город Омск |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А46-9901/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13894/2022) Департамента городского хозяйства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 14.10.2022 по делу N А46-9901/2022 (судья Третинник М.А.), принятое по исковому заявлению Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ИНН 5501253636, ОГРН 1135543053249, адрес: 644099, город Омск, улица Некрасова, дом 6) к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1) о взыскании 219 631 руб. 06 коп., при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 34), Управления Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414, адрес: 644099, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887, адрес: 127051, город Москва, улица Садовая-Самотёчная, дом 10, строение 1), Правительства Омской области (ОГРН 1045504014093, ИНН 5503080996, адрес: 644002, город Омск, улица Красный Путь, дом 1),
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - Базылюк Ирина Юрьевна по доверенности от 17.08.2022 N 24 сроком действия 1 год,
от Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области - Гузь Надежда Александровна по доверенности от 23.08.2022 N 76 сроком действия до 31.12.2022,
от Правительства Омской области - Шегебаев Ильяз Булатович по доверенности от 19.05.2022 N ИСх-22/ПП-920/01 сроком действия 3 года,
УСТАНОВИЛ:
Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (далее - ответчик, Департамент) о взыскании 219 631 руб. 06 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального казначейства по Омской области (далее - третье лицо, УФК по Омской области), Администрация города Омска (далее - третье лицо, Администрация), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - третье лицо, Минстрой России), Правительство Омской области (далее - третье лицо, Правительство).
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.10.2022 по делу N А46-9901/2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Возражая против принятого по делу решения, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Министерства отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что основанием для предъявления требований в рамах настоящего дела является исполнение пункта 1 представления УФК по Омской области от 01.03.2021 N 52-22-20/1519, в соответствии с которым Министерству необходимо осуществить возврат в федеральный бюджет средств иного межбюджетного трансферта в размере 219 631 руб. 06 коп., вместе с тем УФК по Омской области вынесено в отношении Департамента представление от 03.03.2021 N 52-19-20/1611 с аналогичным требованием осуществить возврат Департаментом Министерству 219 631 руб. 06 коп. в связи с недостижением значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по соглашению от 08.10.2019 N 52701000-1-2019-01; ввиду обжалования Департаментом указанного представления оно УФК по Омской области было отменено; Министерство в свою очередь не воспользовалось правом на обжалование представления; ответчик полагает, что основания для возврата денежных средств отсутствуют; считает, что судом первой инстанции не учтено, что возврат средств трансферта произведен Министерством на основании представления УФК по Омской области от 01.03.2021 N 52-22-20/1519, которое вынесено в период приостановления до 01.01.2022 действия пунктов 11-14 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации, приведенных в приложении N 18 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской федерации".
Министерством в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу Департамента, в соответствии с которым истец просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правительством представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
От Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого апелляционным судом отказано в связи с отсутствием доказательств направления копии отзыва в адрес лиц, участвующих в деле (абзац 2 части 1 статьи 262 АПК РФ).
УФК по Омской области, Администрация, Минстрой России надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных третьих лиц в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Правительства с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Омской области от 16.08.2019 N 069-17-2019-125 (далее - Соглашение N 1) предоставлен иной межбюджетный трансферт на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта, в размере 1 000 000 000 руб.
В дальнейшем между Министерством и Администрацией заключено соглашение от 08.10.2019 N 52701000-1-2019-013 о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, (далее - Соглашение N 2), предметом которого является предоставление из бюджета Омской области в 2019 году бюджету городского округа города Омска иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области.
Уполномоченным органом со стороны Администрации города Омска по Соглашению N 2 выступает Департамент.
01.02.2022 в связи с недостижением Департаментом показателя результативности Министерством в адрес Администрации направлено требование о возврате средств в размере 219 631 руб. 06 коп., в ответ на которое от Департамента 25.02.2022 поступил отказ от его исполнения.
Ввиду невозврата средств трансферта в размере 219 631 руб. 06 коп. Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
14.10.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 139.1 БК РФ.
В соответствии с частью первой статьи 139.1 БК РФ иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам на основании законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований: 1) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации; 2) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; 3) в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также резервный фонд высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 4) в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период).
Согласно части 2 статьи 139.1 БК РФ методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Омской области от 20.12.2018 N 2121-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" утвержден объем иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области, а также установлены основания их предоставления.
Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 264-п в соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.06.2013 N 146-п, утверждена государственная программа Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области".
На основании указанного, а также Соглашения N 1 приказом Министерства от 12.09.2019 N 13-п утвержден Порядок предоставления и распределения в 2019 году иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области, имеющих целевое назначение на содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области (далее - Порядок N 13-п).
Администрацией в Министерство направлена заявка от 18.09.2019 N Исх-АГ/07-4682 на предоставление в 2019 году трансферта муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в размере 1 000 000 000 руб. в целях финансирования расходов на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества.
В связи с чем между Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрацией города Омска заключено Соглашение N 2, уполномоченным органом по которому со стороны Администрации выступает Департамент (пункт 6.1.1 Соглашения N 2).
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения N 2 на Департамент возложена обязанность по обеспечению достижения значений результатов предоставления трансферта, установленных в соответствии с приложением N 2 к Соглашению N 2.
Указанным приложением предусмотрен показатель результативности предоставления трансферта, а именно: доли многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту, установлен в размере 31 % по состоянию на 31.12.2019.
В соответствии с пунктом 4.3.7 Соглашения N 2 Департамент обязывался обеспечивать представление в Министерство отчеты:
- об использовании иного межбюджетного трансферта по форме согласно приложению N 3 к Соглашению N 2, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, в котором был получен иной межбюджетный трансферт;
- о достижении показателей результативности иных межбюджетных трансфертов по форме согласно приложению N 4 к Соглашению N 2, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.
08.04.2020 Администрацией в Министерство представлен отчет о достижении показателей результативности предоставления трансфертов по состоянию на 01.04.2020, в соответствии с которым показатель результативности составил 2,5% многоквартирных домов, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту.
Следовательно, Департамент по состоянию на 01.04.2020 не достиг показателя результативности в размере 31 %.
Из пункта 4.1.5 Соглашения N 2 следует, что в случае если Департаментом по состоянию на 31 декабря года предоставления иного межбюджетного трансферта допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 Соглашения N 2, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления иного межбюджетного трансферта, указанные нарушения не устранены, рассчитать объем средств, подлежащий возврату из бюджета городского округа города Омск в бюджет Омской области в соответствии с Порядком N 13-п, и направить Департаменту требование о возврате средств иного межбюджетного трансферта в бюджет Омской области в указанном объеме.
Согласно пункту 14 Порядка N 13-п в случае, если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря текущего финансового года допущено нарушение предусмотренного соглашением обязательства по достижению показателей результативности и до 1 апреля года, следующего за годом предоставления трансферта, указанное нарушение не устранено, размер средств, подлежащих возврату в областной бюджет до 1 мая года, следующего за годом предоставления трансферта (V возврата), рассчитывается по формуле:
Vвозврата = Vтр x Di x 0,1,
где:
Vтр - размер трансферта, предоставленного бюджету муниципального образования;
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности, который рассчитывается по правилам пункта 15 Порядка N 13-п Индекс и определяется по формуле:
где:
Ti - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го показателя результативности, установленное соглашением.
В соответствии с указанным расчетом сумма, подлежащая возврату, составила 219 631 руб. 06 коп.
Руководствуясь пунктом 4.1.5 Соглашения N 2, Министерство направило в адрес Администрации 01.02.2022 требование о возврате указанных средств.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вопреки позиции подателя апелляционной жалобы основанием для предъявления требований в рамках настоящего дела является не представление УФК по Омской области от 01.03.2021 N 52-22-20/1519, а недостижение Департаментом показателя результативности по Соглашению N 2.
Ответчик, по существу не оспаривая факт недостижения показателя результативности предоставления иного межбюджетного трансферта, отказывается осуществить возврат средств в бюджет Омской области, ссылаясь на отмену представления УФК по Омской области от 03.03.2021 N 52-19-20/1611.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для частичного удовлетворения жалобы Департамента и отмены представления УФК по Омской области от 03.03.2021 N 52-19-20/1611 послужил тот факт, что пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2020 N 1147 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" действие пункта 11 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 399, приостановлено до 01.01.2022, а представление УФК по Омской области N 52-19-20/1611 было вынесено 03.03.2021, то есть в период приостановления действия пункта 11 указанных правил.
Вместе с тем судом первой инстанции обоснованно отмечено, что приостановление действия пункта 11 указанных правил на период до 01.01.2022 не освобождает Департамент от обязанности по возврату части иного межбюджетного трансферта, рассчитанной в соответствии с Порядком N 13-п, после 01.01.2022.
Так, требование Министерства было направлено 01.02.2022, следовательно, у ответчика возникла обязанность по возврату средств иного межбюджетного трансферта в размере 219 631 руб. 06 коп.
Указанная сумма иного межбюджетного трансферта была возвращена Минстрою России истцом 19.07.2021 по платежному поручению N 631616.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.10.2022 по делу N А46-9901/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9901/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: Администрация города Омска, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительство Омской области, Управление федерального казначейства по Омской области