г.Москва |
|
26 декабря 2022 г. |
N А40-145337/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.Е. Лепихина,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2022 по делу N А40-145337/22
по заявлению ОАО "РЖД"
к Центральному управлению государственного железнодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее также - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее также - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2022 N 322324000242 о назначении административного наказания.
Решением суда от 10.10.2022, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения Общества в арбитражный суд послужило постановление Управления от 29.06.2022 N 322324000242 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Согласно данному постановлению по результатам проведенной 31.05.2022 проверки платформы остановочного пункта 87 километр, расположенной по адресу: Московская область, г.о.Орехово-Зуево, пос.Приозерье, ул.1-й проезд Строителей, д.1 в границах полосы отвода железной дороги остановочного пункта 87 км Горьковского направления Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", установлено, что Обществом допущено невыполнение требований по обеспечению доступности для маломобильных групп населения и инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры, за что согласно требованиям ст.9.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Статьей 9.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
На основании ч.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Пунктом 1 статьи 21 указанного Федерального закона предусмотрено, что железнодорожные пути, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
В соответствии с п.29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286, здания, платформы и другие сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц.
Согласно ст.80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно ст.80.1 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе: оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах; ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме.
В соответствии со ст.3 Закона Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, в том числе станции и остановки пригородного пассажирского транспорта входят в перечень объектов, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных граждан.
Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием креслаколяски, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Требования указанного Федерального закона реализуются в СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (далее также - СП 59.13330.2020), утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр и введенном в действие с 01.07.2021 (вместо утратившего силу СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
В соответствии с п.5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения (далее также - МГН) следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014-м до 6,0-м.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9-м и 0,7-м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика) (п.5.1.16 СП 59.13330.2020).
Согласно п.6.5.1 СП 59.13330.2020 знаком доступности для МГН должны обозначаться: зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках (на платформах, перронах и т.п.).
На основании п.8.4.12 СП 59.13330.2020 на платформах и в залах ожидания необходимо предусматривать дублирование визуальной и звуковой (речевой) информации текстовой информацией.
В соответствии с п.5.1.10 СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
На основании п.6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08-м-0,1-м.
Согласно материалам дела в ходе проверки выявлены следующие нарушения СП 59-13330.2020: на платформе отсутствуют пандусы с поручнями и подъемные устройства, а также знаки доступности объекта транспортной инфраструктуры для инвалидов, в том числе обозначение путей движения и зон посадки; отсутствуют тактильные указатели краев платформы; на платформе отсутствует дублирование визуальной информации речевой, а также звуковой (речевой) информации текстовой информацией; краевые ступени лестничных маршей платформы не выделены цветом или фактурой.
Таким образом, в рассматриваемом случае проверкой установлено, что доступность маломобильных групп населения и инвалидов к инфраструктуре железнодорожного транспорта Обществом (как владельцем пассажирской инфраструктуры железнодорожного транспорта) не обеспечена.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Общество, вступая в данные правоотношения, должно не только знать о существовании определенных обязанностей, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В рассматриваемом случае Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.9.13 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с санкцией, установленной ст.9.13 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не установлено.
Таким образом, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела в первой инстанции, в том числе о применении положений ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, а также о том, что в настоящем случае обязанность по соблюдению требований законодательства возложена на АО "Центральная ППК", как на арендатора объекта, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Кроме того, суд первой инстанции также правомерно отклонил ходатайство заинтересованного лица о передаче дела по подсудности, поскольку в настоящем случае заявление подано Обществом с соблюдением правил подсудности и подлежит рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы также не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ч.4 ст.229, ст.ст.258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2022 по делу N А40-145337/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.3 ст.288.2 АПК РФ.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145337/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: Центральное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта