город Ростов-на-Дону |
|
28 февраля 2024 г. |
дело N А32-40911/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика (путем использования системы веб-конференции): представитель Чередниченко Г.В. по доверенности от 20.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Красных Партизан 105"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 по делу N А32-40911/2017
по иску акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1022301974420, ИНН 2312054894)
к ответчику ТСЖ "Красных Партизан 105", (ОГРН 1152311011324,
ИНН 2311195050)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - истец; общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к товариществу собственников жилья "Красных Партизан 105" (далее - ответчик; товарищество) о взыскании 1 355 355,87 руб., в том числе задолженности по оплате тепловой энергии за период с 01.02.2017 по 30.04.2017 в размере 1 305 059,42 руб., пени за период с 25.03.2017 по 21.08.2017 в размере 50 296,45 руб., а также расходов по оплате госпошлины в размере 26 554 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2020, в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением апелляционного суда от 20.02.2021 решение от 14.09.2020 отменено, требования удовлетворены в части. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.06.2021 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 с ТСЖ "Красных Партизан 105" в пользу АО "АТЭК" взыскана задолженность за период с февраля по апрель 2017 в размере 112 981,43 руб., пени за период с 28.03.2017 по 05.04.2020 в размере 105 509,18 руб., а также пени, начисленные на сумму долга 112 981,43 руб., начиная с 02.01.2021 по день фактического исполнения обязательства, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 846 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Товарищество собственников жилья "Красных Партизан 105" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 изменить.
В обоснование апелляционной жалобы товарищество приводит доводы о том, что представленные истцом расчеты содержат требования об уплате потребленной энергии, в том числе за нежилые помещения N 17, 112, которые, в соответствии с реестром собственников помещений, представленном в дело, отсутствуют в МКД Красных Партизан 105. Также, как указал ответчик, истцом применена неверная формула расчетов потребления. По мнению истца, должна использоваться формула N 26, установленная в ППРФ N 354, определяющая размер платы за коммунальный ресурс в виде стоимости за поставку горячей воды. Однако, поскольку ТСЖ "Красных Партизан 105" самостоятельно использует на общедомовые нужды и поставляет жильцам ГВС при помощи подогрева поставляемой холодной воды, расчет должен производиться по формуле N 20 ППРФ N 354 за фактически поставляемую энергию для подогрева холодной воды по нормативам потребления, установленным приказом региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 N 2/2012нп определение Верховного суда РФ от 02.04.2018 N 306-ЭС17-15156).
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя истца. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора, ходатайствовал об отложении судебного заседания.
При этом, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, поскольку предусмотренные частью 5 статьи 158 АПК РФ основания для этого отсутствуют, уважительных причин, по которым необходимо отложить судебное разбирательство, суд не усматривает. У суда апелляционной инстанции имеется возможность рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителя, в связи с чем ходатайство об отложении судебного разбирательства отклонено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2020 по делу N А32-44100/2017, вступившим в законную силу 20.04.2020, суд обязал ответчика заключить с истцом договор N 24004 снабжения коммунальными ресурсами, потребляемыми при содержании общего имущества.
В соответствии с п. 7.2 договора он вступает в силу с момента вступления в законную силу решения суда по делу N А32-44100/2017.
До указанного времени договор на поставку коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 105, находящегося в управлении ответчика, между сторонами отсутствовал.
Вместе с тем, в отсутствие заключенного в письменной форме договора в период с 01.02.2017 по 30.04.2017 истец осуществлял поставку горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 105, находящегося в управлении ответчика.
За период с 01.02.2017 по 30.04.2017 в целях содержания общего имущества вышеуказанного жилого дома истцом была отпущена горячая вода на сумму 1 305 059,42 руб., в подтверждение чего истцом представлены товарные накладные, ведомость потребления тепловой энергии, отчеты о суточных параметрах.
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате полученной в целях содержания общего имущества спорного жилого дома горячей воды послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Как установлено ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на указанные услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
С 01.01.2017 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", которое изменило порядок определения размера платы за содержание помещений в МКД, установленный Правилами N 354 и Правилами N 491.
Указанным постановлением N 1498 предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами.
Если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно абз. 7 п. 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п. 14, 15, 16 и 17 данных правил.
Согласно п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях; ж (1)) осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е (2) п. 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами.
Согласно п. 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Кроме того, в силу п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных п. 21 (1) настоящих Правил.
Таким образом, управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании п. 21.1 Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Соответственно управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги".
Если управляющая организация, уклоняясь от заключения договора на поставку энергии на ОДН с гарантирующим поставщиком, фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома, отношения, возникшие между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
Так, суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемый период именно ответчик является лицом, обязанным производить оплату горячей воды, полученной в целях содержания общего имущества спорного многоквартирного жилого дома.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Объем поставленной тепловой энергии подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, которые оценены судом первой инстанции с позиции ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно признаны надлежащими доказательствами, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
Факт поставки тепловой энергии заявитель жалобы не оспаривает.
Обращаясь с апелляционной жалобой, ответчик приводит возражения в части расчета объема потребленной энергии, примененной методики.
В рассматриваемом случае с учетом указаний суда кассационной инстанции о необходимости исследования обстоятельств, связанных с объемом коммунального ресурса, потребленного конечными потребителями в МКД (индивидуальное потребление), необходимого для определения объема ресурса, приходящегося на ОДН, судом первой инстанции при новом рассмотрении дела предложено сторонам представить письменные, документально обоснованные позиции по существу предъявленных исковых требований с учетом выводов, изложенных в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.06.2021 по настоящему делу; представить документально обоснованные подробные расчеты и конррасчеты с учетом позиций изложенных судами вышестоящих инстанций, документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) во всех помещения в доме индивидуальных приборов.
Истец при новом рассмотрении представил в материалы дела: развернутый расчет начислений, отчеты о суточных параметрах теплоснабжения, реестры ИПУ.
Ответчик правильность произведенного истцом расчета объема и стоимости потребленной на содержание общего имущества многоквартирного дома горячей воды не опроверг, контррасчет в материалы дела не представил. Ответчик не представил доказательств, опровергающих достоверность объемов горячей воды, предъявленных ответчику к оплате истцом.
Исходя из положений ст. 65 АПК РФ ответчик должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих возражений. По смыслу ст. 9, 64 и 65 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основании принципа состязательности, что означает, что каждая сторона самостоятельно определяет свою правовую позицию по делу, в соответствии с которой выдвигает свои требования и возражения относительно предмета спора и представляет соответствующие доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие определенных юридически значимых для дела обстоятельств.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что сама по себе ссылка ответчика на несогласие с заявленными требованиями не возлагает на суд бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается ответчик, в частности, суд не вправе производить за ответчика контррасчет объема потребленного ресурса и собирать доказательства в обоснование правовой позиции ответчика.
Довод жалобы о том, что представленные расчеты содержат требований об уплате потребленной энергии, в том числе за нежилые помещения N 17, 112, которые, в соответствии с реестром собственников помещений, представленном в дело, отсутствуют в МКД Красных Партизан 105, отклоняется как несостоятельный, документально не обоснованный. Отсутствие в реестре собственников помещений указания на нежилые помещения N 17, 112 не исключает их из расчета.
В процессе рассмотрения спора с учетом произведенных корректировок (корректировочные счета-фактуры N 13221К от 31.05.2018, N 121560К от 31.05.2018, N 111484К от 31.05.2018) истец отказался от части исковых требований, отказ принят судом первой инстанции, производство по делу в части отказа было прекращено.
С учетом частичного отказа от исковых требований в части основного долга предъявленная к взысканию задолженность составила 13 037,07 руб.
По общему правилу, согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также в ряде случаев законодательством установлен определенный порядок расчета для отдельных случаев, например, в случае установления двухкомпонентных тарифов при оплате горячего водоснабжения.
В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Разделом VII приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении, и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с п. 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 приложения N 2 Правилам N 354.
Таким образом, в силу приведенных Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включены в текст приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" только Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп.
Согласно п. 2 названного приказа внесенные изменения вступили в силу с 01.06.2017. Вместе с тем, спорными являются периоды с февраля по апрель 2017 года, то есть когда нормативы потребления еще не были установлены. При этом, формулы N 23 и N 24 Приложения N 2 к Правилам N 354 введены в действие в 2015 году.
Согласно сложившейся судебной практике АО "АТЭК" в указанной ситуации самостоятельно произвело расчет норматива на нагрев согласно установленной Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" методике (формулам) расчета таких нормативов (учитывая, что такая методика расчета с очевидностью не привязана к учету временных периодов и, по сути, обусловлена постоянными законами физики).
АО "АТЭК" руководствовалось порядком определения норматива на тепловую энергию, установленным п. 6 (1) приложения N 1 Правил N 306 согласно которой нормативное значение тепловой энергии является частным из деления фактического потребленного объема компонента "тепловая энергия" определенной по показаниям общедомового прибора учета многоквартирного дома и объема фактически потребленного компонента "теплоноситель" (формула 7.1).
Так, из представленного расчета за февраль 2017 года следует, что согласно отчетам суточных параметров ОДПУ фактическое (общее) количество поступившего коммунального ресурса горячая вода в многоквартирный дом составляет (V общ): Компонент ХВ (холодная вода) - 757,946 куб. м, компонент ТЭ (тепловая энергия) - 70, 523 Гкал.
Коэффициент теплосодержания (КТ) - 70,523 Гкал / 757,946 = 0,093 Гкал/куб. м.
Согласно реестрам индивидуального потребления коммунальной услуги, в многоквартирном доме собственниками жилых и нежилых помещений объем потребленной коммунальной услуги ГВС составляет (V инд): компонент ХВ (холодная вода) - 486,470 куб. м.
Также собственниками жилых и нежилых помещений за период февраль 2017 была произведена оплата нормативного ОДН ресурсоснабжающей организации в следующем объеме: S моп-2242,14 кв. м; Норматив компонента ХВ на ОДН ГВС утв. РЭК ДЦиТ - 0,03 кв. м/куб. м (Утвержден Приказом РЭКДЦиТпо Краснодарскому краю от 11.06.2013 N 7/2013-нп), Нормативный объем (V н.одн) = 2242,14 * 0,03 м = 67,264 куб. м.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, помимо вышеизложенного, нежилыми помещениями, находящимися в многоквартирном жилом доме, потреблен коммунальный ресурс (компонент ХВ) в объеме: Vнеж, = 1 куб. м. При расчете объема ресурса на СОИД, вменяемого в оплату товариществу, данный объем индивидуального потребления также подлежит учету.
Таким образом, объем и стоимость коммунального ресурса поданного в целях СОИ МКД, подлежащей оплате составляет: V сои (компонент ХВ) = Vобщ - (Vинд +Vн.одн +Vнеж), V сои (компонент ТЭ) = V сои (компонент ХВ) * КТ (коэффициент теплосодержания): 756,946 куб. м - (486,470 куб. м + 67,264 куб. м +1 куб.) = 202,21 куб. м; 203,21 куб. м * 0,093 Гкал/куб. м = 18,90 Гкал.
Стоимость коммунального ресурса, подлежащая оплате управляющей организацией за февраль 2017 года составляет: 203,21 куб. м * 31,95 куб. м/руб. + 18,90 Гкал * 1916,97 руб. = 6 492,56 руб. + 36230,73 руб. = 42 723,29 руб.
Так, из представленного расчета за март 2017 года следует, что согласно отчетам суточных параметров ОДПУ фактическое (общее) количество поступившего в МКД коммунального ресурса горячая вода составляет (V общ): Компонент ХВ (холодная вода) - 670,27 куб. м, Компонент ТЭ (тепловая энергия) - 62,171 Гкал, Коэффициент теплосодержания (КТ) - 62,171 Гкал / 670,27 = 0,0927 Гкал/куб. м.
Согласно реестрам индивидуального потребления коммунальной услуги, в многоквартирном доме собственниками жилых и нежилых помещений объем потребленной коммунальной услуги ГВС составляет (V инд): Компонент ХВ (холодная вода) - 470,560 куб. м.
Также собственниками жилых и нежилых помещений за период март 2017 года была произведена оплата нормативного ОДН ресурсоснабжающей организации в следующем объеме: S моп - 2242,14 кв. м, норматив компонента ХВ на ОДН ГВС утв. РЭК ДЦиТ - 0,03 кв. м/куб. м (Утвержден Приказом РЭКДЦиТпо Краснодарскому краю от 11.06.2013 N 7/2013-нп), Нормативный объем (V н.одн) = 2242,14 * 0,03 м = 67,264 куб. м.
Нежилыми помещениями, находящимися в многоквартирном жилом доме, в данный месяц коммунальный ресурс (ХВ) не потреблялся.
Таким образом, объем и стоимость коммунального ресурса поданного в целях СОИ МКД, подлежащей оплате составляет: V сои (компонент ХВ) = Vобщ - (Vинд +Vн.одн +Vнеж); V сои (компонент ТЭ) = V сои (компонент ХВ) * КТ (коэффициент теплосодержания): 670,27 куб. м - (470,560 куб. м + 67,264 куб. м +0 куб. м) = 132,446 куб. м; 132,446 куб. м * 0,0927 Гкал/ куб. м = 12,28 Гкал
Стоимость коммунального ресурса, подлежащая оплате за март 2017 года составляет: 132,446 куб. м * 31,95 куб. м /руб. + 12,28 Гкал* 1916,97 руб. = 4 231,65 руб. + 23 540,39 руб. = 27 772,04 руб.
Из представленного расчета за апрель 2017 года следует, что согласно отчетам суточных параметров ОДПУ фактическое (общее) количество поступившего коммунального ресурса горячая вода поступившего в многоквартирный дом составляет (V общ): Компонент ХВ (холодная вода) - 744,930 куб. м, Компонент ТЭ (тепловая энергия) - 67,690 Гкал, Коэффициент теплосодержания (КТ) - 67690 Гкал / 744,930 = 0,091 Гкал/куб. м.
Согласно реестрам индивидуального потребления коммунальной услуги, в многоквартирном доме собственниками жилых и нежилых помещений объем потребленной коммунальной услуги ГВС составляет (V инд): Компонент ХВ (холодная вода) - 470,560 куб. м.
Также собственниками жилых и нежилых помещений за период апрель 2017 была произведена оплата нормативного ОДН ресурсоснабжающей организации в следующем объеме: S моп - 2242,14 кв. м, Норматив компонента ХВ на ОДН ГВС утв. РЭК ДЦиТ - 0,03 кв. м/куб. м (Утвержден Приказом РЭКДЦиТпо Краснодарскому краю от 11.06.2013 N 7/2013-нп), Нормативный объем (V н.одн) = 2242,14 * 0,03 м = 67,264 куб. м.
Помимо вышеизложенного, нежилыми помещениями, находящимися в многоквартирном жилом доме, потреблен коммунальный ресурс (компонент ХВ) в объеме: Vнеж. = 1 куб. м.
Таким образом, объем и стоимость коммунального ресурса поданного в целях СОИ МКД, подлежащей оплате составляет: V сои (компонент ХВ) = Vобщ - (Vинд +Vн.одн +Vнеж); V сои (компонент ТЭ) = V сои (компонент ХВ) * КТ (коэффициент теплосодержания): 744,930 куб. м - (470,560 куб. м + 67,264 куб. м +1 куб. м) = 206,106 куб. м; 206,106 куб. м * 0,091 Гкал/ куб. м = 18,728 Гкал.
Стоимость коммунального ресурса, подлежащая оплате за март 2017 года составляет: 206,106 * 31,95 куб. м /руб. + 12,728 Гкал* 1916,97 руб. = 6585,09 руб. + 35901,01 руб. = 42 486,10 руб.
Итого, общая сумма задолженности составила 112 981,43 руб.
Контррасчет с использованием приложения N 2 к Правилам N 354, опровергающий правильность расчета истца, ответчиком не представлен.
Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, суд сделал правомерный вывод о том, что Товарищество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Товарищество плату за горячую воду в большем объеме не имеется.
Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. Такой подход к разрешению спорного вопроса приведен Верховным Судом Российской Федерации в определении от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стороне лежит обязанность представить достаточные и допустимые доказательства в подтверждение своей позиции. Между тем, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для принят доводов ответчика, применении иной методики расчета. Доводы жалобы в соответствующей части отклоняются как несостоятельные, документально необоснованные.
Документально иной размер задолженности ответчиком не подтвержден, контррасчет ответчиком не предоставлен.
При таких обстоятельствах требование истца в части взыскания основного долга в указанной сумме 112 981,43 руб. правомерно и обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Истцом также было заявлено требование о взыскании пени за период с 28.03.2017 по 31.01.2020 в размере 48 484,03 руб., а также пени, начиная с 01.02.2020 до момента полного погашения задолженности.
На основании ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу ч. 9.2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку ответчиком оплата за потребленную тепловую энергию своевременно произведена не была, требование истца о взыскании с ответчика пени заявлено правомерно.
Суд первой инстанции, проверив расчет истца, обоснованно признал его составленным арифметически и методологически неверно, поскольку ответчиком при расчете не учтена позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 21.03.2019 по делу N 305-ЭС18-20107, п. 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019), согласно которому если обязательство по оплате потребления энергетических ресурсов было исполнено до момента вынесения решения судом о взыскании законной неустойки за просрочку его исполнения, размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации для расчета подлежащей взысканию неустойки определяется на день фактической оплаты основного долга.
На момент вынесения решения (21.08.2023) значение ставки составляло 12%.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании пени с 01.02.2020 по день фактического исполнения обязательства.
В соответствии с п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" По смыслу ст. 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, п. 6 ст. 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (ст. 202 ГПК РФ, ст. 179 АПК РФ).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
В ответе на вопрос N 7 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020) указано, что ст. 18 Закона N 98-ФЗ установлено, что до 1 января 2021 г. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени). Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 6 апреля 2020 г.
Согласно п. 3 постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.
Пунктом 4 постановления N 424 также установлено, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 1 января 2021 г.
Кроме того, п. 5 постановления N 424 приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу п. 3 - 5 постановления N 424 действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 1 января 2021 (или в случае внесения изменений - иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля 2020 г. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании ст. 10 Закона N 98-ФЗ, п. 3 - 5 постановления N 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано, что неустойка подлежит начислению за период с 28.03.2017 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по день фактического исполнения обязательства.
С учетом указанного, а также с учетом того, что на момент вынесения решения значение ставки составляло 12%, суд первой инстанции самостоятельно произвел перерасчет пени за заявленный (закрытый) период, по расчету суда размер пени составил 105 509,18 руб.
Оснований для переоценки, иного расчета судебной коллегией не установлено. Требование о взыскании пени за период с 28.03.2017 по 05.04.2020, а также пени, начисленную на сумму долга 112 981,43 руб., начиная с 02.01.2021 по день фактического исполнения обязательства правомерно удовлетворено в части.
Суд апелляционной инстанции, проверив все доводы, изложенные в жалобе, пришел к выводу, что они не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признает их несостоятельными. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Все обстоятельства дела, представленные в дело доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ и получили надлежащую правовую оценку, изложенную в судебном акте.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 по делу N А32-40911/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40911/2017
Истец: АО "Автономная теплоэнергетическая компания"
Ответчик: ТСЖ "Красных Партизан 105"
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3824/2024
28.02.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20081/2023
24.10.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40911/17
09.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5129/2021
20.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18764/20
14.09.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40911/17