город Томск |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А67-5845/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей: Назарова А.В.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филимоновой П.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-10748/2022) Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" на решение от 06 октября 2022 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5845/2022 (судья Бирюкова А.А.) по исковому заявлению акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" (ИНН 7017004422, ОГРН 1027000895921) о взыскании 129 326,41 руб. пени за период с 23.04.2019 по 23.03.2022,
без участия сторон (извещены)
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - АО "Томскэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области, ответчик) о взыскании 129 326,41 руб. пени за период с 23.04.2019 по 23.03.2022.
Решением от 06.10.2022 Арбитражного суда Томской области исковые требования АО "Томскэнергосбыт" удовлетворены частично, с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области в пользу АО "Томскэнергосбыт" взыскано 128 948,11 руб. пени за период с 22.10.2019 по 23.03.2022, 1 985,73 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 06.10.2022 Арбитражного суда Томской области отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своих требований апеллянт указывает на то, что финансирование учреждения производится из федерального бюджета, произвести оплату по выставленным счетам-фактурам не представляется возможным ввиду отсутствия доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие правовых оснований для ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между АО "Томскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области (потребитель) заключены государственные контракты энергоснабжения N N70021011017025 от 13.12.2018, N70021011017025 от 12.11.2019, N70021011017025 от 26.12.2019, N70021011017025 (со сроком действия с 01.01.2021 по 31.12.2021), N70021011017025 (со сроком действия с 01.01.2022 по 31.12.2022) (далее - государственные контракты), согласно которым гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно, путем заключения договоров с третьими лицами, обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а потребитель обязался принимать, оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, а также производить другие предусмотренные договором платежи в сроки и на условиях, предусмотренных договором (представлены в электронное дело 11.07.2022).
Государственные контракты действует в редакции протоколов разногласий. Точки поставки электрической энергии потребителя с указанием места установки расчетных (контрольных) электросчетчиков, максимальной (установленной) мощности, категорийности объектов согласованы сторонами в Приложении N 1 к государственным контрактам.
Порядок расчета стоимости и оплаты электрической энергии и соответствующих услуг определен сторонами в разделе 5 государственных контрактов. Расчетный период устанавливается месяц с 01 числа по 30 (31) число включительно; в феврале по 28 (29) число включительно (пункт 5.5 государственных контрактов).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5.7. государственных контрактов N 70021011017025 от 13.12.2018 (в редакции протокола разногласий от 13.12.2018), N 70021011017025 от 12.11.2019 (в редакции протокола разногласий от 12.11.2019), до 20 числа месяца, следующего за расчетным, потребитель производит окончательный расчет (платеж) за фактически потребленную электроэнергию (мощность) с учетом оплаты по подпунктам "а", "б" настоящего пункта.
В соответствии в подпунктом "в" пункта 5.7. государственных контрактов N 70021011017025 от 26.12.2019, N 70021011017025 (в редакции протокола разногласий, со сроком действия с 01.01.2021 по 31.12.2021), N 70021011017025 (в редакции протокола разногласий, со 3 сроком действия с 01.01.2022 по 31.12.2022) до 18 числа месяца, следующего за расчетным, потребитель производит окончательный расчет (платеж) за фактически потребленную электроэнергию (мощность) с учетом оплаты по подпунктам "а", "б" настоящего пункта
Согласно пункту 5.8. государственных контрактов за нарушение сроков оплаты электрической энергии (мощности), указанных в пунктах 5.7 договора (в том числе сроков оплаты промежуточных платежей) гарантирующий поставщик имеет право начислить потребителю пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (действующей на момент оплаты, а при неоплате - на день предъявления иска или претензии) от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки. Право начисления пени возникает у гарантирующего поставщика, начиная со следующего дня после наступления каждого из установленных пунктах 5.7. настоящего договора сроков оплаты, по день фактической выплаты включительно.
Государственный контракт N 70021011017025 от 13.12.2018 (в редакции протокола разногласий от 13.12.2018) вступает в силу с момента подписания и действует по 31.12.2019 г. (пункт 9.1. государственного контракта).
Государственный контракт N 70021011017025 от 12.11.2019 (в редакции протокола разногласий от 12.11.2019) вступает в силу с момента подписания, действует по 31.12.2019 и распространяет свое действие на отношение сторон с 01.10.2019 (пункт 9.1. государственного контракта).
Государственный контракт N 70021011017025 от 26.12.2019 вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020 г., действует по 31.12.2020 г. (пункт 9.1. государственного контракта).
Государственный контракт N 70021011017025 (в редакции протокола разногласий, со сроком действия с 01.01.2021 по 31.12.2021) вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2021 г., действует по 31.12.2021 и распространяет свое действие на отношение с 01.01.2021 (пункт 9.1. государственного контракта).
Государственный контракт N 70021011017025 (в редакции протокола разногласий, со сроком действия с 01.01.2022 по 31.12.2022) вступает в силу с момента подписания, действует с 01.01.2022 по 31.12.2022. (пункт 9.1. государственного контракта).
Во исполнение государственных контрактов истец в марте, сентябре 2019, январе, марте, сентябре-ноябре 2020, марте-апреле, июне-ноябре 2021, январе-феврале 2022 осуществил поставку электрической энергии ответчику, что подтверждается счетами-фактурами, ведомостями приема-передачи электроэнергии, и ответчиком не оспаривалось. Стоимость потребленной электрической энергии оплачена ответчиком несвоевременно (представлены в электронное дело 11.07.2022).
В связи с нарушением сроков оплаты потребленной электроэнергии ответчику начислена пеня в размере 129 326,41 руб. за период с 23.04.2019 по 23.03.2022.
Претензией, направленной ответчику 01.06.2022, АО "Томскэнергосбыт" потребовало от ответчика оплатить пеню (представлена в электронное дело 11.07.2022). Требование претензии ответчиком не исполнено, что послужило основанием обращения АО "Томскэнергосбыт" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из обоснованности взыскания неустойки в размере 128 948,11 руб. за период с 22.10.2019 по 23.03.2022.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующее законодательство возлагает на гарантирующего поставщика обязанность обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии, на сетевые организации - оказать услуги по передаче этой электрической энергии, а потребителей - оплатить полученную электроэнергию и услуги, связанные с процессом энергоснабжения.
Статьями 3, 26 и 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.2003 (далее - Закона об электроэнергетике) предусмотрено, что поставка электроэнергии покупателям осуществляется гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями на основании договоров энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии, условием заключения которых является наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики потребителей к электрическим сетям, произведенного в установленном законом порядке.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно статье 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка, определение которой содержится в пункте 1 статьи 330 ГК РФ, выполняя обеспечительную функцию, вместе с тем является мерой ответственности и направлена на компенсацию возможных потерь кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением другой стороной своего обязательства.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
С учетом заявления ответчика об истечении срока исковой давности по части требованиям, руководствуясь пунктом 2 статьи 199 ГК РФ, пунктом 2 статьи 200 ГК РФ, пунктом 3 статьи 202 ГК РФ, суд первой инстанции осуществил расчет неустойки за период с 22.10.2019 по 23.03.2022 в сумме 128 948,11 руб.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции, признан верным.
Оценив представленные в материалы судебного дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив согласованный сторонами срок оплаты электрической энергии, и дату фактического поступления на расчетный счет истца денежных средств в счет погашения задолженности за поставленный ресурс, пересчитав расчет пени с учетом применения срока исковой давности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения ответчика к ответственности за просрочку исполнения обязательств в виде пени в сумме 128 948,11 руб.
Довод ответчика о том, что финансирование учреждения производится из федерального бюджета, произвести оплату по выставленным счетам-фактурам не представляется возможным ввиду отсутствия доведенных лимитов бюджетных обязательств, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку статус казенного учреждения не освобождает абонента от обязанности оплатить плату за энергоснабжение.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, является государственной собственностью. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (пункты 1, 3 статьи 214 ГК РФ).
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (пункт 1 статьи 123.21 ГК РФ).
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (статья 6, пункт 2 статьи 161 БК РФ).
В соответствии со статьей 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно подпункту 2 пункта 7 раздела II, подпункту 31 пункта 10 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Поскольку недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения денежных обязательств, допускает возможность привлечения в порядке субсидиарной ответственности главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (статья 399 ГК РФ), то в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), кредитор вправе одновременно (а равно последовательно) предъявить иск к основному должнику (казенному учреждению) и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, - главному распорядителю, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
В пункте 7 статьи 161 БК РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение..
В пункте 2 статьи 401 ГК РФ предусмотрено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено: в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Особенности осуществления ответчиком хозяйственной деятельности, установление лимитов бюджетных обязательств, правового значения для констатации отсутствия вины в нарушении принятого перед истцом обязательства, не имеют.
Нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают должника от исполнения обязательств, возникших из гражданских правоотношений.
Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что как указано в пункте 19 Постановления N 13, исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
При этом, задолженность за энергоснабжение возникла в связи с ненадлежащим исполнением государственных контрактов.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, поскольку согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениям, изложенным в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в том случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06 октября 2022 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5845/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" (ИНН 7017004422, ОГРН 1027000895921) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
А.В.Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5845/2022
Истец: АО "Томская энергосбытовая компания"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области"