г. Санкт-Петербург |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А21-8264/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Будылевой М.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: Чечетка С.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36890/2022) ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.10.2022 по делу N А21-8264/2022, принятое
по заявлению ООО "Динамика Калининград ММР"
к ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о признании недействительным уведомления от 20.04.22г., обязании установить класс профессионального риска по коду ОКВЭД 45.11.2,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Динамика Калининград ММР" (ОГРН 1133926012660, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействительным уведомления Государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования (далее - Фонд, КРО ФСС) от 20.04.22г. об установлении ему размера страхового тарифа с января 2022 г. на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,30 % к суммам обязательных выплат и обязании установить страховой тариф в соответствии с основным видом осуществляемой им экономической деятельности по коду ОКВЭД 45.11.2 в размере 0.2%.
Решением от 05.10.2022 заявленные требования удовлетворены. Дополнительным решением от 27.10.2022 с Фонда взыскана государственная пошлина в размере 3 000 руб.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, уведомление вынесено правомерно и обоснованно, соответствует действующему законодательству, заявителем пропущен срок на подачу документов для подтверждения кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество допустило просрочку подачи заявления в КРО ФСС о подтверждении основного вида экономической деятельности. Заявление подано Обществом 30.04.22 на Шлюзе приема документов КРО ФСС, а на бумажном носителе направлено 13.05.22 и получено Фондом 17.05.22.
В связи с тем, что срок подачи документов - до 15.04 текущего года был нарушен Обществом, Фондом 20.04.22 вынесено уведомление, которым ранее применяемый Обществом классификационный код 45.11.2 изменен на код 33.12, что повлекло для Общества увеличение страхового тарифа до 1,30 % к суммам выплат, начисленных в пользу застрахованных.
Общество оспорило уведомление Фонда в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статьях 21 и 22 Закона 125-ФЗ установлено, что страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска, а страховые взносы уплачиваются страхователем исходя их страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713, виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с настоящими правилами, утверждаются Министерством труда и социальной зашиты Российской Федерации (пункты 2 и 3 Правил).
Пункт 8 Правил предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации на бумажном носителе либо в форме электронного документа заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Как следует из пункта 5 Порядка N 55, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 этого Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является страхователем и зарегистрировано в отделении ФСС в данном качестве с 2013 года. В 2021 Общество исчисляло страховые взносы с применением тарифа в размере 0.2% исходя из отнесения его к 1 классу профессионального риска и заявленного основного вида экономической деятельности - 45.11.2 - торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах.
Не получив от страхователя в срок до 15.04.2022 указанные в пункте 3 Порядка N 55 документы, подтверждающие основной вид деятельности, осуществляемый Обществом, Фонд определил страхователю вид экономической деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска (ОКВЭД 33.12 - ремонт машин и оборудования), руководствуясь сведениями о видах экономической деятельности, содержащихся в ЕГРЮЛ и установил Обществу тариф страхового взноса на 2022 в размере 1,3%, что отражено в уведомлении от 20.04.2022.
В письме, направленном в Фонд 04.05.2022, Общество выразило несогласие с установленным тарифом и просило Отделение принять документы о подтверждении основного вида экономической деятельности (ОКВЭД 45.11.2) и установить страхователю соответствующий тариф.
Письмом от 14.06.2022 Отделение ФСС сообщило страхователю об отсутствии оснований для пересмотра страхового тарифа на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год.
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа.
Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
В данном случае Общество подтвердило основной вид деятельности - 45.11.2 - торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Фонда отсутствовали основания для присвоения Обществу в качестве основного вида деятельности "ремонт машин и оборудования", так как данный вид деятельности Обществом не осуществлялся.
Доводы Фонда о том, что в данной ситуации он действовал в соответствии с законодательством, предусматривающим установление тарифа исходя из вида деятельности, имеющего наивысший класс профессионального риска, вышеизложенное не опровергают, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку Обществом представлены доказательства, подтверждающие основной вид экономической деятельности в спорном периоде "торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" код по ОКВЭД 45.11.2, требование о признании недействительным оспариваемого уведомления правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 октября 2022 года по делу N А21-8264/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8264/2022
Истец: ООО "Динамика Калининград ММР"
Ответчик: ГУ Калининградское региональное отделение фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2455/2023
23.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36890/2022
27.10.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8264/2022
05.10.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8264/2022