г. Чита |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А78-8730/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Присевко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2022 года по делу N А78-8730/2022 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033), к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании с Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации задолженности за тепловую энергию за май 2022 года в размере 885864,78 руб.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Пятая" (ОГРН 1137536001272, ИНН 7536133661),
при участии в судебном заседании:
представителя Министерства обороны Российской Федерации - Абрамова А.А. по доверенности от 10.10.2022 N 207/4/191д,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - истец, ПАО "ТГК N 14") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно0социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик - 1, ФГАУ), к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик - 2, МО РФ) о взыскании с Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации задолженности за тепловую энергию за май 2022 года в размере 885864,78 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2022 года исковые требования удовлетворены, с Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" взысканы: основной долг за май 2022 года в размере 885864,78 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 20717 руб., всего 906581,78 руб., в иске к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации отказано.
Ответчик - Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации и третье лицо - Министерство обороны Российской Федерации, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционных жалобах просят его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ФГАУ "Росжилкомплекс" указывает, что судом первой инстанции не был принят во внимание факт того, что помещение, расположенное по адресу: г. Чита, ул. Летная, д. 26, в соответствии с приказом начальника Забайкальского территориального гарнизона N 70 от 05.06.2021 "О закреплении объекта недвижимого имущества (общ. N 47) военного городка N 24 (г. Чита) за войсковой частью 780081", было передано в пользование войсковой части 780081 и используется войсковой частью N 780061 как казарменно - жилищный фонд, что подтверждается актом приемки-сдачи казарменно-жилищного фонда и территории военного городка N 210/21 от 12.07.2021.
Полагает, что суд неправомерно не освободил ответчика от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, указывает, что общежитие, расположенное по адресу: г. Чита, ул. Е. Гаюсана, д. 32 А, не принималось на обслуживание ФГАУ "Росжилкомплекс", данный объект расположен в многоквартирном доме, управляющей компанией которого является ОО УК "Пятая".
Министерство обороны Российской Федерации в обоснование жалобы указывает, что в рассматриваемом случае управление спорным многоквартирным домом в спорный период осуществлялось управляющей компанией ООО УК "Пятая", при таких обстоятельствах ФГАУ "Росжилкомплекс" является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные жилые помещения являются пустующими не представлено.
Истец в отзыве на апелляционные жалобы просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменений.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако истец, ответчик - 1, и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 N 175 создано Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - ответчик по настоящему делу, основными видом деятельности которого является осуществление содержания (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности (объектов жилищного фонда, прилегающей территории), для обеспечения реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, закрепленном за Министерством обороны, созданию условий их жизни и деятельности (пункт 19 Устава).
Согласно передаточному акту N 3/2844 от 12.01.2021 ФГАУ "Росжилкомплекс" принял следующие объекты: общежития, расположенные по адресам: ул. Чкалова 1в, ул. Трактовая 51, ул. Смоленская 39 корп. 1,2,3, ул. Полковой проезд 6 корп. Б, ул. Летная 26, ул. Ленинградская 51, ул. Красной Звезды 18, ул. Е. Гаюсана, 36, ул. Е. Гаюсана 50, корп. 1, ул. Бабушкина 111, ул. Автогенная 4.
Объекты: общежития, расположенные по адресам: ул. Чкалова 1в, ул. Полковой проезд 6 корп. Б, ул. Автогенная 4 ФГАУ "Росжилкомплекс" принял на основании приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 30.03.2021 N 902.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости также следует принадлежность ответчику-1 на праве оперативного управления с 18.06.2021 общежития, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Е. Гаюсана, 32а.
ПАО "ТГК-14" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепла на указанные объекты.
Ответчик 1 21.12.2021 обратился к истцу с заявлением о заключении контракта на отпуск и потребление тепловой энергии горячей воде по объектам специализированного жилого фонда, находящегося на территории г. Чита.
На основании указанной заявки истцом в адрес ответчика 1 был направлен проект договора N 02012410 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде на 2022 год в отношении объектов потребителя, расположенных по адресам: г. Чита, ул. Чкалова 1Б, ул. Трактовая 51, ул. Смоленская 39 корп. 1,2,3, ул. Полковой проезд 6 корп. Б, ул. Летная 26, ул. Ленинградская 51, ул. Красной Звезды 18, ул. Е. Гаюсана, 36, ул. Е. Гаюсана 50, корп. 1, ул. Бабушкина 111, ул. Автогенная 4.
05.03.2022 истцом ответчику 1 вручен проект дополнительного соглашения к договору о включении в перечень объектов потребителя по договору общежития по адресу ул. Е. Гаюсана, 32 А.
Договор на поставку тепловой энергии N 02012410 сторонами подписан 28.04.2022 с протоколом разногласий, не связанным с составом включенных в договор объектов поставки тепловой энергии.
Таким образом, между сторонами возникли договорные правоотношения по поставке тепловой энергии на объекты, указанные в пункте 1.1 договора.
В соответствии с пунктом 1.1 договора предметом договора является поставка тепловой энергии в горячей воде на объекты потребителя, расположенные в г. Чита по адресам: ул. Чкалова, 1 Б, ул. Трактовая, 51, ул. Смоленская, 39 корпус 1,2,3, ул. Полковой проезд 6 корпус Б, ул. Летная,26, ул. Ленинградская, 51, ул. Красной Звезды 18, ул. Е.Гаюсана 36, 50 корпус 1, 32А, ул. Бабушкина 111, ул. Автогенная 4.
Дата начала поставки тепловой энергии считается с 01.01.2022.
Согласно пункту 4.1 договора оплата за тепловую энергию и теплоноситель производится до двадцать пятого числа месяца, следующего за расчетным на основании счета-фактуры.
На оплату теплоснабжения за май 2022 года истец выставил ответчику счет на общую сумму 885864,78 рублей (л.д. 40-44). Оплата ответчиком не произведена.
Задолженность составила 885864,78 руб.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статей 8, 123.21, 123.22, 123.23, 210, 296, 298, 309, 310, 438, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 92, 94, 100, 153, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", учел правовую позицию, сформулированную в пунктах 2, 6, 13, 14, 31, 40, 42, 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в пункте 2 Информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в пункте 34 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 N 303-ЭС15-18156, от 26.11.2018 N305-ЭС15-12239(5) и от 17.06.2022 N307-ЭС21-23552, в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Факт передачи спорных объектов недвижимости в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс" материалами дела подтверждается, ответчиком доказательств обратного не представлено.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Объем тепловой энергии произведен расчетным способом исходя из площади помещений, количества проживающих лиц, нормативов потребления коммунальных ресурсов и утвержденного тарифа.
Проверив представленный истцом расчет, суд признал его верным.
Ответчик факт поставки тепловой энергии и ее объем не оспорил, доказательств оплаты долга в полном объеме не представил.
С учетом того, что материалами дела подтверждается факт поставки теплового ресурса в помещения, принадлежащие ответчику, тогда как ответчик доказательств оплаты полученного ресурса в спорный период не представил, суд первой инстанции верно взыскал с ответчика сумму долга.
Довод ответчика о том, что на основании приказа начальника Забайкальского территориального гарнизона N 70 от 05.06.2021, акта приемки-сдачи казарменно-жилищного фонда N 210/21 от 12.07.2021 указанный объект был принят в пользование войсковой частью 78081 подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку указанное общежитие по адресу г. Чита, ул. Летная, 26 было передано ФГАУ "Росжилкомплекс" на основании приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 04.12.2020 N 2844 и передаточного акта N 3/2844 от 12.01.2021.
Право оперативного управления ФГАУ "Росжилкомплекс" на указанный объект зарегистрировано 22.03.2021.
Таким образом, оснований для освобождения ФГАУ "Росжилкомплекс" от оплаты тепловой энергии, поставленной в общежитие по адресу г. Чита, ул. Летная, 26, не имеется.
Довод Министерства обороны РФ о том, что в случае наличия факта заселенности спорных помещений, обязанность по оплате должна быть возложена на нанимателей помещений, подлежит отклонению в силу следующего.
Объекты недвижимости, являющиеся объектами теплоснабжения по договору N 02012410, являются общежитиями и предназначены для проживания военнослужащих, то есть, являются специализированным жилищным фондом.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 и части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Из системной взаимосвязи вышеназванных норм права следует, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
Заключение прямых договоров ресурсоснабжающей организацией в отношении специализированного жилого фонда возможно только непосредственно с собственником жилого фонда, а не нанимателями.
С учетом изложенного, между ПАО "ТГК-14" и ФГАУ "Росжилкомплекс" был заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 02012410.
Довод ответчиков о наличии обязанности ООО УК "Пятая" по оплате истцу оказанных услуг обосновано отклонен судом первой инстанции, поскольку доказательств осуществления третьим лицом функций исполнителя коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в отношении многоквартирного дома N 32 а по ул. Е. Гаюсана, не представлено. Доказательств принятия ООО УК "Пятая" на себя обязательств по оплате оказанных истцом услуг и фактическом выполнении этих обязательств, в материалах дела применительно к спорному периоду не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы ответчика о том, что государственная пошлина необоснованно взыскана с ответчика, тогда как последний освобожден от уплаты государственной пошлины, отклоняется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, исходя из пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины за рассмотрение иска составляет 21945 руб.
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в размере 20717 руб. (л.д. 9, т.1).
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет судебные расходы, как состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу части 1 которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося спора - истцом и ответчиком.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на последнего обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Ссылка ответчика на освобождение от уплаты госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не принимается, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение стороны от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в его пользу. Напротив, частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
Следовательно, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 20717 руб. в порядке части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно взысканы судом первой инстанции с ответчика в пользу истца.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2022 года по делу N А78-8730/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8730/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПЯТАЯ, ПАО ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 14
Ответчик: АНО ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КОМПЛЕКСА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Территориальный отдел "Читинский" филиала "Восточный"