город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2022 г. |
дело N А53-20961/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Димитриева М.А., Николаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ракитянской А.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРФС-Дешёвая аптека" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2022 по делу N А53-20961/2022 об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области о предоставлении документов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТРФС-Дешёвая аптека" (далее - ООО "ИРФС-Дешёвая аптека") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области N 14200 от 12.11.2021 о предоставлении документов (информации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2022 по делу N А53-20961/2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2022 по делу N А53-20961/2022, ООО "ИРФС-Дешёвая аптека" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы указал, что налоговый орган истребовал у общества документы, касающиеся деятельности ООО "ИРФС-Дешёвая аптека", вместе с тем, в нарушение пункта 2 статьи 93.1 НК РФ в требовании N 142000 от 12.11.2021 не обоснована (не указана) причина, по которой возникла необходимость в представлении документов. Согласно доводам апеллянта, у налогового органа отсутствует право истребовать у налогоплательщика и его контрагента документы и информацию в отсутствие оснований, установленных пунктами 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ. Требование налогового органа не соответствует положениям пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, а также нарушает права и законные интересы ООО "ИРФС-Дешёвая аптека" путем возложения на него обязанностей по представлению документов в отсутствие соответствующих правовых оснований, неисполнение которых влечет для общества административную ответственность в виде наложения штрафов.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2022 по делу N А53-20961/2022 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям
Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России N 27 по Ростовской области направила в адрес налогового органа по месту нахождения общества в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации вне рамок проведения налоговых проверок поручение об истребовании документов (информации) N 21221 от 11. 11.2021.
Поручение об истребовании документов (информации) N 21221 от 11.11.2021 передано в Межрайонную ИФНС России N 24 по Ростовской области 11.11.2021 по электронным каналам связи.
Инспекция в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации вне рамок проводимых мероприятий налогового контроля в целях исполнения вышеназванного поручения направила в адрес общества 12.11.2021 по телекоммуникационным каналам связи требование N 14200 от 12.11.2021 о предоставлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) N 21221 от 11.11.2021.
Обжалуемое требование получено налогоплательщиком 23.11.2021.
На требование о предоставлении документов (информации) N 14200 от 12.11.2021 ООО "ТРФС-Дешевая аптека" направило в Межрайонную ИФНС России N 24 по Ростовской области ответ, в котором общество просило инспекцию предоставить решение руководителя налогового органа о проведении каких-либо действий/проверок в отношении юридического лица как контрагента; предоставить информацию о том, что общество является контрагентом в отношении каких-либо других юридических лиц; указать по каким конкретным сделкам общество обязано предоставить информацию.
ООО "ИРФС-Дешёвая аптека" направило жалобу в УФНС России по Ростовской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области N 15-18/922 от 14.03.2022 жалоба ООО "ИРФС-Дешёвая аптека" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области N 15-18/922 от 14.03.2022, ООО "ИРФС-Дешёвая аптека" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования N 14200 от 12.11.2021.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции отказал ООО "ИРФС-Дешёвая аптека" в удовлетворении заявления, обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе:
- требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
- проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом;
- осуществлять другие права, предусмотренные Кодексом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации, является истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из смысла изложенных правовых норм следует, что документы (информация) относительно конкретной сделки могут быть истребованы налоговым органом вне рамок проверки на основании пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2, и 2.1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
Как следует из пункта 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией.
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в данном пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (пункт 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из смысла и содержания указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что документы (информация) о конкретной сделке могут быть истребованы налоговым органом вне рамок проверки на основании пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, при этом положения Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают оснований для неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов.
Таким образом, лицо, у которого истребуются соответствующие документы (информация), не вправе оставить без исполнения законное требование налогового органа.
Форма требования о представлении документов (информации) (далее - Форма) утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 27 по Ростовской области направила в адрес налогового органа по месту нахождения общества в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации вне рамок проведения налоговых проверок поручение об истребовании документов (информации) N 21221 от 11. 11.2021.
Поручение об истребовании документов (информации) N 21221 от 11.11.2021 передано в Межрайонную ИФНС России N 24 по Ростовской области 11.11.2021 по электронным каналам связи.
Межрайонная ИФНС России N 24 по Ростовской области в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации вне рамок проводимых мероприятий налогового контроля, в целях исполнения вышеназванного поручения, направила в адрес общества 12.11.2021 по телекоммуникационным каналам связи требование N 14200 от 12.11.2021 о предоставлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) N 21221 от 11.11.2021.
Поручение и требование составлены по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
В требовании указан перечень документов и временной период их оформления, а также указано, что истребование документов проводится вне рамок проведения налоговых проверок.
Выставленное в адрес общества требование о представлении документов содержит необходимые данные, позволяющие исполнить его в установленный срок и идентифицировать признаки запрашиваемых документов.
Требование является в достаточной степени конкретным и позволяет налогоплательщику индивидуализировать истребованные налоговым органом документы.
30.11.2021 (вх. N 52744) в инспекцию поступило интернет-обращение общества - ответ на требование N 14200 от 12.11.2021, выставленное на основании поручения N 21221 от 11.11.2021 об истребовании документов (информации).
Налоговый орган в ответ на данное обращение направил налогоплательщику через личный кабинет письмо от 25.01.2022 N 09-2-12/00882@, из которого следует, что письмо, предоставленное в ответ на требование о предоставлении документов (информации) N 14200 от 12.11.2021, было обработано и передано в Межрайонную ИФНС России N 27 по Ростовской области.
Межрайонная ИФНС России N 27 по Ростовской области письмом от 17.12.2021 N 08-20/03598@ ответила на обращение ООО "ИРФС-Дешёвая аптека".
Таким образом, Межрайонная ИФНС России N 24 по Ростовской области не допустила неправомерного бездействия, выразившегося в непредставлении ответа на обращение (ответ общества на требование N 142000 от 12.11.2021 об истребовании документов (информации)).
Общество не представило доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым требованием его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность проведения в отношении налогоплательщика мероприятии налогового контроля вне рамок проверки и не содержит норм, устанавливающих право налогоплательщика и (или) лица, у которого истребуются документы, определять обоснованность истребования документов (информации) исходя из собственного понимания необходимости их истребования налоговым органом. В статье 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации не установлены ограничения периода, за который могут быть истребованы документы (информация).
Налогоплательщик не вправе оценивать относимость истребуемых документов к контрольным мероприятиям налогового органа, поскольку такая оценка находится в компетенции налогового органа, осуществляющегося в установленном порядке контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Положениями пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность отказа лица, получившего требование о представлении документов (сведении), от его исполнения.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.04.2022 N 821-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Платина Кострома" на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации", у налогоплательщика нет оснований отказать в предоставлении требуемых документов (информации) лишь на том основании, что налоговый орган не укажет в требовании, например, номер или дату заключения, иные реквизиты соответствующих договоров, учитывая, что некоторые реквизиты определяются сторонами сделки и могут быть в силу ряда причин не указаны либо вообще не определены.
Оспариваемое обществом требование налогового органа N 14200 от 12.11.2021 не повлекло неправомерного взыскания с налогоплательщика недоимки, пени или штрафа, а также не повлекло незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, соответственно, права общества не нарушены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для дела; доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены; выводы суда сделаны, исходя из конкретных обстоятельств дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2022 по делу N А53-20961/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
М.А. Димитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20961/2022
Истец: ООО "ТРФС-Дешевая аптека", ООО "ТРФС-ДЕШЁВАЯ АПТЕКА"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N24 по Ростовской области