г. Пермь |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А60-38982/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Лихачевой А.Н., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 сентября 2022 года
по делу N А60-38982/2022
по иску Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (ИНН 6671994672, ОГРН 1146600000645)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)
о взыскании задолженности взносов за капитальный ремонт, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - многоквартирных домах, ответчик) 2 083 151 руб. 54 коп. долга по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных укрытий ВУ в многоквартирных жилых домах, расположенных в городском округе Сухой Лог Свердловской области, с. Курьи и с. Знаменское Сухоложского района Свердловской области за период с марта 2021 года по февраль 2022 года; 83 974 руб. 53 коп. пеней за период с 11.04.2021 по 31.03.2022 (с учетом уменьшения иска в части неустойки, обусловленного ее перерасчетом исходя из установленной с 25.07.2022 ключевой ставки Банка России 8 % годовых, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласен, обратившись с апелляционной жалобой, просит его отменить, приводит доводы о том, что ТУ Росимущества является бюджетным учреждением и не имеет в распоряжении собственных денежных средств, обращение взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Свердловской области финансируется за счет средств федерального бюджета. Росимуществу, как главному распорядителю бюджетных средств, денежные средства на содержание объектов гражданской обороны не доведены. ТУ Росимущества не имеет возможности самостоятельно осуществлять выплаты, производить работы, заказывать услуги и пр. (пункт 2 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возражая на доводы апелляционной жалобы, истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил отзыв.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области является организацией, обеспечивающей функционирование системы капитального ремонта многоквартирных домов в Свердловской области.
Российская Федерация является собственником следующих нежилых помещений в многоквартирных жилых домах:
г. Сухой Лог Свердловской области, по адресам: |
- ул. Артиллеристов, д. 55, общая площадь: 660,4 кв. м. |
- ул. Артиллеристов, д. 59, общая площадь: 1086,6 кв. м. |
- ул. Белинского, д. 20, общая площадь: 660,7 кв. м. |
- ул. Белинского, д. 22, общая площадь: 725,9 кв. м. |
- ул. Белинского, д. 49А, общая площадь: 890,0 кв. м |
- ул. Белинского, д. 54А, общая площадь: 974,2 кв. м |
- ул. Белинского, д. 54Б, общая площадь: 859,3 кв. м |
- ул. 60 лет СССР, д. 1, общая площадь: 763,6 кв. м |
- ул. 60 лет СССР, д. 7, общая площадь: 1011,9 кв. м |
- ул. Милицейская, д. 3А, общая площадь: 539,5 кв. м |
- ул. Новая, д. 6, общая площадь: 543,9 кв. м |
- ул. Новая, д. 7, общая площадь: 247,2 кв. м |
- ул. Победы, д. 15А, общая площадь: 823,7 кв. м |
- ул. Степана Разина, д. 1, общая площадь: 539,3 кв. м |
- проезд Школьный, д. 3/1, общая площадь: 343,00 кв. м |
- ул. Юбилейная, д. 5, общая площадь 601,5 кв. м |
- ул. Юбилейная, д. 15, общая площадь: 88,4 кв. м |
- ул. Юбилейная, д. 27, общая площадь: 929,4 кв. м |
- ул. Юбилейная, д. 29, общая площадь: 900,0 кв. м |
- ул. Юбилейная, д. 31, общая площадь: 582,5 кв. м |
- ул. Юбилейная, д. 33/1, общая площадь: 675,0 кв. м |
- ул. Юбилейная, д. 35/1, общая площадь: 737,4 кв. м |
с. Курьи, Сухоложского района Свердловской области, по адресам: |
- ул. Свердлова, д. 19, общая площадь: 541,9 кв. м |
- ул. Школьная, д. 5, общая площадь: 488,3 кв. м |
с. Знаменское, Сухоложского района Свердловской области, по адресам: |
- ул. Горького, д. 31, общая площадь: 444,6 кв. м |
- ул. Горького, д. 33, общая площадь: 450,2 кв. м |
- ул. Горького, д. 35, общая площадь: 447,8 кв. м |
Факт принадлежности спорных нежилых помещений на праве собственности Российской Федерации и их площади подтверждается выписками из реестра федерального имущества.
Обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении вышеуказанных объектов ответчиком не произведена.
Согласно расчету истца сумма долга за указанный период, рассчитанная с учетом требований части 1 статьи 12 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ и утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области минимального размера взноса на капитальный ремонт, в период с марта 2021 года по февраль 2022 года составила 2 083 151 руб. 54 коп.
Приведенные обстоятельства, образовавшаяся на стороне ответчика задолженность, не погашенная им добровольно, несмотря на соответствующее требование, изложенное в претензии истца, явились последнему основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154, 158, 169, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, которым является Российская Федерация, в силу закона обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества, доказательства оплаты ответчиком не представлены.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Расчет задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт произведен истцом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из площади принадлежащих ответчику помещений и утвержденного Правительством Свердловской области минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что истцом рассчитана задолженность за период с марта 2021 по февраль 2022 года, которая составляет 2 083 151 руб. 54 коп.
В соответствии с требованиями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поскольку доказательств уплаты долга по внесению взносов на капитальный ремонт ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно признал заявленное истцом требование обоснованным и удовлетворил его в заявленном в иске размере.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению на основании следующего.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, независимо от обстоятельств, указанных в обоснование жалобы.
Так, в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение от 05.06.2008 N 432), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно пункту 4 Положения от 05.06.2008 N 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В Свердловской области таким органом является Территориальное управление Росимущества по Свердловской области, которое действует на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 (далее - Положение от 05.03.2009 N 63).
В соответствии с пунктом 4.2.15 Положения от 05.03.2009 N 63 территориальное управление по поручению Росимущества закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями.
Согласно пункту 5.2 Положения от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника в отношении федерального имущества от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Согласно пункту 5.47 Положения от 05.06.2008 N 432 Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
С учетом изложенного, доводы ТУ Росимущества о том, что целевое выделение средств федеральным бюджетом не предусмотрено, не являются основанием для освобождения ответчика от бремени несения расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, которые он должен нести в силу закона.
Отсутствие финансирования само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества не является самостоятельной стороной по настоящему спору, участвует в настоящем деле не от своего имени и в своих интересах, а как орган государственной власти, выступающий от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов. ТУ Росимущества в Свердловской области лишь осуществляет функции представителя Российской Федерации в суде.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Соответственно, поскольку ТУ Росимущества выступает в настоящем деле от имени Российской Федерации как орган государственной власти, осуществляющий полномочия собственника помещений в многоквартирных домах, иск в отношении ответчика удовлетворён судом правомерно.
Решение суда соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2022 является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 сентября 2022 года по делу N А60-38982/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-38982/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СУХОЛОЖСКАЯ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОСП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ