г. Москва |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А40-109796/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Расторгуева Е.Б., Яремчук Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2022 по делу N А40-109796/22 по иску ООО "ЖЭУ Жилстрой" (ОГРН 1095011000479) к 1) ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России (ОГРН 1035006114208), 2) Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) о взыскании задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Марченко О.Г. по доверенности от 25.05.2022, Грачев Н.М. по доверенности от 28.11.2022;
от ответчика 1: Удальцова Е.М. по доверенности от 02.09.2022 N 20;
от ответчика 2: Лебедев Д.В. по доверенности от 11.10.2022;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЖЭУ Жилстрой" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2020 по 28.08.2020 года (включительно) в сумме 313 061, 05 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 октября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, судом нарушены нормы материального права и процессуального права при принятии решения по делу.
Также, не согласившись с принятым решением, Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку судом принято незаконное и необоснованное решение.
Представитель Минобороны России, Представитель ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалоб возражал, направил отзывы на жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 04 октября 2022 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭУ Жилстрой" осуществляет управление многоквартирным домом, по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Механизаторов, дом 57, корпус 1.
По состоянию на 01.01.2020 г. в многоквартирном доме по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Механизаторов, дом 57, корпус 1, являлись незаселенными квартиры " 3, 15, 31, 51, 80, 122, 140, 142, 143, 148, 150, 152, 153, 158, 162, 163, 167, 168, 171, 191, 199, закрепленные на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. Было зарегистрировано прекращение права оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на квартиры в многоквартирном доме по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Механизаторов, дом 57, корпус 1, а именно:
-26.08.2020 г. на квартиры N N 3, 15,
-27.08.2020 г. на квартиры N N 142, 143, 148, 150, 152, 153, 158, 162, 163, 167, 168, 171, 191, 199,
- 28.08.2020 г. на квартиры N N 31, 51, 80, 122, 140.
Вследствие ненадлежащего исполнения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01 января 2020 года по 28 августа 2020 года включительно) образовалась задолженность в сумме 313 061, 05 руб.
Истцом в адрес ответчиков направлена претензия, оставленная последними без удовлетворения.
На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Как было указано выше, управление многоквартирным домом, по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Механизаторов, дом 57, корпус 1, осуществляет ООО "ЖЭУ Жилстрой".
В соответствии с ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти или управомоченные ими лица.
В силу п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (ст. 294, 296).
На основании п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В абзаце 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Исходя из смысла ст. 210, 296 Гражданского кодекса Российское Федерации право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования п. 3 ст. 30, п. 1, 2, 3 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно части 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Статьей 125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении недвижимого имущества, находящегося у Вооруженных сил Российской Федерации на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, является Минобороны России.
На основании пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
Обязанность по несению расходов ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ по внесению платы за жилое - помещение и коммунальные услуги за указанные помещения установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда г. Москвы.
Указанными решениями Министерство обороны РФ привлечено к субсидиарной ответственности по задолженности ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Таким образом, принимая во внимание, что доказательств в подтверждение возмещения взыскиваемой суммы ответчиками в материалы дела не представлены, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчики не представили каких-либо доказательств, подтверждающих внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2020 по 28.08.2020 по спорным квартирам.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, обязанность по несению расходов ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за указанные помещения установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 17.06.2015 по делу N А41-16378/15 за период с января 2014 года по декабрь 2014 года и вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда г. Москвы: от 17.12.2014 по делу N А40-56405/14 за период с апреля 2011 года по декабрь 2013 года, от 14.12.2015 по делу N А40-166594/15 за период с января 2015 года по май 2015 года, от 27.04.2016 по делу N А40-249744/15 за период с июня 2015 года по ноябрь 205 года, от 14.07.2016 по делу N А40-76499/16 за период с декабря 2015 года по январь 2016 года, от 22.11.2017 по делу N А40-129597/17 за период с февраля 2016 года по март 2017 года, от 17.09.2018 по делу N А40-83341/18 за период апрель 2017 года по декабрь 2017 года, от 13.08.2018 по делу N А40-116368/18 за период с января 2018 года по март 2018 года, от 20.11.2019 по делу N А40-231930/19 за период с апреля 2018 года по декабрь 2018 года, от 03.07.2020 г. по делу N А40-69734/20 за период с января 2019 года по декабрь 2019 года.
Указанными решениями Министерство обороны Российской Федерации привлечено к субсидиарной ответственности по задолженности ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Также, указанными решениями установлен статус ООО "ЖЭУ Жилстрой" как управляющей организации, под управлением которой находится многоквартирный дом по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Механизаторов, дом 57, корпус 1.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
По состоянию на 01.01.2020 в многоквартирном доме по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Механизаторов, дом 57, корпус 1, являлись незаселеннымиквартиры N N 3, 15, 31, 51, 80, 122, 140, 142, 143, 148, 150, 152, 153, 158, 162, 163, 167, 168, 171, 191, 199, закрепленные на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Было зарегистрировано прекращение права оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на квартиры в многоквартирном доме по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Механизаторов, дом 57, корпус 1, а именно: 26.08.2020 на квартиры N N 3, 15, 27.08.2020 на квартиры NN 142, 143, 148, 150, 152, 153, 158, 162, 163, 167, 168, 171, 191, 199, 28.08.2020 на квартиры NN 31, 51, 80,122,140.
Расчет задолженности произведен по каждой отдельно взятой квартире до даты прекращения права оперативного управления ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Ответчиками не представлены доказательствам неверности расчета размера задолженности за спорный период по спорным квартирам.
Ссылка заявителя жалобы на определение Конституционного суда РФ от 18.07.2006 г. N 373-О является безосновательной, так как в рамках указанного дела рассматривалась обязанность по оплате коммунальных услуг лица, принявшего жилое помещение от застройщика.
Вынесенными по его делу судебными решениями на него, как на фактического пользователя коммунальных услуг, с суммой и качеством предоставления которых он согласился, была возложена обязанность по их оплате.
При этом момент возникновения данной обязанности был определен судом не моментом государственной регистрации права собственности заявителя на квартиру, а датой приемки объекта строительства в эксплуатацию и внесения заявителем оплаты по договору долевого строительства с учетом того, что обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях.
Указанная ситуация не является аналогичной ситуации, рассматриваемой в настоящем деле.
В рамках дела ООО "ЖЭУ Жилстрой" заявило требования о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги только по незаселенным квартирам, приобретенным для нужд Министерства обороны РФ и являющимся федеральной собственностью.
Незаселенность спорных квартир подтверждается выписками из поквартирных карточек, приложенными к исковому заявлению.
Ответчиками не представлены копии договоров социального найма, заключенных ими или подведомственными им лицами в отношении спорных жилых помещений.
Ссылка заявителей жалоб на приказ ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 (ред. от 23.12.2009) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.11.2007 N 10545) неправомочна, так как он утратил силу в связи с изданием приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288, вступившим в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" -17.04.2013).
Ссылка заявителей жалоб на иные решения арбитражных судов отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в них не рассматривался вопрос об обязанности органов государственной власти или управомоченных ими лиц по несению расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги по незаселенным жилым помещениям государственного жилищного фонда.
Собственник спорных жилых помещений в спорный период не менялся. Все спорные жилые помещения до настоящего времени не заселены и являются собственностью Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти или управомоченные ими лица.
Ссылка заявителей на пункт 60 постановления Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.042010г. является безосновательной, так как в спорный период не было перехода права собственности на спорные жилые помещения.
Ссылка заявителей на определение Верховного Суда РФ по делу N 303-ЭС15-6562 от 14.09.2015 г. (дело N А73-6824/2014) является безосновательной, так как в нем не рассматривалась обязанность органов государственной власти или управомоченных ими лиц по несению расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги по незаселенным жилым помещениям государственного жилищного фонда.
В указанном деле рассматривались требования энергоснабжающей организации о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию на объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежавшие городскому поселению.
Таким образом, принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчики не доказали обоснованность доводов апелляционных жалоб.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционных жалоб несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2022 по делу N А40-109796/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109796/2022
Истец: ООО "ЖЭУ ЖИЛСТРОЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ