город Томск |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А27-14697/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей: Аюшева Д.Н.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфёновой Д.Э., рассмотрев апелляционную жалобу (07АП-10476/2022) федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" на решение от 29 сентября 2022 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14697/2022 (судья А.Е. Логинова) по исковому заявлению публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (ИНН 4205109214, ОГРН 1064205110133 650036, Кемеровская Область - Кузбасс область, город Кемерово, пр-кт Ленина, д.90/4) к федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" (ИНН 4201010648, ОГРН 1024200508078 652470, Кемеровская Область - Кузбасс область, город Анжеро-Судженск, ул. Чекистов, д.1) о взыскании 322 699,42 руб. долга за потребленную электроэнергию в апреле и мае 2022 года, 24 415,97 руб. неустойки за период с 19.05.2022 по 26.09.2022 (с учетом уточнения),
без участия сторон (извещены)
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - истец, ПАО "Кузбассэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" (далее - ответчик, казенное учреждение) о взыскании 322 699,42 руб. долга за потребленную электроэнергию в апреле и мае 2022 года в рамках муниципального контракта N 300748/1 от 18.01.2022, 24 415,97 руб. неустойки за нарушение сроков оплаты в период с 19.05.2022 по 26.09.2022.
Решением от 29.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу исковые требования ПАО "Кузбассэнергосбыт" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 29.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих требований апеллянт указывает на то, что финансирование учреждения производится из федерального бюджета, произвести оплату по выставленным счетам-фактурам не представляется возможным, полагает, что при расчете пени неверно применена ключевая ставка Банка России.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие правовых оснований для ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18.01.2022 между ПАО "Кузбассэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и казенным учреждением (государственный заказчик) заключен государственный контракт энергоснабжения N 300748/1 (в редакции протокола разногласий, протокола согласования разногласий от 18.01.2022), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу государственному заказчику электрической энергии и мощности, а также путем заключения договоров с третьими лицами оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии государственному заказчику, государственный заказчик обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также производить другие предусмотренные контрактом платежи в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, ОКПД2 35.12.10.110 (л.д. 14-26).
Объем электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактически поставленной государственному заказчику по настоящему контракту, определяется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии или применением расчетных способов в соответствии с приложением N 7 к настоящему контракту (пункт 5.2 контракта).
Цена настоящего контракта на период его исполнения с 01.01.2022 по 31.12.2022 составляет 782 053,65 руб. (пункт 5.4 контракта); государственный заказчик обязан произвести оплату электрической энергии (мощности) путем перечисления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика в следующем порядке: до 10 числа расчетного месяца - 30 % стоимости объема электрической энергии (мощности) подлежащего оплате в расчетном месяце на основании предъявленного гарантирующим поставщиком счета; до 25 числа расчетного месяца - 40 % стоимости объема электрической энергии (мощности) подлежащего оплате в расчетном месяце на основании предъявленного гарантирующим поставщиком счета; до 18 числа месяца, следующего за расчетным - окончательный расчет за фактическое потребление электрической энергии (мощности) в расчетном месяце (пункт 5.6 контракта).
Государственный заказчик получает акт приема-передачи электрической энергии (мощности), счет-фактуру и счет у гарантирующего поставщика по доверенности под роспись, неполученные счета, счета-фактуры и акты направляются государственному заказчику почтой (пункт 5.9 контракта).
Согласно пункту 6.2 контракта в случае нарушения государственным заказчиком размера и порядка оплаты, гарантирующий поставщик (истец) вправе начислить и потребовать от государственного заказчика уплаты пени в размере и порядке, определенном в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике)
Срок действия контракта с даты подписания по 31.12.2022 с условием о его дальнейшей пролонгации. Контракт распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2022 (пункт 7.1 контракта).
В апреле - мае 2022 истец поставил ответчику электрическую энергию в количестве 88 083 кВт/ч на общую сумму 484 375,42 руб., на оплату выставлены счет-фактуры N 90876/603 от 30.04.2022, N 123806/603 от 31.05.2022 (л.д. 28-31).
По платежному поручению N 1175 от 29.06.2022 ответчик оплатил поставленную электрическую энергию за апрель в сумме 161 676 руб., не оплачено 322 699,42 руб. (л.д. 27).
В нарушение условий контракта казенное учреждение допустило просрочку оплаты поставленного в спорный период ресурса, в связи с чем истцом в соответствии с положениями абзаца восьмого пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике произведен расчет пени за период с 19.05.2022 по 26.09.2022, исходя из ключевых ставок ЦБ РФ, действующих на дату оплаты задолженности 9,5%, 7,5%), в размере 24 415,97 руб., предъявлена претензия от 21.07.2022 (л.д. 11-13).
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ПАО "Кузбассэнергосбыт" в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующее законодательство возлагает на гарантирующего поставщика обязанность обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии, на сетевые организации - оказать услуги по передаче этой электрической энергии, а потребителей - оплатить полученную электроэнергию и услуги, связанные с процессом энергоснабжения.
Статьями 3, 26 и 37 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что поставка электроэнергии покупателям осуществляется гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями на основании договоров энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии, условием заключения которых является наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики потребителей к электрическим сетям, произведенного в установленном законом порядке.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно статье 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка, определение которой содержится в пункте 1 статьи 330 ГК РФ, выполняя обеспечительную функцию, вместе с тем является мерой ответственности и направлена на компенсацию возможных потерь кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением другой стороной своего обязательства.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Согласно содержащимся в пункте 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснениям, исходя из положений пункта 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при добровольной уплате неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа. При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
В пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, разъяснено, что при расчете неустойки подлежит применению ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая на день фактической оплаты долга.
С учетом акцессорного характера неустойки и ее зависимости от уплаты основной задолженности положения закона об ответственности за несвоевременное внесение платежей подлежат истолкованию как предусматривающие определение размера ставки рефинансирования (ключевой ставки) на день фактической оплаты задолженности, а не неустойки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2019 N 305- ЭС18-20107).
Истцом расчет пени произведен, исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, что соответствует правилам абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике. При расчете истцом правомерно принят размер ключевой ставки (9,5%, 7,5%) на момент погашения основной задолженности. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о неверном исчислении пени подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Оценив представленные в материалы судебного дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив согласованный сторонами срок оплаты электрической энергии, и дату фактического поступления на расчетный счет компании денежных средств в счет погашения задолженности за поставленный ресурс, проверив расчет пени и признав его верным, произведенным с учетом ключевых ставок ЦБ РФ, действующих на день поступления оплаты (каждого частичного платежа), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения ответчика к ответственности за просрочку исполнения обязательств в виде пени.
Довод ответчика о том, что финансирование казенного учреждения 100% из федерального бюджета влечет невозможность произвести оплату по выставленным счетам-фактурам, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку статус казенного учреждения не освобождает абонента от обязанности оплатить плату за энергоснабжение.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, является государственной собственностью. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (пункты 1, 3 статьи 214 ГК РФ).
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (пункт 1 статьи 123.21 ГК РФ).
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (статья 6, пункт 2 статьи 161 БК РФ).
В соответствии со статьей 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно подпункту 2 пункта 7 раздела II, подпункту 31 пункта 10 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Поскольку недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения денежных обязательств, допускает возможность привлечения в порядке субсидиарной ответственности главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (статья 399 ГК РФ), то в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), кредитор вправе одновременно (а равно последовательно) предъявить иск к основному должнику (казенному учреждению) и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, - главному распорядителю, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета
В пункте 7 статьи 161 БК РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение..
В пункте 2 статьи 401 ГК РФ предусмотрено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено: в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Особенности осуществления ответчиком хозяйственной деятельности, установление лимитов бюджетных обязательств, правового значения для констатации отсутствия вины в нарушении принятого перед истцом обязательства, не имеют.
Нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают должника от исполнения обязательств, возникших из гражданских правоотношений.
Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что как указано в пункте 19 Постановления N 13, исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
При этом, задолженность за энергоснабжение возникла в связи с ненадлежащим исполнением государственного контракта N 300748/1 от 18.01.2022.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29 сентября 2022 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14697/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" (ИНН 4201010648, ОГРН 1024200508078) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
Д.Н.Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14697/2022
Истец: ПАО "Кузбассэнергосбыт"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области"