. п. 10 - 12 Таблицы (т.е. по одно и двух трансформаторным ТП) дополнительно учтены трудозатраты оперативного персонала распределительных сетей 0,4 - 20 кВ.
Таким образом, все оборудование ТП, в том числе и РУ-0,4 кВ учитывается по высшему (на входе в ТП) уровню напряжения 6(10) кВ, т.е. СН-2.
Следовательно, необходимая валовая выручка на содержание всего оборудования спорных подстанций (ТП-3051, ТП-3119 и ТП-2495), в том числе и их РУ-0,4 кВ, при тарифном регулировании относятся на уровень высшего напряжения подстанции (т.е. на СН-2).
Это полностью соотносится с правилом о том, что и потребитель, присоединенный к понизительной подстанции, осуществляет расчеты исходя из высшего напряжения подстанции (абз. 3 п. 15(2) Правил N 861 и п.45 Методических указаний N20-э/2).
Сетевая организация при таких правилах тарифного регулирования никаких убытков получить не может.
То есть, как оборудование учитывается при тарифном регулировании, так и происходит расчет за услуги по передаче электрической энергии с использованием этого оборудования.
Указанный подход соответствует позиции Верховного суда РФ, изложенной в Определениях Верховного суда РФ от 13.09.2019 N 306-ЭС1825562, от 28.06.2018 N 306-ЭС17-23208, согласно которой тариф должен применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливается.
Кроме того, п. 15(2) Правил N 861, как прямо указано в первом абзаце данного пункта, устанавливает единые правила определения напряжения для расчета и применения тарифов.
Поэтому, если для спорных точек поставки абз. 3 п. 15(2) Правил N 861 предписывает применять питающее напряжение (СН2), то именно это напряжение должно применяться в отношении соответствующих точек поставки как при применении установленного тарифа при расчетах за оказанные услуги, так и при расчете (установлении) самого тарифа органом исполнительной власти, осуществляющим тарифное регулирование.
В противном случае, применение к объемам потребления от ТП, учтенных по уровню напряжения СН-2, более дорогого тарифа по уровню напряжения (НН) приведет не только к нарушению норм о ценообразовании, но и приведет к неосновательному обогащению истца.
Приведенное в пункте 15(2) Правил N 861, пункте 45 Методических указаний правовое регулирование имеет экономическую аргументацию и обусловлено недопустимостью получения сетевой организацией технологически необоснованной выгоды.
Причина в том, что в оплачиваемый потребителями тариф на услуги по передаче электрической энергии включаются расходы сетевой организации на оплату потерь, которые неизбежно возникают в ходе передачи энергии на расстояние (пункт 52 Правил N 861). Величина указанных расходов в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике регулируется государством путем установления соответствующих нормативов с учетом дифференциации по уровням напряжения сетей.
В силу физических процессов в сетях с высоким напряжением возникает меньше потерь, что влечет установление более низкого их норматива, и, следовательно, более низкого тарифа на услуги по передаче энергии. В сетях с низким напряжением возникает больше потерь, что приводит к учету больших (чем при высоком напряжении) затрат сетевой организации на покупку нормативных потерь в ее сетях и установлению более высокого тарифа.
В абзаце третьем пункта 15(2) Правил N 861 урегулирована ситуация непосредственного присоединения, когда передача энергии осуществляется на высоком уровне напряжения, и сетевая организация несет расходы по покупке потерь, объем которых определяется исходя из передачи энергии высокого напряжения, однако, перед оборудованием (сетями) потребителя происходит трансформация (понижение) уровня напряжения.
Как следует из Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2007 N 7157/07 с учетом пункта 32 разъяснений к Методическим указаниям, содержащихся в письме Федеральной службы по тарифам от 18.02.2005 N СН-570/14, в пункте 45 Методических указаний N 20-э/2 под "центром питания" понимается распределительное устройство электростанции либо подстанции с учетом коммутационных аппаратов. Под "точкой подключения потребителя к электрической сети" следует понимать не место подсоединения наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (которое служит лишь для определения границ балансовой принадлежности), а непосредственно центр питания (подстанцию) как источник напряжения, в зависимости от которого и рассчитывается соответствующий тариф.
В этой связи, применение в расчетах тарифа, установленного для низкого уровня напряжения, в то время как фактическая передача ресурса производилась по высокому напряжению (до трансформаторной подстанции), приводит к оплате потребителем сетевой организации затрат на оплату потерь, которые фактически ею не понесены, и не учитывались при установлении в отношении этой сетевой организации тарифов на услуги по передаче энергии, дифференцированных по уровням напряжения.
Необходимость точного (буквального) соблюдения положений пункта 45 Методических указаний для применения потребителем в расчетах за услуги по передаче электрической энергии тарифа, установленного для питающего (высшего) уровня напряжения подстанции, а не уровня напряжения, на котором потребитель фактически получает электрическую энергию при подключении в ТП, следует из судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2016 N 310-ЭС16-7069).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Ответчик обоснованно оплатил электроэнергию за спорный период по тарифу, соответствующему уровню напряжения СН-2, в связи с чем, отсутствует задолженность ответчика за электрическую энергию, потребленную по договору энергоснабжения в спорном периоде.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ, исковые требования - оставлению без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 сентября 2022 года по делу N А40-68908/22 отменить.
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" (ОГРН: 1086316010373, ИНН: 6316138990) в пользу Акционерного общества "Газпром Энергосбыт" (ОГРН: 5067746436731, ИНН: 7705750968) 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп. - в возмещение расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68908/2022
Истец: АО "САМАРАГОРЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: АО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ"
Третье лицо: АО "Самарская сетевая компания", ООО ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САМАРА ""