г. Тула |
|
1 марта 2024 г. |
Дело N А68-7299/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.03.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Волошиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Русская Тройка" (ИНН 7123008605, ОГРН 1177154013090) - Качуры И.С. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие представителя заинтересованного лица - министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (ИНН 7107096442, ОГРН 1067107022795), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Русская Тройка" на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2023 по делу N А68-7299/2023 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Русская Тройка" (далее - общество, ООО "ГК "Русская Тройка") обратилось в арбитражный суд с требованиями к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в приостановлении прав пользования недрами сроком на 2 года по лицензии от 30.11.2017 N ТУЛ 80341 ТЭ; восстановлении срока для подачи заявки о приостановлении прав пользования недрами сроком на 2 года и обязании министерства рассмотреть ее по правилам, действующим на дату восстановления прав (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает, что вывод суда о законности действий министерства по восстановлению права посредством внесения записи в государственный реестр лицензий не мотивирован и не подтвержден нормативно: отсутствует какой-либо порядок (регламент) по восстановлению права. Считает, что вывод суда о своевременности совершения министерством действий по восстановлению права и размещению приказа в государственном реестре основан на недоказанных (неустановленных) и противоречивых фактах. Отмечает, что судом не выяснялись и не исследовались причины просрочки подачи обществом заявки о приостановлении права, их (неуважительность (характер причины). Полагает, что приказ о создании комиссии является нормативно-правовым актом, затрагивающим неограниченный круг лиц, рассчитанный на неоднократное применение, в связи с чем должен быть соответствующим образом опубликован.
От министерства в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО ГК "Русская Тройка" имеет лицензию ТУЛ 80341 ТЭ на пользование недрами, выданную министерством 30.11.2017, для разработки и добычи известняка на участке "Рассылкино", расположенном в 11 км к юго-востоку от населенного пункта Рассылкино Веневского района Тульской области. Сроком действия до 01.12.2027. Лицензия содержит условия, являющиеся неотъемлемой частью лицензии.
Приказом министерства от 23.11.2021 N 621-о досрочно прекращено право пользования недрами по лицензии от 30.11.2017 N ТУЛ 80341 ТЭ, выданной ООО ГК "Русская Тройка".
На основании решения Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2022 по делу N А68-14038/2021 лицензия от 30.11.2017 N ТУЛ 80341 ТЭ восстановлена приказом министерства от 27.09.2022 N 405-о.
ООО ГК "Русская Тройка", руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", 09.02.2023 направило в министерство заявление о приостановлении действия лицензии (прав пользования) сроком на два года.
Обществом 15.05.2023 получен отказ в приостановлении лицензии в виде выписки из протокола N 2-ППО/2023 заседания комиссии по принятию решений о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами в отношении участков недр местного значения на территории Тульской области от 13.04.2023.
Основанием для отказа в приостановлении явилось истечение сроков, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах", на подачу заявки о приостановлении осуществления права пользования недрами; непредставление обществом обоснования невозможности рентабельной разработки месторождения полезных ископаемых по показателям разработки согласно пункту 10 Порядка прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, утвержденного приказом Минприроды России и Роснедр; отсутствие необходимости приостановления в связи с ограничениями в пользовании недрами до 01.08.2024 согласно изменениям к лицензии от 01.03.2023.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 9 части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закона о недрах) предусмотрено, что установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
На основании абзацев 1 и 3 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий
Содержание лицензии на пользование недрами определено статьей 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия, в числе прочего, должна содержать срок действия лицензии на пользование недрами (срок пользования участком недр, предусмотренный статьей 10 настоящего Закона).
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, оговоренных в лицензии.
Статьей 20.1 Закона о недрах установлены случаи, при которых осуществление права пользование недрами может быть приостановлено, в частности, пунктом 4 части 1 этой статьи предусмотрено, что осуществление права пользования недрами может быть приостановлено в случае подачи пользователем недр заявления о приостановлении осуществления права пользования недрами в случаях, установленных федеральным органом управления государственным фондом недр.
Исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2001 N 171 "Вопросы Федерального агентства по недропользованию", федеральным органом управления государственным фондом недр является Федеральное агентство по недропользованию (подпункт "г" пункта 4), которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 2).
На основании части 9 статьи 21 Закона о недрах приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентства по недропользованию от 13.10.2021 N 743/08 утвержден Порядок прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами (далее - Порядок N 743/08), согласно подпункту 4 пункта 8 которого осуществление права пользования недрами может быть приостановлено в случае подачи пользователем недр заявления о приостановлении осуществления права пользования недрами в случае, установленном пунктом 10 настоящего Порядка.
Пунктом 10 Порядка N 743/08 установлено, что осуществление права пользования недрами может быть приостановлено по заявлению пользователя недр в случае невозможности рентабельной разработки месторождения полезных ископаемых по показателям разработки, которые установлены в документах и материалах по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата и (или) техническом проекте разработки месторождения полезных ископаемых, утвержденном в порядке, установленном статьей 23.2 Закона "О недрах".
Таким образом, общество, обращаясь в порядке пункта 4 части 1 статьи 20.1 Закона о недрах с заявлением о приостановлении осуществления права пользования недрами, должно представить соответствующие обоснование и доказательства, наличие которых позволило бы министерству принять положительное решение.
В оспариваемом отказе комиссией указано, что материалы по технико-экономическому обоснованию кондиций утверждены протоколом от 21.11.2017 N 30экз-2017, технический проект разработки и рекультивации карьера известняка строительного на участке Рассылкино в Веневском районе Тульской области (2017) и корректировка к нему (2019) согласованы приказами министерства от 29.12.2017 N 1074-щ и от 11.06.2019 N 363-о соответственно.
В соответствии с технико-экономическим обоснованием инвестиционная привлекательность объекта обосновывается положительными технико-экономическими показателями для промышленного освоения запасов.
Обществом не представлено обоснование невозможности рентабельной разработки месторождения полезных ископаемых по показателям разработки, которые установлены в документах и материалах по технико-экономическому обоснованию кондиций и (или) техническом проекте разработки месторождения полезных ископаемых.
На основании пункта 3 части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" издано постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году".
Исходя из пункта 1 приложения 11 "Особенности разрешительных режимов в сфере геологии и недропользования" постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" в период со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" по 31.12.2022 допускается приостановление осуществления права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию.
Таким образом, Постановлением N 353 введено дополнительное основание для проведения процедуры приостановления права пользования недрами, при этом нормативное регулирование процедуры осталось прежним и установлено положениями Порядка.
Из его буквального толкования следует, что допускается приостановление осуществления права пользования недрами. В настоящем случае законодатель не установил обязанность государственного органа приостановить срок осуществления права пользования недрами в обязательном порядке при поступлении заявления; принимать решения о приостановлении пользования недрами по лицензии является правом, а не обязанностью административного органа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявка общества о приостановлении права пользования недрами была подана в министерство 09.02.2023, то есть за пределами срока, установленного Постановлением N 353, а, значит, министерство по праву указало об этом в выписке из протокола, равно как и о том, что действие указанного пункта (пункта 1 приложения 11) не распространяется на 2023 год.
При этом довод общества о несвоевременной подачи заявка вследствие того, что приказ министерства от 27.09.2022 N 405-о о восстановлении права пользования недрами был получен лишь 27.12.2022, правомерно отклонен, так как данный приказ согласно сведениям Федеральной государственной информационной системы "Автоматизированная система лицензирования недропользования" размещен 28.09.2022, запись о восстановлении лицензии от 30.11.2017 N ТУЛ 80341 внесена в государственный реестр 28.09.2022.
При этом сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными; обязанности письменного уведомления недропользователя о восстановлении права пользования недрами Закон о недрах и иные нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения, не содержат.
При таких обстоятельствах, проявив ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требуется при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с недропользованием, общество имело возможность в установленный Постановлением N 353 срок (по 31.12.2022) направить в адрес министерства соответствующую заявку о приостановлении права пользования недрами, даже получив приказ министерства 27.12.2022.
К тому же, как следует из отчета об отслеживании почтового отправления, представленного обществом, письмо министерством в адрес общества направлено 07.12.2022, 08.12.2022 состоялась неудачная попытка вручения, и только лишь 27.12.2022 в 12:23 произошло вручение адресату.
В связи с этим суд первой инстанции по праву обратил внимание на пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
С учетом сказанного вывод суда, что в рассматриваемом случае Постановление N 353 не подлежит применению, поскольку обществом несвоевременно (за пределами срока, установленного указанным постановлением) подана заявка о приостановлении права пользования недрами, является верным.
В соответствии со статьей 21 Закона о недрах принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами осуществляется комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом министерства от 17.01.2023 N 4-о утвержден Порядок прекращения права пользования участком недр местного значения, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования участком недр местного значения и ограничения права пользования участком недр местного значения на территории Тульской области (далее - Порядок N 4-о), согласно пункту 1 которого настоящий Порядок регламентирует процедуру прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, в том числе рассмотрения заявлений о досрочном прекращении права пользования недрами и заявлений о приостановлении осуществления права пользования недрами.
В силу пункта 6 Порядка N 4-о осуществление права пользования недрами может быть приостановлено в случаях, установленных частью первой статьи 20.1 Закона о недрах.
По результатам рассмотрения комплекта документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами или ограничению права пользования недрами, предусмотренного пунктом 15 настоящего Порядка, комиссия вправе принять, в том числе решение об отказе в досрочном прекращении права пользования недрами или о приостановлении осуществления права пользования недрами по заявлению пользователя недр (подпункт 5 пункта 25 Порядка N 4-о).
Согласно пункту 27 Порядка N 4-о решение о приостановлении осуществления права пользования недрами принимается комиссией при условии, что по результатам рассмотрения и анализа документов по приостановлению осуществления права пользования недрами установлено наличие случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Из сказанного и установленных фактических обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что процедура рассмотрения заявки ООО "ГК "Русская Тройка" была проведена в соответствии с действующим законодательством.
При рассмотрении заявки комиссия пришла к выводу о ее несоответствии требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 20.1 Закона о недрах и пункту 10 Порядка N 743/08, поскольку обществом не представлены соответствующие документы и обоснования, предусмотренные пунктом 10 Порядка N 743/08; несоблюдение требований, предусмотренных указанным пунктом, является прямым основанием для отказа в удовлетворении заявки общества.
Указание в отказе на то, что у недропользователя имеются ограничения в пользовании недрами до 01.08.2024 в связи с необходимостью выполнения определенных обязанностей согласно изменениям к лицензии от 01.03.2023, не влияет на законность данного отказа.
Довод общества о неправомочности комиссии по принятию решений о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами в отношении участков недр местного значения ввиду закрепления полномочий по созданию такой комиссии за правительством Тульской области, справедливо отклонен судом, поскольку основан на неверном толковании ном права.
На основании статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится, в том числе принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах.
Согласно пункту 2 Порядка N 4-о принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановление осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами осуществляется комиссией, создаваемой министерством.
Комиссия создается приказом министерства, состоит из членов комиссии, из числа которых назначается председатель комиссии и его заместитель, а также секретарь комиссии. В состав комиссии включаются представители министерства, Тульского филиала федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Центральному федеральному округу", а также территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (пункт 3 Порядка N 4-о).
Приказом министерства от 14.02.2023 N 83-о создана комиссия по принятию решений о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами в отношении участков недр местного значения на территории Тульской области, утвержден состав комиссии, в который включены 6 человек, в том числе, представители министерства - 4 чел., представитель Тульского филиала федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Центральному федеральному округу" - 1 чел., представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - 1 чел., члены которой принимали участие в рассмотрении заявки общества в количестве 5 человек.
Решение комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии, а при его отсутствии - заместителя председателя комиссии (пункт 25 Порядке N 4-о).
Решение комиссии от 13.04.2023 принято путем открытого голосования простым большинством голосов всеми присутствующими на заседании членами комиссии (5 чел.).
В связи с тем, что Порядок N 4-о не предусматривает минимального числа присутствующих членов комиссии (кворума), решение комиссии от 13.04.2023 является правомочным и законным.
Довод апелляционной жалобы о том, что приказ о создании комиссии не был опубликован в установленном порядке, не может свидетельствовать о незаконности обжалуемого отказа министерства в приостановлении права пользования недрами, поскольку недействующим судом не признан.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ является законным, обоснованным, принят в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, следует признать, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2023 по делу N А68-7299/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Участвующим в деле лицам разъясняется, что постановление будет выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной электронно-цифровой подписью. В связи с этим на основании статей 177 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление будет направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия, и будет считаться полученными на следующий день после его размещения на указанном сайте.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-7299/2023
Истец: ООО "Группа компаний "Русская Тройка"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области