г. Москва |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А40-90758/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
С.Л.Захаров, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания П.С.Бурцевым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "ГРИМНИР" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2022 по делу N А40-90758/21 (92-600)
по заявлению ООО "ГРИМНИР"
к 1) Департаменту городского имущества города Москвы, 2) Правительству Москвы
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Сафронов А.В. по дов. от 26.04.2022; |
от ответчика: |
1) Апрелов С.А. по дов. от 13.12.2021; 2) Апрелов С.А. по дов. от 13.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГРИМНИР" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее Департамент), Правительству Москвы о признании недействительным решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства от 10.02.2021 N 4-МВК/2021 об отказе в имущественной поддержке на 2021 год в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. в год по Договору аренды N 02-00226/07 от 27.06.2007; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением от 17.09.2021 суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2022 упомянутые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением от 14.09.2022 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод, что обществом не оспорена ставка арендной платы установленной обществу. Решение межведомственной комиссии принято по предусмотренным законом основаниям, в пределах предоставленных полномочий.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель соответчиков поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считают ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что судами не дана оценка действиям межведомственной комиссии отказавшей в имущественной поддержке обществу на 2021, не определено, является ли заявитель субъектом малого предпринимательства и соответствовало ли общество критериям, установленным для имущественной поддержки.
Как следует из материалов дела ООО "ГРИМНИР" арендует находящееся в муниципальной собственности г.Москвы помещение по адресу: 125040, г.Москва, улица Нижняя, д.5 в соответствии с договором аренды от 27.06.2007 N 02-00226/07 (далее - Договор). Помещение используется для производства - пошива головных уборов и формы, а также (дополнительно) оказанию услуг населению по ремонту одежды. ООО "ГРИМНИР" - субъект малого предпринимательства, внесенный в реестр субъектов малого предпринимательства за номером 1507-004332/15 от 01.08.2016.
С момента заключения Договора по 2020 год включительно город оказывал предприятию имущественную поддержку, в виде установления минимальной ставки арендной платы за 1 кв.м. в год - 3 500 руб. За время использования помещения Заявителем был сделан капитальный ремонт, заменены окна и электрическая проводка, согласована перепланировка помещения, установлена пожарная сигнализация. Нарушения по срокам оплаты арендной платы и коммунальных платежей отсутствовали.
В декабре 2020 года заявитель направил в адрес Межведомственной комиссии по представлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее-межведомственная комиссия) заявление о предоставлении имущественной поддержки по Договору и сохранении льготной арендной платы на 2021 год. Изменения в деятельности Заявителя и в его финансовом положении по сравнению с предыдущими периодами (2007-2020 годы) отсутствовали.
10.02.2021 Межведомственная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в предоставлении имущественной поддержки на 2021 год. Информация о данном решении была доведена до Заявителя письмом Департамента городского имущества города Москвы от 16.02.2021.
В качестве оснований отказа были приведены несоблюдение п.2.1.2. и п.2.1.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП.
Заявитель 01 марта 2021 года обратился к ответчику с письмом с просьбой разъяснить мотивы отказа. Ответчик в сообщении ДГИ-Э-24946/21-1 от 09 марта 2021 года указал, что Департамент торговли и услуг предоставил заключение, что ООО "Гримнир" не является предприятием бытового обслуживания, а Департаментом предпринимательства и инновационного развития г.Москвы предоставлено заключение о том, что ООО "Гримнир" якобы не является производственным предприятием.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, город Москва является собственником нежилого помещения общей площадью 104,6 кв.м, находящегося по адресу: г.Москва, ул.Нижняя, д.5. В целях эксплуатации данного помещения между Департаментом и Обществом заключен договор аренды от 27.06.2007 N 02-00226/07. Помещение передано в аренду для использования под ателье.
Указанный договор аренды прошел государственную регистрацию.
Дополнительным соглашением от 23.07.2015 срок действия договора аренды продлен до 30.06.2025. Кроме того, на основании ч.ч.9 и 10 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135- ФЗ), по взаимному соглашению сторон с 23.07.2015 установлена ставка арендной платы за 1 кв.м в год равная 11 524,00 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды. Данное дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора аренды от 27.06.2007 N 02-00226/07.
Указанное дополнительное соглашение подписано обеими Сторонами договора аренды, т.е. Стороны фактически выразили свою волю, согласившись с условиями настоящего соглашения, в том числе и по размеру ставки арендной платы. В соответствии с п.4.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если при заключении договора аренды на новый срок между сторонами возникнут разногласия относительно условий, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ, преддоговорный спор по требованию любой из сторон может быть передан на рассмотрение суда (ст.446 ГК РФ).
Условие об арендной плате устанавливается судом на основании данных о размере такой платы, определенных оценщиком (п.1 ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ) на момент истечения срока предыдущего договора аренды.
Указанным правом ООО "ГРИМНИР" не воспользовалось, при этом, риск не совершения процессуальных действий лежит целиком на Арендаторе.
Объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению.
У арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты. Арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду.
Представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
Как следует из решения Комиссии, оформленного протоколом от 10.02.2021 N 4-МВК/2021, ООО "ГРИМНИР" отказано в имущественной поддержке на 2021 год на основании п.2.1.2 и 2.1.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП.
Указанное решение Комиссии принято коллегиально с участием представителей органов города Москвы, таким образом, оспариваемое решение Комиссии принято по предусмотренным законом основаниям, в пределах установленных полномочий.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции следующим основаниям.
В данном случае размер арендной платы общества не является предметом настоящего спора.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В части 1 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон города Москвы N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" от 26.11.2008, регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010, N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Федеральным законом N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Федерального закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" от 26.11.2008).
Постановлением Правительства Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Согласно пункту 1(1) Постановления Правительства Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 в случае, если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
Из материалов дела видно, что общество является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 23.04.2021 и включено в реестр 01.08.2016, основным видом деятельности является производство головных уборов.
Кроме того, в материалах дела имеются уведомления Департамента за 2016-2020 о том, что на основании межведомственной комиссии для общества устанавливалась арендная плата в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. площади.
В силу п.2.1 постановления 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере в размере 3500 рублей за кв.м. в год.
В соответствии с п.2.1.2 постановления 424-ПП имущественная поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства при условии, если субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности в области бытового обслуживания.
Таким образом, общество является субъектом малого предпринимательства и соответствует критериям предоставления имущественной поддержки, и ранее ему оказывалась поддержка в виде предоставления налоговой ставки арендной платы в размере 3 500 руб.
Как следует из решения Комиссии, оформленного протоколом от 10.02.2021 N 4-МВК/2021, ООО "ГРИНМИР" отказано в имущественной поддержке на 2021 год на основании п. 2.1.2 и 2.1.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП.
В силу п.2.1.6. представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем и применяющему специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", имущественной поддержки.
Решение комиссии принято, в том числе и потому, что не представлено заключение отраслевого органа подтверждающее род деятельности общества.
Между тем, Департамент предпринимательства и инновационного развития г.Москвы произвел обследование предприятия ООО "Гримнир" и предоставил по результатам ответ ДПиР-18-25-108/21 от 01 апреля 2021 года, в котором указал, что 10.02.2021 он своего заключения МВК не давал, а по результатам проведенного осмотра ООО "Гримнир" установлено, что предприятие осуществляет изготовление форменных головных уборов и соответствует критериям для производственных предприятий. Также данный Департамент указал, что все данные переданы в Комиссию для пересмотра ранее выданного решения.
Несмотря на письмо Департамента предпринимательства и инновационного развития г.Москвы, никаких новых данных о пересмотре Комиссией своего решения так и не поступило, Заявитель обратился в ДГИ с письмом (обращением) от 14 апреля 2021 года, в котором попросил ДГИ в порядке самоконтроля внести изменения в решение МВК от 10.02.2021 года и предоставить ООО "Гримнир" меру имущественной поддержки, на которую он имеет право, в полной мере соответствуя критериям, установленным постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП.
До настоящего времени Решение МВК не отменено и не изменено, имущественная поддержка ООО "Гримнир" не предоставлена.
Вместе с тем, пунктом 1.3 Положения о Межведомственной комиссии установлено, что Комиссия является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы. Департамент городского имущества города Москвы в соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения "О Департаменте городского имущества города Москвы" входит в структуру Правительства Москвы и является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, следовательно, заявленные истцом требования предъявлены к надлежащим лицам. Кроме того, согласно п.5.1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" от 01.07.2013, N 424-ПП, в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв.м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением документов.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства вправе по своему усмотрению обратиться как в Департамент городского имущества города Москвы, так и в комиссию.
При таких обстоятельствах апелляционный суд исходит из того, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению, поскольку заявитель соответствовал требованиям, установленным для имущественной поддержке и решение об отказе в ее предоставлении является незаконным.
Апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции от 14.09.2022 подлежит отмене, поскольку суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2022 по делу N А40-90758/21 отменить.
Удовлетворить заявление ООО "Гримнир" о признании недействительным решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства N 4-МВК/2021 от 10.02.2021 об отказе в имущественной поддержке на 2021 год в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м в год по договору аренды N 02- 00226/07 от 27.06.2007 и обязать Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законным интересов общества.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90758/2021
Истец: ООО "ГРИМНИР"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7652/2022
16.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74875/2022
14.09.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-90758/2021
16.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7652/2022
15.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-72678/2021
17.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-90758/2021