г. Москва |
|
16 мая 2022 г. |
Дело N А40-90758/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 16.05.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Ярцева Д.Г.,
судей Борсовой Ж.П., Цыбиной А.В.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "ГРИМНИР" - Сафронов А.В., по доверенности от 26.04.2022;
от ответчиков: Департамента городского имущества города Москвы - Аугулис Р.Р., по доверенности от 13.12.2021; Правительства Москвы - Аугулис Р.Р., по доверенности от 10.12.2021;
рассмотрев 05.05.2022 в судебном он-лайн заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГРИМНИР"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГРИМНИР"
к Департаменту городского имущества города Москвы и Правительству Москвы
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гримнир" (далее - общество, ООО "Гримнир") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) и Правительству Москвы о признании недействительным решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства N 4-МВК/2021 от 10.02.2021 об отказе в имущественной поддержке на 2021 год в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м в год по договору аренды N 02-00226/07 от 27.06.2007 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законным интересов общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021, в удовлетворении заявленных истцом требований было отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется по кассационной жалобе ООО "Гримнир", которое полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять по делу новый акт об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба рассмотрена с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Гримнир" поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе, представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы возражал против удовлетворения жалобы и доводов заявителя, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды N 02-00226/07 от 27.06.2007 ООО "Гримнир" передано в аренду находящееся в муниципальной собственности г. Москвы помещение, расположенное по адресу: 125040, г. Москва, ул. Нижняя, д. 5.
ООО "Гримнир" является субъектом малого предпринимательства, внесенным 01.08.2016 в реестр субъектов малого предпринимательства за номером N 1507-004332/15 и использует арендуемое помещение для производства - пошива головных уборов и формы, а также (дополнительно) оказанию услуг населению по ремонту одежды.
С момента заключения договора по 2020 год включительно город Москва оказывал предприятию имущественную поддержку, в виде установления минимальной ставки арендной платы за 1 кв.м в год - 3 500 руб. За время использования помещения заявителем был сделан капитальный ремонт, заменены окна и электрическая проводка, согласована перепланировка помещения, установлена пожарная сигнализация. Нарушений по срокам внесения арендной платы и оплаты коммунальных платежей не имелось.
В декабре 2020 года заявитель направил в адрес Межведомственной комиссии по представлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - межведомственная комиссия) заявление о предоставлении имущественной поддержки по договору и сохранении льготной арендной платы на 2021 год. При этом, как указал заявитель, изменений в сфере его деятельности и финансовом положении по сравнению с предыдущими периодами (2007-2020 годы) не имелось.
10.02.2021 Межведомственная комиссия приняла решение об отказе в предоставлении заявителю мер имущественной поддержки на 2021 год. Информация о данном решении была доведена до ООО "ГРИМНИР" письмом Департамента городского имущества города Москвы от 16.02.2021.
В качестве оснований отказа были указаны несоблюдение обществом требований пунктов 2.1.2 и 2.1.6 приложения к постановлению Правительства Москвы N 424-ПП от 01.07.2013.
В письме от 01.03.2021 заявитель обратился к Департаменту городского имущества города Москвы с просьбой разъяснить мотивы отказа.
В сообщении ДГИ-Э-24946/21-1 от 09.03.2021 ответчик указал на то, что согласно заключению, предоставленному Департаментом торговли и услуг, ООО "Гримнир" не является предприятием бытового обслуживания, а согласно заключению предоставленному Департаментом предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, ООО "Гримнир" не является производственным предприятием.
Получив данную информацию, 19.03.2021 ООО "Гримнир" обратилось в указанные Департаменты с запросом о предоставлении данных заключений и обоснований, в соответствии с которыми такие заключения были сделаны.
После чего Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы произвел обследование предприятия ООО "Гримнир" и по его результатам предоставил ответ N ДПиР-18-25-108/21 от 01.04.2021, в котором указал, что 10.02.2021 он своего заключения МВК не давал, а по результатам проведенного осмотра ООО "Гримнир" было установлено, что предприятие осуществляет изготовление форменных головных уборов и соответствует критериям для производственных предприятий. Также данный Департамент указал, что все данные переданы в Комиссию для пересмотра ранее выданного решения.
Департамент торговли и услуг письмом от 08.04.2021 (Исх. N 01-4215/21) ответил, что заключение направляется путем межведомственного взаимодействия и не является самостоятельным основанием для отказа в имущественной поддержки. Указал также, что решение принимается большинством голосов от числа членов комиссии.
Поскольку, несмотря на письмо Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, никаких новых данных о пересмотре Комиссией своего решения так и не поступило, ООО "ГРИМНИР" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с письмом (обращением) от 14.04.2021, в котором ппросило Департамент городского имущества города Москвы в порядке самоконтроля внести изменения в решение Межведомственной комиссии от 10.02.2021 года и предоставить обществу меру имущественной поддержки, на которую он имеет право, в полной мере соответствуя критериям, установленным постановления Правительства Москвы N 800-ПП от 25.12.2012.
26.04.2021 Департамент городского имущества города Москвы предоставил ответ на письмо заявителя от 14.04.2021, однако до настоящего времени решение Межведомственной комиссии не отменено и не изменено, имущественная поддержка ООО "Гримнир" не предоставлена.
Не согласившись с оспариваемым решением, полагая его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, ООО "ГРИМНИР" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что в результате заключения между обществом и Департаментом городского имущества города Москвы дополнительного соглашения от 23.07.2015 о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 применение положений пункта 1 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 невозможно.
Судом также установлено, что как следует из решения межведомственной комиссии, оформленного протоколом N 4-МВК/2021 от 10.02.2021, ООО "ГРИМНИР" отказано в имущественной поддержке на 2021 год на основании пунктов 2.1.2 и 2.1.6 приложения к Постановление Правительства Москвы N 424-ПП от 01.07.2013.
Указанное решение Комиссии принято коллегиально с участием представителей Департамента городского имущества города Москвы, Департамента торговли и услуг города Москвы, Департамента культуры города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, Департамента спорта города Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы, Департамента образования города Москвы, Комитета ветеринарии города Москвы и Госинспекции по недвижимости.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Комиссии принято по предусмотренным законом основаниям, в пределах установленных полномочий.
Требования, заявленные к Департаменту городского имущества города Москвы, также признаны необоснованными, поскольку, как указал суд, департамент в силу делегированных ему полномочий выступает от имени города Москвы в качестве арендодателя недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, вопрос предоставления льготной ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства к компетенции Департамента не относится, в связи с чем Департамент является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Между тем, судами обеих инстанций не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007).
В части 1 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон города Москвы N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" от 26.11.2008, регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010, N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Федеральным законом N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007, статья 3 Закона города Москвы N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" от 26.11.2008).
Постановлением Правительства Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Согласно пункту 1(1) Постановления Правительства Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 в случае, если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
Порядок рассмотрения вопроса по предоставлению имущественной поддержки в размере 3 500 руб. за кв. в год установлен Постановлением Правительства Москвы "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" от 01.07.2013, N 424-ПП
В силу пункта 2.1 Правительства Москвы от 01.07.2013, N 424-ПП, Комиссия принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения льготной ставки арендной платы в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС20-1800 от 01.10.2020, необходимость обращения в Межведомственную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв.м.
В данном случае, как установлено судом и следует из материалов дела, предприниматель данную обязанность выполнил, и обратился в Межведомственную комиссию с соответствующим заявлением.
Вместе с тем, оценка действиям Межведомственной комиссии отказавшей заявителю в имущественной поддержке на 2021 год судами по существу не дана.
Суды не исследовали обстоятельства соответствия или несоответствия общества критериям, установленным Постановлением N 800-ПП и Постановлением N 809-ПП для признания за ним права на имущественную поддержку, учитывая, что в Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
В том случае, если арендатор перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, у арендатора возникнет обязанность по внесению арендной платы в размере рыночной ставки, определенной по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
По смыслу статей 71 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду надлежит исследовать и дать оценку доказательствам, представленным в материалы дела, и доводам лиц, участвующих в деле; привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства и заявленные доводы.
Между тем в нарушение требований указанных статей суды фактически не исследовали то обстоятельство, подлежала ли предоставлению ООО "ГРИМНИР" в спорный период льгота, на которую претендовал истец.
Судами установлено, что у сторон имелись договорные отношения по аренде помещений площадью до 300 кв.м, принадлежащих городу Москве, срок договора аренды по 31.03.2012. Дополнительным соглашением к договору срок аренды стороны установили до 30.06.2025. В этой связи судами сделан вывод о том, что срок договора аренды истек, но, поскольку по истечению его срока стороны подписали дополнительное соглашение о его продлении, то размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность.
Согласно сложившейся правоприменительной практике (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации N 05-ЭС21-82 от 01.06.2021) при рассмотрении вопроса о наличии у арендодателя права на применение в спорный период льготной ставки арендной платы судам необходимо исследовать обстоятельства соответствия или несоответствия арендатора критериям, установленным Постановлениями N 800-ПП и N 809-ПП, для признания за ним права на имущественную поддержку.
При изложенных обстоятельствах вывод судов о расчете арендной платы в соответствии с пунктом 2.4 Постановления N 800-ПП и об отсутствии у истца права на применение льготы, установленной пунктом 1 Постановления N 800-ПП, в силу истечения действия договора аренды и заключения сторонами дополнительного соглашения к договору, в отсутствие исследования обстоятельства о соответствии или несоответствии истца критериям, установленным Постановлениями N 800-ПП и N 809-ПП, для признания за ним права на имущественную поддержку, является преждевременным и необоснованным.
Пунктом 1.3 Положения о Межведомственной комиссии установлено, что Комиссия является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы.
Департамент городского имущества города Москвы в соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения "О Департаменте городского имущества города Москвы" входит в структуру Правительства Москвы и является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, следовательно, заявленные истцом требования предъявлены к надлежащим лицам.
Кроме того, согласно п. 5.1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" от 01.07.2013, N 424-ПП, в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв.м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением документов.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства вправе по своему усмотрению обратиться как в Департамент городского имущества города Москвы, так и в комиссию.
Принимая во внимание изложенное, кассационная коллегия считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021, приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, вследствие чего указанные судебные акты на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить, являлся ли истец в спорный период субъектом малого предпринимательства и соответствовал ли он критериям, установленным для применения льготной ставки, определить нормы материального права, применимые к спорным правоотношениям, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А40-90758/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
Ж.П. Борсова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно сложившейся правоприменительной практике (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации N 05-ЭС21-82 от 01.06.2021) при рассмотрении вопроса о наличии у арендодателя права на применение в спорный период льготной ставки арендной платы судам необходимо исследовать обстоятельства соответствия или несоответствия арендатора критериям, установленным Постановлениями N 800-ПП и N 809-ПП, для признания за ним права на имущественную поддержку.
При изложенных обстоятельствах вывод судов о расчете арендной платы в соответствии с пунктом 2.4 Постановления N 800-ПП и об отсутствии у истца права на применение льготы, установленной пунктом 1 Постановления N 800-ПП, в силу истечения действия договора аренды и заключения сторонами дополнительного соглашения к договору, в отсутствие исследования обстоятельства о соответствии или несоответствии истца критериям, установленным Постановлениями N 800-ПП и N 809-ПП, для признания за ним права на имущественную поддержку, является преждевременным и необоснованным."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 мая 2022 г. N Ф05-7652/22 по делу N А40-90758/2021
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7652/2022
16.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74875/2022
14.09.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-90758/2021
16.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7652/2022
15.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-72678/2021
17.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-90758/2021