город Омск |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А70-11113/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12226/2022) общества с ограниченной ответственностью "МаякАгро" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.08.2022 по делу N А70-11113/2022 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МаякАгро" (ОГРН 1137232063286, ИНН 7207013320, адрес: 627194, Тюменская область, район Упоровский, село Нижнеманай, улица Нижнеманайская, дом 69/3) к Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184, адрес: 625000, город Тюмень, улица Хохрякова, 47) о признании недействительным уведомления от 15.04.2022 N 13/2143-22 о возврате в областной бюджет денежных средств по договорам N 04/134-20 от 16.07.2020, N 04/148-20 от 27.07.2020, N04/320-20 от 28.12.2020, N04/344-20 от 28.12.2020 на сумму 24 890 354 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Боровинская Александра Юрьевна, по доверенности от 17.12.2021 N 14/7256-21, сроком действия до 31.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МаякАгро" (далее также - общество, ООО "МаякАгро", заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (далее также - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным уведомления от 15.04.2022 N 13/2143-22 о возврате в областной бюджет денежных средств по договорам от 16.07.2020 N 04/134-20, от 27.07.2020 N 04/148-20, от 28.12.2020 N 04/320-20, от 28.12.2020 N 04/344-20 на сумму 24 890 354 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.08.2022 по делу N А70-11113/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, ООО "МаякАгро" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 699-п (далее - Постановление N 699-п) не содержит в целевых показателях критерия в виде сохранения поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС). Целью субсидирования является возмещение части затрат на техническое и технологическое оснащение и перевооружение в агропромышленном комплексе области. ООО "МаякАгро" ссылается на то, что никогда не получало субсидий на приобретение КРС, в силу чего показатель сохранения поголовья КРС не мог быть установлен в его договорах субсидирования; в уведомлениях о возврате субсидий по договорам N 04/148-20 от 27.07.2020, N 04/134-20 от 16.07.2020 неверно применен пункт постановления Правительства Тюменской области от 21.02.2017 N 70-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и о внесении изменений в постановление от 14.05.2012 N 180-п" (далее - Постановление N 70-п) о возврате. По мнению ООО "МаякАгро", объем возврата должен был определяться по формуле: V возврата = сумма субсидии*к*т/п и составлять 2 699 218 руб. ООО "МаякАгро" утверждает о том, что возврат субсидии в полном объеме возможен только в случае недостижения обществом всех показателей, показатель "размер посевной площади" не был нарушен заявителем.
От Департамента поступил отзыв на жалобу ООО "МаякАгро".
От ООО "МаякАгро" поступили возражения на отзыв Департамента.
Определением суда от 01.12.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 15.12.2022.
13.12.2022 Департамент представил письменные пояснения по делу, в которых указал, что расчет объема возврата средств в случае недостижения получателем субсидии результатов предоставления субсидии, в то время как получателем субсидии не достигнуты показатели необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, влечет возврат полученных субсидий в областной бюджет в полном объеме.
14.12.2022 от ООО "МаякАгро" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое было удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области, 15.12.2022 представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу (с учетом пояснений), просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, возражения на отзыв, письменные пояснения, заслушав представителя Департамента, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Тюменской области от 21.02.2017 N 70-п в целях реализации государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 699-п, утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из средств областного бюджета на техническое и технологическое оснащение и перевооружение в агропромышленном комплексе Тюменской области (далее - Положение о порядке предоставления субсидий, Положение).
На основании указанного Положения между Департаментом и ООО "Агрокомплекс Манайский" (новое наименование - ООО "МаякАгро") были заключены договоры о предоставлении из областного бюджета субсидии (доступны для ознакомления в электронном виде посредством системы "Мой арбитр", приложены к заявлению общества от 20.05.2022):
- от 16.07.2020 N 04/134-20 на сумму 5 829 845 руб.;
- от 27.07.2020 N 04/148-20 на сумму 4 565 093 руб.;
- от 28.12.2020 N 04/320-20 на сумму 12 703 273 руб.;
- от 28.12.2020 N 04/344-20 на сумму 1 792 143 руб.;
- от 28.12.2020 N 04/380-20 на сумму 388 081 руб.
Предметом договоров от 16.07.2020 N 04/134-20, от 27.07.2020 N 04/148-20, от 28.12.2020 N 04/320-20, от 28.12.2020 N 04/344-20 (далее также - договоры) являлось предоставление из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение части стоимости предметов лизинга, полученных по договорам финансовой аренды (лизинга (сублизинга) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя как получателя средств областного бюджета 007, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 4110212291, вид расходов 813 в рамках государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 699-п.
Разделом III поименованных договоров предусмотрены условия предоставления субсидии.
Пунктом 3.4 договоров предусмотрено согласие получателя на осуществление главным распорядителем как получателем средств областного бюджета, предоставившим субсидию, и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ).
В силу пункта 3.6.3 договоров условием предоставления субсидии является соответствие получателя критериям и требованиям, установленным Порядком предоставления субсидий; предоставление получателем в органы местного самоуправления, а организациями, зарегистрированными в г. Тюмени, - главному распорядителю как получателю отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в соответствии с формами, утвержденными приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ежеквартально в срок для сдачи квартальной отчетности - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, годовой отчетности - в срок по 20 февраля года, следующего за отчетным (пункт 3.6.5).
Полученная субсидия в течение 20 рабочих дней с даты получения субсидии направляется получателем на оплату очередных лизинговых платежей по договору лизинга (сублизинга) (пункт 3.6.10).
Пунктом 5.1 договоров предусмотрено, что в случае если получателем допущены нарушения условий предоставления субсидии, нецелевое использование субсидии, а также в иных случаях в соответствии с Порядком предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с Порядком предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 6.3.1 договоров получатель обязан обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных разделом III договора и Порядком предоставления субсидии и договором.
Обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии в соответствии с приложением N 1 к договору, значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, в соответствии с приложением N 1 к договору (пункт 6.3.4).
Пунктом 6.3.6 договоров предусмотрено предоставление главному распорядителю как получателю средств областного бюджета:
- отчета о достижении результатов предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии в сроки и по форме, установленные Порядком предоставления субсидии;
- отчета по форме 9-АПК, 15-АПК и 13-АПК годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на бумажном носителе, подписанный руководителем, в сроки и по форме, установленные Порядком предоставления субсидии. В случае снижения показателей производства в случаях, установленных Порядком предоставления субсидии, дополнительно к. отчету представляются документы, установленные Порядком предоставления субсидии;
- отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, на оплату очередных лизинговых платежей по договору лизинга (сублизинга) в сроки и по форме, установленные Порядком предоставления субсидии. К отчету о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, прилагаются копии платежных поручений, подтверждающих уплату лизинговых платежей.
Приложениями N 1 к договорам от 16.07.2020 N 04/134-20, от 27.07.2020 N 04/148-20 предусмотрены следующие результаты предоставления субсидии, показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии:
- производство молока - 4,1601 тыс. тонн;
- производство скота на убой (в живом весе) - 0,2192 тыс. тонн;
- размер посевных площадей, занятых под зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами - 9,359 тыс. гектаров;
- сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением лошадей и птицы) по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия - КРС- 1991 голов;
- сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии размера посевной площади сельскохозяйственных культур по отношению к размеру посевной площади сельскохозяйственных культур на начало года, в котором предоставлена субсидия - 11,835 тыс. гектаров.
Приложениями N 1 к договорам от 28.12.2020 N 04/320-20, от 28.12.2020 N 04/344-20 предусмотрены результаты предоставления субсидии:
- производство молока - 4,1601 тыс. тонн;
- валовой сбор овощей открытого грунта и (или) валовой сбор картофеля - овощи открытого грунта - 0,0214 картофель - 3,7045 тыс. тонн;
- размер посевных площадей, занятых под зерновыми, зернобобовыми, масличными и кормовыми сельскохозяйственными культурами - 11,524 тыс. гектаров.
Приложениями N 2 к договорам от 28.12.2020 N 04/320-20, от 28.12.2020 N 04/344-20 предусмотрены следующие показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии:
- сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением лошадей и птицы) по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия, за исключением случаев снижения поголовья в результате оздоровления хозяйства от заразных болезней животных на основании уведомления исполнительного органа государственной власти Тюменской области, уполномоченного в области ветеринарии, или стихийных бедствий - КРС- 1991 голов;
- сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии размера посевной площади сельскохозяйственных культур по отношению к размеру посевной площади сельскохозяйственных культур на начало года, в котором предоставлена субсидия (тыс. гектаров), за исключением случаев, установленных Порядком предоставления субсидии - 11,835 тыс. гектаров.
Ссылаясь на то, что согласно данным отчетности, предоставленной ООО "МаякАгро" в Департамент, в 2021 году получателем не обеспечено достижение значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных договорами, Департамент направил в адрес общества уведомление от 15.04.2022 N 13/2143-22 с требованием о возврате в областной бюджет субсидий в общем размере 25 278 435 руб., полученных по договорам от 16.07.2020 N 04/134-20, от 27.07.2020 N 04/148-20, от 28.12.2020 N 04/320-20, от 28.12.2020 N 04/344-20, от 28.12.2020 N 04/380-20 (доступно для ознакомления в электронном виде посредством системы "Мой арбитр", приложено к заявлению общества от 20.05.2022).
Полагая, что уведомление от 15.04.2022 N 13/2143-22 является недействительным в части возврата субсидий по договорам от 16.07.2020 N 04/134-20, от 27.07.2020 N 04/148-20, от 28.12.2020 N 04/320-20, от 28.12.2020 N 04/344-20 на общую сумму 24 890 354 руб., общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В части требований по договору от 28.12.2020 N 04/380-20 обществом требований не заявлено.
24.08.2022 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Как было выше сказано, постановлением Правительства Тюменской области от 21.02.2017 N 70-п утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из средств областного бюджета на техническое и технологическое оснащение и перевооружение в агропромышленном комплексе Тюменской области (Положение о порядке предоставления субсидий, Положение).
Пунктом 3.17.8 Положения, действовавшего на момент принятия оспариваемого уведомления, предусмотрено, что в случае если получателем не достигнуты значения показателей результативности использования субсидий, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленные договором о предоставлении субсидии в соответствии с порядком предоставления субсидии, действовавшего на дату заключения договора о предоставлении субсидии, получатель осуществляет возврат средств в областной бюджет в соответствии с порядком возврата субсидий, который действовал на дату заключения договора о предоставлении субсидии между Департаментом и получателем.
Судом установлено, что на момент заключения договоров от 16.07.2020 N 04/134-20, от 27.07.2020 N 04/148-20 действовала редакция Положения от 21.10.2019 N 16, а на момент заключения договоров от 28.12.2020 N 04/320-20, от 28.12.2020 N 04/344-20 действовала редакция Положения от 21.12.2020 N 18.
Относительно договоров от 16.07.2020 N 04/134-20, от 27.07.2020 N 04/148-20 судом установлено следующее.
Из Положения о порядке предоставления субсидий (здесь и далее в редакции от 21.10.2019 N 16, действовавшей на момент заключения договоров от 16.07.2020 N 04/134-20, от 27.07.2020 N 04/148-20) следует, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на технологическое оснащение и перевооружение в животноводстве (для крупного рогатого скота и коз) (пункт 1.3.1), на возмещение части затрат на модернизацию и техническое перевооружение производств молочной переработки (пункт 1.3.6), на финансовое обеспечение части стоимости предметов лизинга, полученных по договорам финансовой аренды (лизинга (сублизинга) (пункт 1.3.9).
Условия и порядок предоставления субсидий предусмотрены разделом II Положения.
Пунктом 2.21.1.1 Положения предусмотрено, что результат предоставления субсидии:
- в случае приобретения оборудования для содержания крупного рогатого скота и коз молочного направления продуктивности - производство молока, тыс. тонн;
- в случае приобретения оборудования для содержания крупного рогатого скота мясного направления продуктивности - производство скота на убой (в живом весе), тыс. тонн.
Согласно пункту 2.21.1.2 Положения показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии - сохранение поголовья КРС и (или) коз в течение пяти лет со дня получения субсидии по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия.
Пунктом 2.21.4.2 Положения предусмотрено, что показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии:
- для получателей, осуществляющих производство животноводческой продукции - сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением лошадей и птицы) по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия;
- для получателей, осуществляющих производство продукции растениеводства - сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии размера посевной площади сельскохозяйственных культур по отношению к размеру посевной площади сельскохозяйственных культур на начало года, в котором предоставлена субсидия (тыс. гектаров), за исключением случаев:
а) изъятия пашни для государственных и муниципальных нужд;
б) уменьшения размера посевной площади при одностороннем отказе арендодателя от договора аренды земельного участка с получателем субсидии;
в) уменьшения размера посевной площади по природно-климатическим условиям;
г) уменьшения размера посевной площади получателями, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции и зарегистрированными на территории муниципальных районов, имеющих общую границу с административным центром области;
д) уменьшения размера посевной площади в результате проведенной получателем реорганизации в форме разделения, выделения, по результатам которой вновь созданному (-ым) юридическому (-им) лицу (лицам) переданы посевные площади в размере, указанном в передаточном акте (разделительном балансе).
В соответствии с пунктом 3.1.5 Положения при получении субсидии на цели, установленные пунктами 1.3.1, 1.3.3, 1.3.4, 1.3.5, 1.3.9 настоящего Положения, получатели, ежегодно, в срок по 20 февраля, представляют в Департамент отчет по форме 9-АПК (1-КФХ) и (или) 15-АПК (1-КФХ, 1-ИП) и (или) 13-АПК (в зависимости от специализации получателя) годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на бумажном носителе, подписанный руководителем.
Подпунктом "а" пункта 3.1.5 Положения предусмотрено, что при снижении поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением лошадей и птиц) дополнительно к отчету представляется копию предписания (уведомления) органа исполнительной власти Тюменской области, уполномоченного на осуществление государственного регионального ветеринарного надзора и стихийных бедствий.
При нарушении условий предоставления субсидий, установленных настоящим Положением, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме (пункт 4.2.1).
В случае если получателем не достигнуты значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных в пункте 2.21 настоящего Положения, получатель в срок до 1 апреля года, следующего за годом, за который предоставлен отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии, осуществляет возврат средств в областной бюджет в полном объеме, за исключением установленных в указанных пунктах оснований, исключающих ответственность (пункт 4.2.2).
Согласно пункту 4.2.4 при получении Департаментом представления от органов государственного финансового контроля, указывающего на выявленные нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, Департамент в течение 30 рабочих дней со дня его получения направляет получателю уведомление о возврате субсидий в областной бюджет в полном объеме или ее части с указанием платежных реквизитов.
Получатель в течение 30 календарных дней со дня направления Департаментом уведомления производит возврат субсидий в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидии.
В случае невозврата остатка субсидии взыскание производится в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (абзац 4 пункта 4.2.5).
Из положений заключенных договоров от 16.07.2020 N 04/134-20, от 27.07.2020 N 04/148-20 следует, что в случае если получателем допущены нарушения условий предоставления субсидии, нецелевое использование субсидии, а также в иных случаях в соответствии с Порядком предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с Порядком предоставления субсидии (пункты 5.1 договоров).
Пунктами 6.3.1 договоров также предусмотрено, что получатель обязан обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных разделом III договора и Порядком предоставления субсидии и договором.
Обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии в соответствии с приложением N 1 к договору, значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, в соответствии с приложением N 1 к договору (пункт 6.3.4).
Так, приложениями N 1 к договорам от 16.07.2020 N 04/134-20, от 27.07.2020 N 04/148-20 были предусмотрены следующие результаты предоставления субсидии, показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии:
- производство молока - 4,1601 тыс. тонн;
- производство скота на убой (в живом весе) - 0,2192 тыс. тонн;
- размер посевных площадей, занятых под зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами - 9,359 тыс. гектаров;
- сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением лошадей и птицы) по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия - КРС- 1991 голов;
- сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии размера посевной площади сельскохозяйственных культур по отношению к размеру посевной площади сельскохозяйственных культур на начало года, в котором предоставлена субсидия - 11,835 тыс. гектаров.
Между тем, из представленного обществом в Департамент отчета по договору от 16.07.2020 N 04/134-20 и отчета по договору от 27.07.2020 N 04/148-20 следует, что количество поголовья КРС снизилось с 1991 голы до 47, что свидетельствует о том, что обществом не был соблюден показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии в виде сохранения в течение пяти лет со дня получения субсидии поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением лошадей и птицы) по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия.
Относительно договоров от 28.12.2020 N 04/320-20, от 28.12.2020 N 04/344-20 судом установлены аналогичные обстоятельства.
Так, Положением о порядке предоставления субсидий (здесь и далее в редакции от 21.12.2020 N 18, действовавшей на момент заключения договоров от 28.12.2020 N 04/320-20, от 28.12.2020 N 04/344-20) также было предусмотрено, что в случае если получателем не достигнуты значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных в пункте 2.22 настоящего Положения, то получатель в срок до 1 апреля года, следующего за годом, за который предоставлен отчет о достижении результатов предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, осуществляет возврат средств в областной бюджет в объеме, определенном в соответствии с пунктом 4.2.2 настоящего Положения (пункт 2.18.4).
Пунктом 2.22 Положения установлено, что результаты предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, значение которых устанавливаются в договоре о предоставлении субсидии в зависимости от направления предоставления субсидии:
2.22.1. При предоставлении субсидий на цели, установленные пунктом 1.3.1 настоящего Положения:
2.22.1.1. Результат предоставления субсидии:
- в случае приобретения оборудования для содержания крупного рогатого скота и коз молочного направления продуктивности - производство молока, тыс. тонн;
- в случае приобретения оборудования для содержания крупного рогатого скота мясного направления продуктивности - производство скота на убой (в живом весе), тыс. тонн.
2.22.1.2. Показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии - сохранение поголовья крупного рогатого скота и (или) коз в течение пяти лет со дня получения субсидии по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия, за исключением случаев снижения поголовья в результате оздоровления хозяйства от заразных болезней животных на основании уведомления исполнительного органа государственной власти Тюменской области, уполномоченного в области ветеринарии, или стихийных бедствий.
В свою очередь, пункт 4.2.2 предусматривает, что в случае если получателем не достигнуты значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных в пункте 2.22 настоящего Положения, Получатель осуществляет возврат средств в областной бюджет в полном объеме, за исключением установленных в указанном пункте оснований, исключающих ответственность.
Представленными отчетами общества по договорам от 28.12.2020 N 04/320-20, от 28.12.2020 N 04/344-20 подтверждается, что количество поголовья КРС снизилось с 1991 голы до 47, что свидетельствует о том, что обществом не был соблюден показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии в виде сохранения в течение пяти лет со дня получения субсидии поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением лошадей и птицы) по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия.
При этом в качестве причины отклонения ООО "МаякАгро" указало на отсутствие кормов.
В свою очередь, приведенная причина отклонения не предусмотрена Положением в качестве основания, исключающего ответственность.
Таким образом, Департаментом сделан обоснованный вывод о наличии оснований для возврата ООО "МаякАгро" средств субсидий по спорным договорам.
Утверждение ООО "МаякАгро" о том, что объем возврата должен был определяться по формуле: V возврата = сумма субсидии*к*т/п и составлять 2 699 218 руб., является ошибочным, так как недостижение значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных в пункте 2.22 Положения, в силу пункта 4.2.2 влечет возврат средств в областной бюджет в полном объеме.
Пункт 4.2.3 Положения предусматривает основания для возврата средств по формуле в случае, если получателем не достигнуты результаты предоставления субсидий.
В рассматриваемом случае ООО "МаякАгро" не достигнуты не результаты предоставления субсидий, а не достигнуты показатели, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии.
Так, из пункта 2.22.1.1 следует, что под результатом предоставления субсидии понимается производство молока в тыс. тонн и производство скота на убой (в живом весе, тыс. тонн., а из пункта 2.22.1.2 следует, что сохранение поголовья является показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии.
Соответственно, поскольку ООО "МаякАгро" не достигнут показатель, необходимый для достижения результатов предоставления субсидии, то возврат средств в областной бюджет осуществляет по пункту 4.2.2 Положения, то есть в полном объеме.
Утверждение ООО "МаякАгро" о том, что возврат субсидии в полном объеме возможен только в случае недостижения обществом всех показателей, является необоснованным, так как из буквального толкования Положения и заключенных договоров не следует, что основанием для возврата субсидий является нарушение всех показателей.
Доводы ООО "МаякАгро" о том, что общество не получало субсидий на приобретение КРС, в силу чего показатель сохранения поголовья КРС не мог быть установлен в его договорах субсидирования, а также на том, что Постановление N 699-п не содержит в целевых показателях критерия в виде сохранения поголовья КРС, в силу чего данные критерии не могут быть установлены Постановлением N 70-П, являются несостоятельными и судом не принимаются, так как Постановление N 699-п предусматривает предоставление субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на развитие мясного животноводства на 1 голову сельскохозяйственного животного (крупный рогатый скот специализированных мясных пород, овцы и козы), за исключением племенных животных (пункт 1.13.7 подпрограмма 1 "Развитие агропромышленного производства Тюменской области" на 2013 - 2025 годы).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что требование по сохранению поголовья КРС было прямо указано в качестве показателя, необходимого для достижения результатов предоставления субсидии в приложениях к договорам, которые были заключены ООО "МаякАгро".
Заключая договоры, обществу было известно о содержании равно как Положения о порядках предоставления средств областного бюджета, так и договоров, в силу чего общество было вправе не претендовать на получение субсидий в случае несогласия с условиями и порядком их получения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МаякАгро" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.08.2022 по делу N А70-11113/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11113/2022
Истец: ООО "МАЯКАГРО"
Ответчик: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Третье лицо: 8ААС