город Томск |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А02-960/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения Республики Алтай "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай" (07АП-10793/22), Министерства экономического развития Республика Алтай (N 07АП-10793/22(2)) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 10.10.2022 по делу N А02-960/2022 (судья Окунева И. В.) по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Алтай "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай" (ОГРН 1140411000839, ИНН 0411168120, ул. Комсомольская, д. 9, пом. 12, г. ГорноАлтайск, Респ. Алтай) и Министерства экономического развития Республика Алтай (ОГРН, ИНН 0411170520, ул. В.И.Чаптынова, д. 24, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) к Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817, ул. В.И.Чаптынова, д. 4, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) о признании недействительными представлений N77-20-34/989 от 08.04.2022 и N77-20-34/988 от 08.04.2022,
В судебном заседании приняли участие:
от Государственного бюджетного учреждения Республики Алтай "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай": Кенг Е.С., представитель по доверенности от 12.12.2022, паспорт;
Министерства экономического развития Республика Алтай: Кенг Е.С., представитель по доверенности от 01.12.2022, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ
государственное бюджетное учреждение Республики Алтай "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай" (далее - ГБУ РА "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (далее - УФК по РА, ответчик) о признании недействительным представления N 77-20-34/989 от 08.04.2022. Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство экономического развития Республика Алтай. Министерство экономического развития Республики Алтай (далее - Минэкономразвития РА) обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФК по РА о признании недействительным представления N 77-20-34/988 от 08.04.2022. Определением от 23.06.2022 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу N А02-960/2022 Определением от 02.09.2022 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица - ГБУ РА "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай".
Определением от 28.09.2022 суд объединил дела N А02-1064/2022 и N А02- 960/2022 в одно производство для их совместного рассмотрения. Дальнейшее рассмотрение споров продолжил в рамках дела N А02-960/2022.
Решение суда от 10.10.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ГБУ РА "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай", Минэкономразвития РА обратились с апелляционными жалобами в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят его отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований. Апелляционные жалобы мотивированы неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционные жалобы не поступили.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалоб, настаивала на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Приказов УФК по РА от 15.12.2021 N N 294 и 296 в отношении Минэкономразвития РА и ГБУ РА "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай" были проведены внеплановые выездные проверки предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющих целевое назначение за период с 01.01.2020 по истекший период 2022 года.
По результатам проверки составлены акты выездных проверок от 21.02.2022, содержащие выводы о нарушении заявителями бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, также несоблюдением условий предоставления субсидий и других обязательств, в части возврата неиспользованного остатка субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации в федеральный бюджет в сумме 20 646 564 рублей 69 копеек (средства федерального бюджета) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
На основании актов выездных проверок Минэкономразвития РА и ГБУ РА "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай" выданы представления N 77-20-34/989 и N 77-20-34/988 от 08.04.2022, в которых указано о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений, в том числе для Минэкономразвития РА - обеспечение возврата средств в федеральный бюджет в сумме 20 646 564 руб. 69 коп.
Не согласившись с указанными представлениями, заявители обратились в суд с заявлениями о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об том, что изложенное в оспариваемых представлениях требование об устранении нарушения законодательства является нормативно обоснованным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Согласно части 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (часть 2 статьи 269.2 БК РФ).
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (пункт 1 статьи 306.1 БК РФ).
В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Под представлением понимается документ, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обязательный для рассмотрения в установленные сроки, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Согласно статье 6 БК РФ бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, предоставленные бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение 15 рабочих дней текущего финансового года, если иное не установлено федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации (часть 5 статьи 242 БК РФ).
В соответствии с положениями части 18 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному и автономному учреждению из бюджета субъекта Российской Федерации на иные цели, подлежат перечислению указанными учреждениями в бюджет субъекта Российской Федерации.
На основании указанной нормы, если целевые межбюджетные трансферты являются источником финансового обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление бюджетным учреждениям субсидий на иные цели, то при установлении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных учреждений, отсутствия потребности в остатках целевых субсидий, данные средства подлежат возврату в бюджет субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, установленные финансовым органом субъекта Российской Федерации, для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 N 203 (далее - Постановление N 203) утверждены Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели (далее - Общие требования).
Пунктом 4 Постановления N 203 рекомендовано исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести в соответствие с общими требованиями нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, но не позднее 1 января 2021 г.
Согласно п.п. "а" и "б" пункта 7 Общих требований в целях определения порядка осуществления контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии и ответственности за их несоблюдение в правовом акте указываются: а) положение о порядке принятия органом-учредителем или учреждением решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии; б) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем, предоставившим субсидию, решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, для достижения целей, установленных при предоставлении субсидии.
На основании пункта 8 Общих требований при определении положения о принятии органом-учредителем решений, предусмотренных "а" и "б" пункта 7 настоящего документа, в правовом акте предусматривается положение о предоставлении учреждением информации о наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, а также документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем указанных обязательств учреждения (за исключением обязательств по выплатам физическим лицам).
Согласно пункту 6.1.1 соглашения, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Алтай, на который со стороны Республики Алтай возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, является Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай.
Вместе с тем, в установленный законом срок субсидия не была возвращена в доход федерального бюджета, из которого она была ранее предоставлена, следовательно, Министерством допущено нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Кроме того, решение о возможности использования государственным бюджетным учреждением Республики Алтай "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай" в 2021 году остатков субсидий на финансовое обеспечение реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", не использованные в 2020 году, принято протоколом заседания Совета по развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности в Республике Алтай от 19.02.2021 N 2, то есть за пределами первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Спорные правоотношения по использованию остатков субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям Республики Алтай в 2020 г., регулировались Порядком предоставления из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай, на иные цели, утвержденным приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай от 21.06.2019 N 136-ОД.
Данный нормативный правовой акт не приведен в соответствие с Общими требованиями и действовал вплоть до 14.07.2021.
Указанное, как верно отмечает суд первой инстанции, привело к принятию решения о наличии потребности (протокол от 19.02.2021 N 2) в остатках субсидии в неустановленном действующим законодательством порядке, в том числе в отсутствие документов, подтверждающих наличие неисполненных финансовых обязательств у соответствующего учреждения - получателя субсидии.
В то же время, согласно пунктом 12 Порядка N 136-ОД неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидий, в отношении которых Министерством не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в очередном финансовом году, подлежат перечислению в республиканский бюджет Республики Алтай.
Контроль за соблюдением учреждением условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком и заключенным соглашением, осуществляется Министерством и иными уполномоченными государственными органами в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Также, согласно пункту 4.3.6 соглашения от 21.04.2020 N 20-2020-00977 учреждение обязуется возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход республиканского бюджета в случае отсутствия решения учредителя о наличии потребности в ее использовании на те же цели в срок до 25.01.2021.
Учитывая изложенное, коллегия суда соглашается, что в данном случае неиспользованные остатки денежных средств подлежали возврату, несмотря на решение Минрегионразвития РА, которое, к тому же, вынесено за пределами установленного срока.
Приказом от 14.07.2021 N 141-ОД утвержден новый Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству экономического развития Республики Алтай, на иные цели (далее - Порядок N 141-ОД). Контроль за соблюдением учреждением условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком и заключенным соглашением, осуществляется Министерством и иными уполномоченными государственными органами в соответствии с федеральным и региональным законодательством (пункт 18 Порядка N 141-ОД). Согласно пункту 20 Порядка N 141-ОД в случае наличия потребности у учреждения в направлении в текущем финансовым году полностью или частично остатков субсидий, не использованных по состоянию на 01 января текущего финансового года, на цели, ранее установленные условиями предоставления субсидий учреждение направляет в Министерство информацию о неисполненных обязательствах учреждениях, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 01 января текущего финансового года остатки целевых неисполненных обязательств.
Таким образом, вопреки позиции заявителей жалоб является обоснованным вывод суда о том, что Порядком N 141-ОД с были учтены общие требования, установленные Постановлением N 203, однако фактически данные требования при принятии решения о наличии потребности в использовании остатков субсидии исполнены не были.
Доводы заявителей жалоб о том, что вывод о соблюдении процедуры согласования использования Учреждением образовавшегося неиспользованного остатка субсидии также содержится в акте выездной проверки N б/н от 21.02.2022, исходя из дословного прочтения которого следует, что процедура согласования расходования неиспользованных остатков субсидии по состоянию на 01.01.2021 соблюдена, отклоняется поскольку в акте указано, что процедура соблюдена, но только в части средств республиканского бюджета.
Ссылки на региональные нормативные правовые акты, имеющие сроки и порядок принятия решения о наличии потребности в неиспользованных средствах субсидии, отличные от установленных федеральным законодательством, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку не учитывают юридическую силу нормативных документов, а также направлены на преодоление противоречия федерального и регионального законодательства в пользу регионального закона.
Доводы заявителей о том, что ГБУ РА "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай" не является получателем бюджетных средств, с точки зрения бюджетного законодательства не имеет значения, поскольку средства субсидии не утрачивают целевого характера. А само требование в бюджетном законодательстве о возврате остатка неиспользованной субсидии не ставится в зависимость от того, является ли учреждение, получавшее эту субсидию, получателем средств бюджета.
Ссылка учреждения на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет. Оценивая изложенные в апелляционных жалоб доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу. Судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства. Применительно к фактическим обстоятельствам дела, доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую оценку суда первой инстанции. Оснований для переоценки в силу положений статей 268, 270 АПК РФ не имеется. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 10.10.2022 по делу N А02-960/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения Республики Алтай "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай", Министерства экономического развития Республика Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-960/2022
Истец: Министерство экономического развития Республики Алтай
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Республике Алтай
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Республики Алтай "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай"
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-690/2023
19.01.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10793/2022
18.10.2023 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-960/2022
15.05.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-690/2023
19.12.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10793/2022
10.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-960/2022