г. Саратов |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А57-2163/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгарент" (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Верхний рынок, д. 17, ИНН 6450935781, ОГРН 1086450009348)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 августа 2022 года по делу N А57-2163/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгарент" (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Верхний рынок, д. 17, ИНН 6450935781, ОГРН 1086450009348)
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитет по управлению имуществом города Саратова (410012, Саратовская область, г. Саратов, Театральная площадь, д. 7, ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Комитет по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, Саратовская область, г. Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, д. 29, ИНН 6450056004, ОГРН 1126450007155), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (410012, Саратовская область, г. Саратов, Театральная площадь, д. 11, ИНН 6455039436, ОГРН 1056405504671)
о признании действий Администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по управлению имуществом г. Саратова незаконными
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Волгарент" - О.Ю. Ваничкина, действующая по доверенности от 10.01.2022, сроком на 3 года,
- от Комитета по управлению имуществом города Саратова - Д.А. Котлов, действующий по доверенности от 08.06.2022, сроком на 3 года,
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - Н.В. Романычева, действующая по доверенности от 10.01.2022, сроком по 31.12.2022, И.В. Куркова, действующая по доверенности от 10.01.2022, сроком по 31.12.2022
- от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Полянский Г.Ю., дов. от 21.07.2022 г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгарент" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным, в порядке ст. 49 АПК РФ (том 3 л.д. 82), о признании незаконными действия Комитета по управлению имуществом г. Саратова, Администрации муниципального образования "Город Саратов" по изменению разрешенного использования земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А с "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на вид разрешенного использования "Магазины от 500 до 1000 кв.м. общей площади, об обязании Управление Росреестра по Саратовской области восстановить сведения в ЕГРН в отношении земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А в части вида разрешенного использования "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" с 01.07.2021 г.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Волгарент" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что с 01.07.2021 г. неправомерно изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243. Решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка уполномоченным органом не принималось, в связи с чем, отсутствовали основания для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Общество в апелляционной жалобе указывает, что считает, что незаконные действия КУИ г. Саратова по изменению вида разрешенного использования земельного участка выразились в незаконном проведении осмотра и составлении актов осмотра земельного участка от 24.03.2021 г., от 07.12.201г., явившиеся основаниями для изменения вида разрешенного использования, а также в обращении с заявлением в Росреестр по Саратовской области с представлением письма от 10.06.2021 г., на основании которого в реестре изменен вид разрешенного использования земельного участка. Права Общества нарушены, поскольку в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка увеличился размер арендной платы (кадастровая стоимость земельного участка изменилась с 2 524 333,59 руб. на 12 821 401,62 труб.). Представитель Общества указал, что обжалует решение суда только в части признания незаконными действий Комитета по управлению имуществом г. Саратова, в отношении действий Администрации муниципального образования "Город Саратов" судебный акт не обжалуется.
В судебное заседание явились представители общества с ограниченной ответственностью "Волгарент", Комитета по управлению имуществом города Саратова, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 г. произведена замена судьи Акимовой М.А. на судью Комнатную Ю.А.
Представитель Общества огласил позицию по делу, просит решение суда в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Комитета и Администрации огласили позицию по делу, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области не согласны с мотивировочной частью судебного акта.
Частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы не поступило, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Волгарент" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:28 площадью 4305 кв.м., с видом разрешенного использования для нежилых зданий и сооружений, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Верхний рынок, корпус 17, на основании договора аренды земельного участка от 26.10.2007 N 703, договора замены стороны в обязательстве от 15.10.2008 г.
На основании постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 23.04.2014 N 1115 соглашением от 12.05.2014 в результате раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:010301:242, 64:48:010301:243.
К договору аренды земельного участка от 26.10.2007 N 703 заключено соглашение от 12.05.2014 г., согласно которому, ООО "Волгарент" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243, площадью 1503 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Кутякова, д. 7А.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Согласно кадастровой выписке земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 от 03.07.2014 г. установлено разрешенное использование земельного участка: "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
В рамках инвентаризации земельных участков, в связи с принятием решения Саратовского областного суда от 01.10.2020 по делу N 3а-688/2020 об отмене коэффициента для расчета арендных платежей за земельные участки промышленного назначения (в размере 3%) сотрудниками Комитета по управлению имуществом г. Саратова проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:010301:242, 64:48:010301:243.
24.03.2021 г. в результате осмотра земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243, проведенного специалистом отдела контроля за использованием земельных участков Комитета по управлению имуществом г. Саратова, установлено, что на указанном земельном участке расположены нежилые строения, на одном из строений имеются информационные надписи "GieseN coffee - roasters CULT" и "CULT COFFEE ROASTERS";
- земельный участок используется в т.ч. под парковку клиентов "Флора парк" (имеется вывеска с информационной надписью "парковка для клиентов "Флора парк").
По результатам осмотра составлен акт осмотра земельного участка от 24.03.2021 г. с приложением фотоматериала.
Комитет считает, что согласно сведениям поисковой системы "Яндекс" (2021 год) "GieseN coffee roasters CULT" является магазином чая и кофе собственного производства. Согласно отзывов в поисковой системе по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, 7 А, находится магазин кофе с возможностью дегустации и покупки кофе, также есть парковка для автомобилей.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов", входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25.07.2019 N 54-397 (далее - Правила), рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ОД-1 - зоне административно-делового, культурно-зрелищного, торгового назначения.
Согласно Правилам вид разрешенного использования земельного участка "магазины от 500 до 1000 кв. м общей площади" (пункт 28.2 Правил - код 4.4) являлся основным для территориальной зоны ОД-1.
В соответствии с действующими Правилами для территориальной зоны ОД-1 вид разрешенного использования "производственные и административные здания, строения, сооружения промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" не предусмотрен.
10.06.2021 Комитетом по управлению имуществом г. Саратова в орган кадастрового учета направлено заявление N ВС-2021-06-10-687610 о внесении сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 с приложением письма от 10.06.2021 г. N 10-05/11568.
Из содержания письма от 10.06.2021 г. следует, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов", входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25.07.2019 N 54-397, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 64:48:010301:234 расположен в территориальной зоне ОД-1 - зоне административно-делового, культурно-зрелищного, торгового назначения.
Впоследствии представителем Комитета в орган кадастрового учета направлены дополнительные документы (заявление от 22.06.2021 г. и письмо от 10.06.2021 г. N 10-05/11368), в связи с ошибкой в кадастровом номере земельного участка (64:48:010301:243) (т.12 л.д. 70).
На основании заявления и письма Комитета органом кадастрового учета в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 и указан вид разрешенного использования земельного участка - "магазины от 500 до 1000 кв. м общей площади".
Таким образом, с 01.07.2021 г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 - "магазины от 500 до 1000 кв. м общей площади".
Представитель Общества считает, что учтенный в ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в ЕГРН. Фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 соответствует установленному виду разрешенного использования - "производственные и административные здания, строения, сооружения промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Комитетом не установлено, что земельный участок используется не в соответствии с указанным видом разрешенного использования, не установлено нахождение на земельном участке объектов недвижимости, функционирующих как магазины. Представитель Общества считает, что Комитет не вправе был совершать действия по направлению в орган кадастрового учета заявления с приложением письма об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Представитель КУИ г. Саратова указал, что обращение Комитета в орган кадастрового учета преследовало цель приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с его фактическим использованием с учетом изменений в законодательстве. Комитетом в орган кадастрового учета направлено заявление для корректировки информации, содержащейся в ГКН в части вида разрешенного использования земельного участка. На основании заявления Комитета не изменялся вид разрешенного использования, а производилась его актуализация с учетом фактического землепользования.
Представитель Управления Росреестра указал, что 10.06.2021 г. в Управление в порядке межведомственного информационного взаимодействия поступило заявление от представителя КУИ г. Саратова о внесении сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия об изменении вида разрешенного использования земельного участка с приложением письма со ссылкой на Правила землепользования и застройки. Основания для уведомления о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия от Комитета в отношении указанного земельного участка, у Управления отсутствовали. Представитель Управления указал, что не согласен с мотивировочной частью судебного акта, поскольку судом необоснованно указано, что Росреестр внес в реестр сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании обращения в уведомительном порядке и посчитал правильным внесение указанных сведений в уведомительном порядке. Судом необоснованно указано, что правовые основания для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 не установлены.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что на регистрацию согласно заявлению от 10.06.2021 г., от 22.06.2021 г. были представлены: доверенность КУИ г. Саратова и письмо КУИ г. Саратова от 10.06.2021 г. Росреестр посчитал правильным внесение сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в уведомительном порядке. Росреестр внес сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании обращения в уведомительном порядке. Однако, сведения об изменении вида разрешенного использовании земельного участка подлежат внесению в ЕГРН исключительно в порядке межведомственного взаимодействия. При этом соответствующие сведения вносятся органом регистрации - на основании принятого уполномоченным органом решения (акта) об изменении вида разрешенного использования. В ходе судебного разбирательства установлено, что такое решение не принималось. При этом решение (акт) уполномоченного органа об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 в Управление в порядке межведомственного взаимодействия не представлено. Представленное КУИ г. Саратова в Управление Росреестра по Саратовской области
письмо от 10.06.2021 г. таким решением (актом) не является. Решение об изменении вида разрешенного использования не принималось. В рамках рассмотрения настоящего дела правовые основания для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 не установлены. Требования к Росреестру в рамках настоящего дела не заявлены. Комитет и Администрация действий по изменению вида разрешенного использования земельного участка не совершали.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Границы предмета доказывания, как и пределы судебного разбирательства, определяются предметом и основанием иска.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным заявителем способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Предмет иска - это материально-правовое требование к ответчику о совершении им определенных действий либо воздержании от них, признании существования (отсутствия) правоотношения, изменении либо прекращении его. Основания иска - это фактические обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение заявленного требования. Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику
Общество в апелляционной жалобе указывает, что незаконные действия КУИ г. Саратова по изменению вида разрешенного использования земельного участка выразились в незаконном проведении осмотра и составлении актов осмотра земельного участка от 24.03.2021 г., от 07.12.201г., явившиеся основаниями для изменения вида разрешенного использования, а также в обращении с заявлением в Росреестр по Саратовской области с представлением письма от 10.06.2021 г., на основании которого в реестре изменен вид разрешенного использования земельного участка.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что изначально Обществом заявлены требования о признании незаконными решения, действия Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом г. Саратова об изменении с 01.07.2021 г. вида разрешенного использования земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А с "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на вид разрешенного использования "Магазины от 500 до 1000 кв.м. общей площади; о признании недействительными с момента внесения записи в ЕНРП сведения об объекте недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 64:48:010301:243, связанные с изменением с 01.07.2021 г. вида разрешенного использования земельного участка "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на вид разрешенного использования "Магазины от 500 до 1000 кв.м. общей площади.
Впоследствии Общество, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнило заявленные требования и просило суд признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом г. Саратова, Администрации муниципального образования "Город Саратов" по изменению разрешенного использования земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А с "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на вид разрешенного использования "Магазины от 500 до 1000 кв.м. общей площади; обязать Управление Росреестра по Саратовской области восстановить сведения в ЕГРН в отношении земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А в части вида разрешенного использования "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" с 01.07.2021 г. (т.3 л.д. 81-82).
Представитель Общества в уточнениях указал, что незаконными являются действия Комитета по управлению имуществом г. Саратова, Администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившиеся в составлении и направлении в орган кадастрового учета заявления от 10.06.2021 г. об изменении разрешенного использования земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, поскольку именно эти действия привели к неправомерному изменению вида разрешенного использования земельного участка и нарушению прав заявителя.
Представитель Общества указал, что обязание восстановить сведения в ЕГРН является способом восстановления нарушенных прав.
Указанные уточнения требований приняты судом к рассмотрению.
Согласно пункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, заявитель имеет целью признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом г. Саратова, Администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившиеся в составлении и направлении в орган кадастрового учета заявления от 10.06.2021 г. об изменении разрешенного использования земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, поскольку именно эти действия привели к неправомерному изменению вида разрешенного использования земельного участка и нарушению прав заявителя.
В рассматриваемом случае волеизъявление заявителя указано в мотивировочной части уточненных требований и направлено на признание незаконными действий Комитета по управлению имуществом г. Саратова, Администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившихся в составлении и направлении в орган кадастрового учета заявления от 10.06.2021 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243.
Указанные уточнения требований приняты судом к рассмотрению.
Исходя из материалов дела, аудиозаписей судебных заседаний следует, что Обществом не заявлялись требования о признании незаконными действия КУИ г. Саратова по изменению вида разрешенного использования земельного участка, выразившиеся в незаконном проведении осмотра и составлении актов осмотра земельного участка от 24.03.2021 г., от 07.12.201г., соответственно указанные требования не рассматривались судом.
При указанных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не подлежит оценке указание Обществом в жалобе на незаконные действия КУИ г. Саратова по изменению вида разрешенного использования земельного участка выразившиеся в незаконном проведении осмотра и составлении актов осмотра земельного участка от 24.03.2021 г., от 07.12.201г., явившиеся основаниями для изменения вида разрешенного использования, поскольку в суде первой инстанции указанные требования не заявлялись и судом не рассматривались.
Таким образом, рассматриваемыми по делу требованиями являются требования Общества о признании незаконными действия Комитета по управлению имуществом г. Саратова, Администрации муниципального образования "Город Саратов" по изменению вида разрешенного использования земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А с "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на вид разрешенного использования "Магазины от 500 до 1000 кв.м. общей площади, выразившиеся в составлении и направлении в орган кадастрового учета заявления от 10.06.2021 г. об изменении разрешенного использования земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243.
Указание на обязание Управления Росреестра по Саратовской области восстановить сведения в ЕГРН является способом восстановления нарушенных прав.
Проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьями 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент. При кадастровом учете и регистрации права собственности на указанный земельный участок в сведениях ЕГРН о виде разрешенного использования отражается фактический вид использования.
Из п. 4 ст. 85 ЗК РФ, чч. 8 - 10 ст. 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Следовательно, земельное и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (ст. 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Одним из способов реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду.
Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
При решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору арендодатель связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 309-КГ17-20985.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Недопустимо установление вида разрешенного использования конкретного земельного участка лишь для целей кадастрового учета без соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства.
Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка может быть осуществлено с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований, как указано в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 от 29.05.2012 N 13016/11, 12919/11.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии утвержденных в установленном порядке Правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования не требуется.
Согласно ст. 32 Закона Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (глава 4) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в т.ч.:
- об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения; о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; об установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка, указанным в заявлении об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков;
- об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно главе 4 Закона N 218-ФЗ, сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка подлежат внесению в ЕГРН исключительно в порядке межведомственного взаимодействия. При этом соответствующие сведения вносятся органом регистрации на основании принятого уполномоченным органом решения (акта) об изменении вида разрешенного использования.
Необходимо отметить, что установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа публичной власти только в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", положения которого носят временный характер и прекращают свое действие в случае принятия Правил землепользования и застройки.
Решением Саратовской городской Думы от 25.07.2019 N 54-397 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
Как следует из материалов дела, к договору аренды земельного участка от 26.10.2007 N 703 заключено соглашение от 12.05.2014 г., согласно которому, ООО "Волгарент" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243, площадью 1503 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Кутякова, д. 7А.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Согласно кадастровой выписке земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 от 03.07.2014 г. разрешенное использование земельного участка: "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Таким образом, предоставление земельного участка заявителю в аренду было обусловлено обязанностью его использования исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
24.03.2021 г. в результате осмотра земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243, проведенного специалистом отдела контроля за использованием земельных участков Комитета по управлению имуществом г. Саратова, установлено, что на указанном земельном участке расположены нежилые строения, на одном из строений имеются информационные надписи "GieseN coffee - roasters CULT" и "CULT COFFEE ROASTERS";
- земельный участок используется в т.ч. под парковку клиентов "Флора парк" (имеется вывеска с информационной надписью "парковка для клиентов "Флора парк").
По результатам составлен акт осмотра земельного участка от 24.03.2021 г. с приложением фотоматериала.
Представитель Комитета считает, что согласно сведениям поисковой системы "Яндекс" "GieseN coffee - roasters CULT" является магазином чая и кофе собственного производства и согласно отзывов по данному адресу находится магазин кофе с возможностью дегустации и покупки кофе, есть парковка для автомобилей. В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории МО "Город Саратов", входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25.07.2019 N 54-397, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 64:48:010301:243 расположен в территориальной зоне ОД-1 - зоне административно-делового, культурно-зрелищного, торгового назначения. Вид разрешенного использования земельного участка "магазины от 500 до 1000 кв. м общей площади" - основной вид для территориальной зоны ОД-1. Ранее существующий - "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" отсутствует в административном регламенте как разрешенный.
Комитет по управлению имуществом г. Саратова, посчитав, что Обществом земельный участок фактически используется под магазины, изменилось фактическое использование земельного участка, 10.06.2021 г. направил в орган кадастрового учета заявление N ВС-2021-06-10-687610 о внесении сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 с приложением письма от 10.06.2021 г. N 10-05/11568.
Из содержания письма от 10.06.2021 г. следует, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов", входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25.07.2019 N 54-397, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 64:48:010301:234 расположен в территориальной зоне ОД-1 - зоне административно-делового, культурно-зрелищного, торгового назначения и согласно Правил вид разрешенного использования земельного участка "магазины от 500 до 1000 кв. м общей площади" является основным для территориальной зоны ОД-1.
Впоследствии представителем Комитета в орган кадастрового учета направлены дополнительные документы (письмо от 10.06.2021 г. N 10-05/11368), в связи с ошибкой в кадастровом номере земельного участка (64:48:010301:243) (т.12 л.д. 70).
Представитель КУИ г. Саратова указал, что обращение Комитета в орган кадастрового учета преследовало цель приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с его фактическим использованием с учетом изменений в законодательстве. Комитетом направлено заявление для корректировки информации, содержащейся в ГКН в части вида разрешенного использования земельного участка. На основании заявления Комитета не изменялся вид разрешенного использования, а производилась его актуализация с учетом фактического землепользования, поскольку осмотром установлено, что фактическое использование земельного участка - под магазины.
Суд апелляционной инстанции считает данный довод необоснованным.
Виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).
Однако доказательств того, что фактическое использование земельного участка изменилось, Комитетом не представлено.
Акт осмотра земельного участка от 24.03.2021 г. с приложением фотоматериала не свидетельствует, что фактическое использование земельного участка изменилось, что земельный участок используется Обществом под магазины от 500 до 1000 кв. м общей площади. Сведения поисковой системы "Яндекс" (2021 год) также не свидетельствуют об изменении Обществом фактического использования земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем.
07.12.2021 г. Комитетом с представителями Общества произведен совместный осмотр, в результате которого установлено, что на указанном земельном участке располагаются нежилые строения, в одном из строений располагается склад металлических изделий, во втором строении располагается склад картонных коробок, пластмассовых ящиков, в третьем строении имеется информационная надпись "GieseN coffee - roasters CULT", предположительно располагаются аппараты для приготовления кофе и предположительно склад для хранения замороженных полуфабрикатов (т.3 л.д. 36).
24.03.2022 г. Комитетом произведен осмотр земельного участка, в результате которого установлено, что на указанном земельном участке располагаются кирпичные, предположительно нежилые строения; на одном из строений имеются информационные надписи "GieseN coffee - roasters CULT" и "CULT coffee Roasters", расположены два металлических контейнера ТБО, припаркованы автомобили (т.3 л.д. 14).
Представленные в материалы дела акты осмотра также не свидетельствуют, что фактическое использование земельного участка изменилось, что земельный участок используется Обществом под магазины от 500 до 1000 кв. м общей площади.
Доводы Комитета основаны на предположениях. Комитетом не представлено доказательств наличия на указанном земельном участке объектов торговли.
Согласно сведений из ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 64:48:010301:243 находятся: здание хлебозавода N 2 площадью 43,7 кв.м., гараж, здание хлебозавода N 2 площадью 393,1 кв.м. сооружение газопровод.
Представитель Общества указал, что фактическое использование земельного участка не изменялось, земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования, предоставленного по договору аренды, объекты торговли на данном земельном участке отсутствуют.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о неправомерности волеизъявления Комитета на установление для спорного земельного участка фактического вида разрешенного использования "магазины от 500 до 1000 кв. м общей площади" и обращение с заявлением в орган кадастрового учета о внесении в реестр сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка 64:48:010301:243.
Доводы Комитета о том, что Комитет не обращался с заявлением в Управление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, опровергаются материалами дела.
Определением суда апелляционной инстанции от 21.11.2022 г. из ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области истребована копия реестрового (кадастрового) дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243.
Из представленных сведений следует, что от Комитета в Управление в порядке межведомственного информационного взаимодействия поступило обращение КУВД-001/2021-23743696, N ВС-2021-06-10-687610 (внесение сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия), вид сведений - сведения об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, наименование органа власти - Комитет по управлению имуществом г. Саратова.
Материалами дела подтверждается, что 10.06.2021 г. в орган кадастрового учета обратился представитель КУИ г. Саратова с заявлением о внесении сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 с приложением письма от 10.06.2021 г. N 10-05/11568, в котором со ссылкой на Правила, указано, что вид разрешенного использования земельного участка "магазины от 500 до 1000 кв. м общей площади" является основным для территориальной зоны ОД-1.
Нормами действующего законодательства предусмотрено, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка подлежат внесению в ЕГРН исключительно в порядке межведомственного взаимодействия.
Доводы Комитета о том, что Комитет обратился в орган кадастрового учета в уведомительном порядке, судом апелляционной инстанцией отклоняются, поскольку материалами дела подтверждается, что обращение направлено в порядке межведомственного взаимодействия, целью обращения являлось внесение изменений в реестр в части изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Комитет как орган власти должен нести ответственность за совершенные им действия в рамках предоставленных полномочий.
Указанные заявления и письмо от 10.06.2021 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка направлены Комитетом в орган кадастрового учета в отсутствие на то законных оснований, в связи с чем, подлежат удовлетворению требования заявителя о признании незаконными действия Комитета по управлению имуществом г. Саратова по изменению вида разрешенного использования земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А с "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на вид разрешенного использования "Магазины от 500 до 1000 кв.м. общей площади", выразившиеся в обращении в орган кадастрового учета с заявлением от 10.06.2021 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243.
Права Общества нарушены, поскольку указанные действия Комитета привели к неправомерному изменению вида разрешенного использования земельного участка, изменению кадастровой стоимости земельного участка в сторону увеличения (после изменения вида разрешенного использования земельного участка кадастровая стоимость земельного участка изменилась с 2 524 333,59 руб. на 12 821 401,62 руб.), к увеличению арендной платы.
В соответствии с частью 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, способ устранения допущенных нарушений должен соответствовать материальному требованию, быть соразмерным нарушенному праву и обеспечивать его восстановление.
В качестве способа восстановления права Обществом в заявлении указано на обязание Управление Росреестра по Саратовской области восстановить сведения в ЕГРН в отношении земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А в части вида разрешенного использования "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" с 01.07.2021 г.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Изучив предложенный заявителем способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его применения.
Указанный заявителем способ восстановления права в рассматриваемом случае не может быть применен, поскольку по настоящему делу Обществом требования к Управлению Росреестра по Саратовской области не заявлены.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что в производстве Арбитражного суда Саратовской области находится дело N А57-22133/2022 по заявлению ООО "Волгарент" о признании незаконными действия Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по внесению в Едином государственном реестре недвижимости изменений в сведения о земельном участке площадью 1503 кв.м., с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А в части изменения разрешенного использования земельного участка с "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на "Магазины от 500 до 1000 кв.м, общей площади", об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области восстановить сведения в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А, в части вида разрешенного использования "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" с 01.07.2021 г.
Суд вправе самостоятельно указать способ восстановления права.
Судом апелляционной инстанции установлено, что незаконные действия Комитета явились основанием для внесения в реестр сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, целью заявителя является восстановление в реестре прежнего вида разрешенного использования земельного участка с 01.07.2021 г., в связи с чем, Общество обратилось с соответствующим заявлением в рамках дела N А57-22133/2022.
Общество не лишено возможности дальнейшей защиты своих прав в рамках дела N А57-22133/2022.
Возложение на Комитет обязанности совершить действия, направленные на устранение нарушения прав Общества, в рассматриваемом случае не приведет к достижению цели заявителя с учетом того, что в производстве суда находится дело N А57-22133/2022.
Обращение в суд изначально в целях признания незаконными действий органа публичной власти является реализацией права на защиту, следовательно, не может влечь отказ в судебной защите по причине отсутствия в настоящее время способа восстановления прав в силу возникших обстоятельств (обращение с заявлением по делу N А57-22133/2022).
В силу возникших в настоящее время обстоятельств, апелляционный суд не указывает в судебном акте на способ восстановления права.
Представитель Управления Росреестра в отзыве указал, что не согласен с мотивировочной частью решения суда, пояснив, что судом необоснованно указано, что Росреестр внес в реестр сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании обращения в уведомительном порядке и Рорсреестр посчитал правильным внесение указанных сведений в уведомительном порядке. Судом необоснованно указано, что в рамках рассмотрения настоящего дела правовые основания для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 не установлены.
Управление считает, что 10.06.2021 г. в Управление в порядке межведомственного информационного взаимодействия поступило заявление от представителя КУИ г. Саратова о внесении сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия об изменении вида разрешенного использования земельного участка с приложением письма, из содержания которого следует, что вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен. Управление считает, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для приостановления или отказа в регистрации изменений.
Судом первой инстанции в судебном акте указано, что Росреестр внес сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании обращения в уведомительном порядке. Росреестр посчитал правильным внесение сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в уведомительном порядке. Однако, сведения об изменении вида разрешенного использовании земельного участка подлежат внесению в ЕГРН исключительно в порядке межведомственного взаимодействия. При этом соответствующие сведения вносятся органом регистрации - на основании принятого уполномоченным органом решения (акта) об изменении вида разрешенного использования. В ходе судебного разбирательства установлено, что такое решение не принималось. При этом решение (акт) уполномоченного органа об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 в Управление в порядке межведомственного взаимодействия не представлено. Представленное КУИ г. Саратова в Управление Росреестра по Саратовской области письмо от 10.06.2021 г. таким решением (актом) не является. Решение об изменении вида разрешенного использования не принималось. В рамках рассмотрения настоящего дела правовые основания для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 не установлены.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Материалами дела установлено, что 10.06.2021 г. от Комитета в Управление в порядке межведомственного информационного взаимодействия поступило обращение КУВД-001/2021-23743696, N ВС-2021-06-10-687610 (внесение сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия), вид сведений - сведения об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, наименование органа власти - Комитет по управлению имуществом г. Саратова) о внесении сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243 с приложением письма от 10.06.2021 г. N 10-05/11568, в котором со ссылкой на Правила, указано, что вид разрешенного использования земельного участка "магазины от 500 до 1000 кв.м. общей площади" является основным для территориальной зоны ОД-1.
Нормами действующего законодательства предусмотрено, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка подлежат внесению в ЕГРН исключительно в порядке межведомственного взаимодействия.
Таким образом, материалами дела установлено, что Комитет обратился в Управление с заявлением не в уведомительном порядке, а в порядке межведомственного информационного взаимодействия о внесении сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия об изменении вида разрешенного использования земельного участка с приложением письма, в котором со ссылкой на Правила указано, что вид разрешенного использования указанного земельного участка "магазины от 500 до 1000 кв.м. общей площади", что является основным для территориальной зоны ОД-1 и Управление получило указанное обращение Комитета в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Порядок внесения Управлением сведений в ЕГРН не является предметом спора по настоящему делу.
В силу ст. 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции вправе, в частности, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В связи с изложенным, имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части с принятием по делу в отмененной части нового судебного акта о признании незаконными действия Комитета по управлению имуществом г. Саратова по изменению вида разрешенного использования земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А с "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на вид разрешенного использования "Магазины от 500 до 1000 кв.м. общей площади", выразившиеся в обращении в орган кадастрового учета с заявлением от 10.06.2021 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с Комитета по управлению имуществом г. Саратова в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волгарент" подлежат взысканию расходы по госпошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3000 руб., за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1500 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 августа 2022 года по делу N А57-2163/2022 в обжалуемой части отменить.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
Признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом г. Саратова по изменению вида разрешенного использования земельного участка площадью 1503 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010301:243, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Кутякова, д. 7А с "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на вид разрешенного использования "Магазины от 500 до 1000 кв.м. общей площади", выразившиеся в обращении в орган кадастрового учета с заявлением от 10.06.2021 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010301:243.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом г. Саратова в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волгарент" расходы по госпошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3000 руб., за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1500 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2163/2022
Истец: ООО "Волгарент"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по архитектуре г. Саратова, Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет правового обеспечения Администрации МО "Город Саратов", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области), ФГБУ ФКП Росреестра, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8187/2023
05.06.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2335/2023
23.12.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9052/2022
11.08.2022 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-2163/2022