г. Воронеж |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А14-9011/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Маховой Е.В., |
|
Семенюта Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от ФКУ ИК N 9 УФСИН России по Воронежской области: Пиндюрина О.В. - представитель по доверенности от 19.05.2022 N 5, выданной сроком на один год, предъявлено служебное удостоверение, диплом о наличии высшего юридического образования;
от муниципального унитарного предприятия "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством системы веб-конференции апелляционную жалобу ФКУ ИК N 9 УФСИН России по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2022 по делу N А14-9011/2022 по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области (ОГРН 1063604010007, ИНН 3604015982) к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 УФСИН России по Воронежской области" (ОГРН 1023600614476, ИНН 3604010575) о взыскании 56 509,82 руб. задолженности за оказание услуг водоотведения по Государственному контракту N 82 от 20.05.2021 за 2021 год, 23 931,83 руб. - платы за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области (далее - истец, МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" (далее - ответчик, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области) о взыскании 56 509,82 руб. задолженности за оказание услуг водоотведения по Государственному контракту N 82 от 20.05.2021 за 2021 год, 23 931,83 руб. - платы за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации.
Определением суда от 10.06.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 01.08.2022 осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2022 взыскано с ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области в пользу МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области 56 509,82 руб. задолженности, 23 931,83 руб. - платы за сброс загрязняющих веществ, 3 218 руб.00 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец не обеспечил явку своих полномочных представителей.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения истца о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Посредством веб-конференции в судебном заседании представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, считая решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.05.2021 между сторонами заключен государственный контракт водоотведения N 82, в соответствии с условиями которого истец (организация водопроводно-канализационного хозяйства по договору) обязуется осуществлять прием сточных вод ответчика (государственный заказчик по договору) расположенного по адресу: г. Борисоглебск, Воронежская обл., ул. 40 лет Октября, в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а ответчик, в свою очередь, обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать услуги по водоотведению в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом.
В силу пункта 2.1. государственного контракта датой начала приема сточных вод является 01.01.2021, окончание - 31.12.2021.
Согласно пункту 3.1. государственного контракта цена контракта составляет 2 013 342,24 руб. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3.2. государственного контракта оплата по настоящему контракту осуществляется государственным заказчиком по тарифам на водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 3.3. государственного контракта расчетный период, установленный настоящим контрактом, равен 1 календарному месяцу. Оплата оказанных услуг по водоотведению производится государственным заказчиком в рублях РФ за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств в течение 10 рабочих дней с момента подписания сторонами универсального передаточного документа на основании выставленного организацией водопроводно-канализационного хозяйства счета. Датой оплаты является дата списания денежных средств со счета государственного заказчика.
В соответствии с пунктом 3.5. государственного контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением государственным заказчиком нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод приведены в приложении N 4 (п. 7.3. государственного контракта).
Сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для государственного заказчика, приведены в приложении N 6 (п. 8.2. государственного контракта).
Контроль за соблюдением государственным заказчиком установленных ему нормативов водоотведения осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению транзитная организация, осуществляющая, транспортировку сточных вод государственного заказчика (п. 8.3. государственного контракта).
В силу пункта 17.1. государственного контракта, он вступает в силу с 1 января 2021 года и действует по 31 декабря 2021 года включительно, а в части взаиморасчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Сторонами согласованы акты о разграничении балансовой принадлежности (приложение N 1), о разграничении эксплуатационной ответственности (приложение N 2), сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод (приложение N 4) к вышеуказанному государственному контракту.
В ходе исполнения обязательств по договору, 15.03.2021, 11.06.2021, 04.10.2021, 17.11.2021 истцом произведены отборы проб природной и сточной воды, что следует из протоколов анализа проб природной и сточной воды, а также выписок из лабораторного журнала.
По результатам исследования выявлено превышение допустимых норм концентрации загрязняющих веществ, в соответствии с которым был произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации.
Задолженность по оплате оказанных услуг по водоотведению составила 56 509,82 руб., за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации - 23 931,83 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 458 от 26.04.2022 об оплате просроченной задолженности, в ответе на которую ответчик обязался в кратчайшие сроки погасить образовавшуюся задолженность за оказание услуг по водоотведению. Относительно задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод ответчик пояснил, что ее погашение не представляется возможным ввиду наличия лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования на соответствующий расчетный период.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате принятых услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Заключенный между сторонами государственный контракт водоотведения N 82 от 20.05.2021 по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
В силу пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В 2021 году истцом оказывались ответчику услуги по водоотведению, что подтверждено актами оказанных услуг, счетами-фактурами, актами сверки, расчетом и иными материалами дела.
Стоимость услуг по водоотведению, в соответствии с условиями контракта, составила 56 509,82 руб.
Ответчик факт оказания услуг, наличие и размер задолженности за водоотведение не оспорил, доказательств прекращения обязательства в соответствии со ст.ст. 407,408 ГК РФ, а также доказательств погашения долга в полном объеме, не представил.
Кроме того, из представленного ответчиком отзыва на исковое заявление следует, что задолженность в сумме 56 509,82 руб. он обязуется погасить по мере поступления денежных средств на расчетный счет учреждения.
Вместе с тем, ответчик возражал против удовлетворения требований в части, превышающей сумму обязательства по государственному контракту N 82 от 20.05.2021, согласованную сторонами в п. 3.1.
Из материалов дела следует, что истцом заявлено ко взысканию с ответчика помимо суммы задолженности по водоотведению в размере 56509,82 руб., плата за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации в размере 23 931,83 руб., которая возложена на абонента нормами действующего законодательства, а также согласована сторонами контракта в п. 3.5.
На основании подпункта "ж" пункта 35 Правил N 644, абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 113 Правил N 644 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134) предусмотрено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Нормативы, приведенные в приложениях N 3 (до 01.01.2017) и N 5 к Правилам N 644, применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Согласно пункту 120 Правил N 644, в случае если по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:
П = Кк x Т x Q,
где:
П - размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подлежащей уплате абонентом, без учета налога на добавленную стоимость (рублей). Плата вносится абонентом организации, осуществляющей водоотведение, в сроки и порядке, которые установлены договорами, на основании которых абонентом осуществляется водоотведение;
Кк - коэффициент компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение 12 календарных месяцев с даты совершения предыдущего нарушения того же пункта приложения N 4 к настоящим Правилам (при нарушении пунктов 1 и 4 указанного приложения - по тому же веществу) - 10, при последующих нарушениях в течение 12 календарных месяцев с даты совершения первого нарушения того же пункта приложения N 4 к настоящим Правилам (при нарушении пунктов 1 и 4 указанного приложения - по тому же веществу) - 25;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб/куб. м);
Q - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором зафиксировано нарушение запрета, установленного подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, до следующего визуального контроля или отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий визуальный контроль или отбор проб сточных вод были осуществлены в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, был произведен следующий визуальный контроль или отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (куб. метров). В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Q такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов осуществлялся в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N728).
Требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств в Российской Федерации с 01.01.2014 предусмотрены ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1513-ст.
В соответствии с пунктом 3.8 ГОСТа, все процедуры отбора проб должны быть строго документированы. Записи должны быть четкими, осуществлены надежным способом, позволяющим провести идентификацию пробы в лаборатории без затруднений.
Согласно пункту 9 Правил N 728 отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод.
Согласно пункту 47 Правил N 728 организация, осуществляющая водоотведение, ведет журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном или бумажном виде. Ведение журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек.
Истцом с целью контроля состава и свойств сточных вод производились отборы проб природной и сточной воды, что подтверждается протоколами анализа проб природной и сточной воды, выписками из лабораторного журнала.
На основании названных протоколов анализа проб сточных вод и выписок из лабораторного журнала организацией водопроводно-канализационного хозяйства был произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в сети горканализации.
Согласно произведенному истцом расчету, размер платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения составил 23 931,83 руб.
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области свой контррасчет и возражения на указанный расчет относительно арифметической верности не представило.
Вместе с тем, ответчик, возражая против удовлетворения требования о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации, указывал на то, что оплата начисленной суммы не представляется возможным в связи с наличием лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования на соответствующий расчетный период.
Однако довод ответчика основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения введена дополнительная плата за компенсацию расходов организаций водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, которая не заменяет платы за превышение допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах. Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является не штрафной санкцией, начисленной за ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору, а самостоятельным обязательством, которое абонент должен выполнять в силу закона.
Кроме того, пунктом 3.5. государственного контракта прямо предусмотрено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением государственным заказчиком нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что имеются смягчающие обстоятельства, а именно: бюджетное финансирование, тяжелое финансовое положение ответчика, наличие задолженности перед контрагентами, является несостоятельным с учетом положений ст. 401 ГК РФ и пункта 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Отсутствие у ответчика находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Недофинансирование ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области со стороны собственника его имущества, само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании п. 1 ст. 401 ГК РФ.
Доказательств того, что ответчик принял все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области в материалы дела не представило (ст.ст. 65 и 9 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал установленным материалами дела факт наличия у ответчика задолженности по государственному контракту водоотведения N 82 от 30.05.2021 в размере 56 509,82 руб. задолженности и 23 931,83 руб. - платы за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации, которые сложились из обязательств по оплате за водоотведение и сброс загрязняющих веществ в канализационные сети, и размер которых документально в порядке ч. 3 1 ст. 70 АПК РФ ответчиком не оспорен, в связи с чем исковые требования о взыскании указанной суммы задолженности правомерно удовлетворены.
Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу п. п. 1.1. п. 1 ст. 333. 37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 21 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, поскольку истец при подаче иска по платежному поручению N 445 от 25.05.2022 уплатил госпошлину в доход федерального бюджета в размере 3 218 руб., заявленные требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика правомерно взыскана в пользу истца вышеуказанная сумма в качестве возмещения судебных расходов.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что просрочка исполнения обязательств сложилась в результате тяжелого финансового положения учреждения подлежит отклонению, как несостоятельный с учетом положений ст. 401 ГК РФ, разъяснений, данных в пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Отсутствие у ответчика находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Недофинансирование ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области со стороны собственника его имущества, само по себе, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании п. 1 ст. 401 ГК РФ.
Доказательств того, что ответчик принял все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области в материалы дела не представило (ст.ст. 65 и 9 АПК РФ).
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у истца права требовать платы за загрязнение и негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, поскольку эта плата не входит в твердую цену контракта N 82 от 20.05.2021, подлежит отклонению, как не соответствующий требованиям действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, которым установлена плата за компенсацию расходов организаций водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, которая не заменяет платы за превышение допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах (пункт 10 статьи 7, пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ, пункт 118, подпункт "и" пункта 35 Правил N 644).
Таким образом, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является не штрафной санкцией, начисленной за ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору, а самостоятельным обязательством, которое абонент должен выполнять в силу закона.
Кроме того, п. 3.5 контракта прямо предусмотрено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением государственным заказчиком нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Плата за негативное воздействие на центральную систему водоотведения имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу центральной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения (Определения Верховного Суда РФ от 08.06.2020 N 308-ЭС19-20827, от 08.06.2020 N 308-ЭС19-27992, решение Верховного Суда РФ от 04.04.2018 N АКПИ18-73).
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал установленным материалами дела факт наличия у ответчика задолженности по государственному контракту водоотведения N 82 от 30.05.2021 в размере 23 931,83 руб. - платы за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации, которые сложились из обязательств по оплате за водоотведение и сброс загрязняющих веществ в канализационные сети, и размер которых документально в порядке ч. 3 1 ст. 70 АПК РФ ответчиком не оспорен, в связи с чем исковые требования о взыскании указанной суммы задолженности правомерно удовлетворены.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов по уплате государственной пошлины, поскольку заявитель в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, подлежит отклонению, как несостоятельный.
Предусмотренное пп. 1.1 п. 1 статьи 333.37 НК РФ освобождение государственных органов и органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины, не исключает возмещение данными органами другим участникам арбитражного процесса судебных расходов в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина, которая в силу разъяснений, изложенных в п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", является его судебными издержками, подлежащими возмещению ответчиком в составе судебных расходов по правилам ст. 110 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, поскольку истец при подаче иска по платежному поручению N 445 от 25.05.2022 уплатил госпошлину в доход федерального бюджета в размере 3 218 руб., заявленные требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика правомерно взыскана в пользу истца вышеуказанная сумма в качестве возмещения судебных расходов.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в апелляционной жалобе не содержится.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Курской области от 14.02.2022 не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2022 по делу N А14-9011/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК N 9 УФСИН России по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9011/2022
Истец: МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского ГО ВО
Ответчик: ФКУ "ИК N9 УФСИН России по Воронежской области"