г. Челябинск |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А76-20548/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Калашника С.Е., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Червякова Евгения Ивановича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.10.2022 по делу N А76-20548/2022.
В судебном заседании принял участие представитель:
индивидуального предпринимателя Червякова Евгения Ивановича - Чубарь З.В. (доверенность от 18.05.2022, диплом).
Индивидуальный предприниматель Червяков Евгений Иванович (далее - заявитель, ИП Червяков Е.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области к административной комиссии Трехгорного городского округа (далее - административная комиссия, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2022 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3 Закона Челябинской области N 584-ЗО от 27.05.2010 "Об административных правонарушениях в Челябинской области" (далее - Закон N 584-ЗО), в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено частично, постановление от 16.05.2022 изменено в части назначенного наказания - административный штраф заменен на предупреждение.
ИП Червяков Е.И., не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения, требования статьи 21 Правил благоустройства территории Трехгорного городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 31.07.2012 N 84 (далее - Правила N 84) распространяются на любых физических и юридических лиц. Полагает, что переоборудование фасада многоквартирного дома не охватывается объективной стороной вменяемого административного правонарушения. Акт осмотра от 24.03.2022 является недопустимыми доказательством, как составленный с нарушением части 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Считает, что пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку 22.12.2022 в отношении Червякова Е.И. составлялся аналогичный протокол об административном правонарушении.
В представленном отзыве административный орган ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие административного органа.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости заявитель является собственником нежилого помещения N 55/1, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Мира, д. 12.
30.11.2020 между ИП Червяковым Е.И. (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Атлас" (арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Мира, д. 12, помещение 55/1.
03.12.2021 комиссией МКУ "Служба заказчика" проведена внеочередная проверка фасадов многоквартирного дома N 12 по ул. Мира, в г. Трехгорном, в результате проверки установлено, что собственник нежилого помещения расположенного на первом этаже указанного дома ИП Червяков Е.И. нарушает требования муниципальных правовых актов, а именно:
1. Произведены работы по переоборудованию фасадов многоквартирного жилого дома и изменению его архитектурно-градостроительного облика, без согласования с администрацией города Трехгорного, что нарушает требования пункта 2 статьи 21 Правил N 84, и пункт 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО;
2. Установлено металлическое покрытие на газоне, что нарушает требования пункта 10 Правил производства земляных работ на территории Трехгорного городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов от 26.07.2016 N 70, и пункт 16 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
22.12.2022 членом административной комиссии в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО в присутствии предпринимателя, который извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении: г. Трехгорный, ул. Мира, 6, каб.307, 27 декабря 2021 г. в 15.00 часов.
27.12.2021 административной комиссией дело об административном правонарушении, возбужденное протоколом б/н от 22.12.2021 в отношении предпринимателя, не рассмотрено, не приняты процессуальные решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо о привлечении к административной ответственности.
Также административной комиссией установлено, что в результате проведения 23.03.2022 внеочередного визуального осмотра фасадов многоквартирного дома N 12 по ул. Мира, в г. Трехгорном предпринимателем произведены работы по переоборудованию фасадов и изменению архитектурно-градостроительного облика многоквартирного дома N 12 по ул. Мира, в г. Трехгорном: на главном фасаде многоквартирного дома, выходящего на центральную площадь г. Трехгорного, организована новая входная группа, установлены блоки кондиционеров, изменено колористическое решение фасадов, на месте оконного проема организовано крыльцо, также на дворовом фасаде многоквартирного жилого дома установлены блоки кондиционеров. Работы произведены без согласования с Администрацией города Трехгорного и нарушают требования пункта 2 статьи 21 Правил N 84.
По результатам осмотра составлен акт от 24.03.2022 с приложениями к нему (т.1, л.д.50-52).
29.04.2022 членом административной комиссии в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
16.05.2022 административной комиссией вынесено постановление ИП Червяков Е.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 3 Закона Челябинской области N 584-ЗО от 27.05.2010 "Об административных правонарушениях в Челябинской области", в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Посчитав указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изменяя постановление административного органа, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, соблюдения срока привлечения к административной ответственности, отсутствию процессуальных нарушений, однако установил наличие оснований для замены штрафа на предупреждение.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП РФ).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 - 3, 5 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов и полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере устанавливает Закон N 584-ЗО (статья 1).
Пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона N 584-ЗО установлено, что составлять протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3 этого Закона, уполномочены должностные лица органа местного самоуправления.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона N 584-ЗО, отнесено к подведомственности административных комиссий (часть 3 статьи 32 Закона N 584-ЗО).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 583-ЗО "Об административных комиссиях и о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (далее - Закон N 583-ЗО) органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области (далее - органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов) на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области.
Частями 2, 3 статьи 2 Закона N 583-ЗО установлено, что административные комиссии создаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Административные комиссии действуют на основании положений об административных комиссиях, утверждаемых органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Постановлением Администрации города Трехгорного Челябинской области от 01.06.2015 N 550 утверждено Положение об административной комиссии Трехгорного городского округа.
Таким образом, протокол составлен должностным лицом отдела градостроительства администрации города Трехгорного, и дело об административном правонарушении рассмотрено административной комиссией Трехгорного городского округа в пределах предоставленных им полномочий.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО установлена ответственность за несоблюдение установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций нежилых зданий, строений и сооружений, не повлекшее нарушения технических регламентов о безопасности нежилых зданий, строений и сооружений, а также экологических, санитарно-эпидемиологических требований, установленных федеральным законодательством, выразившееся в:
непринятии мер по устранению загрязнений, повреждений фасадов, ограждающих конструкций, входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок, а также разрушения их отделочного слоя;
установке дополнительных входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок, а также реконструкции (изменении габаритов и конфигураций) и ликвидации существующих входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок без согласования с органом местного самоуправления, если такое согласование предусмотрено муниципальным правовым актом, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются охраняемые общественные отношения в области соблюдения установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций нежилых зданий, строений и сооружений, не повлекшее нарушения технических регламентов о безопасности нежилых зданий, строений и сооружений, а также экологических, санитарно-эпидемиологических требований, установленных федеральным законодательством.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении требований муниципальных нормативных правовых актов к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций нежилых зданий, строений и сооружений, в том числе, непринятие мер по устранению загрязнений, повреждений фасадов, ограждающих конструкций, входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок, а также разрушение их отделочного слоя; установка дополнительных входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок, а также реконструкция (изменение габаритов и конфигураций) и ликвидация существующих входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок без согласования с органом местного самоуправления, если такое согласование предусмотрено муниципальным правовым актом.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение вышеназванных требований к объектам благоустройства.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В силу пункта 18 статьи 2 Правил благоустройства территории Трехгорного городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 31.07.2012 N 84 к объектам благоустройства относятся - фасады зданий, строений и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий, строений и сооружений, в том числе, крыльца, окна, входные двери, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них.
Согласно пункту 2 статьи 21 Правил N 84 запрещается самовольное переоборудование фасадов зданий и их конструктивных элементов.
ИП Червяков Е.И. полагает, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку нежилое помещение, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Мира, д. 12, помещение 55/1, было передано ООО "Торговая компания "Атлас" в рамках договора аренды от 30.11.2020.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 3.1.9 спорного договора аренды в случае проведения арендодателем капитального ремонта, реконструкции, переоборудования, перепланировки самостоятельно и за свой счет осуществлять согласование капитального ремонта, реконструкции, переоборудования, перепланировки объекта в установленном законодательством РФ порядке.
Пунктом 3.1.17 договора установлена обязанность арендодателя рассмотреть представленную арендатором проектную и/или рабочую документацию, перечень и объем работ по подготовке объекта к использованию в соответствии с технологиями торговой деятельности арендатора, согласовать либо представить мотивированные возражения.
Пунктом 3.3.5 договора аренды предусмотрено, что арендатор обязуется не производить реконструкцию, перепланировку, капитальный ремонт объекта без письменного согласия арендодателя, если при ее проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта.
Из пункта 3.4.13 указанного договора следует, что арендатор вправе произвести в объекте строительные, отделочные и иные работы для подготовки объекта к использованию в соответствии с технологиями, используемыми в торговой деятельности арендатора.
Таким образом, из условий договора аренды следует, что предприниматель как собственник нежилого помещения и арендодатель согласовывает переоборудование переданного имущества, а, значит, имеет возможность контролировать проводимые работы арендатором с целью использования принадлежащего ему нежилого помещения в соответствии с требованиями Правил N 84.
Согласующие документы на проведение работ по переоборудованию фасадов многоквартирного жилого дома и изменению его архитектурно-градостроительного облика, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Мира, д. 12 (далее - МКД), где находится спорное нежилое помещение ИП Червякова Е.И., с администрацией города Трехгорного отсутствуют, в материалы дела предпринимателем не представлены.
Таким образом, ИП Червяков Е.И., являясь собственником нежилого помещения N 55/1, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Мира, д. 12, обязан соблюдать запрет на самовольное переоборудование фасадов зданий и их конструктивных элементов, то есть относится к субъекту административного правонарушения по части 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно пункту 10.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", по общему правилу сбор доказательств осуществляется в рамках дела о привлечении к административной ответственности: по правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; равным образом право представлять доказательства (а также, в числе прочего, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства) частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ дано лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Соответственно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении.
Из постановления от 16.05.2022 следует, что административное правонарушение было выявлено 23.03.2022 в результате комиссионного осмотра фасадов спорного МКД.
Между тем, предприниматель указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО, поскольку 22.12.2021 в его отношении уже был составлен протокол об административном правонарушении по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому административным органом, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Вменяемое предпринимателю административное правонарушение заключается в длительном, непрекращающемся невыполнении нормативных требований к содержанию фасада недвижимого имущества, то есть является длящимся.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В материалы дела представлен протокол б/н от 22.12.2021 об административном правонарушении, составленный в отношении предпринимателя, по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО (т.1, л.д. 7-8).
В протоколе б/н от 22.12.2021 административным органом установлено следующее, что 03.12.2021 комиссией МКУ "Служба заказчика" была проведена внеочередная проверка фасадов МКД N 12 по ул. Мира в г. Трехгорный, в результате проверки комиссия установила, что собственник нежилого помещения, расположенного на первом этаже МКД Червяков Е.И. нарушает требования муниципальных правовых актов, а именно:
1. Произведены работы по переоборудованию фасадов многоквартирного жилого дома и изменению его архитектурно-градостроительного облика, без согласования с администрацией города Трехгорного, что нарушает требования пункта 2 статьи 21 Правил N 84, и пункт 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО;
2. Установлено металлическое покрытие на газоне, что нарушает требования пункта 10 Правил производства земляных работ на территории Трехгорного городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов от 26.07.2016 N 70, и пункт 16 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Протокол б/н от 22.12.2021 по делу об административном правонарушении по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО составлен в присутствии предпринимателя, который извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении: г. Трехгорный, ул. Мира, 6, каб.307, 27 декабря 2021 г. в 15.00 часов.
Вместе с тем, административным органом не представлено доказательств рассмотрения дела об административном правонарушении 27.12.2021 по протоколу б/н от 22.12.2021, в отношении предпринимателя не принято процессуальное решение: определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о привлечении к административной ответственности.
Протокол б/н от 22.12.2021 и протокол б/н от 29.04.2022 составлены исполняющим обязанности начальника отдела градостроительства Администрации города Трехгорного Е.В. Шарковым в отношении предпринимателя по делу об административном правонарушении по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
В соответствии с постановлением Администрации города Трехгорного от 21.12.2017 N 1556 исполняющий обязанности начальника отдела градостроительства Администрации города Трехгорного Е.В. Шарков является членом административной комиссии Трехгорного городского округа и уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении б/н от 29.04.2022 указаны конкретные проведенные работы собственником нежилого помещения в отношении фасадов МКД, которые не были отражены в протоколе б/н от 22.12.2021.
Принимая во внимание, что административной комиссией не представлено доказательств рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО, возбужденного протоколом б/н от 22.12.2021, назначенному к рассмотрению на 27.12.2021 на 15.00 часов, то составление членом административной комиссии второго протокола б/н от 29.04.2022 по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО явилось устранением недостатков протокола б/н от 22.12.2021.
Так, должностным лицом административной комиссии как в протоколе б/н от 22.12.2021, так и в протоколе б/н от 29.04.2022 по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО установлено событие одного и того же административного правонарушения в деянии предпринимателя, а именно: переоборудование предпринимателем фасадов и изменение архитектурно-градостроительного облика спорного МКД без согласования с Администрацией города Трехгорного в нарушение пункта 2 статьи 21 Правил благоустройства территории Трехгорного городского округа.
Административное правонарушение, связанное с несоблюдением требований Правил N 84, допущено предпринимателем в результате действий по переоборудованию фасадов и изменению архитектурно-градостроительного облика спорного МКД, а также в результате его бездействия по несогласованию с Администрацией города Трехгорного таких работ, заключается в длительном, непрекращающемся невыполнении требований Правил N 84, то есть является длящимся.
Следовательно, вменяемое ИП Червякову Е.И. административное правонарушение по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО, указанное в постановлении административной комиссии от 16.05.2022, обнаружено должностным лицом, уполномоченным на составление протоколов, не позднее 22.12.2021, что свидетельствует о пропуске административным органом 2-х месячного срока давности привлечения предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Кроме того, апеллянт полагает невозможным принятие акта осмотра от 24.03.2022 ввиду нарушения административным органом положений статьи 27.8 КоАП РФ "Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов".
Частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии с распоряжением Администрации города Трехгорного от 03.03.2022 N 99 "О проведении комиссионного осмотра" создана комиссия по проведению осмотра фасадов жилого дома по адресу: Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Мира, 12, в случае выявления нарушений требований действующего законодательства комиссии принять меры в установленном законом порядке (т.1, л.д. 84).
В состав комиссии включен исполняющий обязанности начальника отдела градостроительства Администрации города Трехгорного Е.В. Шарков, который в соответствии с постановлением Администрации города Трехгорного от 21.12.2017 N 1556 является членом административной комиссии Трехгорного городского округа и уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях.
22.12.2021 в отношении предпринимателя членом административной комиссии Шарковым Е.В. составлен протокол об административном правонарушении по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО, то есть с этого момента в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении.
23.03.2022 комиссией проведен осмотр фасадов спорного МКД, по результатам которого 24.03.2022 оформлен акт (т.1, л.д. 50-52).
Акт осмотра фасадов спорного МКД от 24.03.2022 составлен, в том числе, членом административной комиссии Шарковым Е.В., после возбуждения в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении по пункту 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО, соответственно, совершение должностным лицом административного органа процессуальных действий, связанных с производством по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя требовало соблюдения норм КоАП РФ.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
Между тем, представленный акт осмотра от 24.03.2022 не соответствует указанным требованиям к протоколу осмотра: предприниматель о месте, дате и времени осмотра не извещен, предприниматель (его представитель) и понятые в осмотре участия не принимали, кроме того, акт составлен по истечению срока давности привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют допустимыми доказательствами установить наличие события вменяемого предпринимателю административного правонарушения.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку в силу части 1 статьи 4.5 и пунктов 1, части 1 статьи 24.5 КоАП РФ самостоятельными основаниями, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются отсутствие события административного правонарушения и истечение срока давности привлечения к административной ответственности, то заявление ИП Червяков Е.И. о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Трехгорного городского округа от 16.05.2022 о назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю Червякову Евгению Ивановичу по части 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.10.2022 по делу N А76-20548/2022 отменить.
Заявление индивидуального предпринимателя Червякова Евгения Ивановича удовлетворить.
Постановление административной комиссии Трехгорного городского округа от 16.05.2022 о назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю Червякову Евгению Ивановичу по части 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" признать незаконным и отменить.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20548/2022
Истец: Червяков Евгений Иванович
Ответчик: "Трехгорный городской округ" в лице администрации г. Трехгорного, Административная комиссия Трехгорного городского округа
Третье лицо: Чубарь З.В. (представитель заявителя)