город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2022 г. |
дело N А32-16752/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2022 по делу N А32-16752/2022 по иску муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (ОГРН: 1022301211580, ИНН: 2309004773) к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Дортранссервис" (ОГРН: 1050100637190, ИНН: 0107008235) о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (далее - истец, МКУ "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Дортранссервис" (далее - ответчик, ООО "Дортранссервис") о взыскании штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы истец настаивает на том, что штраф рассчитан именно за нарушение качества выполнения работ и за неисполнение требований заказчика.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (заказчик) и ООО фирма "Дортранссервис" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 119419001256-ЭА от 28.10.2019 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар по объекту: "Ремонт улиц на территории муниципального образования город Краснодар на 2020-2021 годы" Часть 4.
Календарные сроки выполнения работ в соответствии с пунктом 3.1 контракта: с момента заключения муниципального контракта до 01.11.2021:
1 этап: с момента заключения муниципального контракта до 01.11.2020 (объекты 2020 года, согласно приложению N 1 к техническому заданию);
2 этап: с 01.01.2021 до 01.11.2021 (объекты 2021 года, согласно приложению N 2 к техническому заданию).
Дополнительным соглашением N 14 от 22.06.2021 стороны пришли к соглашению изложить пункт 2.1. контракта в следующей редакции: цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 913 011 203,67 (девятьсот тринадцать миллионов одиннадцать тысяч двести три) рубля 67 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 % (двадцать) процентов, что составляет 152 168 533,95 (сто пятьдесят два миллиона сто шестьдесят восемь тысяч пятьсот тридцать три) рубля 95 копеек.
- на 2020 год 504 294 269,58 (пятьсот четыре миллиона двести девяносто четыре тысячи двести шестьдесят девять) рублей 58 копеек, в том числе НДС 20 %, что составляет 84 049 044,93 (восемьдесят четыре миллиона сорок девять тысяч сорок четыре) рубля 93 копейки.
- на 2021 год 408 716 934,09 (четыреста восемь миллионов семьсот шестнадцать тысяч девятьсот тридцать четыре) рубля 09 копеек, в том числе НДС 20 %, что составляет 68 119 489,02 (шестьдесят восемь миллионов сто девятнадцать тысяч четыреста восемьдесят девять) рублей 02 копейки.
Контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения, в этом случае цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с разделом 6 контракта подрядчик обязан: принять на себя обязательства выполнить на объекте работы по ремонту автомобильных дорог в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (пункт 6.1.1 контракта); выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, ведомостями объемов работ, техническим заданием, и сдать результат работы заказчику в соответствии с формами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" (пункт 6.1.6 контракта); обеспечить качество выполненных работ в соответствии с условиями настоящего контракта, действующими нормами, а также требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 6.1.8 контракта); выполнять требования заказчика, предъявляемые им в пределах полномочий, предоставленных настоящим контрактом (пункт 6.1.13 контракта); немедленно приступить к исполнению письменных и устных указаний и уведомлений заказчика относительно выполнения работ (пункт 6.1.15. контракта); обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при производстве и приемке работ (пункт 6.1.25 контракта).
В соответствии с актом комиссионного обследования по объекту: "Ремонт ул. 8-го Марта от ул. Крупской до ул. Фадеева (ПМР) в г. Краснодаре" от 14.07.2021 комиссией в составе представителя МКУ МО г. Краснодар "ЦМДДТ", представителя ООО фирма "Дортранссервис" зафиксированы следующие недостатки, подлежащие устранению до 17.07.2021: установить крышки на открытые колодцы, укрепить обочины, выполнить примыкание к бетонным съездам, заделать места отбора проб, демонтировать временные дорожные знаки, а также старые знаки; выполнить замену новых дорожных знаков в соответствии с приложением N 3 технического задания к контракту.; выполнить санитарную обрезку веток для обеспечения нормативной видимости дорожных знаков.
Об исправлении выявленных замечаний подрядчику надлежало сообщить заказчику в срок до 18.07.2021.
Актом комиссионного обследования по объекту: "Ремонт ул. 8-го Марта от дома N 21 по ул. 8-го Марта до ул. Карасунской (ПМР) в г. Краснодаре" от 14.07.2021 комиссией в составе представителя МКУ МО г. Краснодар "ЦМДДТ", представителя ООО фирма "Дортранссервис" зафиксированы следующие недостатки, подлежащие устранению: на всем участке заделать места отбора проб, выполнить санитарную обрезку веток для обеспечения нормативной видимости дорожных знаков, демонтировать временные дорожные знаки, поднять колодцы в отметку с ВСП из ЩМА-15., в районе школы N 7 выполнить обратную засыпку грунтом бетонный замок; пересечение с ул. Бершанской Выполнить укладку а/б из мелкозернистого типа Б на межрельсовом покрытии; на всем участке укрепить обочины.
Об исправлении выявленных замечаний подрядчику надлежало сообщить заказчику в срок до 19.07.2021.
Истец указывает, что данные недостатки устранены не были, в связи с чем, истец направил в адрес ответчика претензию об оплате штрафа в размере 100 000 руб.
В порядке досудебного урегулирования спора МКУ МО г. Краснодар "ЦМДДТ" в адрес ООО фирма "Дортранссервис 23.07.2021 была направлена претензия N 5401 от 23.07.2021 с требованием оплатить вышеуказанную сумму штрафа.
Претензия истца, направленная в адрес ответчика с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Правоотношения сторон в рамках контракта регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о подряде.
В соответствии с частью 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 ГК РФ).
В силу статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В силу ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений статьи 330 ГК РФ неустойка может быть выражена в форме штрафа (разово и однократно начисляемой за нарушение договора неустойки, выраженной в твердой денежной сумме либо в виде процента от определенной величины) или в форме пени (как периодического платежа, начисляемого за каждый день (либо иной период) длящегося нарушения до момента устранения такового).
В пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Согласно пункту 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Совокупное толкование положений пунктов 7 и 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что законодательство о контрактной системе выделяет просрочку исполнения обязательства из числа иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства в виде пени, а не в виде штрафа.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Спорный контракт устанавливает как пеню за просрочку выполнения работ (п. 12.4), так и штрафы за иные нарушения (п. п. 12.5 - 12.7).
Таким образом, согласно условий контракта стороны согласовали два вида санкций за нарушение обязанностей, предусмотренных контрактом: пеня и штраф.
При этом четко определено, что фиксированный размер штрафа, устанавливается за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Пеня же устанавливается на случай просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.
Согласно прямому указанию контрактного законодательства, штраф не может применяться в случаях просрочки исполнения обязательств.
Вместе с тем, из содержания искового заявления судом верно установлено, что ко взысканию предъявлен штраф, рассчитанный исключительно за нарушение срока устранения недостатков в выполненных работах.
Доводы апеллянта о том, что неустранение указанных им недостатков в виде невыполнения работ создает иное нарушение, отличное от просрочки работ, несостоятельны и не основаны на условиях договора.
Поскольку на основании пунктов 12.5, 12.6 контракта исключается применение ответственности в виде штрафа за просрочку исполнения обязательств, постольку оснований для удовлетворения иска у суда не имелось.
В рассматриваемом случае выявленные нарушения невозможно квалифицировать как ненадлежащее исполнение контрактных обязательств не имеющие стоимостного выражения.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А32-16753/2022 (аналогичный спор).
С учетом изложенного, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2022 по делу N А32-16752/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16752/2022
Истец: МКУМО г. Краснодар "Центр мониторинга окружающей среды и транспорта", муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта"
Ответчик: ООО фирма "Дортранссервис", ООО фирма "ДОРТРАНССЕРВИС "