г. Москва |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А40-111916/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 сентября 2022 года
по делу N А40-111916/22, принятое судьей Козловским В.Э.,
в порядке упрощенного производства
по иску Закрытого акционерного общества "Локотранс"
(ОГРН: 1027600682010)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295 )
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ЛОКОТРАНС" (далее - Истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (далее - Ответчик) о взыскании убытков в размере 306 914,31 руб..
Определением Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2022 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.09.2022 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку вина перевозчика в причинении убытков отсутствует, истец не доказал наличие убытков, их размер и вину ответчика их возникновении.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела и на нарушение судом норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Истец направил в суд отзыв на апелляционную жалобу.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы и возражений на неё, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 11.02.2021 г. ВЧДР Коноша - филиалом АО "ВРК-2"выпущен из ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 93947596. Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 028 от 08.02.2021 г. Представитель перевозчика принял участие в комиссионном осмотре. Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" Черепанов А.Р.. По результатам осмотра был составлен акт от 11.02.2021., согласно которому на колесных парах N 1175-9833-2017, N 1175-92794-2017, N 1175-91287-2017 были обнаружены выщербины на односторонних ползунах.
Акт подписал представитель ЗАО "Локотранс" и представитель ОАО "РЖД" с особым мнением, к акту приложены фотоматериалы. Из акта следует, что указанные неисправности произошли из-за неправильной эксплуатации колесных пар перевозчиком, код неисправности 116 по Классификатору КЖА 2005.
20.02.2021 г. ВЧДР Коноша - филиалом АО "ВРК-2" выпущен из ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 93925691. Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 028 от 08.02.2021 г. Представитель перевозчика принял участие в комиссионном осмотре. Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" Черепанов А. Р. По результатам осмотра был составлен акт от 20.02.2021., согласно которому на колесных парах N 1226-13984-2017, N 1175-73255-2017, N 1175-76015-2017 были обнаружены выщербины на односторонних ползунах. Акт подписал представитель ЗАО "Локотранс" и представитель ОАО "РЖД" с особым мнением, к акту приложены фотоматериалы. Из акта следует, что указанные неисправности произошли из-за неправильной эксплуатации колесных пар перевозчиком, код неисправности 116 по Классификатору КЖА 2005.
29.01.2021 г. ВЧДР Лянгасово - филиалом АО "ВРК-1" выпущен из ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 29069630. Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 097 от 27.01.2021 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл. Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" Ишимов И.В. По результатам осмотра был составлен акт от 29.01.2021., согласно которому на колесных парах N 1422-12024-2020, N 1226-23877-2019 были обнаружены выщербины на односторонних ползунах. Из акта следует, что указанные неисправности произошли из-за неправильной эксплуатации колесных пар перевозчиком, код неисправности 116 по Классификатору КЖА 2005. Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс", содержит фотоматериалы.
17.03.2021 г. ВЧДР Ярославль - филиалом АО "ВРК-2" выпущен из ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 94937299. Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД" подтверждается телеграммой N 051 от 08.03.2021 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр Осмотр вагона произвел представитель Вяхирев Р.Н.. По результатам осмотра был составлен акт от 11.03.2021., согласно которому на колесной паре N 1175-55572-2016, N 1175-59835-2016, N 1175-62787-2016 были обнаружены выщербины на односторонних ползунах. Акт подписал представитель Вяхирев Р.Н., к акту приложены фотоматериалы. Из акта следует, что указанные неисправности произошли из-за неправильной эксплуатации колесных пар перевозчиком, код неисправности 116 по Классификатору КЖА 2005.
28.12.2021 г. выпущен из ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 94948494. Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 67 от 12.12.2021 г. Представитель перевозчика принял участие в осмотре. Осмотр вагона произвел представитель Малышев В.В. на основании договора 7/010219 от 01.02.2019 г. совместно с представителем ОАО "РЖД" В.А. Бочковским. В результате был составлен Акт комиссионного осмотра вагона N 94948494 от 14.12.2021 г., согласно которому на колесных парах N 1175-90407-2016, N 1175-85382- 2016, 1175-85441-2016 выявлены односторонние ползуны. Из акта следует, что указанные неисправности произошли из-за неправильной эксплуатации колесных пар перевозчиком, код неисправности 116 по Классификатору КЖА 2005. Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс", к акту прилагаются фотоматериалы.
20.12.2021 г. АО "ВРК-1" выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 91586818. Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 112 от 18.12.2021 г. Осмотр вагона произвел Марковеев Д.А. на основании договора N 7/010220 от 01.02.2020 г. В результате был составлен Акт осмотра вагона N 91586818 от 20.12.21г., согласно которому на колесных парах N 1226-18691-2018, N 1175-164021-2018, N 1175-170856-2018, N 1175-170857-2018 наличие выщербин на односторонних ползунах и односторонние ползуны. Согласно Акту, указанные неисправности вызваны неправильной эксплуатацией колесных пар, код 116 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005. Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс", акт содержит фотоматериалы.
Во всех заявленных случаях перевозчик был надлежащим образом уведомлен о предстоящем комиссионном осмотре, путем направления телеграммы (до начала осмотра и до начала ремонта вагона). ЗАО "Локотранс" направляет телеграммы в адрес ответчика на основании заключенного с ОАО "РЖД" договора N 1-451113/Т от 28.10.2014 года, в рамках которого ОАО "РЖД" (оператор) оказывает ЗАО "Локотранс" (пользователю) услуги телеграфной связи.
Факт отправки представленных подтверждается соответствующими ДЕТАЛИЗАЦИЯМИ по отправке телеграмм обыкновенных от 31.01.21г., от 28.02.2021 г, 31.03.21г., 31.12.21г., актами выполненных работ по оказанию услуг телеграфной связи от 31.01.21г., от 28.02.2021 г., 31.03.21г., 31.12.21г., а также счетамифактурами от 31.01.21г., от 28.02.2021 г, 31.03.21 г., 31.12.21 г., платежными поручениями N 949 от 10.02.21г., N 1665 от 09.03.21г., N 2567 от 06.04.21г., N 137 от 12.01.22г, приложенными к иску.
На колесных парах указанных вагонов были обнаружены односторонние ползуны и выщербины на односторонних ползунах. В соответствии с Классификатором КЖА 2005 неисправность "односторонний ползун" является повреждением (код неисправности 116 "Ползун на поверхности катания на одном колесе").
Согласно Классификатору КЖА, указанная неисправность относится к разделу 3 "повреждения", и причиной ее возникновения является нарушение установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования. 07.12.2007 утвержден "Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", согласно которому неисправности колесных пар распределены по классам по признаку, характеризующему главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления. "Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001- 2007" от 07.12.2007 г. распределяет неисправности колесных пар по классам в зависимости от признака, характеризующего главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления.
Определение ползунов и выщербин по светлым пятнам, ползунам и наварам как повреждений имеет свое обоснование не только в Классификаторе неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, но и в Классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенном в действие с 01 января 1979 года, который в силу Закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" является действующим и не отмененным Минтрансом.
Таким образом, такая неисправность как односторонний ползун, является повреждением согласно всем трем существующим классификаторам неисправностей, и их образование зависит от действий перевозчика. Причины возникновения неисправностей четко определены вышеназванными Классификаторами.
Кроме того, на сети железных дорог Российской Федерации действуют "Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава", утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (приложение N 18 к протоколу от 7 мая 2014 г. N 60). Указанными Правилами на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, а, следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес (Раздел IX, п. 151, п. 156, п. 157, п. 177, п. 178). При этом п. 4 Раздела I установлено, что контроль соблюдения требований настоящих Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов. Аналогичные требования содержатся и в Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 16 мая 1994 г. N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, утвержденной МПС РФ (п.п. 10.1.1., 10.1.10, Раздел 2 Инструкции). Исходя из приведенных выше нормативных актов, скольжение заклиненных колесных пар по рельсам является нарушением правил эксплуатации подвижного состава и следствием действий перевозчика.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть, ОАО "РЖД".
Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 г. на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными. ОАО "РЖД" приняло исправные вагоны собственности ЗАО "Локотранс" к перевозке, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N ЭФ679591 (вагон N 93947596), N ЭФ679591 (вагон N 93925691), N ЭФ041170 (вагон N 29069630), N ЭХ938379 (вагон N 94937299), N 14769299 (вагон N 94948494), N ЭЙ052304 (вагон N 91586818).
Таким образом, в момент принятия вагонов к перевозке они были исправны.
ЗАО "Локотранс" как владелец железнодорожного подвижного состава заключает с вагонными ремонтными предприятиями договоры на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов, тем самым обеспечивая исправное состояние своих вагонов. Отсутствие неисправностей вагонов, поданных к погрузке, подтверждается принятием их ОАО "РЖД" к перевозке. Повреждение вагонов было обнаружено по прибытии его с путей перевозчика, следовательно, вагоны повредил перевозчик.
В соответствии с п.1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
ЗАО "Локотранс" направило в адрес Подрядчика претензии N 903 от 22.03.21г, N 904 от 22.03.21г, N 886 от 22.03.21г., N 1922 от 15.06.21г., N И22-00796 от 10.03.21 г., И22-00881 от 16.03.22г. Урегулировать спор в досудебном порядке удалось частично.
Таким образом, из вышеуказанных нормативных положений следует, что ОАО "РЖД", повредившее вагоны собственности ЗАО "Локотранс", обязано возместить причиненные убытки.
Ссылка ответчика на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку указанные ответчиком судебные акты приняты по спорам с иными фактическими обстоятельствами.
Поскольку Ответчик не доказал, что повреждения были вызваны не его действиями по неправильной эксплуатации вагона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой апелляционный суд соглашается.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 06 сентября 2022 года по делу N А40-111916/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111916/2022
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"