20 декабря 2022 г. |
Дело N А83-5646/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Горбуновой Н.Ю., |
|
|
|
Рыбиной С.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ялта Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.09.2022 по делу N А83-5646/2022 по иску Общества с ограниченной ответственностью "ЮБК ЖИЛСЕРВИС" к Муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым в лице Администрации города Ялта Республики Крым о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮБК ЖИЛСЕРВИС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым в лице Администрации города Ялта Республики Крым (далее - Администрация) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Кореиз, ул. Маяковского, д. 12, за период 01.01.2021 - 31.12.2021 в размере 56 836,65 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.09.2022 исковые требования удовлетворены. С Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в лице Администрации города Ялта Республики Крым взыскана задолженность в размере 56 836,65 руб.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что истцом пропущен общий срок исковой давности три года, так как Общество исчисляет задолженность с 01.09.2016, а иск подан лишь 30.09.2020.
Также указывает на то, что нежилые помещения находятся в аренде у субъектов хозяйственной деятельности на основании договоров аренды, согласно которым арендаторы обязаны возмещать расходы, связанные с содержанием и ремонтом многоквартирного дома, в связи с чем, оснований для взыскания с Администрации задолженности не имеется; указанная задолженность должна взыскиваться с арендаторов муниципального имущества.
В представленном отзыве Общество изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество "ЮБК ЖИЛСЕРВИС" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (лицензия N 173 от 03.10.2016, выданная Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым). Протоколом общего собрания собственников помещения N 1 от 05.10.2016 истец выбран в качестве управляющей компании многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Кореиз, ул. Маяковского, дом 12.
Постановлением Совета министров Республики N 753 от 30.11.2015 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016-2045 годы. В указанную региональную программу включен, в том числе, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Кореиз, ул. Маяковского, д. 12.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 12 по ул. Маяковского изменен способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления денежных средств на специальный счет, владельцем которого определена управляющая компания дома Общество "ЮБК ЖИЛСЕРВИС", в размере минимального взноса, установленного нормативно-правовым актом Республики Крым - 6,16 руб. за один квадратный метр площади жилого (нежилого) помещения, принадлежащего собственнику такого помещения (протокол общего собрания N 4 от 23.03.2017).
Согласно постановлению Совета министров Республики Крым N 612 от 30.09.2020 на 2021 год установлен минимальный размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым в размере 6,50 руб. за 1 кв.м.
Согласно перечню объектов недвижимого имущества, утвержденному Постановлениями Администрации г. Ялты N 2812-п от 09.08.2016, N 2717-п от 28.06.2017, в состав муниципальной казны муниципального образования городской округ Ялта включены следующие нежилые помещения цокольного этажа, расположенные в многоквартирном доме N 12 по ул. Маяковского, пгт. Кореиз, г. Ялта:
1. нежилые помещения лит. А, корпус 1: N 91-31, N 91-32, N 91-33, N 91-34, общей площадью 90,2 кв. м;
2. нежилые помещения лит. А, корпус 1: N 91-28, N 91-29, N 91-30, N 91-36, общей площадью 52,7 кв. м;
3. нежилые помещения лит. А корпус 1: N 96-1, 96-14, общей площадью 174, 9 кв. м;
4. нежилые помещения лит. А, корпус 1: N N 11, 12, 13, 14, 4, 6, 8, 10, 7, 39, общей площадью 71,8 кв. м;
5. нежилые помещения лит. А, корпус 1: часть помещений N 1, общей площадью 37,4 кв. м;
6. нежилые помещения лит. А, корпус 1: часть помещений N 1, часть помещений N 40, 24, 25, 27, общей площадью 132, 4 кв. м;
7. нежилые помещения лит. А, корпус 2: N N 1, 2, 3, 4, 5, 8, общей площадью 70, 1 кв. м;
8. нежилые помещения лит. А, корпус 2: N N 2, 96-1, 96-2, 96-3, 96-4, 96-5, 96-6, 96-7, 96-8, 96-9, 96-10, 96-11, 96-12, общей площадью 117, 3 кв. м;
9. нежилые помещения лит. А, корпус 2: N N 4, 5, 7, общей площадью 50, 3 кв. м.
Принадлежность указанных нежилых помещений Администрации за спорный период подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, что также не оспаривается Администрацией.
В связи с образовавшейся за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 у Администрации задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере 56 836,65 руб. Общество направило претензию с требованием оплатить задолженность.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Администрация города Ялты Республики Крым, являясь собственником нежилых помещений в пгт. Кореиз, ул. Маяковского, д. 12, обязано нести бремя содержания принадлежащего ему имущества в том числе, путем внесения взносов на капитальный ремонт.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы в части необходимости взыскания спорной задолженности с арендатора нежилых помещений, апелляционной коллегией принимается во внимание следующее.
В силу абзаца второго пунктом 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункту 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Более того, Общество как уполномоченное лицо по содержанию общего имущества всех собственников дома, не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Поэтому само по себе наличие договора аренды не является обстоятельством, создающим для Общества право требовать оплаты услуг на содержание и ремонт общего имущества у арендатора, а не собственника помещений.
Согласно позиций Верховного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15222/11, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10 на арендатора нежилого помещения в многоквартирном доме в силу правил статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложены быть не могут.
В силу норм статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия и условий договора аренды.
Ввиду чего, независимо от передачи спорных помещений в аренду, независимо от факта их использования или неиспользования ответчиком, расходы по взносам на капитальный ремонт общего имущества подлежат взысканию с собственника в силу закона.
Наличие договоренностей между титульным владельцем и иными лицами не изменяет обязанности собственника (владельца) по содержанию имущества. Спорные платежи являются обязательными, как вытекающие из отношений общей собственности.
Довод апелляционной жалобы об истечении сроков исковой давности отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Требования истца о взыскании задолженности в настоящем деле заявлены за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, таким образом, срок исковой давности не истек.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.09.2022 по делу N А83-5646/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А Ольшанская |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5646/2022
Истец: ООО "ЮБК ЖИЛСЕРВИС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ