г. Саратов |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А57-7016/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 сентября 2022 года по делу N А57-7016/2022
по заявлению Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (ОГРН 1146400001351, ИНН 6450999440, 410012, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 128 А),
заинтересованные лица: Управление Федерального казначейства по Саратовской области (ОГРН 1026403343163, ИНН 6450024002, 410056, г. Саратов, Ильинская пл., д. 1/6), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ОГРН 1056405029560, ИНН 6452911715, 410012, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 114), общество с ограниченной ответственностью "Сам-Стройпроект" (ОГРН 1066455005594, ИНН 6455042372, 410031, г. Саратов, ул. Некрасова, д. 53), общество с ограниченной ответственностью "АБВ Инжириринг" (ОГРН 1117746984211, ИНН 7709892219, 109004, г. Москва, ул. А. Солженицына, д. 40, стр. 2), Государственное унитарное проектное предприятие "Институт Саратовгражданпроект" (ОГРН 1026402191782, ИНН 6450028286, 410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д. 1), общество с ограниченной ответственностью "Сибэнерго" (ОГРН 1116195013098, ИНН 6163111100, 344012, г. Ростов-на-Дону, ул. Ивановского, д. 38/63 А, 3В, 3Д), общество с ограниченной ответственностью "Потенциал Строй" (ОГРН 1076320001427, ИНН 6321182829, 445009, Самарская область, г. Тольятти, ул. Комсомольская, д. 84 А, оф. 421), общество с ограниченной ответственностью "Сервисный центр Сириус" (ОГРН 1094345017580, ИНН 4345265453, 610007, г. Киров, ул. Героя Костина, д. 2, кв. 9), общество с ограниченной ответственностью "Каркас" (ОГРН 1026402193157, ИНН 6450010602, 410019, г. Саратов, 1-й Высокий проезд, д. 27),
о признании незаконным представления в части,
при участии в судебном заседании представителя Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области Валицкой И.В., действующей на основании доверенности от 29.07.2022 N 205, представителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области Секина М.Н., действующего на основании доверенности от 11.01.2021 N 17-18/288,
иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (далее - Фонд капитального ремонта, Фонд, заявитель) с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области (далее - УФК по Саратовской области, Управление, орган федерального казначейства) от 28.12.2021 N 60-11-44/21-9637 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в части пункта 1.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13 сентября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд капитального ремонта не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 19.11.2022.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 19.08.2021 N 392 УФК по Саратовской области проведена плановая выездная проверка Фонда капитального ремонта по вопросу использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019-2020 годах, по результатам которой составлен акт проверки от 11.11.2021.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение Фондом пунктов 1, 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1.1., абзацев 1-4 раздела 2 "Организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда", пунктов 4.1.4., 4.1.7., подпунктов 4.2.1.7., 4.2.1.9. пункта 4.2.1., подпунктов 4.2.З.1., 4.2.3.2., 4.2.3.4, 4.2.3.17, пункта 4.2.3., подпункта 4.2.4.2, пункта 4.2.4., подпункта 4.6.1.25, пункта 4.6.1., пункта 4.7.4., пункта 4.8.10., подпунктов 4.10.2.1, 4.10.2.7., 4.10.2.8., 4.10.2.9, пункта 4.10.2., раздела 4 "Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций", приложения N 4 "Перечень работ по содержанию жилых домов", приложения N 7 "Перечень работ, относящихся к текущему ремонту", приложения N 9 "Паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях" Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), приложения N 2 "Перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт)" Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (далее - МДК 2-04.2004), абзаца 1 пункта 9 раздела 1 "Работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов" Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень), пунктов 2, 3, 7 приложения Б "Перечень работ (мероприятий) по улучшению условий проживания и эксплуатации многоквартирного дома" к ГОСТ Р 56535-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 56535-2015), приложения N 7 "Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов" к ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - ВСН 58-88 (р), выразившееся в том, что Фондом приняты и оплачены за счет средств Фонда капитального ремонта работы, не являющиеся работами по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на общую сумму 7 062 828,47 руб., а именно работы по герметизации стыков панелей фасадов, окраске дверей входных групп, восстановлению железобетонных козырьков входных групп, установке вентиляционных решеток в продухи чердака и цокольных этажей, окраске пожарной лестницы, ремонту цоколя, ремонту отмосток, ремонту штукатурки и окраске фасада.
28 декабря 2021 года Управлением Фонду выдано представление N 60-11-44/21-9637, согласно пункту 1 которого заявителю надлежит в срок до 01.02.2023 принять меры к определению источника возмещения суммы произведенных расходов за счет средств собственников общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта у регионального оператора, и принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения.
Фонд капитального ремонта, полагая, что представление УФК по Саратовской области от 28.12.2021 N 60-11-44/21-9637 в части пункта 1 является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, основывался на том, что спорные работы являются текущими, не относятся к капитальному ремонту, следовательно, не подлежат оплате за счет средств Фонда капитального ремонта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области "О создании регионального оператора" от 19.07.2013 N 171-Пр Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области является региональным оператором на территории Саратовской области.
Согласно части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Частью 1 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Согласно части 5 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что помимо видов работ по капитальному ремонту, указанных пунктом 1 данной статьи, могут быть предусмотрены дополнительные перечни работ по капитальному ремонту общего имущества, а также выполняться работы, отнесенные к реконструкции объектов капитального строительства.
УФК по Саратовской области в ходе проверки установлено, что Фондом капитального ремонта заключены договоры на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Локальной сметой к договорам на ремонт фасада многоквартирного жилого дома предусмотрены, в том числе, работы по герметизации стыков панелей фасадов, окраске дверей входных групп, восстановлению ж/б козырьков входных групп, установке вентиляционных решеток в продухи чердака и цокольных этажей, окраске пожарной лестницы, ремонту цоколя, ремонту отмосток, ремонту штукатурки и окраске фасада.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанные работы неправомерно отнесены заявителем к работам, связанным в капитальным ремонтом.
В пункте 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 56535-2015 под текущим ремонтом понимается комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает тридцати процентов от ремонтируемого имущества.
В приложении N 7 "Перечень работ, относящихся к текущему ремонту" к Правилам и нормам технической эксплуатации определены виды работ, относящиеся к текущему ремонту: по фундаментам - устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы; по стенам и фасадам - герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов, смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов; по лестницам, балконам, крыльцам (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей - восстановление или замена отдельных участков и элементов.
Согласно приложению N 8 "Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда" к Правилам и нормам технической эксплуатации к таким работам отнесены обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ); ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок); Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%; утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров); замена внутриквартальных инженерных сетей; установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей); переустройство невентилируемых совмещенных крыш; авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий с полной или частичной заменой перекрытий и перепланировкой; технический надзор в случаях, когда в органах местного самоуправления, организациях созданы подразделения по техническому надзору за капитальным ремонтом жилищного фонда; ремонт встроенных помещений в зданиях.
Виды работ, выполнение которых установлено Управлением в ходе проверки, в примерном перечне работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, не обозначены.
Согласно пунктам 2, 3, 7 приложения Б "Перечень работ (мероприятий) по улучшению условий проживания и эксплуатации многоквартирного дома" к ГОСТ Р 56535-2015 ремонт, окраска, в том числе утепление фасада; герметизация панельных швов, ремонт и восстановление элементов благоустройства, отмостки, дорожек и тротуаров и т.д. относятся к работам по улучшению условий проживания и эксплуатации многоквартирного дома.
Из приложения N 2 "Перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт)" МДК 2-04.2004 следует, что работы по смене или ремонту отмостки относятся к работам по текущему ремонту фундаментов; работы по заделке трещин, расшивке швов, перекладке отдельных участков кирпичных стен, герметизации стыков элементов полносборных зданий, заделке выбоин и трещин на поверхности блоков и панелей, восстановлению поврежденных участков штукатурки и облицовки; ремонту и окраске фасадов одно- и двухэтажных зданий - к работам по текущему ремонту стен и фасадов; работы по заделке выбоин и трещин бетонных и железобетонных балконных плит, восстановлению или устройству зонтов над входами в подъезды, устройству металлических решеток, ограждений окон подвальных помещений, козырьков над входами в подвал - к работам по текущему ремонту лестниц, балконов, крылец (зонтов-козырьков) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей; работы по ремонту и восстановлению отмосток по периметру здания - к работам по текущему ремонту по внешнему благоустройству.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, выполнение работ по герметизации стыков панелей фасадов, окраске дверей входных групп, восстановлению железобетонных козырьков входных групп и балконных плит, установке вентиляционных решеток в продухи чердака и цокольных этажей, окраске пожарной лестницы, ремонту цоколя, ремонту отмосток Фондом капитального ремонта свидетельствует о ненадлежащем исполнении управляющей организацией договорных обязательств по обеспечению содержания и технического обслуживания дома, гарантирующих его сохранность.
Между тем, невыполнение указанных работ управляющей организацией не позволяет Фонду осуществлять работы по текущему ремонту в целях устранения последствий не должной эксплуатации многоквартирного дома за счет средств фондов капитального ремонта.
Судом обоснованно отклонена ссылка Фонда на СП 368.1325800.2017 "Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта", поскольку указание в перечне основных работ, проводимых при капитальном ремонте, на ремонт отмостки, ремонт фасадов, ремонт межпанельных швов и т.д. не опровергает выводов Управления об отнесении данных работ к текущему ремонту.
Согласно пункту 9 СП 368.1325800.2017 при капитальном ремонте, проводимом в соответствии с частями 1, 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации следует проводить: ремонт (восстановление) и устранение неисправностей изношенных элементов здания, включенных в пункт 4.1; смену, восстановление отдельных элементов здания, включенных в пункт 4.1, или замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели жилого здания. При необходимости перечень работ может быть дополнен работами: по утеплению фасада; ремонту систем вентиляции и связи, относящихся к общему имуществу многоквартирного жилого здания; переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую; устройству выходов на кровлю; установке систем коллективного приема сигнала эфирного цифрового телевизионного вещания; установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды; установке автоматизированных систем учета потребления ресурсов (АСУПР).
Департамент стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 27.03.2020 N 9939-ОГ/06 сообщил, что субъект Российской Федерации вправе дополнить установленный частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса перечень работ по капитальному ремонту, работами и услугами, необходимыми для полного и комплексного выполнения работ в соответствии с видами работ, утвержденными региональной программой капитального ремонта. Состав работ определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующем нормативном правовом акте. При определении состава работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется учитывать положения Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденных общим собранием членов Ассоциации региональных операторов капитального ремонта 3 октября 2019 года. Выполнение работ, не предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, недопустимо за счет средств Фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Пунктом 1.6 Методических рекомендаций 2019 года рекомендуется определить состав работ по капитальному ремонту для следующего перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе фасада (пп. 9 п. 1.6). В случае если в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации определены дополнительные, не входящие в указанный перечень, виды работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, рекомендуется установить состав работ на каждый вид таких работ и (или) услуг. При определении перечня работ, подлежащего включению в региональную программу и (или) краткосрочные планы ее реализации, рекомендуется группировать виды работ с точки зрения необходимости их одновременного выполнения, а также необходимости обеспечения комфортных условий проживания граждан в период выполнения работ.
Пунктом 2.1 Методических рекомендаций 2019 года установлен рекомендуемый к включению в задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и, при необходимости, подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта состав работ по перечню, указанному в пункте 1.6 настоящих методических рекомендаций.
Из изложенного следует, что дополнительные виды работ, а также детализированный состав работ должен быть предусмотрен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Саратовской области от 25.03.2013 N 36-ЗСО "О дополнительных видах услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, на территории Саратовской области" перечень дополнительных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя: усиление несущих и ненесущих строительных конструкций, включая несущие и ненесущие стены, плиты перекрытий, несущие колонны, промежуточные и поэтажные лестничные площадки, лестничные марши, ступени, косоуры; утепление фасада; капитальный ремонт печей, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; разработка проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), проведение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; услуги по строительному контролю; ремонт или замена оборудования в индивидуальных тепловых пунктах, расположенных в многоквартирных домах, в том числе замена циркуляционных насосов систем отопления и горячего водоснабжения; разработка проектной документации и ремонт, проводимый в соответствии со статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленным объектом культурного наследия, с осуществлением авторского и технического надзора за проведением таких работ в случае, если данные работы не затрагивают предмет охраны такого объекта.
Спорные виды работ (герметизация стыков панелей фасадов, окраска дверей входных групп, восстановление железобетонных козырьков входных групп, установка вентиляционных решеток в продухи чердака и цокольных этажей, окраска пожарной лестницы, ремонт цоколя, ремонт отмосток, ремонт штукатурки и окраска фасада) указанным нормативным актом к капитальному ремонту не отнесены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные работы в настоящем случае не относятся к капитальному ремонту, следовательно, финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта не могут.
Довод заявителя о том, что согласно пункту 4.2.1.18 Правил и норм технической эксплуатации повреждения, вызвавшие снижение прочности и устойчивости, водозащитных и теплотехнических свойств наружных ограждающих конструкций, звукоизоляции и других показателей, которые не могут быть устранены при текущем ремонте, следует устранять при капитальном ремонте или реконструкции по соответствующему проекту, отклоняется судом, поскольку Правилами и нормами технической эксплуатации прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома, в том числе устранение повреждений стен, заделку трещин, исправное состояние конструкций чердачного помещения, исправное состояние окон, дверей (раздел IV "Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций").
Доказательств, свидетельствующих о том, что те виды работ по текущему ремонту, которые выявлены Управлением и указаны в представлении, не могли быть устранены при надлежащем исполнении управляющими организациями своих обязанностей по содержанию многоквартирных домов, своевременном проведении ими текущего ремонта, Управлением при проведении проверки установлено не было и Фондом впоследствии не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы Фонда, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Данные доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы Фондом капитального ремонта по платежному поручению от 06.10.2022 N 110069 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей уплате юридическим лицом по настоящему делу, составляет 1 500 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату Фонду капитального ремонта из федерального бюджета как излишне уплаченная.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 48, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 сентября 2022 года по делу N А57-7016/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (ОГРН 1146400001351, ИНН 6450999440) из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб., перечисленную по платежному поручению от 06.10.2022 N 110069. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7016/2022
Истец: Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Саратовской области
Третье лицо: ГРУПП Институт Саратовгражданпроект, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, Министерство строительства и ЖКХ СО, ООО АБВ ИНЖИНИРИНГ, ООО Каркас, ООО Потенциал Строй, ООО САМ-СТРОЙПРОЕКТ, ООО СИБЭНЕРГО, ООО СЦ СИРИУС