г. Чита |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А19-13063/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Антоновой О.П., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражный суд Иркутской области от 20 сентября 2022 года по делу N А19-13063/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Легион" (ОГРН: 1083819001518, ИНН: 3819021369, 665451, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Молотовая, д.36, кв.21) к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1163850091921, ИНН: 3811439958, 664019, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Баррикад, д. 56) о признании частично незаконными отказа и бездействия Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области - Бакушева А.А. - представителя по доверенности от 16.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Охранно-правовое предприятие "Легион" (далее - заявитель, ООО "ОА "Легион" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (далее - Управление Росгвардии, Управление) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области в части в переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов, незаконным бездействия Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области в части ненаправления в общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Легион" в установленный срок уведомления об отказе в переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2022 года заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области в части в переоформлении разрешения на хранение оружия и патронов по заявлению от 12 мая 2022 года признан незаконным, бездействие Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области, выразившееся в ненаправлении в общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Легион" в установленный срок уведомления об отказе в переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов признано незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, по доводам, изложенным в жалобе.
Управление отмечает, что заключения об отказе в переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов от 01 июня 2022 года не является ненормативным правовым актом, а представляет собой документ в котором отражены результат проверки данных указанных в заявлении в соответствии с инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288, не содержат предписаний властного характера, порождающих определенные правовые последствия для юридического лица,-нарушающих его прав и законные интересы, незаконно возлагающих обязанности или создающих препятствия в осуществлении им прав и свобод, в связи с чем материалы дела не содержат доказательств нарушения прав.
Кроме того заявитель апелляционной жалобы просит суд учесть, что судом не принято во внимание, что на момент рассмотрения искового заявления ООО "ОА "Легион" 13 июля 2022 года, им было уже получено разрешение серии РХИ с уточненными и актуализированными сведениями. То есть на дату принятия судом заявления ООО "ОА "Легион" уже отсутствовала актуальность рассмотрения данного указанного заявления, поскольку ООО "ОА "Легион" было выписано переоформленное разрешение с указанием в нем требуемых актуальных сведений. А противоречащие законодательству документы были отменены федеральным органом исполнительной власти, в установленном порядке.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, выслушав в судебном заседании представителя Управления, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Легион" зарегистрировано в качестве юридического лица 09 октября 2008 года, ОГРН: 1083819001518.
ООО "ОА "Легион" имеет лицензию N Л056-00106-38/00033635 от 26 ноября 2008 года на осуществление частной охранной деятельности со сроком действия до 21 марта 2023 года.
Заявитель 12 мая 2022 года обратился в ОЛРР по Усольскому району Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области с заявлением о переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов в связи со сменой директора.
Заключением начальника ОЛРР по Усольскому району Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области от 01 июня 2022 года обществу в переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и (или) патронов отказано со ссылкой на невыполнение заявителем пункта 169.5, 169.3, п. 146 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288.
ООО "ОА "Легион" полагая, что действия (бездействие) начальника ОЛРР по Усольскому району Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (выразившиеся в заключении об отказе в переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов от 01.06.2022 и ненаправлении обществу в установленный законом срок уведомления об отказе в переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов) являются незаконными, необоснованными и нарушают его права и законные интересы, обратилось с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и использование оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 21 июля 1998 года N 814 утвердило Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 55 Правил юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Оружие и патроны к нему подлежат хранению в помещениях для хранения оружия и патронов, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах (ящиках). Совместное с оружием и патронами к нему хранение иного имущества не допускается.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
Приказом Росгвардии от 10 января 2020 года N 4 утвержден Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 79 Административного регламента, одним из оснований для переоформления разрешения является изменение сведений, указанных в разрешении.
При обращении заявителя за получением разрешения на хранение и использование приобретенных либо полученных во временное пользование оружия и патронов к нему, а также в случаях переоформления разрешения в связи с изменением сведений, указанных в разрешении, в том числе изменением адреса места жительства гражданина, непригодностью разрешения либо его утратой (за исключением переоформления разрешения в связи с изменением адреса места хранения оружия и патронов) сотрудником подразделения лицензионно-разрешительной работы в течение 2 рабочих дней со дня поступления заявления осуществляется сопоставление сведений, изложенных в заявлении и документах, со сведениями, содержащимися в учетном или контрольно-наблюдательном деле заявителя, и сведениями в СЦУО, при этом проверка обеспечения условий сохранности оружия, боеприпасов и патронов к оружию не проводится (пункт 50 Административного регламента).
Результатом административной процедуры является проверка сотрудником сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах. Исходя из этого должностным лицом сопоставляются и проверяются только сведения, указанные в заявлении (пункт 52 Административного регламента).
Согласно пункта 80 Административного регламента, основаниями для отказа в переоформлении разрешения являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; иные предусмотренные Федеральным законом "Об оружии" основания.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ОА "Легион" 12 мая 2022 года обратилось в ОЛРР по Усольскому району Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области с заявлением о переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов в связи со сменой директора.
Данное заявление 13 мая 2022 года зарегистрировано в книге учета регистрации заявлений за номером N 1432.
По результатам рассмотрения материалов о переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему начальником отделения ЛРР по Усольскому району 01 июня 2022 года подготовлен отказ, в связи с невозможностью обеспечения учета и сохранности оружия.
Исходя из заключения об отказе в выдаче (продления или переоформления) разрешения на хранение оружия и (или) патронов от 01 июня 2022 года начальник ОЛРР Усольского района Управления Росгвардии по Иркутской области ссылается на нарушения пунктов, предусмотренных Инструкцией, утвержденного приказом N 288, которые могли быть выявлены только при непосредственной проверке комнаты хранения оружия и патронов, принадлежащей ООО OA "Легион", что не предусмотрено Административным регламентом при переоформлении разрешения.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно согласился с доводами заявителя о том, что спорное заключение начальника ОЛРР Усольского района Управления Росгвардии по Иркутской области об отказе в переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов от 01 июня 2022 года неправомерно, в связи с чем, нарушает нормы действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 89 Административного регламента при отказе в переоформлении разрешения заявителю не позднее 14 календарных дней со дня регистрации заявления направляется уведомление об отказе в выдаче разрешения в соответствии с пунктом 64 настоящего Административного регламента.
Согласно пункта 64 Административного регламента при принятии решения об отказе в выдаче разрешения в течение 2 рабочих дней со дня принятия такого решения осуществляется подготовка уведомления об отказе в выдаче разрешения (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящему Административному регламенту), в котором указываются причины отказа в выдаче (переоформлении, продлении срока действия) разрешения. Уведомление об отказе в выдаче разрешения вручается заявителю лично или направляется по почте, электронной почте (при наличии).
Из материалов дела следует, что в нарушение пункта 64 Административного регламента уведомление об отказе в выдаче разрешения сотрудниками ОЛРР по Усольскому району в адрес ООО "OA "Легион" не направлялось.
По факту нарушения должностными лицами отделения лицензионно-разрешительной работы по Усольскому району требований Административного регламента Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче ООО "OA "Легион" разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему заместителем начальника штаба Управления Росгвардии по Иркутской области проведена служебная проверка, по результатам которой заключение об отказе ООО "Охранное агентство "Легион" в переоформлении разрешения на хранение и использование оружия признано неправомерным.
На основании изложенного, принимая во внимание, что результатами служебной проверки административный орган по существу признал факт нарушения требований Административного регламента при выдаче спорного заключения, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что материалами дела доказаны факты незаконного отказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области в части в переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов и бездействия Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области в части ненаправления в общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Легион" в установленный срок уведомления об отказе в переоформлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2022 года по делу N А19-13063/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Антонова О.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13063/2022
Истец: ООО "Охранное агентство "ЛЕГИОН"
Ответчик: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области