г. Санкт-Петербург |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А21-12217/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пивцаева Е.И.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: представитель Подтоптанный Д.А. по доверенности от 17.08.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37960/2023) общества с ограниченной ответственностью "СК Виттенберг" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2023 по делу N А21-12217/2022 (судья Педченко О.М.), принятое
по иску Муниципального бюджетного учреждения "Отдел капитального строительства Светлогорский городской округ"
к обществу с ограниченной ответственностью "СК Виттенберг"
о взыскании пени за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение "Отдел капитального строительства Светлогорский городской округ" (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СК Виттенберг" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 88 408 руб. пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом N 0135300007621000056 от 06.09.2021, за период с 27.09.2021 по 27.12.2021.
Истец уточнил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика 108 470,95 руб. пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом N 0135300007621000056 от 06.09.2021, за период с 27.09.2021 по 22.12.2021 с суммы неисполненных в срок обязательств 5 128 650 руб.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению на основании ч.1 ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправильно определил твердую цену оспариваемого контракта; судом первой инстанции неверно определена дата ключевой ставки. Ответчик считает, что судом первой инстанции не применены положения Постановления Правительства РФ от 04 июля 2018 года N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее Правила).
15.01.2024 в апелляционный суд от ответчика поступили уточнения к апелляционной жалобе, в которой ответчик просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Апелляционный суд приобщил к материалам дел уточнения ответчика к апелляционной жалобе.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом уточнений.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, апелляционный суд установил следующее.
06.09.2021 между Учреждением (муниципальным заказчиком) и Обществом (подрядчиком) на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 26.08.2021 N 0135300007621000056, заключен муниципальный контракт N 0135300007621000056 на капитальный ремонт пешеходной дорожки по ул.Санаторной, капитальный ремонт участка тротуара по ул.Нахимова (от пересечения с ул.Тихомирова до пересечения с ул.Парковой, капитальный ремонт пешеходной дорожки от д.4 по ул.Нахимова до пересечения с ул.Токарева, капитальный ремонт тротуара по ул.Тихомирова в г.Светлогорске Калининградской области (далее - Контракт).
Согласно пункту 2.2 Контракта срок начала выполнения работ по Контракту: с даты заключения Контракта (06.09.2021).
Из пункта 2.3 Контракта следует, что срок выполнения работ: не более 21 календарного дня с даты заключения Контракта, то есть в данном случае до 26.09.2021(включительно).
Цена Контракта согласно пункту 3.1 Контракта составляет 5 128 650 руб.
Как следует из материалов дела, сторонами подписаны документы о сдаче-приемке работ на сумму 3 917 636,25 руб.:
- справка по форме КС-3 N 1 от 22.12.2021;
- акты по форме КС-2 N 1 от 22.12.2021 на сумму 1 194 907,30 руб., N 2 от 22.12.2022 на сумму 19 023,05 руб., N 3 от 22.12.2021 на сумму 631 265,54 руб., N 4 от 22.12.2021 на сумму 14 290,02 руб., N 5 от 22.12.2021 на сумму 237 081,73 руб., N 6 от 22.12.2021 на сумму 77 450,04 руб., N 7 от 22.12.2021 на сумму 313 584, 83 руб., N 8 от 22.12.2021 на сумму 483 604, 33 руб., N 9 от 22.12.2021 на сумму 8 388,25 руб.,N 10 от 22.12.2021 на сумму 922 620,60 руб.., N 11 от 22.12.2021 на сумму 15 420,56 руб.
Из материалов дела следует, что акты подписаны муниципальным заказчиком 27.12.2021, о чем имеется соответствующая отметка на актах.
30.12.2021 стороны подписали соглашение о расторжении Контракта, установив, что фактически подрядчиком выполнены работы по Контракту на сумму 3 917 636,25 руб.
Пунктом 8.7.1 Контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, муниципальный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Ссылаясь на нарушение подрядчиком сроков выполнения работ по Контракту, Учреждение направило в адрес Общества претензию от 27.12.2021 с требованием оплаты пени, оставление без удовлетворения которой послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно п.1 ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу пункта 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пеней.
Кроме того, пунктом 8.7.1 Контракта также предусмотрено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, муниципальный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Судом установлено, что Контракт расторгнут по соглашению сторон о расторжении контракта от 30.12.2021. При этом в соглашении от 30.12.2021 о расторжении Контракта стороны указали, что фактически подрядчиком выполнены работы по Контракту на сумму 3 917 636,25 руб.
Истцом документально подтверждено и ответчиком документально не опровергнуто, что подрядчиком нарушены срок окончания работ по Контракту, а именно работы по Контракту не сданы в срок до 26.09.2021(включительно).
Работы сданы по актам формы КС-2 и справке формы КС-3, датированным 22.12.2021, на сумму 3 917 636,25 руб.
Из расчета истца следует, что ответчику начислена неустойка за просрочку выполнения работ в общей сумме 108 470,95 руб. за период с 27.09.2021 по 22.12.2021 с суммы неисполненных в срок обязательств 5 128 650 руб., размер пени исчислен истцом, исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за соответствующие периоды просрочки(6.76%, 7,5%, 8,5%).
Ответчик полагает, что твердая цена Контракта составляет 3 917 636,25 руб. согласно соглашению от 30.12.2021 о расторжении Контракта и пеня может быть исчислена с этой суммы.
Вместе с тем, твердая цена Контракта согласно пункту 3.1 Контракта составляет 5 128 650 руб.
Согласно пункту 3.8 Контракта цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, подлежит изменению только в случаях, предусмотренных действующим законодательством и Контрактом.
В силу пункта 3.9 Контракта изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением изменения по соглашению сторон, в предусмотренных в указанном пункте случаях. При этом при уменьшении предусмотренного Контрактом объема работы стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта, исходя из цены работы. Сокращение количества объема работы при уменьшении цены Контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Из буквального толкования условий соглашения от 30.12.2021 о расторжении Контракта не следует, что стороны изменили пункт 3.1 Контракта и установили твердую цену Контракта в размере 3 917 636,25 руб. в связи с уменьшением объема работ.
В пункте 14.4 Контракта предусмотрено, что любые изменения и дополнения к Контракту оформляются дополнительными соглашениями в письменной форме.
В материалы дела не представлено доказательств, что стороны подписали дополнительное соглашение в письменной форме об изменении пункта 3.1 Контракта и установили цену в размере 3 917 636,25 руб. вместо 5 128 650 руб. и указали, что выполнения работ на сумму 5 128 650 руб. не требуется, а также сократили количество объема работы при уменьшении цены Контракта в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации и согласовали новую Смету.
Согласно данным ЕИС (zakupki.gov.ru) цена Контракта также составляет 5 128 650 руб., исполнение по Контракту прекращено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно признал правомерным начисление пени на сумму цены Контракта, указанной в пункте 3.1 Контракта (5 128 650 руб.).
Судом первой инстанции правомерно отклонены возражения ответчика, что истец обязан был списать сумму пени на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику(подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек(штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" и утвержденных данным Постановлением Правил списания сумм неустоек(штрафов, пеней), начисленных поставщику(подрядчику, исполнителю), но несписанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340) (далее - Правила N 783), так как не превышает 5% от суммы Контракта.
В силу пункта 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
При этом приведенная выше норма пункта 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ носит императивный характер (то есть обязательный к исполнению), прямо предписывая действия заказчика при определенных обстоятельствах.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, государственный (муниципальный) заказчик обязан произвести списание сумм неустоек (пеней) в связи с ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах государственного контракта по контрактам, если обязательства по нему исполнены в полном объеме, и если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (пеней) не превышает 5% цены контракта.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 783 при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является, в том числе, в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783.
В данном случае, суд первой инстанции правильно признал, что оснований для списания пени не имеется, так как отсутствуют доказательства исполнения Контракта в полном объеме на цену Контракта (5 128 650 руб.); Контракт расторгнут сторонами по соглашению от 30.12.2021; стоимость фактически выполненных работ по Контракту установлена в указанном соглашении от 30.12.2021 в сумме 3 917 636,25 руб.; соглашения стороны об изменении цены Контракта в сторону уменьшения в связи с уменьшением объема работ до суммы 3 917 636,25 руб. сторонами не подписано; согласно данным ЕИС (zakupki.gov.ru) цена Контракта также составляет 5 128 650 руб., исполнение по Контракту прекращено, а не исполнено в полном объеме.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2023 по делу N А21-12217/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Пивцаев |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12217/2022
Истец: МБУ "Отдел капитального строительства Светлогорский городской округ"
Ответчик: ООО "СК Виттенберг"
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7751/2024
09.07.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37960/2023
01.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37960/2023
28.09.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-12217/2022