г. Ессентуки |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А20-91/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2022.
Полный текст постановления изготовлен 19.12.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Сулейманова З.М. и Счетчикова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Денисовым В.О., при участии в судебном заседании представителя истца - Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (г. Нальчик ОГРН 1060721063655, ИНН 0721017836) - Гучапшевой С.Ю. (доверенность от 10.01.2022), представителя истца - общества с ограниченной ответственностью "Зеленая компания" (г. Нальчик ОГРН 1110724001519, ИНН 0724002002) - Дзамихова Р.И. (доверенность от 19.01.2021), представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик) - Ахметова Т.Р. (доверенность от 18.01.2022), в отсутствии представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик), Местной администрации городского округа Нальчик (г. Нальчик), общества с ограниченной ответственностью "Каббалкресурсы" (г. Нальчик), Банка ВТБ в лице операционного офиса "Нальчикский" (г. Нальчик), рассмотрев в открытом судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.09.2022 по делу N А20-91/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Зеленая компания" (далее - ответчик, ООО "Зеленая компания", общество) в котором просило:
- признать право собственности Кабардино-Балкарской Республики на защитное сооружение гражданской обороны площадью 393 кв.м встроенное в административное здание с кадастровым номером 07:09:0000000:19050, расположенное по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. 8-й Промышленный проезд, 3;
- истребовать от ответчика в пользу истца защитное сооружение гражданской обороны площадью 393 кв.м встроенное в административное здание с кадастровым номером 07:09:0000000:19050, расположенное по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. 8-й Промышленный проезд, 3;
- признать отсутствующим право собственности ответчика на защитное сооружение гражданской обороны площадью 393 кв. м встроенное в административное здание с кадастровым номером 07:09:0000000:19050, расположенное по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. 8-й Промышленный проезд, 3.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике, Местная администрация городского округа Нальчик, общество с ограниченной ответственностью "Каббалкресурсы", Банк ВТБ в лице операционного офиса "Нальчикский".
Решением суда от 15.09.2022 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд не установил правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку министерство не доказало факта владения спорным имуществом как своим собственным. Суд также пришел к выводу о пропуске срока исковой давности, о применении которого заявило общество.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить. Апеллянт указывает, что регистрация права собственности на защитное сооружение за обществом, при наличии собственника в лице Кабардино-Балкарской Республики, не может быть признана законной.
Отзывы на жалобу суду не представлены.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 29.10.2022 МСК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители истца и третьего лица требования по апелляционной жалобе поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить; представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на балансе бывшего государственного предприятия "КБресурсы" (далее - предприятие) находилось производственное здание по адресу: г. Нальчик, ул. 8-й Промышленный проезд, 3.
В указанном здании был расположен встроенный объект гражданской обороны, 1988 года постройки (паспорт убежища). Защитное сооружение (убежище) существовало как подземный этаж (подвал) указанного корпуса.
В отношении убежища изготовлен паспорт защитного сооружения класса защиты А-3, согласно которому убежище имеет следующие технические характеристики: вместимость, в том числе по плану укрытия - 150 человек; общая площадь - 393 кв. м.; общий объем - 2 090 куб. м.; расположение убежища: встроенное в здание четырех этажей; входов - один; аварийных выходов - один; количество ворот, дверей и ставен, двери: защитные - 2, ставни - 2, защитно-герметических дверей - 2; класс защиты убежища - А-3.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее - ЕГРН) на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. 8-й Промышленный проезд, 3 осуществлена государственная регистрация права собственности за ООО "Зеленая компания".
Истец, полагая, что регистрация в ЕГРН права собственности ответчика на спорное защитное сооружение гражданской обороны в составе нежилого здания с кадастровым номером 07:09:0000000:19050 нарушает права и интересы Кабардино - Балкарской Республики, как собственника данного защитного сооружения, а также права неограниченного круга лиц на защиту жизни, здоровья и использование средств коллективной и индивидуальной защиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, не учел следующее.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22).
При разграничении государственной собственности объекты гражданской обороны переданы в федеральную собственность в силу пунктов 1 и 2 раздела 3 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ).
В соответствии пунктом 2 Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В частности, в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, Российская Федерация является собственником спорного объекта недвижимости, право собственности на который возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.
На момент приватизации предприятия и передаче имущества, в том числе спорного убежища, в коллективную собственность отсутствовало специальное регулирование процедуры приватизации. Переход права собственности регулировался общими правилами пункта 2 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", в соответствии с которым право собственности у приобретателя имущества возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доказательств выбытия убежища из владения Российской Федерации, какого бы то ни было пользования данным помещением ответчиком, в материалах дела не содержится.
Указанный факт исключает как фактическую передачу спорного убежища публичным собственником предприятию и переход права собственности на убежище к предприятию в результате приватизации.
Вывод суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности признается судебной коллегией ошибочным.
В соответствии с абзацем пятым статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
В абзаце 3 пункта 57 постановления N 10/22 разъяснено, что, в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ, в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
При указанных выше обстоятельствах в данном случае нарушение права собственности Российской Федерации путем внесения недостоверной записи в ЕГРН не связано с лишением владения, и, данные требования фактически направленны на оспаривание зарегистрированного права, на которые исковая давность не распространяется (абзац 5 статьи 208, статья 304 ГК РФ).
Судом установлено, что договор купли-продажи спорного имущества заключен в 03.12.2012. В 2014 году на основании постановления местной администрации городского округа Нальчик от 12.07.2013 N 1485 "О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны" проведена инвентаризация защитного сооружения гражданской обороны 3 класса, о чем составлен акт инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны от 10.02.2014.
В ходе проверки выяснилось, что защитное сооружение гражданской обороны 3 класса не передано на ответственное хранение и в пользование ООО "Зеленая Компания", так как не заключен соответствующий договор на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями".
По результатам проверки было предписано: заключить соответствующий договор в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями"; провести ремонт и восстановить необходимое оборудование в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
Таким образом, министерство предъявило иск на восстановление права собственности Российской Федерации, а также в защиту прав неопределенного круга лиц.
Поскольку общество не является и никогда не являлось собственником спорного объекта недвижимости, который не переходил в его владение, заявленный виндикационный иск министерства удовлетворению не подлежит.
В силу Постановления N 3020-1, положений Закона о гражданской обороне, пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" защитные сооружения гражданской обороны не подлежат приватизации.
В силу пункта 52 постановления N 10/22 данное постановление является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН о праве собственности Российской Федерации на спорный объект и аннулирования записи о праве собственности на этот объект за обществом.
На основании изложенного, требования министерства о признании права собственности на спорное сооружение за Кабардино-Балкарской Республикой удовлетворению не подлежит.
Поскольку выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам спора, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.09.2022 по делу N А20-91/2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении исковых требований.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.09.2022 по делу N А20-91/2022 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить частично.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить частично.
Признать отсутствующим право собственности общества с ограниченной ответственностью "Зеленая компания" на нежилое помещение площадью 393 кв.м., расположенное в здании с кадастровым номером 07:09:0000000:19050, расположенном по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. 8-й Промпроезд, д. 3.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Зеленая компания" (г. Нальчик ОГРН 1110724001519, ИНН 0724002002) в доход федерального бюджета 7 000 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-91/2022
Истец: Министерство земельных и имущественных отношений КБР
Ответчик: ООО "Зеленая компания"
Третье лицо: Банк Втб В, Банк ВТБ в лице операционного офиса "Нальчикский", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КБР, МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК, Местную администрацию городского округа нальчик, ООО "Каббалкресурсы", ПАО БАНК ВТБ, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КБР, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, Управление Федеральной регистрационной службы Российской Федерации по КБР, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ "федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации кадастра и картографии " в лице филиала по КБР, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, Гучапшева Сафият Юрьевна, Управление Росреестра по КБР
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4142/2022
28.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1064/2023
19.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4142/2022
29.09.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-91/2022