г. Хабаровск |
|
27 декабря 2022 г. |
А80-164/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Брагиной Т.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Чукотка": представитель не явился;
от Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу: Белоброва С. А. представителя по доверенности от 29.08.2022 N 16-24/09845, сроком по 31.01.2024;
от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу: Бабенко Д.К. представителя по доверенности от 14.11.2022 N 05-16/3904, сроком один год;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Чукотка"
на решение от 30.09.2022
по делу N А80-164/2022
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Чукотка" (ОГРН 1038700040741, ИНН 8700000346)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606745, ИНН 8709010300)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу
об отмене решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Чукотка" (далее - заявитель, общество, ООО "Сибнефть-Чукотка", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее - налоговый орган, Управление, УФНС России по ЧАО) от 10.12.2021 N 368.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу (далее - межрегиональная инспекция).
Решением суда от 30.09.2022: отказано в удовлетворении заявления общества о признании недействительным оспариваемого решения Управления.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы утверждает следующее: общество осуществляет деятельность, указанную в заявке на заключение соглашения от 17.08.2017 N 1/Р-158, бизнес-плане, а также в самом соглашении; с 18.08.2017 обществу присвоен статус резидента ТОСЭР (соглашение от 17.08.2017 N1/Р-158, дополнительное соглашение от 29.12.2017 N 1), по данному соглашению утверждено создание 20 рабочих мест; в проверяемый период данные места в обществе были созданы, и на этих местах были заняты определенное соглашением количество работников, по которым применяется пониженная ставка страховых взносов; также, в проверяемый период обществом были предоставлены в адрес Управления поименные списки работников с указанием занимаемых должностей и должностные инструкции, что позволяет идентифицировать должностную инструкцию с конкретным работником; частичное нарушение сроков исполнения бизнес-плана, не может служить основанием для отказа в применении пониженного тарифа страховых взносов в отношении заявленных работников, кроме того в соответствии с пунктом 5 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) контроль за выполнением резидентом территории опережающего социально-экономического развития соглашения об осуществлении деятельности осуществляет Уполномоченный федеральный орган - Минвостокразвития России, а в соответствии с разделом 6 пункта 10.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении резидента ТОР, расположенной на территории ДФО, получившего соответствующий статус не позднее 31 декабря 2025 года, при условии, что объем инвестиций в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности составляет не менее 500 тысяч рублей; в силу действия, письма Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 N БС-4-11/10247, решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, и будут ли к ним относиться рабочие места, обслуживающие основное производство, должно приниматься заявителем; рабочие места были созданы именно в целях задействования в производственных процессах строительства и эксплуатации основных средств, предусмотренных бизнес-планом и заявочной документации - указанные трудовые ресурсы были привлечены по трудовому договору, именно для реализации целей соглашения в рамках ТОСЭР и в соответствии с утвержденным штатным расписанием.
В представленных в суд отзывах на апелляционную жалобу Управление, межрегиональная инспекция отклоняют доводы такой жалобы, просят оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Представитель общества извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу отсутствие общества в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Управления (с использованием системы веб-конференции) в судебном заседании отклоняет доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель межрегиональной инспекции (с использованием системы веб-конференции) в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Управлением в отношении общества была проведена камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2020 года первичный расчет представлен обществом 23.07.2020, последний уточненный расчет -30.03.2021, по результатам которой составлен акт от 13.07.2021 N 1001.
Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 21.07.2021 направлено обществу.
24.08.2021 материалы проверки (протокол от 24.08.2021 N 1061) рассмотрены Управлением в присутствии представителя общества.
Обществом 26.08.2021 представлены письменные возражения на акт проверки от 13.07.2021.
Управлением, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, принято решение от 02.09.2021 N 5 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (в срок до 04.10.2021).
Управлением 25.10.2021 по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля составлено дополнение N 3 к акту проверки.
Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 22.11.2021 направлено обществу.
22.11.2021 общество представило письменные возражения на дополнение от 25.10.2021 N 3 к акту проверки.
С учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, всех письменных возражений общества, состоялось рассмотрение материалов проверки в присутствии представителя общества (протокол от 25.11.2021 N 1690).
Между ООО "Сибнефть-Чукотка" и АО "Корпорация развития Дальнего Востока" заключено Соглашение от 17.08.2017 N 1/Р-158 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Беринговский", с условием создания 20 новых рабочих мест.
Согласно представленным обществом уточненным расчетом (корректировка номер - 3) по страховым взносам за 6 месяцев 2020 года, сумма к уплате в бюджет по коду тарифа 15 "ТОСЭР" составила 561530,99 руб., где общество применило пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат, произведенных в пользу физических лиц: в апреле 2020 года на 19 сотрудников, в мае и июне 2020 года на 21 сотрудника.
При проведении камеральной налоговой проверки, в нарушение пункта 10.1 статьи 427 НК РФ и Соглашения, установлено неправомерное применение пониженного тарифа страховых взносов РСВ за первое полугодие 2020 года к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым в рамках трудовых отношений, занятым в видах экономической деятельности, осуществляемых резидентом в результате реализации инвестиционного проекта и поименованных в соглашении об осуществлении деятельности ТОСЭР к количеству физических лиц с выплат, по которым, начислены страховые взносы в апреле 2020 года в отношении 11 сотрудников, в мае-июне 2020 года в отношении 12 сотрудников (Денисов В.В., Авдошин А.В., Аюбов Р.Г., Ковальков С.В., Новоросюк А.Л., Сизоков В.Н., Литвинов Д.Н., Янчук А.Ю., Зайцев С.В., Конадеев Ю.С., Пыраков А.Н., Овсянников Д.Е.).
Управление, посчитав необоснованным применение пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц - работников общества, так как заявителем не представлено доказательств осуществления трудовой деятельности вышеуказанных работников, связанной с реализацией Соглашения, а также принимая во внимание, что застрахованные лица, отраженные в спорном расчете, не являются лицами, принятыми на вновь созданные рабочие места (в том числе трудовые обязанности которых непосредственно связаны с исполнением Соглашения, а трудовые места созданы в результате исполнения указанного Соглашения), приняло решение от 10.12.2021 N 368 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислены страховые взносы в сумме 1070527,04 руб., и соответствующие пени в размере 9082,74 руб.
Общество, не согласившись с принятым Управлением решением, направило в межрегиональную инспекцию апелляционную жалобу, по результатам которой решением от 21.02.2022 N 07-10/0516@ требование налогоплательщика оставлено без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решением Управления от 10.12.2021 N 368, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 23 НК РФ, плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым кодексом Российской Федерации страховые взносы: вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 НК РФ и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ (пункт 1 статьи 52 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 1 статьи 421 НК РФ установлено, что база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Общество согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ является плательщиком страховых взносов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Между тем согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ.
Так, территория опережающего социально-экономического развития - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для ТОСЭР устанавливается в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения (пункт 3 статьи 2 Федерального закона N 473-ФЗ).
Пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 статьи 427 НК РФ, применяются плательщиками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 12 настоящей статьи (пункт 3 статьи 427 НК РФ), следовательно, являются одной из мер государственной поддержки резидентов ТОСЭР.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 настоящей статьи, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством- 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ (действующий с 03.08.2018 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 300-ФЗ) предусмотрено применение пониженных тарифов страховых взносов резидентами территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и резидентами свободного порта Владивосток (далее - СПВ) начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Между тем пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
Согласно пункту 10.1 статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ или Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"; при этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
На основании статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ, приказа Минвостокразвития России от 02.04.2015 N 42 "Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, примерной формы бизнес-плана, критериев и методики оценки заявки и бизнес-плана" одним из критериев, по которым управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента ТОСЭР, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом, с целью увеличения объема производства товаров (работ, услуг), а также создания новых производств, объектов инфраструктуры ТОСЭР; кроме того если реализация проекта, предусмотренного бизнес-планом, не предполагает создания новых рабочих мест, бизнес-плану то баллы не присваиваются, следовательно в отношении такого бизнес-плана может быть принято решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.
При этом, плательщики указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 статьи 427 НК РФ применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 247 НК РФ, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента ТОСЭР или статуса резидента СПВ начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Таким образом, резидент ТОСЭР, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, с 03.08.2018, применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанным в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента территории опережающего социально-экономического развития.
Кроме того плательщик для целей налогообложения обязан вести раздельный учет выплат, производимых физическим лицам в связи с деятельностью, предусмотренной данным соглашением, и иными видами деятельности, с целью применения к выплатам в их пользу различных тарифов, установленных статьями 427 и 426 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 473-ФЗ резидентом ТОСЭР признается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на ТОСЭР согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидент иной ТОСЭР, создавший филиал или представительство на этой территории опережающего социально-экономического развития, которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР и включены в реестр резидентов ТОСЭР.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ индивидуальный предприниматель, юридическое лицо признаются резидентами ТОСЭР с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов.
Из материалов дела следует, что общество является резидентом ТОСЭР "Беринговский" на основании Соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития от 17.08.2017 N 1/Р-158, заключенного с акционерным обществом "Корпорация развития Дальнего Востока".
В силу пунктов 1.1 - 1.2 Соглашения в соответствии с представленной резидентом заявкой от 13.06.2017 вх. N ТОР/188, в редакции от 16.08.2017 на заключение соглашения об осуществлении деятельности и бизнес-планом от 26.05.2017, прилагаемыми к Соглашению, ООО "Сибнефть-Чукотка" обязуется осуществлять на ТОСЭР "Беринговский" следующие виды деятельности: добыча сырой нефти и природного газа; деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (пункт 1.1, 1.2 Соглашения).
Обществом согласно пункту 2.1 бизнес-плана, в рамках заявляемого проекта планируется модернизация части мощностей объекта месторождения по добыче сырой нефти и природного газа (горизонтальная факельная установка, задвижка фонтанной арматуры), закупка специализированных транспортных средств (для обслуживания газопровода, грузоперевозок и т.д.), строительство в кадастровых кварталах ТОР "Беринговский" первой на территории Чукотского автономного округа сети газопровода для подключения и снабжения корпоративных и частных потребителей - в городском округе Анадырь.
При этом резидент согласно бизнес-плану в рамках реализации инвестиционного проекта осуществляет капитальные вложения путем осуществления затрат на: приобретение основных средств, проектирование и строительство газопровода среднего давления по ул. Рультытегина - ул. Полярная, проектирование и строительство газопровода-отвода на Анадырскую ТЭЦ и реконструкция АГРС, проектирование и строительство газопровода низкого давления для газификации промышленных объектов по ул. Отке (пункт 1.3 Соглашения).
По бизнес-плану в рамках реализации инвестиционного проекта резидент создает 20 новых рабочих мест (пункт 1.4. Соглашения).
По пункту 2.1 Соглашение оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря 2027 года.
Заявка, бизнес-план и Соглашение не содержат перечень создаваемых новых рабочих мест.
Согласованный с управляющей компанией АО "Корпорация развития Дальнего Востока" перечень новых рабочих мест, создаваемых при реализации инвестиционного проекта, в материалах дела отсутствует.
В материалы дела представлены: список работников (новые рабочие места 20), штатные расписания по состоянию: на 01.01.2016 (21 штатная единица), на 01.01.2017 (73 штатных единиц), на 01.09.2017 (91 штатная единица), на 01.01.2018 (97 штатных единиц), на 01.12.2019 (119,5 штатных единиц), на 31.12.2020 (88,5 штатных единиц), на 30.09.2021 (88,5 штатных единиц), копии приказов (распоряжений) о внесении изменений в штатные расписания: от 01.09.2017 N ПРЗК-000002, от 01.11.2017 N ПРЗК-000003, от 06.11.2017 N ПРЗК-000004, от 13.11.2017 N ПРЗК-000005, от 01.12.2017 N ПРЗК-000006; от 01.01.2018 N ПРЗК-00001, от 01.02.2018 N ПРЗК-000002, от 19.03.2018 N ПРЗК-000003, от 01.04.2018 N ПРЗК-000004, от 01.06.2018 N ПРЗК-000005, от 10.07.2018 N ПРЗК-00006, от 13.08.2018 N ПРЗК-000007, от 20.08.2018 N ПРЗК-000008, от 10.09.2018 N ПРЗК-000009, от 01.11.2018 N ПРЗК-000010, от 01.12.2018 N ПРЗК-000011, от 12.12.2018 N ПРЗК-000012, от 21.12.2018 N ПРЗК-000013; от 01.01.2019 N ПРЗК-000001, от 01.01.2019 N ПРЗК-000002, от 31.01.2019 N ПРЗК-000003, от 01.02.2019 N ПРЗК-000003/1, от 01.02.2019 N ПРЗК-000003/2, от 01.03.2019 N ПРЗК-000004, от 18.03.2019 N ПРЗК-00006, от 01.04.2019 N ПРЗК-000017, от 01.10.2019 N ПРЗК-000036, от 31.10.2019 N ПРЗК-000030, от 01.11.2019 N ПРЗК-000031, от 26.03.2020 N ПРЗК-000006, от 01.04.2020 N ПРЗК-000007, от 01.04.2020 N ПРЗК-000008, от 01.10.2020 N ПРЗК-000011, от 01.11.2020 N ПРЗК-000012, от 03.11.2020 N ПРЗК-000013.
По результатам проведенного налоговым органом анализа штатной расстановки работников общества в проверяемом периоде, было установлено, что с момента получения статуса резидента ТОСЭР обществом введено 35,5 единиц должностей, в том числе: в 2017 году введено 5 единиц должностей; в 2018 году - 22,5 единицы; в 2019 - 8 единиц должностей; в 2020 - выведено (сокращено) 31 единица.
В отношении работников, к которым общество применило пониженные тарифы Управлением установлено, что Денисов В.В. принят на работу по трудовому договору от 01.02.2017 N 37, занимал должности: с 01.02.2017 по 18.03.2018 - старший мастер по добыче нефти и газа, с 19.03.2018 по 21.02.2019 - начальник Западно-Озерного газового промысла; с 22.03.2019 по 31.10.2019 заместитель главного инженера по производству в подразделении Администрации; с 01.11.2019 - заместитель главного инженера администрации. Сотрудник принят на работу ранее даты заключения Соглашения. Занимаемая в проверяемый период должность заместителя главного инженера администрации впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019. Фактически Общество осуществило перевод Денисова В.В. на должность, аналогичную предыдущей.
Авдошин А.В. принят на работу по трудовому договору от 30.12.2016 N 16, занимал должности: с 30.12.2016 по 17.11.2019 - мастер по эксплуатации оборудования газовых объектов; с 18.11.2019 - мастер линейно эксплуатационной службы. Сотрудник принят на работу ранее даты заключения Соглашения. Занимаемая в проверяемый период должность впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019. Кроме того общество осуществило перевод Авдошина А.В, на должность, аналогичную предыдущей.
Также Аюбов Р.Г. принят на работу по трудовому договору от 30.12.2016 N 26, занимал должности: с 30.12.2016 по 13.02.2019 - оператор по добыче нефти и газа; с 14.02.2019 по 17.11.2019 - оператор автоматической газораспределительной станции (Западно-Озерный газовый промысел); с 18.11.2019 - оператор автоматической газораспределительной станции (линейно-эксплуатационной службы). Сотрудник принят на работу ранее даты заключения Соглашения. Занимаемая в проверяемый период должность впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019, при этом фактически общество осуществило перевод Аюбова Р.Г. на должность, аналогичную предыдущей.
По трудовому договору от 01.03.2017 N 40 Ковальков С.В. принят на работу и занимал должности: с 01.03.2017 по 29.10.2017 - оператор по добыче нефти и газа; с 29.10.2017 по 08.01.2019 - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; с 09.01.2019 - электромонтер-водитель службы эксплуатации газового оборудования. Сотрудник принят на работу ранее даты заключения Соглашения. Занимаемая в проверяемый период должность впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019, фактически общество осуществило перевод Ковалькова С.В. на должность, аналогичную предыдущей.
Новоросюк А.Л. был принят на работу по трудовому договору от 30.12.2016 N 15, занимал должности: с 30.12.2016 по 24.05.2018 - старший мастер по добыче нефти и газа; с 25.05.2018 по 24.03.2019 - заместитель начальника Западно-Озерного газового промысла, с 25.03.2019 - начальник Западно-Озерного газового промысла. Сотрудник принят на работу ранее даты заключения Соглашения. При этом фактически общество осуществило перевод Новоросюка А.Л. на должность, аналогичную предыдущей.
Сизоков В.Н. был принят на работу по трудовому договору от 02.09.2014 N 8, занимал должности: с 02.09.2014 по 29.11.2018 - главный механик, с 30.11.2018 - старший механик по автотранспорту и спецтехнике (администрация). Данный сотрудник принят на работу ранее даты заключения Соглашения. Занимаемая в проверяемый период должность старший механик по автотранспорту и спецтехнике (администрация) впервые введена в штатное расписание от 10.09.2018. Фактически общество осуществило перевод Сизокова В.Н. на должность, аналогичную предыдущей.
По трудовому договору от 02.09.2014 Литвинов Д.Н. был принят на работу занимал должности: с 02.09.2014 по 29.12.2016 - юрисконсульт, с 30.12.2016 по 30.11.2018 - начальник юридического отдела, с 01.12.2019 - заместитель генерального директора по общим вопросам. Сотрудник принят на работу ранее даты заключения Соглашения. Занимаемая в проверяемый период должность впервые введена в штатное расписание от 01.12.2019. При этом допрошенный в ходе налоговой проверки в качестве свидетеля Литвинов Д.Н. пояснил, что ранее функции должности "заместитель генерального директора по общим вопросам" выполнялись директором общества. Представленные должностные инструкции не соответствуют датам вступления в должность и не подлежат идентификации. Должность заместителя генерального директора по общим вопросам, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
Янчук А.Ю. был принят на работу по трудовому договору от 28.01.2019 N 3, занимал должности: с 28.01.2019 по 31.10.2019 - заместитель генерального директора по стратегическому развитию и инвестициям, с 01.11.2019 заместитель генерального директора по экономике и финансам. Кроме того должностная инструкция заместитель генерального директора по стратегическому развитию и инвестициям не подлежит идентификации, должностная инструкция на заместителя генерального директора по экономике и финансам не представлена. Должность заместителя генерального директора по экономике и финансам сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
Согласно трудового договора от 10.05.2016 N 4 Зайцев С.В. был принят на работу занимал должности: с 10.05.2016 по 31.07.2017 - слесарь по ремонту и эксплуатации газового оборудования 4 разряда; с 01.08.2017 по 20.12.2018 - оператор котельной; с 21.12.2018 по 19.05.2020 - оператор газораспределительной станции; с 20.05.2020 - слесарь по ремонту технологических установок. Сотрудник был принят на работу ранее даты заключения Соглашения. Занимаемые в проверяемый период должности впервые введены в штатное расписание 21.12.2018 и 01.11.2019.
Конадеев Ю.С. принят на работу по трудовому договору от 30.12.2016 N 18, занимал должности: с 30.12.2016 по 30.11.2018 - оператор по добыче нефти и газа; с 01.12.2018 по 31.03.2020 - механик по ремонту оборудования; с 01.04.2020 - старший механик Западно-Озерского газового промысла. Указанный сотрудник принят на работу ранее даты заключения Соглашения. Занимаемые в проверяемый период должности впервые введены в штатное расписание 19.03.2018 и 01.12.2019.
Пыраков А.Н. по трудовому договору от 01.03.2017 принят на работу занимал должности: с 01.03.2017 по 31.08.2018 - мастер по эксплуатации оборудования газовых объектов; с 01.09.2018 по 17.11.2019 - заместитель начальника службы эксплуатации газового хозяйства; с 18.11.2019 - начальник линейно-эксплуатационной службы. Сотрудник принят на работу ранее даты заключения Соглашения. Занимаемая в проверяемый период должность начальника линейно-эксплуатационной службы впервые введена в штатное расписание с 01.11.2018, при этом представленные должностные инструкции не подлежали идентификации. Общество осуществило перевод Пыракова А.Н. на должность, аналогичную предыдущей.
По трудовому договору от 01.03.2017 N 57 Овсянников Д.Е. принят на работу, занимал должности: с 01.03.207 по 17.11.2019 - оператор газораспределительной станции; с 18.11.2019 - оператор автоматической газораспределительной станции (линейно-эксплуатационной службы), сотрудник принят на работу ранее даты заключения Соглашения. Занимаемая в проверяемый период должность впервые введена в штатное расписание 01.11.2019. Представленные должностные инструкции не подлежали идентификации. Общество осуществило перевод Овсянникова Д.Е. на должность, аналогичную предыдущей.
Таким образом, как верно установил суд, все вышеуказанные должности, с учетом того, что общество как до, так и после заключения Соглашения, осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
Доказательств обратного, обществом представлено не было.
Представленные обществом должностные инструкции на указанные должности, не подлежали идентификации с соответствующими сотрудниками, имели случаи несовпадения наименования должностей и даты утверждения; часть должностных инструкций на должности, занимаемые работниками до заключения Соглашения, обществом не представлены.
Управление, проанализировав должности, занимаемые перечисленными лицами, допросив их и других работников общества в качестве свидетелей, исследовав представленные заявителем штатные расписания, приказы (распоряжения) о внесении в них изменений, пришло к выводу, поддержанному судом первой инстанции, о том, что представленные налогоплательщиком документы не свидетельствуют о создании новых рабочих мест в отношении названных сотрудников, перевод работников на новые должности был формальным и не налагал на них новые функции, связанные с исполнением Соглашения, и преследовал цель получить налоговые выгоды.
Также обществом не представлены доказательства позволяющие разграничить деятельность сотрудников, выполняемую в рамках инвестиционного проекта и в ходе стандартной деятельности заявителя.
Следовательно, не представляется возможным сделать вывод о том, что должности вышеперечисленных работников общества являются рабочими местами, созданными в рамках реализации инвестиционного проекта.
Между тем, обществом были представлены в материалы дела оборотно-сальдовые ведомости по счету 20 (основное производство) за 2020 год, 2021 год, 1 полугодие 2022 года, по счету 26 (общепроизводственные расходы) за 2020 год и отчеты от 30.10.2020, 25.02.2021, 30.04.2021, 30.07.2021, 09.11.2021, 08.02.2022, 20.05.2022, 29.07.2022 направленные в адрес АО "Корпорация развития Дальнего Востока", из анализа которых невозможно сделать вывод о списочном составе новых рабочих мест, созданных в рамках реализации инвестиционного проекта; при этом указание в отчетах, направляемых в АО "Корпорация развития Дальнего Востока" количества планируемых и фактически созданных рабочих мест в количестве 20, не подтверждается иными имеющимися в деле доказательствами.
Довод общества о том, что не требуется предоставлять для заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР перечня новых рабочих мест, правильно отклонен судом, поскольку основан на неверном толковании совокупности статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ, приказа Минвостокразвития России от 02.04.2015 N 42 "Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, примерной формы бизнес-плана, критериев и методики оценки заявки и бизнес-плана", в частности прямого указания, что к бизнес-плану необходимо представить документы, подтверждающие сведения, представленные в бизнес-плане (пункт 6.2 приложения N 2 к приказу Минвостокразвития России от 02.04.2015 N 42), которые являются критерием для оценки.
По пункту 3.2 бизнес-плана, общество является действующим предприятием с 2001 года, поставляет газ в газораспределительную станцию г. Анадырь, являющуюся резервным и дополняющим источником энергии.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ видами деятельности ООО "Сибнефть-Чукотка" с 2006 года являются: добыча нефти (ОКВЭД 06.10.1), добыча природного газа и газового конденсата (ОКВЭД 06.20), транспортирование по трубопроводам газа (ОКВЭД 49.50.21).
Также Управлением установлено, что общество, как до заключения Соглашения, так и после, осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, что подтверждается показаниями свидетелей, пояснениями заявителя, бизнес-планом, в связи с чем указало на невозможность разделить деятельность заявителя до и после заключения Соглашения.
То есть, введение заявителем после заключения Соглашения различных по наименованию должностей, не свидетельствует о новом виде деятельности, которую можно было отнести к исполнению резидентом своих обязанностей в рамках Соглашения, что не подтверждает правомерность применения ООО "Сибнефть-Чукотка" пониженного тарифа на страховые взносы.
Кроме того в ситуации, когда инвестиционный проект связан с модернизацией производства, резидент должен представить доказательства того, что новые рабочие места связаны либо с новыми функциями, либо с увеличением масштаба ранее осуществляемой деятельности, в подтверждение связи с реализуемым инвестиционным проектом.
Как верно установлено судом, отсутствие подтверждения данных обстоятельств, приводит к неравенству между резидентами ТОСЭР в силу разнообразия проектов, которые могут предполагать как начало новой деятельности, так и модернизацию уже работающего производства; при этом резиденты, реализующие новый проект и не ведущие до заключения соглашения деятельность, окажутся в неравном (худшем) положении с резидентами, уже осуществляющими деятельность и получающими льготы по производству, не связанному с вновь реализуемым проектом.
В рассматриваемом случае, доказательств подтверждающих, что рабочие места связаны либо с новыми функциями, либо с увеличением масштаба ранее осуществляемой деятельности, обществом не представлено.
В силу анализа пункта 10.1 статьи 427 НК РФ, для признания правомерным применения пониженных тарифов страховых взносов недостаточно одного лишь факта создания рабочих мест в количестве, определенном Соглашением, необходимо, чтобы эти места являлись новыми, а трудовые обязанности работников, занятых на таких рабочих местах, были непосредственно связаны с исполнением Соглашения.
Обществом не представлены доказательства, опровергающие вывод Управления о том, что новые должности, на которые были переведены сотрудники, работающие в ООО "Сибнефть-Чукотка" не являлись новыми, непосредственно относящимися к исполнению Соглашения.
Как верно отмечено судом, положение о самостоятельном определении налогоплательщиком нового рабочего места согласно пункту 10.1 статьи 427 НК РФ является не правом, а его обязанностью, предусматривающей оформление соответствующего волеизъявления на этапе согласования Бизнес-плана, оформления соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР и последующем отражении сведений о созданных новых рабочих местах в отчетности, представляемой резидентом ТОСЭР в контролирующий орган.
Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, как указано выше, является неотъемлемой частью: заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; бизнес-плана, представляемого для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента СПВ.
Доказательств документального закрепления заявителем на этапе заключения Соглашения об осуществлении деятельности перечня спорных рабочих мест в материалы дела не представлено.
Резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР (пункт 10.1 статьи 427 НК РФ).
Таким образом, в целях применения пункта 10.1 статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается не физический объект, где должен находиться работник во время выполнения трудовых обязанностей, а должность предусмотренная работодателем в штатном расписании, в связи с чем, в рассматриваемом случае количество работников не отождествляется с количеством созданных рабочих мест.
Применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых при осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР, не связанной с реализацией упомянутого соглашения, не соответствует цели создания ТОСЭР и не способствует экономической эффективности развития такой территории.
На основании изложенного, согласно положения пункта 1 статьи 420 НК РФ, если плательщик страховых взносов имеет статус резидента ТОСЭР, то он вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым в рамках трудовых отношений физическим лицам, занятым в видах экономической деятельности, осуществляемых резидентом в результате реализации инвестиционного проекта и поименованных в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР.
Кроме того общество заключая с АО "Корпорацией развития Дальнего Востока" Соглашение, должно было учитывать особый характер правоотношений, в которые вступает, и целевое значение предоставляемых резидентам ТОСЭР льгот и преференций - удовлетворение публично значимого интереса, заключающегося в ускоренном экономическом развитии территории ТОСЭР "Беринговский". Таким образом, общество, вступая на добровольной основе в подобные отношения, обязано исходить из того, что при этом предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей перед Российской Федерацией.
При этом право на применение налоговой льготы подлежит доказыванию налогоплательщиком.
Доводы общества о правомерности применения им пониженных тарифов, не подтверждены доказательствами, в связи с чем, обоснованно отклонены судом.
Таким образом, как верно установил суд, основания для применения пониженных тарифов страховых взносов, определенных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ у общества отсутствуют, в связи с чем, доначисление заявителю страховых взносов по оспариваемому решению налогового органа является правомерным.
Нарушений процедуры проведения налоговой проверки и рассмотрения материалов по ее результатам, в том числе при произведении расчета доначисленных страховых взносов за проверяемый период в сумме 1070527,04 руб. и пени в размере 9082,74 руб., не выявлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что требования общества о признании недействительным решения Управления от 10.12.2021 N 368 не являются обоснованными и не подлежат удовлетворению.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 30 сентября 2022 года по делу N А80-164/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-164/2022
Истец: ООО "Сибнефть-Чукотка"
Ответчик: УФНС России по Чукотскому автономному округу
Третье лицо: Межрегиональная ИФНС по Дальневосточному федеральному округу, 6 ААС