г. Саратов |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А57-14818/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Луевой Л. Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 октября 2022 года по делу N А57-14818/2022
по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН: 6450011003, ОГРН: 1036405000280)
к обществу с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" (ИНН: 6450083618, ОГРН: 1146450005151),
третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по архитектуре Администрации города Саратова, Администрация Волжского района г. Саратова,
о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции,
при участии в судебном заседании:
- представитель Администрации МО "Город Саратов" - Степанова Анна Николаевна, действующая на основании доверенности от 16 ноября 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация МО "Город Саратов", истец) к обществу с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" (далее - ООО "Адвертисмент", ответчик) с исковым заявлением о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции N 1-965-04-01 от 13.10.2014 г.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2022 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2022 г. отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.10.2014 г. между Комитетом по управлению имуществом г. Саратова и Ахмедовым Русланом Низамовичем был заключен договор N 554-Р на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находящемся по адресу: г. Саратов, ул. Соколовая, 18/40 (между ул. им. Хвесина Т.Е. и ул. М. Затонской).
Впоследствии на основании договора замены стороны в обязательстве от 16 октября 2014 г. была произведена уступка прав и обязанностей по договору N 555-Р на установку и размещение указанной рекламной конструкции ООО "Адвертисмент".
Администрацией МО "Город Саратов" было выдано разрешение N 1-965-04-01 от 13.10.2014 на установку рекламной конструкции - щит.
Постановлением Администрации МО "Город Саратов" от 27 сентября 2021 года N 2644 был утвержден проект планировки территории для реконструкции линейного объекта - автомобильной дороги по ул. Большой Горной, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. им. Рогожина В.А., ул. Большой Затонской, 1-му Мало-Северному проезду, ул. им. Хвесина Т.Е., ул. им. Лермонтова М.Ю., Славянской площади, ул. Малой Горной, ул. Малой Затонской, ул. Соколовой и ул. Весенней в Волжском районе города Саратова с проектом межевания в его составе.
Учитывая изменение градостроительной ситуации в силу постановления Администрации МО "Город Саратов" от 26.05.2022 N 2128 место размещения рекламных конструкций между ул. им. Хвесина Т.Е. и ул. М. Затонской ООО "Адвертисмент" исключено из Схемы на основании п.1.1.2 постановления Администрации МО "Город Саратов" от 26.05.2022 г. N 2128 "О внесении изменении в постановление Администрации МО "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов"".
Поскольку спорное разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не соответствует действующей Схеме размещения рекламных конструкций, Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 5.8 статьей 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
Как указывалось выше, место размещения рекламной конструкции ООО "Адвертисмент" на установку и эксплуатацию которой выдано спорное разрешение было определено на основании Схемы размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением Администрации МО "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов", с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации МО "Город Саратов" от 14.09.2015 N 2494.
Постановлением Администрации МО "Город Саратов" от 27 сентября 2021 года N 2644 был утвержден проект планировки территории для реконструкции линейного объекта - автомобильной дороги по ул. Большой Горной, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. им. Рогожина В.А., ул. Большой Затонской, 1-му Мало-Северному проезду, ул. им. Хвесина Т.Е., ул. им. Лермонтова М.Ю., Славянской площади, ул. Малой Горной, ул. Малой Затонской, ул. Соколовой и ул. Весенней в Волжском районе города Саратова с проектом межевания в его составе.
Учитывая изменение градостроительной ситуации в силу постановления Администрации МО "Город Саратов" от 26.05.2022 N 2128 место размещения рекламных конструкций между ул. им. Хвесина Т.Е. и ул. М. Затонской ООО "Адвертисмент" исключено из Схемы на основании п.1.1.2 постановления Администрации МО "Город Саратов" от 26.05.2022 г. N 2128 "О внесении изменении в постановление Администрации МО "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов"".
Согласно пункту 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 20.1 Закона о рекламе разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции также подлежит признанию недействительным на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме.
По смыслу названных положений разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданное в установленном порядке, может быть признано судом недействительным в связи с утверждением уполномоченным органом новой схемы размещения рекламных конструкций в случае установления объективной невозможности ее дальнейшей эксплуатации в данном месте в связи с несоответствием последнего обязательным требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами и нормативными документами, соблюдение которых позволяет обеспечить публичные интересы
При этом, исходя из указанной выше статьи 20.1 Закона о рекламе, принятие нового постановления, в котором отсутствует данная схема размещения рекламной конструкции, не свидетельствует о незаконности ее установки на момент выдачи соответствующим органом разрешения.
Между тем, законность размещения и эксплуатации рекламной конструкции по правилам пункта 3 части 20 и части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе подлежит проверке с учетом схемы размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании, действующей на момент обращения в суд.
Учитывая тот факт, что спорный адресный ориентир размещенной ООО "Адвертисмент" рекламной конструкции постановлением от 26.05.2022 N 2128 исключен из Схемы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для размещения в этом адресном ориентире рекламной конструкции.
Согласно ч. 5.8 ст. 19 Закона N 38-ФЗ схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
На основании п. 3 ч. 20 ст. 19 Закона N 38-ФЗ в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций) разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления.
Таким образом, законодателем предоставлено органам местного самоуправления право в судебном порядке признавать ранее выданные разрешения недействительными в случае их несоответствия вновь утвержденной схеме размещения рекламных установок либо ранее утвержденной схеме размещения рекламных установок с учетом внесенных в нее изменений.
Постановление Администрации МО "Город Саратов" от 26.05.2022 N 2128 "О внесении изменений в постановление Администрации МО "Город Саратов" от 29 января 2014 года N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов", в установленном порядке не оспорено, недействительным не признано.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 13 ГК РФ для неприменения в рассматриваемом споре указанного постановления как противоречащего закону, несоответствующего иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено.
Доводы заявителя жалобы об обратном отклоняются судебной коллегией.
В соответствии с требованиями части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе в рассматриваемом случае Схема утверждена уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В связи с изложенным, выданное ранее разрешение N 1-965-04-01 от 13.10.2014 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не соответствует Схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной уполномоченным органом.
Поскольку в настоящее время в силу постановления Администрации МО "Город Саратов" от 26.05.2022 N 2128 место размещения рекламной конструкции ООО "Адвертисмент" исключено из Схемы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выданное разрешение N1-965-04-01 от 13.10.2014 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе подлежит признанию недействительным, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Податель апелляционной жалобы не представляет по делу новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 октября 2022 года по делу N А57-14818/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14818/2022
Истец: Администрация МО Город Саратов
Ответчик: ООО Адвертисмент
Третье лицо: Администрация Волжского района Саратова, Комитет по архитектуре Администрации муниципального образования Город Саратов, Комитет по управлению имуществом города Саратова