г. Москва |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А40-116737/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания П.С.Бурцевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2022 по делу N А40-116737/22 (146-913)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения, об обязании
при участии:
от заявителя: |
Милентьева М.В. по дов. от 29.12.2021; |
от ответчика: |
Клименко Н.А. по дов. от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 14.03.2022 N КУВД-001/2022-8606976/1 об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015003:116, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением суда от 06.10.2022 требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо ссылается, что вид разрешенного использования земельного участка опосредован видом разрешенного использования, расположенного на нем объекта капитального строительства, должен соответствовать ему, и не может быть изменен произвольно, без учета характеристик здания, сведения о которых содержаться в ЕГРН.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 77:07:0015003:116 площадью 1 013 кв. м. по адресу: г. Москва, Солнцевский проспект, вл. 2, стр. 3 предоставлен Востряковой Л.П. и Солдатовой В.В. по договору аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 14.07.1998 N М-07-011983 для дальнейшей эксплуатации здания и хозяйственных построек продовольственного магазина сроком до 14.07.2023.
В границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0005003:116 расположено нежилое здание (по данным БТИ - магазин) общей площадью 863,5 кв. м. по адресу: г. Москва, Солнцевский проспект, д. 2, стр. 3, принадлежащее на праве общей долевой собственности Востряковой Л.В. (доля в праве 1/2, запись о регистрации права от 12.10.2021 N 77:07:0015003:32284-77/051/2021-5) и Солдатовой В.В. (доля в праве 1/2, запись о регистрации права от 12.10.2021 N 77:07:0015003:32284-77/051/2021-6).
По данным ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка - дальнейшая эксплуатация здания и хозяйственных построек продовольственного магазина.
На основании п. 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы принимает решения о выборе (установлении, изменении) вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, расположенного на территории города Москвы, государственная собственность на который не разграничена.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.01.2022 в Департамент поступили обращения Востряковой Л.В. и Солдатовой В.В. по вопросу предоставления государственной услуги "Изменение разрешенного использования земельного участка" в отношении участка с кадастровым номером 77:07:0015003:116 по адресу: г. Москва, Солнцевский пр-кт, вл. 2, стр. 3.
В целях установления вида разрешенного использования указанного земельного участка в соответствие с Правилам землепользования и застройки города Москвы и внесения изменений в ЕГРН, а также в соответствии со статьями 7, 11.2 ЗК РФ, статьей 30 ГрК РФ, статьей 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" Департаментом выпущено распоряжение от 03.03.2022 N 10918 "О приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015003:116".
Данным распоряжением вид разрешенного использования земельному участку устанавливается в соответствии с приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", установив его как "магазины (4.4)".
Указанное распоряжение с соответствующим заявлением было направлено в Управление Росреестра по Москве для внесения изменений в сведения ЕГРН.
Вместе с тем, уведомлением от 14.03.2022 N КУВД-001/2022-8606976/1 Управление отказало во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015003:116, в связи с тем, что "при виде разрешенного использования земельного участка "магазины (4.4)" не допускается размещение объектов капитального строительства являющихся многоквартирным домом. Согласно сведениям ЕГРН на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером 77:07:0015003:116 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 77:07:0015003:1227 с назначением - "Многоквартирный дом". На основании вышеизложенного изменение вида разрешенного использования в настоящее время не представляется возможным".
Заявитель с указанным решением Управления не согласился, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу п. 11 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Исходя из нормы ч. 13 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ, приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие Классификатору представляет собой выявление в Классификаторе и установление земельному участку наиболее близкого аналога его текущего разрешенного использования, которое правообладатель участка имеет право сохранять неограниченно долго на основании ч. 8 ст. 36 ГрК РФ.
При этом приведение вида разрешенного использования в соответствие классификатору не может рассматриваться как изменение вида разрешенного использования участка.
Таким образом, для приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором нет необходимости во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Москвы.
В силу п. 3 ст. 5 ЗК РФ правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В рамках указанных норм Департамент имеет полномочия по приведению в соответствие Классификатору видов разрешенного использования.
Полномочия пересмотреть решение Департамента у Управления Росреестра по Москве отсутствовали, законодательством такая возможность не предоставлена.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ, данное решение, выраженное в Распоряжении от 03.03.2022 N 10918 "О приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015003:116", является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в ЕГРН.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 34 Закон N 218-ФЗ, внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Как предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 32 Закон N 218-ФЗ, орган государственной власти обязан направить в орган регистрации прав принятое им решение об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п. 4 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 697, система межведомственного информационного взаимодействия предназначена, в том числе, для обеспечения информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Выводы суда первой инстанции соответствуют позиции, выраженной в Письме Росреестра от 23.04.2015 N 18-исх/05849-ДС715 "О межведомственном информационном взаимодействии".
С учетом указанных норм права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Управления Росреестра по Москве имелась обязанность внести сведения о новой формулировке вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН.
Вместе с тем, указанная обязанность заинтересованным лицом не была исполнена.
Таким образом, оспариваемое решение регистрирующего органа нарушает право Департамента на приведение в соответствие фактически установленного земельному участку вида разрешенного использования и сведений ЕГРН о формулировке вида разрешенного использования участка (то есть требование о достоверности реестра, установленное ч. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом "Ф".
Во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Как было указано выше, по данным ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка - дальнейшая эксплуатация здания и хозяйственных построек продовольственного магазина.
В соответствии c пунктом 4.2 приложения 1 к постановлению Правительства от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" в порядке межведомственного взаимодействия Москомархитектурой был согласован устанавливаемый вид разрешенного использования участка.
В соответствии с Положением о об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы, утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП ИС РЕОН представляет собой организованный систематизированный свод документированных сведений о фактическом состоянии земель города Москвы, земельных участках, занятых зданиями и сооружениями и необходимых для их использования, а также иных сведений, необходимых для осуществления государственной политики в области земельных отношений и использования земель на территории города Москвы.
Базовый раздел ИС РЕОН ведется на Единой государственной картографической основе города Москвы масштаба 1:2000 и содержит информацию: о координатах, границах и площади земель города Москвы; о координатах, границах и площади земельных участков, частей земельных участков, занятых или необходимых для обслуживания соответствующих зданий, сооружений и иных градостроительных объектов; графическую и семантическую информацию о границах земель города Москвы, кадастрового округа, кадастровых районов, кадастровых кварталов, земельных участков, частях земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, иными градостроительными объектами и/или необходимых для обслуживания зданий, сооружений, иных градостроительных объектов.
Также, в составе ИС РЕОН раздел, содержащий Единую государственную картографическую основу (далее - ЕГКО) города Москвы масштаба 1:2000 в Московской системе координат для базового раздела ИС РЕОН, данные дистанционного зондирования земель города Москвы, включая границы посадки зданий, сооружений и иных градостроительных объектов, а также цифровой картографический фон масштаба 1:10000 ЕГКО города Москвы, в том числе в открытой системе координат, используемый для формирования справочных данных.
Согласно данным ИС РЕОН в границах земельного участка расположено здание с кадастровым номером 77:07:0015003:32284 (по данным ИС РЕОН БТИ функциональное назначение - магазин).
При этом объект недвижимости с кадастровым номером 77:07:0015003:1227 с назначением - "Многоквартирный дом" фактически находится за границами земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015003:116.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015003:116, установленный распоряжением Департамента от 03.03.2022 N 10918, не противоречит фактическому использованию объекта недвижимости, расположенного в его границах, и соответствует ПЗЗ и территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок.
Кроме того, распоряжение Департамента от 03.03.2022 N 10918 издано на основании обращения арендаторов земельного участка.
Таким образом, сторонами арендных отношений было согласовано изменение вида разрешенного использования, волеизъявление Департамента прямо следует из вынесенного им распоряжения, а Управление Росреестра по Москве было обязано внести изменения в ЕГРН касательно вида разрешенного использования земельного участка на основании межведомственного взаимодействия с Департаментом.
Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ Управления Росреестра по Москве не соответствует ст. ст. 26, 27 Закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.
В рассматриваемом случае, в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для государственного кадастрового учета.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2022 по делу N А40-116737/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-116737/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ