г. Владивосток |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А51-475/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Восточная нефтехимическая компания",
апелляционное производство N 05АП-7604/2022
на решение от 13.10.2022
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-475/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Восточная нефтехимическая компания" (ИНН 2508058205, ОГРН 1022500696888)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Приморскому краю (ИНН 2508000438, ОГРН 1042501619522)
о признании недействительными решений N 2331 от 13.07.2021 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 3312 от 20.09.2021 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения"
при участии:
от АО "ВНХК":
представитель Лачинова Е.С., по доверенности от 01.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 11278), паспорт;
от МИФНС N 16 по Приморскому краю:
представитель Печенкина Е.Б., по доверенности от 19.09.2022, сроком действия на 1 год, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 19572), копия свидетельства о заключении брака, служебное удостоверение;
представитель Фаленчи А.А., по доверенности от 09.08.2022, сроком действия на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 11206), служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Восточная нефтехимическая компания" (далее - заявитель, общество, АО "ВНХК", налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, МИФНС) N 2331 от 13.07.2021 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 3312 от 20.09.2021 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 13 октября 2022 года суд первой инстанции в удовлетворении требований акционерного общества "Восточная нефтехимическая компания" о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Приморскому краю N 2331 от 13.07.2021 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 3312 от 20.09.2021 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке, указав в обоснование на следующее.
Вывод суда о неправомерности применения Заявителем пониженных тарифов страховых взносов в связи с нахождением рабочих мест сотрудников вне границ ТОСЭР "Нефтехимический" (абз. 3 стр. 8-абз. 1 стр. 9 решения), основан на применении судом закона, не подлежащего применению (п. 4 ч. К п. 2 ч. 2 ст. 270 АПК РФ).
Тот факт, что рабочие места не располагаются непосредственно на территории ТОСЭР "Нефтехимический" не имеет правого значения, поскольку не связан с положениями НК РФ, регулирующими предоставление права на применение пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР.
Действующее налоговое законодательство не указывает в качестве препятствия для применения пониженных тарифов страховых взносов нахождение плательщика вне границ ТОСЭР и не имеет правового значения в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.
Ввиду отсутствия до настоящего времени на ТОСЭР необходимых объектов инфраструктуры, у АО "ВНХК" отсутствуют условия для строительства административного здания и размещения в нем своих сотрудников. По этой причине сотрудники (в том числе, входящие в органы управления Обществом) находятся не по адресу регистрации Общества. Для признания юридического лица, расположенного вне места его государственной регистрации, обособленным подразделением, филиалом или представительством этого же юридического лица нет объективных и правовых оснований.
В абз. 2, 9 стр. 7 решения суд указал, что в соответствии с Планами-графиками реализации проектов N N К 2, 4, 7, 8 создание рабочих мест предусмотрено, начиная с 2022 года. Планы-графики, утвержденные 19.09.2018, содержат информацию обо всех этапах реализации инвестиционного проекта, начиная с периода 3 квартала 2017 года, то есть с того периода, в котором было заключено Соглашение.
Указанный вывод суда основан на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ). Общество определило и заявило рабочие места, связанные с проектом и сопровождением деятельности на ТОСЭР "Нефтехимический" в бизнес-плане проекта (п. 2.8. стр. 9) и заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР "Нефтехимический (в количестве 4420 рабочих мест), на основании рассмотрения которых впоследствии было заключение Соглашение. Во исполнение п. 3.3.8 Соглашения Обществом представлен в Управляющую компанию ежеквартальный отчет о статусе проекта за 4 квартал 2017 г., в котором отражены выполненные в 4 квартале 2017 г. работы/достигнутые результаты, в том числе заявлено в качестве новых рабочих мест 95 штатных единиц (п. 5 отчета за 4 квартал 2017 г.).
19.09.2018 Обществом заключено с Управляющей компанией ДС N 1 к Соглашению, в соответствии с п. 1.7 которого утверждены планы-графики, в которых обозначены планируемые к созданию новые рабочие места, сроки их создания, необходимое количество рабочих мест под определенные работы/мероприятия (без указания перечня должностей, поскольку он не предусмотрен действующим законодательством).
Выводы суда об отсутствии факта создания новых рабочих мест как до произошедших во 2 квартале 2020 года кадровых изменений, так и после (трудовые договоры заключены с работниками общества до получения статуса резидента ТОСЭР. "вновь созданные" должности образованы в результате сокращения фактической численности сотрудников общества), а также непредставлении Заявителем доказательств создания новых рабочих мест не соответствуют обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ). Судом не применен закон, подлежащий применению - ст. 57 ТК РФ, а также неверно истолкован п. ЮЛ ст. 427 НК РФ. Кроме того, указанные доводы Заявителя подтверждаются актуальной судебной практикой, не учтенной судом.
Заявитель считает, что спорные рабочие места соответствуют понятию новых по смыслу п. 10.1 ст. 427 НК РФ, а доводы суда о том, что новые рабочие места не создавались являются несостоятельными и неправомерными. Общество является уполномоченным лицом - резидентом ТОСЭР, которое вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с требованиями, указанными в п. 10 ст. 427 НК РФ по состоянию на сентябрь 2017 года. Общество применяет пониженные тарифы страховых взносов, начиная с 01.10.2017 года, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус резидента ТОСЭР "Нефтехимический".
01.03.2018 со всеми работниками Общества были подписаны дополнительные соглашения к трудовым договорам, которыми утверждена их новая редакция, а именно: установлено новое место работы, соответствующее адресу местонахождения Общества, и изменен статус работодателя - на резидента ТОСЭР. Указанные изменения повлекли создание для работников фактически новых рабочих мест с иным, отличным от прежнего адресом места работы и статусом работодателя. Утвержденная дополнительными соглашениями от 01.03.2018 новая редакция трудовых договоров повлекла фактический пересмотр всех ранее имевшихся существенных условий договоров (в том числе, о статусе работодателя и месте осуществления трудовой деятельности (месте работы сотрудников)), в результате которого трудовые отношения сторон стали новыми, отличными от прежних, что соответствует требованиям п. 10.1 ст. 427 НК РФ.
В рамках проведенных камеральных налоговых проверок расчетов страховых взносов как за рассматриваемые в настоящем деле периоды (9 и 12 мес. 2020 года), так и за иные периоды (12 мес. 2019, 12 мес. 2019 года (УНД), 3 и 6 мес. 2020 года) Обществом представлены документы (договоры, технические условия, заключения экспертиз, судебные акты и т.п.), информация и пояснения, подтверждающие выполнение всеми работниками трудовых обязанностей, непосредственно связанных с реализацией проекта ВНХК, как до получения Обществом статуса резидента ТОСЭР, так и после. Все указанные документы также представлены в материалы настоящего арбитражного дела.
Налоговый орган доводы апелляционной жалобы отклонил, решение суд первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
На основании поручения Президента РФ от 20.06.2013 N Пр-1165 принято решение о реализации масштабного стратегического для экономики регионов Дальнего Востока и РФ инвестиционного проекта по созданию Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств ЗАО "Восточная нефтехимическая компания", направленного на выпуск моторных топлив качества не ниже Евро-5 и нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью, создание новых рабочих мест, снятие социальной напряженности в Дальневосточном федеральном округе.
Во исполнение данного инвестпроекта между АО "ВНХК" и АО "Корпорация развития Дальнего Востока" заключено Соглашение от 06.09.2017 N 1/Р-175 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
АО "ВНХК" выдано свидетельство, удостоверяющее регистрацию в качестве резидента ТОСЭР "Нефтехимический" от 08.09.2017, в реестр резидентов ТОСЭР 08.09.2017 внесена запись регистрации N 25000000175.
Общество, посчитав, что деятельность АО "ВНХК" и всех его работников, начиная с 2013 года по настоящее время, связана с реализацией инвестпроекта и исполнением Соглашения, поскольку заявитель является резидентом ТОСЭР, то при выплате им вознаграждений по трудовым договорам были применены пониженные тарифы, установленные подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, для целей исчисления страховых взносов
МФНС N 16 по ПК в отношении АО "ВНХК" проведены камеральные налоговые проверки расчетов по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года (общая сумма страховых взносов, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период по расчёту - 353717,24 руб.) и за 12 месяцев 2020 года (общая сумма страховых взносов, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период по расчёту - 47792,69 руб.), по результатам которых составлены акты налоговой проверки от 13.01.2021 N 260 и от 27.04.2021 N 3190.
В результате проведённых камеральных проверок инспекция пришла к выводу, что применение пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц - работников общества, необоснованно, так как заявителем не представлено доказательств осуществления трудовой деятельности вышеуказанных работников, связанной с реализацией Соглашения. Инспекция посчитала, что застрахованные лица, отраженные в спорном расчете, не являются лицами, принятыми на вновь созданные рабочие места (в том числе трудовые обязанности которых непосредственно связаны с исполнением Соглашения, а трудовые места созданы в результате исполнения указанного Соглашения), и приняла решения N 2331 от 13.07.2021 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 3312 от 20.09.2021 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Данными решениями обществу, соответственно, доначислены за 9 мес. 2020 года - 2185480,56 руб. страховых взносов (в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 1551806,14 руб., на обязательное медицинское страхование - 615130,16 руб., на обязательное социальное страхование - 18544,26 руб.) и 4244,13 руб. пени, за 12 мес. 2020 года - 1148668,46 руб. страховых взносов (в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 776632,42 руб., на обязательное медицинское страхование - 369482,60 руб., на обязательное социальное страхование - 2553,44 руб.).
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в УФНС России по Приморскому краю с апелляционными жалобами, рассмотрев которые, решениями от 30.09.2021 N 13-09/39363@, от 25.11.2021 N 13-09/47857@ жалобы заявителя на решения Управлением были оставлены без рассмотрения, решения инспекции - без изменения.
Ссылаясь на незаконность решений налогового органа и нарушение ими прав налогоплательщика, АО "ВНХК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270, 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По условиям положений статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Кодексом страховые взносы, для чего обязаны вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 НК РФ и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.
Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
На основании пункта 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой. Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ АО "ВНХК" является плательщиком страховых взносов.
Согласно подпункту 12 пункту 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N473-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 473-ФЗ особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для ТОСЭР устанавливается в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 настоящей статьи, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.
Пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ (действующий с 03.08.2018 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") предусматривается применение пониженных тарифов страховых взносов резидентами территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и резидентами свободного порта Владивосток (далее - СПВ) исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.
В целях пункта 10.1 статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом N 473-ФЗ или Закона N 212-ФЗ. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
На указанном основании довод апелляционной жалобы об обратном коллегия апелляционной инстанции отклоняет, как противоречащий положениям приведенной выше нормы права.
Из положений статьи 13 Закона N 473-ФЗ, приказа Минвостокразвития России от 02.04.2015 N 42 "Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, примерной формы бизнес-плана, критериев и методики оценки заявки и бизнес-плана" следует, что одним из критериев, по которым управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента ТОСЭР, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом, с целью увеличения объема производства товаров (работ, услуг), а также создания новых производств, объектов инфраструктуры ТОСЭР. Если реализация проекта, предусмотренного бизнес-планом, не предполагает создания новых рабочих мест, бизнес-плану баллы не присваиваются и, соответственно, в отношении такого бизнес-плана может быть принято решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.
Указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 статьи 427 НК РФ плательщики применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 247 НК РФ, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента ТОСЭР или статуса резидента СПВ начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Из приведенных выше норм права следует верный вывод суда первой инстанции о том, что резидент ТОСЭР, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Закона N 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018, применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанным в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента территории опережающего социально-экономического развития.
При этом для целей налогообложения плательщик обязан вести раздельный учет выплат, производимых физическим лицам в связи с деятельностью, предусмотренной данным соглашением, и иными видами деятельности, с целью применения к выплатам в их пользу различных тарифов, установленных, соответственно, статьями 427 и 426 НК РФ.
Налоговым кодексом РФ методика ведения налогоплательщиками раздельного учета доходов (расходов) в целях исчисления страховых взносов не установлена. Однако, как верно указано судом первой инстанции со ссылкой на пункт 2 статьи 11 НК РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Выводы суда первой инстанции о том, что АО "ВНХК" после заключения Соглашения об осуществлении деятельности фактически новых рабочих мест не создало, проведя во 2 квартале 2020 года масштабное сокращение рабочих мест и перераспределение функционала между оставшимися работниками, что противоречит целям создания ТОСЭР в части создания новых рабочих мест, переименование должностей, расширение круга должностных обязанностей (функционала и компетенций) по каждой должности, внесение изменений в ранее заключённые трудовые договоры сотрудников общества не влечёт за собой фактическое создание новых рабочих мест для целей применения пониженных тарифов страховых взносов, коллегия апелляционной инстанции поддерживает, руководствуясь нижеследующим.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что АО "ВНХК" является резидентом ТОСЭР "Нефтехимический" на основании Соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития от 06.09.2017 N 1/Р-175, заключенного с акционерным обществом "Корпорация развития Дальнего Востока".
Пунктом 2.8 бизнес-плана проекта "Восточная нефтехимическая компания" установлено совокупное количество создаваемых рабочих мест - более 4420 рабочих мест.
В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения об осуществлении деятельности инвестиционный проект реализуется АО "ВНХК" в соответствии с Планами-трафиками, прилагаемыми к настоящему Соглашению об осуществлении деятельности. Создание рабочих мест предусмотрено Планами-графиками реализации проектов N N 1, 2, 4, 7, 8, начиная с 2022 года.
Представленными АО "ВНХК" расчетами по страховым взносам за 9 и 12 месяцев 2020 года применены пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, ко всей базе начисленных страховых взносов за 9 и 12 месяцев 2020 года в отношении 85 и 84 работников соответственно, однако только 2 трудовых договора были заключены после приобретения заявителем статуса резидента ТОСЭР (при этом рабочие места были созданы значительно ранее этого времени), остальные трудовые договоры заключены до 06.09.2017, то есть не являются вновь созданными рабочими местами.
При этом вступившим в законную силу судебным решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-17437/2021, в частности, установлено, что согласно штатному расписанию общества по состоянию на 01.04.2017 в штате АО "ВНХК" на указанную дату предусмотрены должности сотрудников в количестве 103 штатных единицы. После получения статуса резидента ТОСЭР наименование структурных подразделений и должностей в штатном расписании АО "ВНХК" не менялись, за исключением случаев введения в штатное расписание отдельных должностей вследствие изменения их наименования без фактического увеличения штатной численности.
Приказом от 10.04.2020 N 132 было утверждено штатное расписание на период с 14.04.2020, которым предусмотрены должности сотрудников в количестве 27 единиц, при этом наименование должностей и структурных подразделений в отношении 12 штатных единиц не изменились, то есть данные должности имелись в штатном расписании по состоянию на 01.04.2017. В штатное расписание с 14.04.2020 введены 15 единиц взамен выведенных должностей, то есть произведено переименование должностей, при этом должностные обязанности сотрудников по "вновь созданным" должностям были дополнены обязанностями сокращенных, сотрудников.
По результатам проведенного налоговой инспекцией анализа штатной расстановки работников общества в проверяемом периоде установлено, что сотрудники, в отношении которых в спорных периодах применены пониженные тарифы страховых взносов, занимают должности, которые либо были предусмотрены штатным расписанием по состоянию на 01.04.2017, то есть до заключения Соглашения, либо должности, образованные в результате сокращения фактической численности сотрудников.
По делу N А51-17437/2021 установлено, что ежеквартальный отчет общества перед АО "КРДВ" о создании новых рабочих мест не свидетельствует об их фактическом создании.
Доводы общества о том, что в Планы-графики не вносилась информация об уже созданных рабочих местах по причине утверждения Планов-графиков позже фактической даты создания новых, рабочих мест и позже даты заключения Соглашения об осуществлении деятельности, не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку Планы-графики, утвержденные 19.09.2018, содержат информацию обо всех этапах реализации инвестиционного проекта, начиная с периода 3 квартала 2017 года, то есть с того периода, в котором было заключено Соглашение об осуществлении деятельности.
На основании изложенного правомерно отклонен довод апелляционной жалобы о том, что изменение обществом адреса места нахождения и получение статуса резидента ТОСЭР, а также подписание дополнительных соглашений от 01.03.2018 к трудовым договорам, фактически повлекло создание для работников новых рабочих мест с иным, отличным от прежнего адресом места работы и статусом работодателя. После получения статуса резидента ТОСЭР АО "ВНХК" 01.03.2018 заключило с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых местом осуществления трудовой деятельности работников определена территория ТОСЭР "Нефтехимический". Однако после подписания 01.03.2018 дополнительных соглашений к трудовым договорам наименования должностей и трудовые функции работников не изменились, а рабочие места фактически располагались по адресу: г. Находка, Административный городок, как и до заключения Соглашения об осуществлении деятельности.
Рабочие места сотрудников находились вне границ ТОСЭР "Нефтехимический". Данный факт также подтверждается представленными в материалы дела показаниями работников, полученными в ходе допросов, а также протоколом осмотра, которым зафиксировано, что на территории ТОСЭР "Нефтехимический" отсутствуют какие-либо здания и сооружения. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, обществом не представлены.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 473-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития - это конкретно определенная часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N 473-ФЗ резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ТОСЭР, поскольку особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включающий в себя, в том числе особенности налогообложения, предусмотренные для резидентов ТОСЭР законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, устанавливается непосредственно для территории ТОСЭР, поэтому, как верно указал суд первой инстанции, резидент ТОСЭР не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на рабочих местах, находящихся вне границ ТОСЭР.
Согласно пункту 3 Постановления N 272 особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на ТОСЭР "Нефтехимический" действует при осуществлении видов экономической деятельности, включенных в классы ОКВЭД по перечню согласно приложению N 3.
Камеральными налоговыми проверками установлено, что в проверяемом периоде общество не осуществляло виды деятельности, предусмотренные Постановлением N 272 и Соглашением. Основной вид деятельности общества, указанный в ЕГРЮЛ - производство прочих химических органических основных веществ (ОКВЭД 20.14.7), однако в ходе анализа выписок по операциям на расчетных счетах АО "ВНХК" установлено, что в проверяемом периоде общество фактически осуществляло виды деятельности, не предусмотренные Соглашением об осуществлении деятельности, а именно: оказывало услуги юридическим и физическим лицам по предоставлению в аренду квартир для проживания сотрудников организаций, предоставляло в субаренду производственные помещения.
В соответствие с пунктом 3.3.9 Соглашения в случае одновременного осуществления деятельности, предусмотренной данным соглашением в рамках реализуемого инвестиционного проекта и иной деятельности, осуществляемой вне реализации инвестиционного проекта, на которую не распространяются меры государственной поддержки, резидент ТОСЭР обязан вести раздельный бухгалтерский учет (в том числе раздельный учет доходов и расходов) и раздельный учет рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда.
Раздельный учет рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда в проверяемом периоде АО "ВНХК" не велся, учитывая факты осуществления иных видов деятельности, не предусмотренных Соглашением об осуществлении деятельности, что в совокупности с иными обстоятельствами, установленным налоговым органом, как верно указал суд первой инстанции, свидетельствует о неправомерном применении обществом пониженных тарифов страховых взносов ко всем выплатам, производимым в пользу работников.
Применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых при осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР, не связанной с реализацией упомянутого соглашения, не соответствует цели создания ТОСЭР и не способствует экономической эффективности развития такой территории.
Учитывая изложенное выше, основания для применения пониженных тарифов страховых взносов, установленных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в рассматриваемом случае у общества отсутствуют, поскольку АО "ВНХК" не выполнены требования, установленные подпунктом 12 пункта 1, пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ, и в связи с чем, доначисление заявителю страховых взносов по оспариваемым решениям является правомерным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.10.2022 по делу N А51-475/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-475/2022
Истец: АО "ВОСТОЧНАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ