г. Санкт-Петербург |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А56-28534/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Масенковой И.В., Пивцаева Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от заявителя: представитель Смирнов И.С. по доверенности от 10.01.2022 путем использования системы "веб-конференция";
от заинтересованного лица: представитель Беляева А.А. по доверенности от 12.09.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35031/2022) администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2022 по делу N А56-28534/2022 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое по заявлению администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
о признании незаконным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - суд) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 47:05:0000000:4923.
Решением суда от 17.09.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация, не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что Администрация надлежащим образом направило в адрес Управления заявление о прекращении права собственности на объект с приложением документа-основания - постановления Администрации от 28.02.2020 N 270. Также Администрация полагает, что регистрация права муниципальной собственности на объект противоречит действующему законодательству и нарушает права собственников общего имущества в многоквартирном доме.
Вывод суда о том, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие расположение на объекте инженерных коммуникаций и оборудования, Администрация считает необоснованным, поскольку для определения правового режима подвального помещения не имеет значение наличие инженерных коммуникаций.
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы, ответчик просил отказать в удовлетворении жалобы, приобщить к материалам дела отзыв. Суд отказал в приобщении отзыва как незаблаговременно поданного и не раскрытого перед истцом и судом.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) нежилое помещение (наименование - подвальное помещение) с кадастровым номером 47:05:0000000:4923 площадью 638 кв.м. входит в состав многоквартирного дома с кадастровым номером 47:05:0103010:228. Указанное помещение поставлено на государственный кадастровый учет 06.02.2014 в качестве ранее учтенного.
Из технического паспорта здания от 12.12.2007 следует, что подвальное помещение состоит из 24-х частей помещений. Право собственности муниципального образования "Тодпорожекое городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" на нежилое помещение с кадастровым номером 47:05:0000000:4923 зарегистрировано10.09.2008.
11.02.2022 Администрация направила в Управление заявление о прекращения права собственности, к которому было приложено постановление Администрации от 28.02.2020 N 270 о прекращении права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 47:05:0000000:4923, предназначенное для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (далее - Постановление N 270).
21.02.2022 уведомлением о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 47:05:0000000:4923 Управление отказало в государственной регистрации прекращения права собственности на объект. Полагая незаконным данный отказ, Администрация обратилась с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, отказал в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания прекращения права собственности закреплены в статьи 235 ГК РФ, согласно которой право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 236 ГК РФ отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Как верно указал суд первой инстанции, из текста заявления Администрации следует, что помещение изначально проектировалось как подвальное, не имеет самостоятельного назначения, не сдается в аренду, используется исключительно в целях обслуживания жилого дома, следовательно, является общим имуществом собственников многоквартирного дома.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к общему имуществу многоквартирного дома относятся подвалы, представляющие собой помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места.
Довод заявителя о том, что регистрация права муниципальной собственности на объект противоречит действующему законодательству и нарушает права собственников общего имущества в многоквартирном доме, несостоятелен. Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалы дела истцом представлено Постановление N 270 и технический паспорт на жилой дом, однако установить однозначно, является ли помещение с кадастровым номером 47:05:0000000:4923 общим имуществом многоквартирного дома, невозможно, как и определить назначение, цели использования данного помещения, наличие инженерных коммуникаций или оборудования в помещении, необходимых для обслуживания более одного помещения. Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав собственников общего имущества, в материалы дела не представлено.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что, если общим имуществом владеют собственники помещений в здании (например, владение общими лестницами, коридорами, холлами, доступ к использованию которых имеют собственники помещений в здании), однако право индивидуальной собственности на общее имущество зарегистрировано в реестре за одним лицом, собственники помещений в данном здании вправе требовать признания за собой права общей долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку Администрацией не приведено доказательств незаконности уведомления Управления о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 47:05:0000000:4923.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2022 по делу N А56-28534/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28534/2022
Истец: Администрация муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области