г. Пермь |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А60-29450/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заинтересованного лица: Швецова А.Г. - представитель по доверенности от 12.12.2022, диплом, служебное удостоверение.
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Екатеринбурггаз",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 сентября 2022 года
по делу N А60-29450/2022
по заявлению акционерного общества "Екатеринбурггаз" (ИНН 6608005130, ОГРН 1026605390668)
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944)
об оспаривании постановления N 214 от 23.05.2022 по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ,
третье лицо: Местная мусульманская религиозная организация Махалля N 986 "Рамазан",
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Екатеринбурггаз" (далее - заявитель, АО "Екатеринбурггаз") обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 214 от 23.05.2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 сентября 2022 года в удовлетворении заявленных требований оказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении АО "Екатеринбурггаз" прекратить.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что РЭК не имело право проводить внеплановую документарную проверку АО "Екатеринбурггаз", грубо нарушило действующее законодательство, а именно мораторий на проведение проверок, введенный Правительством РФ Постановлением от 10.03.2022 г. N 336. По мнению заявителя, на основании Постановления N 336 не допускается проведение внеплановых проверок в 2022 году и привлечение к ответственности по результатам таких проверок. Настаивает на отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - "иное нарушение установленного порядка ценообразования". В соответствии с договором, заключенным между АО "Уралсевергаз" (Поставщик), АО "Екатеринбурггаз" (ГРО) и Местной мусульманской религиозной организацией Махалля N986 "Рамазан", цена услуг ГРО по транспортировке газа устанавливается в размере, определяемом уполномоченным государственным органом. Договор являлся действующим, потребитель не обращался с заявлением о его расторжении, в связи с указанным у Общества отсутствовали основания для отказа от взимания платы за транспортировку. Считает, что РЭК вышла за пределы своих полномочий и неправомерно провела проверку в отношении АО "Екатеринбурггаз", которое в рамках договоров N 4-0087/19 и N 4-0087/22 являлось ГРО и осуществляло транспортировку газа, а не поставку газа. Поставщиком газа выступало АО "Уралсевергаз". Таким образом, проверку действий АО "Екатеринбурггаз" в рамках договорных отношений N 4-0087/19 и N 4- 0087/22 могло проводить только ФАС по Свердловской области
Административный орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в возражениях на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Присутствовавший в судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал позицию, содержащуюся в возражениях на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в отношении АО "Екатеринбурга" Комиссией была проведена документарная проверка в соответствии с решением о проведении внеплановой документарной проверки РЭК Свердловской области от 04.03.2022 N 28.
Решение о проведении проверки принято на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в связи с наличием у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (поступление в РЭК Свердловской области обращения от 08.02.2022 N 2330 (вх. N328 от 09.02.2022)).
Документарная проверка проведена в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).
В результате проверки установлено, что в нарушение статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 Основных положений, пункта 41 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", Розничных цен на природный газ, реализуемый населению Свердловской области, установленных постановлением РЖ Свердловской области от 29.07.2020 N 73-ПК, Розничных цен на природный газ, реализуемый населению Свердловской области, установленных постановлением РЖ Свердловской области от 28.06.2021 N 62-ПК, заявитель в период с 30.04.2021 по 28.02.2022 при осуществлении поставки газа потребителю - Махалля N 986 "Рамазан", относящемуся к категории "население", предъявлял плату за транспортировку газа вместо платы за газ, рассчитанной по установленной розничной иене.
Заместитель председателя РЭК Свердловской области М.Б. Соболь 23.05.2022 рассмотрел материалы дела об административном правонарушении, признал Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70000,00 (семьдесят тысяч) рублей, о чем 23.05.2022 вынесено постановление N 214 от 23.05.2022 по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым постановлением ЗАО "Екатеринбурггаз обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое заявителем решение исходил из доказанности вмененного административным органом состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является установленный порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона правонарушения заключается в совершении незаконных действий, признаваемых нарушением порядка ценообразования, в том числе в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое возложены публично-правовые обязанности в области ценообразования и регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное).
Как следует из материалов административного дела, Обществом представлены к проверке договоры на поставку и транспортировку газа от 30.11.2018 N 4-0087/19 и от 30.11.2021 N 4-0087/22, заключенные с Местной мусульманской религиозной организацией Махалля N 986 "Рамазан" г. Екатеринбурга Регионального духовного управления мусульман Свердловской области в составе Центрального духовного управления мусульман России (Покупатель) и АО "Уралсевергаз" (Поставщик).
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относится, в том числе разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации постановлением Правительством Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода" утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода (далее - Основные положения).
В соответствии с пунктом 2 Основных положений религиозные организации, приобретающие газ для его использования в котельных всех типов и (или) оборудовании, находящихся у них на праве собственности или ином законном основании, для производства электро- и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд на объектах, специально предназначенных для богослужения, молитвенных и религиозных собраний, а также для всего монастырского или храмового комплекса, в том числе трапезных, помещений, используемых религиозными организациями для обучения религии, монашеской жизнедеятельности, временного проживания паломников, помещений, не имеющих религиозного назначения и предназначенных для обслуживания имущества религиозного назначения относятся к категории "население".
В силу пунктов 4, 8 Основных положений розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерации и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
РЭК Свердловской области в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области" является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, в том числе в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, сборов, размеров платы).
Постановлением РЭК Свердловской области от 29.07.2020 N 73-ПК "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Свердловской области" для общества на период с 01.08.2020 по 30.06.2021 установлены розничные цены на природный газ:
N п/п |
Наименование газоснабжающих Организаций |
Направления использования газа |
||||
на приготовление ПИ1ЦИ и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа) |
на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) |
на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) |
на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах) |
на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах |
||
рублей за (с учетом налога на добавленную стоимость) |
рублей за 1000 м3 (с зачетом налога на добавленную стоимость) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3. |
Акционерное общество "Екатеринбурггаз" (город Екатеринбург) |
5,07 |
5,38 |
5,21 |
4840,98 |
4840,98 |
Постановлением РЭК Свердловской области от 28.06.2021 N 62-ПК "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Свердловской области" для Общества с 01.07.2021 установлены следующие розничные цены на природный газ:
N п/п |
Наименование газоснабжающих организаций |
Направления использования газа |
||||
на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа) |
на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) |
на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) |
на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах) |
на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах |
||
рублей за м3 (с учетом налога на добавленную стоимость) |
рублей за 1000 м3 (с учетом налога на добавленную стоимость) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3. |
Акционерное общество "Екатеринбурггаз" (город Екатеринбург) |
5,25 |
5,54 |
5,36 |
4993,30 |
4993,30 |
В соответствии с пунктом 41 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, общество в период с 30.04.2021 по 28.02.2022 при осуществлении поставки газа потребителю - Махалля N 986 "Рамазан", относящемуся к категории "население", предъявляло плату за транспортировку газа вместо платы за газ, рассчитанной по установленной розничной цене.
Например, согласно счету-фактуре от 28.02.2022 N 003840(4-0087/22-02-22)006100 за февраль 2022 года Обществом предъявлено к оплате за транспортировку газа 2 361,00 руб. (без НДС) по цене 674,57 руб. за тыс. м3 (без НДС) исходя из объема газа 3,5 тыс. м3, вместо платы за газ, рассчитанной по установленной розничной цене 4 993,30 руб. за тыс. м3 (с НДС). Сумма нарушения в данном случае составила 2 361,00 руб. (без НДС).
Общая сумма нарушения, установленного в ходе проверки, составила 12 399,90 руб.
Отклоняя довод заявителя о том, что АО "Екатеринбурггаз" правомерно применяло в расчетах с Махалля N 986 "Рамазан" тарифы на услуги по транспортировке газа, а не установленную розничную цену на газ, реализуемый населению, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что указанные действия не соответствует действующему законодательству.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2021 N 425 "О внесении изменения в пункт 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" установлено, что к категории потребителей "население" были отнесены "религиозные организации, приобретающие газ для его использования в котельных всех типов и (или) оборудовании, находящихся у них на праве собственности или ином законном основании, для производства электро- и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд на объектах, специально предназначенных для богослужения, молитвенных и религиозных собрании, а также для всего монастырского или храмового комплекса, в том числе трапезных, помещении, используемых религиозными организациями для обучения религии, монашеской жизнедеятельности, временного проживания паломников, помещении, не имеющих религиозного назначения и предназначенных для обслуживания имущества религиозного назначения". Указанное Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу с 01.04.2021.
В результате указанных изменений абонент Махалля N 986 "Рамазан" стал относиться к категории "население" и расчеты за газ с указанным потребителем должны были производиться с применением установленных розничных цен на газ, реализуемый для категории потребителей "население", и с применением Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (далее - Правила N 549).
Применение установленных государством цен, тарифов в предусмотренных законом случаях является императивным требованием и не ставится в зависимость от условий договорных отношений хозяйствующих субъектов. Стороны договора не вправе договориться о применении иных цен, тарифов, если ценообразование в осуществляемом виде деятельности подлежит государственному регулированию. Условия договора, противоречащие законодательству, недействительны. Нарушения установленного порядка ценообразования образуют состав административного правонарушения, нарушают права потребителей и баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов, наносят вред нормальному функционированию хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Согласно пунктам 6, 7 Правил N 549 физическое или юридическое лицо (абонент) заключает договор поставки газа с газоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить, а поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной организацией договор о транспортировке газа населению.
Таким образом, Правила N 549 не допускают между абонентом и газораспределительной организацией установление прямых договорных отношений по транспортировке газа и осуществление прямых взаиморасчетов, а предусматривают договорные отношения и расчеты абонента с поставщиком газа (газоснабжающей организацией) по розничным ценам на природный газ (подп. "м" п. 15 Правил N 549).
В этой связи применение АО "Екатеринбурггаз" тарифа на услуги по транспортировке газа к абоненту - Махалля N 986 "Рамазан", отнесенному к категории население, неправомерно.
Ссылка на содержание письма АО "Екатеринбурггаз" от 18.05.2021 N 6134, об отсутствии возможности у Общества заключить договор поставки газа с абонентом - Махалля N 986 "Рамазан", поскольку в отношении нежилых помещений абонентов, отнесенных к категории "население", АО "Екатеринбурггаз" поставку газа не осуществляет в принципе, не соответствует действующим нормативным правовым актам, поскольку поставка газа потребителям категории "население" может осуществляться как в жилые, так и в нежилые помещения.
Согласно пункту 2 Основных положений розничная цена на газ - цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, за исключением розничных цен на сжиженный газ.
Данное обстоятельство также подтверждается пунктом 5 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России от 27.10.2011 N 252-э/2, согласно которому розничные цены на газ, реализуемый населению, устанавливаются дифференцированно по различным направлениям использования газа как в жилые, так и в нежилые помещения.
Соответствующим образом розничные цены на газ дифференцированы и в постановлениях РЭК Свердловской области (в частности, в постановлениях РЭК Свердловской области от 29.07.2020 N 73-ПК и от 28.06.2021 N 62-ПК, устанавливающих цены АО "Екатеринбурггаз").
Постановлениями РЭК Свердловской области от 29.07.2020 N 73-ПК "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Свердловской области" и от 28.06.2021 N 62-ПК "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Свердловской области" Обществу были установлены розничные цены на природный газ.
Помещение абонента - Махалля N 986 "Рамазан" расположено в городе Екатеринбурге и имеет подключение к сетям АО "Екатеринбурггаз".
Указанные обстоятельства подтверждают наличие возможности у АО "Екатеринбурггаз" по заключению и исполнению договора на поставку газа абоненту -Махалля N 986 "Рамазан" в спорный период.
Таким образом, применение к абоненту, отнесенному к категории "население", тарифа на транспортировку газа противоречит пунктам 6, 7, подпункта "м" пункта 15, пункту 41 Правил N 549, пунктам 4, 8 Основных положений, статьи 424 ГК РФ и является нарушением установленного порядка ценообразования согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Применять иную регулируемую цену к абоненту Махалля N 986 "Рамазан" кроме установленной розничной цены на газ АО "Екатеринбурггаз" не имело правовых оснований.
Отклоняя доводы Общества о том, что применение тарифа на транспортировку газа следует считать правомерным в связи с тем, что АО "Екатеринбурггаз" является субъектом естественной монополии и не вправе было отказать в оказании услуги по транспортировке, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
АО "Екатеринбурггаз" не вправе отказать в оказании услуги по транспортировке газа абоненту в случае установления с ним в силу действующего законодательства прямых договорных отношений по транспортировке газа.
Поскольку в рассматриваемой ситуации прямые договорные отношения по транспортировке газа между АО "Екатеринбурггаз" и абонентом Махалля N 986 "Рамазан", отнесенным к категории "население", не допускаются законодательством, то применить правила о недискриминационном доступе к услугам, не подлежащим оказанию, не представляется возможным.
В этой связи установление в действиях АО "Екатеринбурггаз" события административного правонарушения в виде нарушения установленного порядка ценообразования не влияет на обеспечение недискриминационного доступа к регулируемым товарам и услугам.
При таких обстоятельствах следует признать подтвержденным наличие в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными административным органом.
Вина АО"Екатеринбурггаз" выразилась в неправомерном взимании с потребителя -Местной мусульманской религиозной организацией Махалля N 986 "Рамазан" г. Екатеринбурга Регионального духовного управления мусульман Свердловской области в составе Центрального духовного управления мусульман России, относящегося к категории "население", платы за транспортировку газа.
АО "Екатеринбурггаз" при расчетах с потребителем, относящегося к категории "население", обязано было применять розничные цены на природный газ, утвержденные в установленном порядке уполномоченным государственным органом, но никаких мер для соблюдения установленных норм со стороны Общества не предпринималось, несмотря на то, что возможность не допустить нарушение установленных норм у АО "Екатеринбурггаз" имелась.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения требований закона, а также доказательства объективной невозможности исполнения действующего законодательства обществом не представлены, а потому административный орган обоснованно признал установленной вину общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Оснований полагать, что нарушение требований законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Привлечение к административной ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к ответственности со стороны административного органа допущено не было. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Ссылки заявителя об отсутствии у РЭК Свердловской области полномочий по проведению проверки в отношении действий Общества в рамках соблюдения обязательных требований, установленных правовыми актами в области государственного регулирования цен (тарифов) (в сфере газоснабжения) является необоснованным и несоответствующим законодательству ввиду следующего.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N 1067-УГ (далее - Положение), Комиссия реализует государственную функцию по регулированию цен (тарифов) на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации находится в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и осуществляет контроль за применением регулируемых государством цен (тарифов) и порядком регулирования цен (тарифов).
Согласно подпункту 14 пункта 14 Положения в целях исполнения полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Комиссия проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины указанных цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров плата) и правильности их применения.
Решение о проведении в отношении АО "Екатеринбурга" внеплановой документарной проверки было принято на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в связи наличием у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Сведения о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям РЭК Свердловской области были получены согласно пункту 1 части 1 статьи 58 Федерального закона N 248-ФЗ при поступлении в РЭК Свердловской области обращения от 08.02.2022 N 2330, вх. N 328 от 09.02.2022.
В соответствии со статьей 60 Закона N 248-ФЗ по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает одно из следующих решений: о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, о направлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательньгх требований либо об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии со статьей 60 Закона N 248-ФЗ принято решение от 04.03.2022 N 28 решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении АО "Екатеринбурггаз".
Документарная проверка проведена в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) в отношении деятельности АО "Екатеринбурггаз" в рамках соблюдения обязательных требований, установленных правовыми актами в области государственного регулирования цен (тарифов) (в сфере газоснабжения).
Заявитель жалобы настаивает на том, что РЭК не имело право проводить внеплановую документарную проверку АО "Екатеринбурггаз", грубо нарушило действующее законодательство, а именно мораторий на проведение проверок, введенный Правительством РФ Постановлением от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
Как следует из материалов дела, дата начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия (КНМ) - внеплановой документарной проверки в отношении АО "Екатеринбзфггаз" - это 09.03.2022, указанная дата в качестве даты начала проведения документарной проверки отражена как в решении о проведении внеплановой документарной проверки, так и в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Решением от 04.03.2022 (п.12) у АО "Екатеринбурггаз" Комиссия истребовала документы и информацию в целях проведения документарной проверки. Решение о проведении проверки было получено АО "Екатеринбурггаз" 09.03.2022, что подтверждается штампом входящей корреспонденции и подписью заместителя генерального директора Паслера И.В. в получении указанного решения.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона N 248-ФЗ инспектор не вправе требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
С учетом положений пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 248-ФЗ и пунктов 11, 12 Решения от 04.03.2022 в срок для исполнения АО "Екатеринбурггаз" требования о предоставлении запрашиваемых документов, информации включался период с 09.03.2022 (даты начала проведения проверки) по 11.03.2022 включительно.
Таким образом, датой начала проведения проверки невозможно признать 14.03.2022, на которую неправомерно ссылается АО "Екатеринбурггаз" как на дату начала проведения проверки.
Постановление N 336 вступило в силу со дня его официального опубликования - 10.03.2022.
Пунктом 5 Постановления N 336 установлено, что в отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, дата начала которых наступает после вступления в силу настоящего постановления и проведение которых не допускается в соответствии с настоящим постановлением, контрольным (надзорным) органом, органом контроля принимается единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
Поскольку датой начала проведения проверки является 09.03.2022, то пункт 5 Постановления N 336 не подлежал применению.
Вместе с тем, проверка, начатая 09.03.2022, не была завершена, поэтому к возникшим правоотношениям подлежал применению пункт 7 Постановлений N 336 о необходимости завершения начатой проверки в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления N 336.
Проверка была завершена 16.03.2022, то есть в пределах 5 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления N 336, с соблюдением положений пункта 7 Постановления N 336.
Наказание назначено в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа предупреждением не имеется, поскольку заявитель неоднократно привлекался к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, учитывая, что совершенное деяние повлекло причинение материального ущерба гражданам (потребителям коммунальных услуг), апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое постановление соответствует закону, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судом первой инстанции правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены, а выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 сентября 2022 года по делу N А60-29450/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29450/2022
Истец: АО "ЕКАТЕРИНБУРГГАЗ"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ