г. Вологда |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А05-7883/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 декабря 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарями судебного заседания Парфеновой А.С. (до перерыва), Николаевой А.С. (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Котласский" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 сентября 2022 года по делу N А05-7883/2022,
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Котласский" (ОГРН 1022901028204; ИНН 2913003189; адрес: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, улица Дзержинского, дом 8; далее - отдел, административный орган) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Орион" (ОГРН 1202900002040; ИНН 2905014116; адрес: 197343, Санкт-Петербург, вн.тер.г. МО Ланское, улица Матроса Железняка, дом 57, литера А, квартира 226; далее - ООО "Орион", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367; адрес: 163069, область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство, лицензирующий орган).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 сентября 2022 года вмененное обществу в вину правонарушение переквалифицировано судом на часть 1 статьи 14.17 КоАП РФ, общество привлечено к ответственности по указанной норме Кодекса в виде штрафа в размере 100 000 руб. Этим же судебным актом решено, что: алкогольная продукция, товарно-транспортные накладные (далее - ТТН), реестр документов к ТТН, тетрадь с записями в обложке зеленого цвета, изъятые по протоколу изъятия от 31.05.2022, подлежат возврату обществу; ценники, изъятые по протоколу изъятия от 31.05.2022, подлежат оставлению в деле в течение всего срока его хранения.
Отдел с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части квалификации правонарушения с части 1 статьи 14.17 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.17 КоАП РФ, отменить решение о возврате алкогольной продукции и рассмотреть вопрос о конфискации изъятой алкогольной продукции, отменить решение о возврате изъятых ТТН, реестра документов к ТТН, тетради с записями в обложке зеленого цвета и рассмотреть вопрос об их оставлении в деле, принять по делу новый судебный акт о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Настаивает на том, что действия ООО "Орион" правомерно квалифицированы заявителем по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, изъятая алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, не подлежит возврату ответчику, а должна быть конфискована или уничтожена, изъятые ТТН, реестр документов к ТТН и тетрадь с записями в обложке зеленого цвета должны храниться в деле как доказательства незаконной деятельности ООО "Орион".
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу поддержало изложенные в ней доводы, просило апелляционную жалобу отдела удовлетворить в полном объеме, дополнительно сославшись на то, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 октября 2022 года по делу N А56-82674/2022 лицензия общества на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, регистрационный номер N 29РПО0001024, аннулирована. В связи с этим министерство считает, что в действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, обществу 24.05.2021 выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 29РПО0001024, сроком действия с 24.05.2021 по 23.05.2022.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" действие лицензии продлено до 23.05.2023.
Согласно лицензии ООО "Орион" осуществляет деятельность в объектах, расположенных по адресам Архангельская области: город Коряжма, проспект имени М.В. Ломоносова, дом 5-В, помещение 8-Н, бар (пом. N 8, часть пом. N 1, цокольный этаж) (КПП 290501001); город Коряжма, улица им. Дыбцына, дом 8, бар (пом. N 30, пом. N 34-41, части пом. N 25, 26, 1 этаж) (КПП 290545002); город Коряжма, улица Кирова, дом17а, бар (часть пом. N 2 (1 этаж) часть пом. N 1 (мансардный этаж)) (КПП 290545001); город Котлас, проспект Мира, дом 29, бар (пом. N 13, часть пом. N 2; 1 этаж) (КПП 290445001); город Котлас, улица Маяковского, дом 15, бар (пом. N 1,4, часть пом. N 2, 1 этаж) (КПП 290445002); Котласский муниципальный район, СНТ "Садоводы Севера", в 2-х км от деревни Борки, бар (КПП 290445003).
Распоряжением министерства от 26.05.2022 N 393-рл действие названной лицензии ООО "Орион" приостановлено до 26.07.2022 и обществу установлен срок до 25.07.2022 для направления в министерство заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии с приложением копий платежных документов, подтверждающих уплату ранее назначенных административных штрафов.
В отдел 30.05.2022 из лицензирующего органа поступило письмо от 26.05.2022 N 205-04/2675 о том, что лицензирующим органом вынесено распоряжение от 26.05.2022 N 393-рл "О приостановлении действия лицензии ООО "Орион".
Сотрудниками отдела 31.05.2022 в 09 час 57 мин при проведении мероприятия на предмет установления фактов нарушения требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в баре "Винный погреб", принадлежащем ООО "Орион" и расположенном на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: Архангельская область, город Котлас, проспект Мира, дом 29, непосредственно установлен факт незаконной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а именно 1 бутылки водки "Архангельская северная выдержка", объемом 0,5 литра, с содержанием алкоголя 40 %, федеральная специальная марка N 30727473050, по цене 470 руб.
По факту закупки алкогольной продукции уполномоченным сотрудником отдела составлен акт закупа от 31.05.2022 с проведением видеозаписи закупки.
При этом в ходе проверочных мероприятий отделом на основании статьи 27.1 КоАП РФ и в соответствии со статьей 27.8 КоАП РФ произведен осмотр места осуществления деятельности общества (бар "Винный погреб"), результаты которого зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 31.05.2022. Осмотром установлено, что при входе в помещение бара справа от входа расположена барная стойка, а также стеллажи с различной крепкой алкогольной продукцией и указанием на бутылках алкогольной продукции ценников. Также слева у стены при входе установлены холодильники в количестве пяти штук, в которых находится продукция: пиво и безалкогольные напитки. На витрине за барной стойкой расположена алкогольная продукция в большом ассортименте с ценниками. Продукция приготовлена для ее реализации, предлагается к продаже. В складских помещениях обнаружен большой объем крепкой алкогольной продукции в большом ассортименте, данная продукция приготовлена к продаже.
Осмотр проведен с применением технических средств, произведена видеосъемка.
Алкогольная продукция, находившаяся в баре, ценники на нее, транспортная накладная и ТТН от 19.05.2022, реестр документов к ТТН от 19.05.2022, тетрадь с записями в обложке зеленого цвета, обнаруженные в ходе осмотра, проведенного в порядке статьи 27.8 КоАП РФ, изъяты уполномоченным сотрудником отдела по протоколу изъятия вещей и документов от 31.05.2022 в соответствии со статьей 27.10 упомянутого Кодекса. Копия протокола вручена представителю общества.
Поскольку в указанный период времени действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 29РПО0001024, выданной в том числе на деятельность по адресу нахождения спорного бара, было приостановлено, данное нарушение квалифицировано отделом как розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без соответствующей лицензии.
Дополнительно отдел письмом от 30.05.2022 N 15-4253 запросил у лицензирующего органа информацию относительно возобновления действия названной лицензии, на что министерство письмом от 31.05.2022 N 205-04/2740 сообщило, что по состоянию на 31.05.2022 сведения об уплате ООО "Орион" штрафов отсутствуют, штрафы являются неоплаченными, в связи с этим действие лицензии общества, приостановленное распоряжением от 26.05.2022 N 393-рл, не возобновлялось.
Административный орган пришел к выводу о том, что на момент 31.05.2022 ООО "Орион" не имело действующей лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции по адресу: город Котлас, проспект Мира, дом 29, и, как следствие, не имело право на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
По факту выявленного нарушения управлением в отношении общества составлен протокол от 14.07.2022 серии 29 АК N 278307 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 названного Кодекса, частью 1 статьи 202, статьей 203 АПК РФ отдел обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправильной квалификации отделом выявленного правонарушения по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ и квалифицировал вмененное обществу в вину правонарушение по части 1 статьи 14.17 названного Кодекса, назначив обществу штраф в размере 100 000 руб.
При этом суд исходил из того, что, поскольку в рассматриваемом случае лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 29РПО0001024 по состоянию на 31.05.2022 (день выявления вменяемого обществу административного правонарушения) не прекратила свое действие и не была аннулирована по решению суда либо вступившему в законную силу решению Росалкогольрегулирования, распоряжением министерства от 26.05.2022 N 393-рл действие названной лицензии было лишь приостановлено до 26.07.2022, то, вопреки позиции отдела, на момент выявления вменяемого обществу в вину административного правонарушения лицензия на розничную продажу алкогольной продукции была действующей (не прекращенной и не аннулированной), хотя ее действие и было приостановлено с 26.05.2022.
Как указал суд, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации, образуют противоправные действия организации, связанные с оборотом (в том числе розничной продажей) алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии. Приостановление же действия лицензии, по мнению суда, не означает прекращение ее действия (при соблюдении определенных условий действие лицензии может быть возобновлено).
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что совершение неправомерных операций, связанных с оборотом алкогольной продукции (например, розничная ее продажа), в период приостановления действия соответствующей лицензии не может быть квалифицировано по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, а подлежит квалификации по части 1 этой статьи Кодекса как нарушение лицензионных требований.
Кроме того, принимая решение о возврате алкогольной продукции, изъятая на основании протокола изъятия от 31.05.2022, суд исходил из того, что данная алкогольная продукция не изъята из оборота, а то обстоятельство, что алкогольная продукция реализована обществом с нарушением лицензионных требований само по себе не влечет признание данной продукции находящейся в незаконном обороте.
Апелляционная инстанция не может согласиться с такими выводами суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Закон N 171-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 1 указанного Закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
На основании пункта 2 статьи 1 Закона N 171-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Согласно статье 2 указанного Закона алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу подпункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.
Согласно абзацу десятому пункта 2 статьи 18 упомянутого Закона лицензии выдаются на осуществление такого вида деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции.
В силу абзаца пятого пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на осуществление вида деятельности, указанного в абзаце десятом пункта 4 данной статьи, выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона N 171-ФЗ для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания (абзац седьмой пункта 4 статьи 18 названного Закона).
Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий запрещены (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
В подпункте 12 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ также предусмотрено, что не допускаются розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 данной статьи, без соответствующей лицензии.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 1 статьи 20 названного Закона действие лицензии приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в случае неуплаты лицензиатом, по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, совершенное в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Абзацем восемнадцатым пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, из буквального содержания названной правовой нормы следует, что целью приостановления действия лицензии, полученной лицензиатом, является именно исключение какой-либо реализации алкогольной продукции.
Из совокупного толкования положений подпункта 12 пункта 2 статьи 16 "Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции", положений абзаца седьмого пункта 4 статьи 18 и абзаца восемнадцатого пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ также достоверно следует, что право организации на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, то есть отпуск алкогольной продукции потребителю, возникает у юридического лица только при наличии действующей лицензии на этот вид деятельности.
В противном случае утрачивается сам смысл института лицензирования при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Законом N 171-ФЗ установлено, что целью государственного регулирования является защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Институт лицензирования направлен на дополнительный контроль государства в экономических отношениях, где реализуется продукция, способная воздействовать на здоровье и безопасность граждан.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Из пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
Вместе с тем принятие лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии является по существу специальной предупредительной мерой, направленной на временное пресечение (прекращение) деятельности юридического лица по розничной продаже алкогольной продукции, то есть влечет исключение ведения этим лицом лицензируемого вида деятельности.
Следовательно, совершая действия по реализации алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, общество обязано иметь именно действующую в такой момент лицензию на совершение этого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ).
В рассматриваемом случае, как следует из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 31.05.2022, а также подтверждается материалами фото- и видеофиксации, выявленная в ходе осмотра в баре "Винный погреб", принадлежащем ООО "Орион", по адресу: Архангельская область, город Котлас, проспект Мира, дом 29, алкогольная продукция находилась непосредственно в помещении бара (а не в закрытом для посетителей помещении), на открытых стеллажах и в холодильниках с размещенными на ней ценниками, то есть вся продукция приготовлена для ее реализации, предлагалась к продаже. При этом материалами фото- и видеофиксации не подтверждается наличие каких-либо шторок или иных приспособлений, которые бы закрывали данную алкогольную продукцию.
Учитывая указанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что спорная алкогольная продукция находилась в вышеуказанном баре именно с целью ее дальнейшей реализации.
Вопреки выводу суда первой инстанции, отсутствие в момент реализации розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания действующей лицензии на совершение этой деятельности приравнивается, по сути, к отсутствию как таковой лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности (розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), действие которой распространяется на конкретный объект - бар "Винный погреб", принадлежащий ООО "Орион" и расположенном на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: Архангельская область, город Котлас, проспект Мира, дом 29.
Факт оборота (розничной продажи) ООО "Орион" алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в баре "Винный погреб", принадлежащем ООО "Орион" и расположенном на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: Архангельская область, город Котлас, проспект Мира, дом 29, при отсутствии в момент фактической продажи (акт закупа от 31.05.2022) и предложения к продаже такой продукции действующей в этот период лицензии свидетельствует о наличии в деянии ответчика события административного правонарушения, предусмотренного именно частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Описание события правонарушения, отраженного в протоколе от 14.07.2022 серии 29 АК N 278307 об административном правонарушении в совокупности с документально подтвержденным и не оспоренным обществом фактом приостановления действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 29РПО0001024 в момент закупки алкогольной продукции уполномоченным сотрудником отдела, зафиксированной актом закупа от 31.05.2022 с проведением видеозаписи закупки, достоверно подтверждают правомерность квалификации заявителем совершенного обществом правонарушения по части 3 статьи 14.17 названного Кодекса.
При этом вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 29РПО0001024 по состоянию на 31.05.2022 (день выявления вменяемого обществу административного правонарушения) не прекратила свое действие и не была аннулирована по решению суда либо вступившему в законную силу решению Росалкогольрегулирования, не свидетельствует о неправильной квалификации отделом выявленного правонарушения, поскольку, как указано ранее в настоящем постановлении, в момент совершения розничной продажи алкогольной продукции в баре "Винный погреб", принадлежащем ООО "Орион", общество не имело действующей лицензии на этот вид деятельности в названном объекте общественного питания.
Вывод суда о том, что на момент выявления вменяемого обществу в вину административного правонарушения (31.05.2022) лицензия на розничную продажу алкогольной продукции была действующей (не прекращенной и не аннулированной), опровергается материалами дела, поскольку, как установлено самим судом, действие лицензии было приостановлено с 26.05.2022.
Наличие в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 14.07.2022, актом закупа от 31.05.2022, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 31.05.2022, протоколом изъятия от 31.05.2022, чеком, ценниками, фотоматериалами, объяснениями представителя общества Пятлиной В.В. от 31.05.2022 по доверенности от 01.01.2022, объяснениями продавца Чемодановой А.Н. от 31.05.2022, распоряжением министерства от 26.05.2022 о приостановлении действия лицензии, копией договора аренды от 29.10.2020.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о доказанности со стороны заявителя в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований законодательства об обороте алкогольной продукции в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение указанных требований, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности, апелляционная коллегия считает доказанным наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда подлежит изменению в части квалификации правонарушения на часть 3 статьи 14.17 КоАП РФ, а также в части размера штрафа подлежащего назначению обществу по указанной норме Кодекса в связи с совершенным правонарушением.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении отделом, а также судом первой инстанции не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, составляющий один год со дня совершения административного правонарушения в связи с нарушением законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (31.05.2022), не истек.
При этом апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается, поскольку, как верно указано судом, совершенное правонарушение посягает на установленный государством порядок, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в КоАП РФ введена статья 4.2.1, согласно части 2 которой в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Апелляционным судом установлено, что согласно сведениям из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Орион" в период с 10.04.2020 по 10.07.2022 являлось субъектом малого предпринимательства и на момент совершения правонарушения (31.05.2022) имело статус "микропредприятие".
Таким образом, указанные выше изменения законодательства улучшают положение общества в части размера ответственности за совершенное правонарушение.
При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение.
Доказательств уплаты штрафа, назначенного обжалуемым решением суда по настоящему делу, лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
С учетом положений части 2 статьи 4.2.1 КоАП РФ минимальный размер санкции за совершенное правонарушение обществу, которое являлось в период его совершения субъектом малого предпринимательства, должен составлять половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, то есть 1 500 000 руб.
Правовых оснований для дополнительного уменьшения штрафа в данном случае не имеется, поскольку факт приостановления действия лицензии, вызванный неуплатой ранее назначенных административных штрафов, а также совершение нового административного правонарушения в период приостановления действия лицензии свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
В пункте 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная и спиртосодержащая продукция, реализуемая без соответствующих лицензий и документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятая или конфискованная алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанная в подпунктах 1 - 3 пункта 1 данной статьи, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15.1 Постановления N 10, если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Как разъяснено в пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018 (далее - Обзор от 19.09.2018), указанные в пункте 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации.
Конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте (пункт 2 Обзора от 19.09.2018).
Согласно пункту 3 Обзора от 19.09.2018 этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно. Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.
Учитывая, что изъятая по протоколу изъятия от 31.05.2022 алкогольная продукция, находящаяся на хранении в ОМВД России "Котласский" по адресу: город Котлас, улица Ленина, дом 4, реализуемая без действовавшей лицензии, то есть находилась в незаконном обороте, исходя из положений части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пункта 15.1 Постановления N 10, пункта 1 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает, что алкогольная продукция, поименованная в протоколе изъятия от 31.05.2022, возврату обществу не подлежит, а подлежит направлению на уничтожение в соответствии с Законом N 171-ФЗ.
При этом изъятые по этому же протоколу изъятия от 31.05.2022 ценники, товарно-транспортные накладные, реестр документов к ТТН, тетрадь с записями в обложке зеленого цвета, являющиеся вещественными доказательствами по административному делу, подлежат оставлению в материалах настоящего дела.
В связи с этим обжалуемое решение суда подлежит изменению также в части отражения вопроса о судьбе алкогольной продукции и вещественных доказательств, изъятых на основании протокола изъятия от 31.05.2022
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 сентября 2022 года по делу N А05-7883/2022 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Привлечь общество с ограниченной ответственности "Орион" (ОГРН 1202900002040; ИНН 2905014116; адрес: 197343, Санкт-Петербург, вн.тер.г. МО Ланское, улица Матроса Железняка, дом 57, литера А, квартира 226) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 1 500 000 руб.
Изъятая по протоколу изъятия от 31.05.2022 алкогольная продукция, находящаяся на хранении в ОМВД России "Котласский" по адресу: город Котлас, улица Ленина, дом 4, после вступления решения суда в законную силу подлежит направлению на уничтожение.
Изъятые по протоколу изъятия от 31.05.2022 ценники, товарно-транспортные накладные, реестр документов к ТТН, тетрадь с записями в обложке зеленого цвета, являющиеся вещественным доказательством, подлежат оставлению в деле в течение всего срока его хранения.".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7883/2022
Истец: Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Котласский"
Ответчик: ООО "Орион"
Третье лицо: Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области