г. Москва |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А40-153269/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2022 по делу N А40-153269/2022
по заявлению: ООО "Чайна Форклифт"
к Центральной акцизной таможне
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: |
Титель Е.В. по доверенности от 09.02.2021; |
от заинтересованного лица: |
Полкошников Д.Д. по доверенности от 13.05.2022; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2022, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Чайна Форклифт" (заявитель, Общество) о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (таможенный орган, ЦАТ) об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, выраженное в письме от 18.05.2022 N 13-12/12489, суд также обязал таможенный орган в 10-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора по ДТ N 10009193/180419/0002273, в сумме 4 657 500 рублей.
Не согласившись с принятым судом решением, ЦАТ обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований общества отказать. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела, 15.04.2022 ООО "Чайна Форклифт" обратилось в таможенный орган с заявлением (вх. N 06732 от 19.04.2022) о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора с приложениями, в том числе копии таможенного приходного ордера (далее - ТПО).
18.05.2022 письмом N 13-12/12489 в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, было отказано, о чем заявитель был извещен.
Заявитель, считая оспариваемое решение таможни незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из того, что таможенный орган не представил в материалы дела доказательств, опровергающих право общества на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в заявленном размере в связи с нижеследующим.
Судом установлено, что 18.04.2019 года в ОТО и ТК N 3 т/п Северо-Западный акцизный таможенный пост (переподчинен в декабре 2019 Центральной акцизной таможне) была подана таможенная декларация N 10009193/180419/0002273, на ввезенные погрузчики самоходные. Все товары были выпущены в свободное обращение.
Платежными поручениями N 421 от 22.04.2019, N 432 от 24.04.2019, N 552 от 21.05.2019, N 755 от 01.07. 2019, N 968 от 08.08.2019, N 98 от 16.08.2019, N 433 от 24.04.2019.
По факту уплаты сбора Обществу были выданы ТПО, а также выписаны ПСМ (паспорт самоходной машины).
В отношении каждого задекларированного товара, после выпуска в свободное обращение, Обществом были предоставлены расчеты утилизационного сбора в соответствии с положениями, установленными от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
По факту уплаты сбора Обществу были выданы ТПО (номера приведены в таблице, а также выписаны ПСМ.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", предусмотрена уплата утилизационного сбора за каждую самоходную машину, или прицеп, ввозимый в Российскую Федерацию или произведенный, изготовленный в Российской Федерации.
К плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе и лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В отношении каждого задекларированного товара, после выпуска в свободное обращение, Обществом были предоставлены расчеты утилизационного сбора в соответствии с положениями, установленными от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Однако, Общество сочло, ошибочной уплату утилизационного сбора, так как типы ввезенных транспортных средств, представляют собой вилочные погрузчики, новые, самоходные, с приводом от электрического или дизельного двигателя, функциональным назначением которых является перемещение (подъем) груза в складских помещениях, в пределах зоны обслуживания.
Судом установлено, что вид самоходной машины определяется исходя из конструктивных признаков, характерных для той или иной самоходной машины, и ее назначения.
Так, погрузчик - это машина самоходного типа, предназначенная для поднятия, транспортировки и укладки различных грузов, а что касается видов, то погрузчики бывают:
- фронтальные;
- вилочные;
- с боковым поворотом на колёсном и гусеничном ходу;
- телескопические;
- экскаваторы-погрузчики.
Изготовители должны гарантировать соответствие погрузчиков обязательным требованиям стандартов и нормативных документов на погрузчики конкретных типов и моделей при соблюдении условий эксплуатации, хранения и монтажа.
Все типы транспортных средств, ввезенные обществом, представляют вилочные погрузчики, новые, самоходные, с приводом от электрического или дизельного двигателя, предназначены для подъема, спуска и перемещения груза на складах и в складских помещениях, в пределах зоны обслуживания.
01.01.2014 года в действие введен Межгосударственный стандарт. ПОГРУЗЧИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ ОДНОКОВШОВЫЕ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. BUILDING FRONT-END SINGLE-BUCKET LOADERS. SPECIFICATIONS ГОСТ 31555-2012, которым установили требования к фронтальным погрузчикам и его комплектации.
Пунктом 1 установлено, что настоящий стандарт распространяется на колесные и гусеничные строительные фронтальные одноковшовые погрузчики (далее -погрузчики) с двигателями мощностью не менее 15 кВт (20,4 л.с.) на специальных шасси и специальных погрузочных модификациях промышленных тракторов и тягачей, предназначенные для выполнения погрузоразгрузочных и землеройно-транспортных работ, и главным элементом указанного погрузчика является именно ковш. Данный вид техники относится к машинам землеройным согласно ГОСТам: N EN747-1-2013, N EN474-3-2013.
В то время как 01.01.1982 года введен ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР. АВТОПОГРУЗЧИКИ ВИЛОЧНЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. GENERAL PURPOSE FORK LIFT TRUCKS. GENERAL SPECIFICATIONS. ГОСТ 16215-80, действующий на текущий момент, который установил, требования к вилочным погрузчикам.
Указанный стандарт распространяется на вилочные автопогрузчики общего назначения (далее - автопогрузчики)грузоподъемностей от 1000 до 12500 кг включительно, приведенных в табл.1, предназначенные для погрузочно-разгрузочных работ на площадках, соответствующих требованиям ГОСТ 12.3.009-76, изготовляемые для нужд народного хозяйства и экспорта, и данный вид транспорта относиться к машинам напольного транспорта, согласно ГОСТу 25940-83, ГОСТ 18962-97, ГОСТ Р 51354-99.
Основное грузозахватное приспособление - вилы.
Между тем, таможенным органом не представлены доказательства того, что указанные самоходные машины являются фронтальными погрузчиками, вопреки утверждению таможенного органа о том, что вид и характеристики вышеуказанных самоходных машин схожи, в то время как Обществом представлена техническая документация на товар, из которой видно, что никакого другого сменного оборудования не имеется кроме вил.
Так же таможенный орган мог самостоятельно убедиться, что представленные модели являются именно вилочными погрузчиками:
https://heli.com.ru/pogruzchiki/avtopogruzchiki-heli/dizelnie-pogruzchiki/cpсd15.html https://heli-rus.ru/forklift-trucks/diesel/cpcd50-%2805%29-xichai-3000 https://heli.com.ru/pogruzchiki/avtopogruzchiki-heli/dizelnie-pogruzchiki/cpcd100.html
Фронтальный погрузчик - универсальная самоходная спецтехника, разновидность ковшового погрузчика, предназначенная для захвата, погрузки и транспортировки различных материалов, а также для выполнения карьерных и землеройных работ. Особенности конструкции позволяют ему набирать в ковш с любой горизонтальной поверхности. Фронтальный погрузчик способен транспортировать грузы, буксировать различное оборудование на небольшие расстояния.
Данный вид четырёхколёсной техники, оснащен во всю ширину машины, ковшом. Он также может называться автопогрузчик фронтальный или колёсный погрузчик. Хотя некоторые машины имеют гусеничное шасси, а часть монтируется на базе колёсного трактора.
Вилочный погрузчик - это вид специального складского напольного транспорта, предназначенного для поднятия, перемещения, разгрузки, погрузки, складирования (штабелирования) поддонов и других различных грузов при помощи вил или других рабочих приспособлений (навесного оборудования).
Данный вид машин представляет собой колесный транспорт с максимально утяжеленной задней частью рамы и облегченной передней, где устанавливается подъемное оборудование. Такое распределение обеспечивает надежный противовес при погрузочно-разгрузочных работах. А устойчивость машине придает низко расположенный центр тяжести.
Главный рабочий инструмент погрузчика - подъемный механизм с вилами. Его конструкция примерно одинакова у всех машин подобного типа и различается лишь размерами. Устройство вил позволяет изменять ширину расстановки в зависимости от габаритов груза. Вилы устанавливаются на вертикально расположенную мачту, по которой они перемещаются вверх и вниз, приводимые в движение гидравлическими цилиндрами подъемника. По своему типу мачты делятся на одно-, двух- и трехсекционные. Последние обеспечивают максимальную высоту подъема при минимальной высоте в сложенном состоянии. Стандартная мачта при работе поднимается вместе с вилами. Мачта со свободным ходом при работе остается в статичном положении, обеспечивая поднятие только самих вил.
Навесное оборудование - комплекс механизмов, позволяющих расширить функционал вилочного погрузчика. К ним относятся различные захваты, позиционеры вил, механизм бокового смещения, мультипаллеты. Дополнительное навесное оборудование позволяет использовать вилочный погрузчик для захвата и перемещения рулонных материалов, кип, сыпучих грузов, а так же для уборки территории от снега и мусора.
Анализ приведенных технических норм и стандартов, позволяет сделать вывод о том, что термин фронтальный погрузчик, применяется к погрузчикам, предназначенным для выполнения землеройно-транспортных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с грунтами, сыпучими материалами.
Согласно ГОСТ 16215-80 "Государственный стандарт Союза ССР. Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия", утвержденному Постановлением Госстандарта СССР от 15.08.1980 N 4286, настоящий стандарт распространяется на вилочные автопогрузчики общего назначения (далее -автопогрузчики) грузоподъемностью от 1000 до 12500 кг включительно, предназначенные для погрузочно-разгрузочных работ на площадках.
Как следует из пункта 1 Приложения к ГОСТ 16215-80 Автопогрузчики вилочные это автопогрузчики, у которых основным грузозахватным приспособлением являются вилы.
Следовательно, термин вилочные автопогрузчики применим исключительно к автопогрузчикам, предназначенным для погрузочно-разгрузочных работ, и у которых основным грузозахватным приспособлением являются вилы.
Оборудование бывает расположено впереди и сбоку. Примеры приведены ниже в таблице.
Боковые |
http://www.heliforklift.ru/katalog/pogruzchiki-s-bokovoj-zagruzkoj/bokovye-vilochnye-pogruzchiki-3-t |
Передние |
http://www.heliforklift.ru/katalog/elektropogruzchiki-heli |
|
http://www.heliforklift.ru/katalog/dizelnye-pogruzchiki-1-1-8-t/dizelnye-pogruzchiki-1-1-8-t-seriya-k |
Фронтальные (ковшовые) |
http://www.heliforklift.ru/katalog/frontalnye-pogruzchiki-heli |
Пунктом 1. ст. 53 ТК ЕАЭС установлено, что для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Так на дату подачи декларации на товары действовала редакция Постановления N 81 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 N 639 (действия редакции - 13.06.2018. - окончание действия редакции - 22.07.2019.
VI. Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)
F01 |
мощностью силовой установки менее 50 л.с. |
1 |
6 |
F02 |
мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с. |
2 |
10 |
F03 |
мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с. |
4 |
17 |
F04 |
мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с. |
4,5 |
20 |
F05 |
мощностью силовой установки не менее 250 л.с. и менее 300 л.с. |
5 |
30 |
F06 |
мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с. |
7 |
35 |
F07 |
мощностью силовой установки не менее 400 л.с. |
14,5 |
70 |
В рамках реализации названных полномочий Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 81, утвердив Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Указанный Перечень содержит Раздел VI "Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)".
Исходя из буквального толкования Перечня, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении конкретного вида транспортных средств (самоходных машин), классифицируемых по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51 ТН ВЭД, а именно погрузчиков фронтальных, а не погрузчиков с фронтальной загрузкой.
В соответствии с разделом VI Перечня N 81, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, утилизационный сбор подлежал уплате в отношении Погрузчиков (классифицируемых по кодам ТН ВЭД 8429 51, 8427 20).
В соответствии с разделом VI Перечня N 81, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении Погрузчиков фронтальных (классифицируемых по кодам ТН ВЭД 8427 10, 8427 20, 8429 51).
В соответствии с разделом VI Перечня N 81, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2019 N 884, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении Погрузчиков фронтальных и вилочных (классифицируемых по кодам ТН ВЭД 8427 10, 8427 20, 8429 51).
Учитывая, что в 2019 году Правительство Российской Федерации расширило перечень видов погрузчиков, облагаемых утилизационным сбором путем добавления вилочных погрузчиков к ранее указанным фронтальным погрузчикам, то в период действия Перечня, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639, под термином "фронтальный погрузчик" не могли пониматься вилочные погрузчики с фронтальным расположением рабочих органов.
Отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД ЕАЭС не является основанием для взимания утилизационного сбора, равно как и не является критерием, определяющим конкретные позиции в Перечне N 81, так как данный сбор не является таможенным платежом. Основания его взимания не определяются таможенным законодательством. Приведенные в Перечне N 81 коды ТН ВЭД ЕАЭС являются определяющими лишь для коэффициента расчета размера утилизационного сбора, но не самого сбора в целом. Вид самоходной машины определяется исходя из конструктивных признаков, характерных для той или иной самоходной машины, и ее назначения (подпункт 3 пункта 5 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100).
Более того, Постановлением ВС РФ N 305-ЭС20-6768, так же указано, что "Исходя из буквального толкования Перечня, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении конкретного вида транспортных средств (самоходных машин), классифицируемых по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51 ТН ВЭД, а именно, фронтальных погрузчиков", т.е. определяющим является наименование вида погрузчика, а так же его функциональное предназначение, зависящие от назначения.
В свою очередь взимание утилизационного сбора на основании аналогии Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, обеспечивающих лишь единообразие толкования ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товара в рамках таможенных процедур, является недопустимым для этого вида обязательного платежа, в отношении которого применяется принцип формальной определенности. Распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все самоходные машины, классифицируемые по товарных подсубпозициях 8427201909,842710100 ТН ВЭД ЕАЭС, образует недопустимое расширение видов (категорий) самоходных машин, облагаемых утилизационным сбором, вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что спорная техника не является фронтальным погрузчиком и не относится к иным видам самоходных машин, указанным в Перечне N 81, то есть не соответствует иным, помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС, критериям, установленным в данном Перечне, утилизационный сбор не установлен и уплате не подлежит.
Доказательств того, что по своему назначению, физическим и техническим характеристикам рассматриваемая техника является погрузчиком фронтальным, таможенный орган не представил.
Поэтому распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все самоходные погрузчики, классифицируемые в рамках товарной позиции 8427 20 ТН ВЭД, означало бы недопустимое расширение видов (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Также в письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N МА-12952/20 от 04.03.2016 указывалось, что утилизационный сбор взимается только в отношении самоходных машин, которые указаны в Перечне N81. В отношении техники, не указанной в данном Перечне, утилизационный сбор не взимается.
Требования Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 ООО "ЧАЙНА ФОРКЛИФТ" также выполнены, факт ошибочной уплаты утилизационного сбора им подтвержден представленными с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора документами, следовательно, основания принятия такого решения не имелось, и оно не соответствует требованиям не только названного Порядка, но и статье 24 Закона N 89-ФЗ, Порядка N 288 и Инструкции N 350.
При таком положении законные основания для взимания утилизационного сбора при ввозе рассматриваемых самоходных машин отсутствовали, данная позиция была подтверждена Определением Верховного Суда РФ от 24 ноября 2020 г. N 305-ЭС20-6768, Определением Верховного Суда РФ от 16.04.2021 N 64-ПЭК21 по делу N А41-95371/2018.
Следовательно, доводы таможенного органа основаны на ошибочном толковании положений законодательства, и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований в апелляционной жалобе.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным решения Центральной акцизной таможни об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, оформленного письмом от 18.05.2022 N 13-12/12489.
В качестве восстановления нарушенного права суд первой инстанции правомерно счел необходимым обязать Центральную акцизную таможню возвратить ООО "Чайна Форклифт" излишне уплаченный утилизационный сбор.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2022 по делу N А40-153269/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153269/2022
Истец: ООО "ЧАЙНА ФОРКЛИФТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ