22 декабря 2022 г. |
Дело N А84-2662/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя ООО "Шедо" - Калинчука А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шедо" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 сентября 2022 года по делу N А84-2662/2022,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шедо"
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
с участием в качестве третьего лица - Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя,
об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Шедо" обратилось в суд первой инстанции с заявлением к Севреестру и ДИЗО о возложении на Севреестр обязанности аннулировать и исключить из ЕГРН сведения о земельном участке и правах на него, который имеет площадь 8.421кв.м., КН:91:02:003005:745, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Камышовое шоссе. Требований к ДИЗО ООО "Шедо" не заявлено.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что на момент постановки на кадастровый учет и осуществления государственной регистрации права на земельный участок площадью 8.421кв.м., КН:91:02:003005:745, ранее возникшее право аренды на земельный участок площадью 14.463 га прекращено.
ООО "Шедо" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; при неправильном применении норм материального права.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнительные пояснения к апелляционной жалобе.
Представители Севреестра и ДИЗО в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства; исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
15.03.2004 по договору аренды ООО "Шедо" получило в аренду сроком до 01.09.2013 земельный участок площадью 1,4463га (КН: 85 364 00000:03:005:0008), расположенный по адресу: г. Севастополь, Камышовое шоссе, (район железнодорожного моста), предоставленный для строительства придорожного кафе, благоустройства и озеленения прилегающей территории. Доказательств продления срока аренды не предоставлено.
По законодательству Российской Федерации право аренды по названному договору не переоформлено, земельный участок площадью 14.463кв.м. на государственный кадастровый учет в Российской Федерации не поставлен.
18.09.2015 на основании выданного 16.08.2013 Главным управлением юстиции г. Севастополя свидетельства N 21456 о праве собственности в ЕГРН осуществлена государственная регистрация права собственности за ООО "Шедо" на 3-хэтажное (в том числе 1 подземный) нежилое здание площадью 1.229,7кв.м., КН: 91:02:003013:38, расположенное по адресу: г. Севастополь, Камышовое шоссе, 26; сведения о земельном участке, на котором расположено здание, в ЕГРН отсутствуют. Данные обстоятельства следуют из выписки из ЕГРН от 27.04.2022, выданного 18.09.2015 Севреестром свидетельства о государственной регистрации права (бланк серии 92АВ 001942).
12.07.2019 ДИЗО, рассмотрев заявление ООО "Шедо", издало распоряжение N 6443-РДЗ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 8.425кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, шоссе Камышовое, 26, определены категория земли - земли населенных пунктов, и вид разрешенного использования - общественное питание, земельные участки (территории) общего пользования; предварительно согласовано предоставление земельного участка. Распоряжением ДИЗО N 7463-РДЗ от 06.08.2019 уточнена площадь образуемого земельного участка - 8.421кв.м.
14.08.2019 ООО "Шедо" в лице Артеменко А.Ю. (действуя по поручению ДИЗО) подало в Севреестр заявление N 92-0-1-11/3010/2019-1809 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 8.421кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, Камышовое шоссе, 26.
Земельный участок площадью 8.421кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, Камышовое шоссе, 26, категория земли - земли населенных пунктов, и вид разрешенного использования - общественное питание (код 4.6), земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0), собственность публично-правовых образований, поставлен на государственный кадастровый учет с КН: 91:02:003005:745 и состоит на кадастровом учете до настоящего времени, чего участники дела не оспаривают и это подтверждается сведениями публичной кадастровой карты.
13.04.2022 Севреестр уведомлением N КУВД-001/2022-13810083/1 отказал ООО "Шедо" по заявлению от 04.04.2022 во включении в ЕГРН как ранее учтенного земельного участка площадью 14.463кв.м. (КН: 85 364 00000:03:005:0008), расположенного по адресу: г. Севастополь, шоссе Камышовое, уч-к 26, так как границы земельного участка площадью 14.463кв.м. накладываются на границы состоящего на государственном кадастровом учете земельного участка площадью 8.421кв.м., КН: 91:02:003005:745.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (в ред. от 14.07.2022) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2025 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким правовым атом является Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС (в ред. от 04.03.2022) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 22.07.2014), согласно статье 8 которого сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами, вносятся в соответствующие разделы ЕГРН в порядке, предусмотренном Законом о регистрации недвижимости и частью 2, а именно: в срок до 1 января 2023 года исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, вносит в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, с учетом установленных настоящей частью особенностей, предусмотренного Законом о регистрации недвижимости состава сведений и содержащих такие сведения документов, в том числе документов государственного земельного кадастра, инвентарных дел (инвентаризационных документов), государственного фонда документации по землеустройству, обеспечивая при этом:
1) внесение в реестр объектов недвижимости кадастрового округа "Севастопольский" сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости, с учетом изменения адреса (местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости реестровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных на украинском языке.
Согласно статье 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 19.12.2022) "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Часть 4 статьи 7, часть 1 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ предусматривают, что орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, на основании поданного правообладателем или собственником земельного участка заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Из части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ следует, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, если такие документы представляются в орган регистрации прав в том числе посредством выездного приема, осуществляемого публично-правовой компанией, указанной в статье 3.1 настоящего Федерального закона, или посредством отправления в электронной форме;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены статьями 26 и 27 Закона N 218-ФЗ.
Как установлено, по поданному по поручению собственника земельного участка заявлению и на основании распоряжения об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории орган регистрации поставил на кадастровый учет земельный участок площадью 8.421кв.м. КН: 91:02:003005:745; оснований для отказа в такой постановке на кадастровый учет Севреестр не установил, действия по осуществлению такого кадастрового учета в установленном законом порядке не оспорены.
Суд апелляционной инстанции полагает, что ООО "Шедо" избран ненадлежащий способ защиты права на земельный участок площадью 14.463кв.м. исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 25.02.2022) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают (в том числе): из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Защита гражданских прав осуществляется путем (в том числе): восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом, что следует из статьи 12 ГК РФ.
Статья 13 ГК РФ предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
ООО "Шедо" не обосновало и не доказало наличие обязанности Севреестра постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 14.463кв.м. и обязанности отказать в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 8.421кв.м.
Ссылка заявителя на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) и Федеральную целевую программу "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)" не корректны, так как в названном Обзоре приведен пример незаконной постановки на кадастровый учет объекта, не являющегося недвижимым имуществом, при этом указано на защиту прав путем оспаривания действий органа регистрации в порядке главы 24 АПК РФ, но ООО "Шедо" с такими требованиями в арбитражный суд не обратилось.
Утвержденная Постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 N 903 (в ред. от 22.04.2020) Федеральная целевая программа "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)" предусматривает комплекс мероприятий, обеспечивающих создание достоверного (полного и качественного) Единого государственного реестра недвижимости, включающего в себя Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости; реализация Программы осуществляется по предусмотренным направлениям, в том числе по направлению - развитие системы повышения качества сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в рамках которого запланировано проведение мероприятий по образованию земельных участков, проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, внесение сведений по итогам проведения указанных работ в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости), проведение землеустроительных работ на территориях Республики Крым и г. Севастополя.
Таким образом, Программа предусматривает постановку на кадастровый учет образованных земельных участков. Севреестр совершил такие действия - поставил на кадастровый учет вновь созданный по решению уполномоченного органа земельный участок площадью 8.421кв.м.
Доводы заявителя о незаконности возложения на него, как добросовестного участника оборота, неблагоприятных последствий не основаны на обстоятельствах дела. Так, процедура образования нового земельного участка площадью 8.421кв.м. инициирована ООО "Шедо".
Мнение заявителя о продолжении действия договора аренды от 15.03.2003 земельного участка площадью 14,4463га, является ошибочным, так как договор заключен на определенный срок (который истек); законодательство Украины к правоотношениям по продолжению договора аренды не применяется в силу части 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ, согласно которой законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; при правильном применении норм материального права; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 1.500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета ООО "Шедо".
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 сентября 2022 года по делу N А84-2662/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шедо" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Шедо" излишне уплаченную по квитанции N 295 от 20.09.2022 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1.500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2662/2022
Истец: ООО "Шедо"
Третье лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Севреестр