г. Саратов |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А12-32024/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2022 года по делу N А12-32024/2021
по заявлению Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045, 400066, г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 15)
к обществу с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" (ОГРН 1047796590159, ИНН 7714564333, 121170, Москва, ул. Неверовского д. 10, стр. 3, эт./пом. 5/11, ком./оф. 8/32),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, 400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5),
о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" - Ашурковой Е.А., действующей на основании доверенности от 30.06.2022,
иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (далее - Департамент, заявитель) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" (далее - ООО "Гэллэри Сервис", общество) о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции от 13.12.2013 N 21721р-3112-13-27 с учетом изменения от 31.01.2014 N 1.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2022 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным разрешение на установку рекламной конструкции от 13.12.2013 N 21721р-3112-13-27, тип рекламной конструкции - отдельно стоящие щитовые установки, местоположение - Дзержинский район, ул. Качинцев, при движении из центра, справа, в 7 м до пересечения с ул. Новодвинской, в 12 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции, с изменением от 31.01.2014 N 1.
ООО "Гэллэри Сервис" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Департамент в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 30.11.2022.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителя Общества, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 31.12.2013 по результатам открытого конкурса между департаментом и ООО "Гэллэри Сервис" заключен договор N 13-0076/т на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу:
г. Волгоград, ул. Качинцев, при движении из центра, справа, в 7 м до пересечения с ул. Новодвинской, в 12 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции.
Размещенная по указанному адресу рекламная конструкция в виде двустороннего щита размером 3-м x 6-м эксплуатируется обществом на основании выданного разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 31.12.2013 N 21721р-3112-13-27 (срок действия - по 31.12.2018).
Впоследствии срок данного разрешения продлен изменением N 1 в разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции до 30.12.2023.
Указанная рекламная конструкция в схему размещения рекламных конструкций на территории Волгограда не включена.
02 апреля 2021 года общество обратилось в администрацию Волгограда с заявлением N 13 о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций.
Письмом от 02.08.2021 N ар13667-21 Департамент отказал ООО "Гэллэри Сервис" во включении в схему рекламной конструкции, указав, что заявленная рекламная конструкция нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа город-герой Волгоград.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года по делу N А12-32990/2021 в удовлетворении требований ООО "Гэллэри Сервис" о признании незаконным отказа Департамента во внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденную постановлением администрации города Волгограда N 867 от 22.06.2015, сведений о месте размещения рекламной конструкции в виде двустороннего щита размером 3 м х 6 м по адресу: г. Волгоград, ул. Качинцев, при движении из центра, справа, в 7 м до пересечения с ул. Новодвинской, в 12 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции, изложенный в письме от 02.08.2021 N ар13667-21; об обязании Департамента внести в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденную постановлением администрации города Волгограда N 867 от 22.06.2015, сведения о месте размещения рекламной конструкции, обязании Администрации Волгограда утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград с внесенными сведениями о месте размещения рекламной конструкции отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в суд с исковым заявлением о признании разрешения на установку рекламной конструкции от 13.12.2013 N 21721р-3112-13-27 с учетом изменения от 31.01.2014 N 1 недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 5.8 статьей 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
Схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград утверждена 22.06.2015 постановлением Администрации N 867, однако размещение спорной рекламной конструкции утвержденной схемой не предусмотрено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года по делу N А12-32990/2021 в удовлетворении требований ООО "Гэллэри Сервис" о признании незаконным отказа Департамента во внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденную постановлением администрации города Волгограда N 867 от 22.06.2015, сведений о месте размещения спорной рекламной конструкции отказано.
Согласно пункту 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
Довод подателя жалобы о том, что положения пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе к Обществу не применимы, поскольку рекламная конструкция размещена на основании разрешения до 01.01.2014 и эксплуатируется на законных основаниях, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе в указанной редакции подлежат применению со дня утверждения схем размещения рекламных конструкций в муниципальных образованиях.
Законность эксплуатации рекламной конструкции по правилам пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе подлежит проверке с учетом схемы размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании, действующей на момент обращения в суд.
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
В соответствии с пунктом 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
Таким образом, законодателем предоставлено органам местного самоуправления право в судебном порядке признавать ранее выданные разрешения недействительными в случае их несоответствия вновь утвержденной схеме размещения рекламных установок либо ранее утвержденной схеме размещения рекламных установок с учетом внесенных в нее изменений.
Кроме того, частью 17 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что разрешение выдается органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в разрешение в части установления нового срока его действия.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2022 по делу N А12-4796/2021.
Как указано выше, спорная рекламная конструкция эксплуатируется Обществом на основании выданного разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 31.12.2013 N 21721р-3112-13-27 (срок действия - по 31.12.2018).
В нарушение части 17 статьи 19 Закона о рекламе впоследствии срок данного разрешения продлен изменением от 31.01.2014 N 1 в разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции до 30.12.2023.
Указанная рекламная конструкция в схему размещения рекламных конструкций на территории Волгограда не включена.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 98-ФЗ положения пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе в указанной редакции подлежат применению со дня утверждения схем размещения рекламных конструкций в муниципальных образованиях.
В этой связи часть 4 статьи 4 Закона N 98-ФЗ не дает оснований для вывода о сохранении действовавшего до дня вступления в силу данного Федерального закона порядка размещения рекламных конструкций.
Поскольку ранее выданное разрешение от 13.12.2013 N 21721р-3112-13-27 на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции не соответствует схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной уполномоченным органом, суд первой инстанции обоснованно признал его недействительным.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2022 года по делу N А12-32024/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32024/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Ответчик: ООО "Гэллэри Сервис"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА