город Ростов-на-Дону |
|
01 марта 2024 г. |
дело N А53-29046/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Ю.И. Барановой, М.Г. Величко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца (до перерыва) - представитель Милькова Ю.С.по доверенности от 12.12.2022,
от ответчика - представитель не явился, извещен,
от третьего лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинский Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2023 по делу N А53-29046/2023
по иску ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к муниципальному образованию "Город Каменск-Шахтинский" в лице Комитета по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинский Ростовской области
при участии третьего лица муниципальное образование "Город Каменск-Шахтинский" в лице администрации города Каменска-Шахтинского Ростовской области
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город КаменскШахтинский" в лице Комитета по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинский Ростовской области (далее - ответчик, Комитет, КУИ) о взыскании за счет средств муниципальной казны задолженности в размере 51 049,32 руб., пени за период с 19.07.2023 по 05.12.2023 в размере 5 222,74 руб., пени, начисленные на сумму задолженности, рассчитанные на основании абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", начиная с 06.12.2023 по день фактической оплаты, почтовых расходов в размере 100 руб. (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в качестве третьего лица привлечено муниципальное образование "Город Каменск-Шахтинский" в лице администрации города Каменска-Шахтинского Ростовской области (далее - Администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2023 ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено. С муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" в лице Комитета по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинского Ростовской области за счет средств муниципальной казны в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону взысканы задолженность в размере 51 049,32 руб., пени в размере 5 222,74 руб., пени, начисленные на сумму задолженности, рассчитанные на основании абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", начиная с 06.12.2023 по день фактической оплаты, почтовые расходы в размере 100 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 059 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик указывает, что договоров между ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и Комитетом на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь не заключалось. В связи с отсутствием договоров, финансирование не производится, денежные средства для оплаты на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь в бюджет города не заложены. Представленные истцом реестры выставленных объемов и акты о количестве и стоимости принятой электроэнергии не подтверждают объем полезного отпуска. В материалах дела отсутствуют доказательства проведения гарантирующим поставщиком и сетевой компанией проверок в целях выявления безучетного и бездоговорного потребления энергоресурса. Комитет не согласен с расчетом взыскиваемой суммы, но представить контррасчет не имеет возможности в виду того, что потребителями электрической энергии являются члены НСТ "Фиалка". Следовательно, суд первой инстанции необоснованно не привлек НСТ "Фиалка" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Учитывая, что НСТ "Фиалка", выступает посредником в отношениях между гражданами и гарантирующим поставщиком, является исполнителем коммунальных услуг, именно НСТ "Фиалка" является обязанным лицом по оплате потребленного ресурса на общие нужды товарищества, в свою очередь, граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества обязаны оплачивать часть стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих объединений, и часть потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, в адрес такого садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Таким образом, Комитет считает, что оплачивать стоимость электроэнергии, потребленной в целях компенсации потерь, обязано НСТ "Фиалка".
От истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2023 по делу N А53-29046/2023 без изменения, апелляционную жалобу Комитета без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебное заседание не явились ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, совещаясь на месте, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил: рассматривать дело в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 08.10.2021 объявлялся перерыв до 15.02.2023, о чем сделано публичное извещение в информационно - телекоммуникационной сети интернет "Картотека арбитражный дел".
После окончания перерыва судебное заседание продолжено.
В судебное заседание после перерыва не явились участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, совещаясь на месте, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил: рассматривать дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" от 27.02.2020 N 144-д, а также решению Каменского районного суда Ростовской области от 02.12.2019 по делу N 2-1679/2019, объекты - воздушные линии электропередачи низкого напряжения 0,4 кВ, расположенные по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский (НСТ "Фиалка"), являются собственностью Муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский".
Посредством вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередачи) осуществляется передача электрической энергии до конечных потребителей.
Из решения Каменск-Шахтинской городской Думы от 29.07.2015 N 61 "Об утверждении Положения "О Комитете по управлению имуществом Администрации города Каменск-Шахтинского" (далее - положение) следует, что Комитет по управлению имуществом Администрации города Каменск-Шахтинского является отраслевым (функциональным) органом Администрации города, учрежденным в соответствии с Уставом муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в сфере управления муниципальной собственностью и земельными участками.
В соответствии с п. 1.2 настоящего положения, КУИ действует от имени и в интересах собственника муниципального имущества - муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" в соответствии с законодательством и нормативно правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" в пределах их компетенции.
КУИ осуществляет функции главного администратора доходов местного бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" (п. 1.8 положения).
В спорный период договорных отношений на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь между истцом и ответчиком не имелось, и сложились фактические отношения по поставке электрической энергии (мощности), влекущие обязанность по оплате потерь.
В соответствии с п. 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, ответчик обязан вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 18-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Объем неоплаченных потерь электроэнергии в электрических сетях, принадлежащих ответчику, за июнь 2023 года составил 10 359 кВтч на сумму 51 049, 32 руб.
Потребление электроэнергии подтверждается первичными документами о фактическом потреблении электроэнергии (счета-фактуры, акты приема-передачи электроэнергии, акты снятия показаний электроэнергии).
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" была вручена претензия Комитету с требованием о погашении задолженности, которая была оставлена без ответа и удовлетворения, что и послужило основанием для обращения ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" с иском в Арбитражный суд Ростовской области.
Суд первой инстанции в решении правильно исходил из следующего.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение не условий такого обязательства допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (статьи 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ N 35) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики.
В процессе передачи электроэнергии часть ее теряется в электросетях, в связи с чем, в п. 4 ст. 26, п. 3 ст. 32 ФЗ N 35 и п. 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии, не учтенную в ценах на электрическую энергию: сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Эти лица оплачивают потери электроэнергии в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
В соответствии с п. 129 Основных положений N 442, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом, определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях при транзите энергии.
Согласно пункту 130 (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.2017 N 810), при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электросетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
В подпунктах 50, 51 Правил N 861 предусмотрено, что размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
В соответствии с п. 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, ответчик обязан вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 18-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что на ответчике, как на собственнике, лежит обязанность по оплате потерь в принадлежащих ему сетях.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по оплате потерь в сетях лежит не на ответчике, а на НСТ "Фиалка" противоречат действующему законодательству.
Судом первой инстанции также верно установлено, что в сумму задолженности, выставленной к оплате ответчику за июнь 2023 года, не включены услуги за передачу электроэнергии.
Принимая во внимание изложенные нормы права, учитывая, что факт поставки истцом электрической энергии подтвержден материалами дела, доказательства ее полной оплаты ответчиком не представлены, суд первой инстанции посчитал, что заявленные истцом требования о взыскании с ответчика задолженности в размере 51 049, 32 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании пени за период с 19.07.2023 по 05.12.2023 в размере 5 222,74 руб., пени, начисленной исходя из суммы задолженности на день вынесения решения, а также начиная со дня, следующего за днем вынесения решения по день фактической оплаты суммы задолженности.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абз. 8 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", с учетом изменений внесенных ФЗ от 03.11.2015 N307-ФЗ и вступивших в силу 05.12.2015, потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства.
При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
Вместе с тем, согласно п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу ст. 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, п. 6 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истцом представлен справочный расчет пени по состоянию на день вынесения решения, который проверен судом первой инстанции и признан верным.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с ответчика подлежат взысканию пени за период с 19.07.2023 по 05.12.2023 в размере 5 222,74 руб., а также пени, начисленные на основании абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на сумму задолженности в размере 51 049, 32 руб., начиная с 06.12.2023 по день фактической оплаты суммы долга.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что предъявленные к взысканию фактические потери электрической энергии возникли в спорном энергооборудовании, принадлежащем ответчику на праве муниципальной собственности, пришел к правомерному выводу о доказанности истцом объема потерь в объектах электросетевого хозяйства ответчика и в отсутствие доказательств оплаты произвел взыскание задолженности и неустойки. Расчет общества относимыми и допустимыми доказательствами комитет не опроверг.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Комитет не обладает собственными денежными средствами, финансирование работы Комитета осуществляется за счет местного бюджета, отклоняется апелляционным судом, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности по оплате потерь.
Довод о необоснованном не привлечении НСТ "Фиалка" в качестве третьего лица не принимается судом апелляционной инстанции. Комитет не доказал возможность нарушения прав привлекаемого лица решением суда первой инстанции. Обжалуемое решение суда первой инстанции не затрагивает права или обязанности НСТ "Фиалка", в связи с чем установленных статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для привлечения НСТ "Фиалка" в качестве третьего лица не имелось.
Между тем суд первой инстанции не учел следующего.
При взыскании спорной суммы с муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" в лице Комитета за счет средств муниципальной казны судом первой инстанции не учтены разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление N 13).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления N 13, положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения. Органы Федерального казначейства, осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 названного Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Согласно пункту 19 постановления N 13 судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 указанного Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 151, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом администрации города Каменск-Шахтинского, утвержденному решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 29.07.2015 N 61, комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации - самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает интересы муниципального образования "Город КаменскШахтинский" в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" в пределах их компетенции. Комитет представляет интересы муниципального образования и защиту его имущественных прав в пределах своей компетенции в судах общей юрисдикции, арбитражных судах. Комитет осуществляет функции главного администратора доходов местного бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город КаменскШахтинский".
Поскольку Комитет своими действиями в силу предоставленных полномочий приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности от имени муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский", то возмещение затрат на содержание не распределенного и закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Таким образом, руководствуясь вышеизложенными разъяснениями, взыскание денежных средств, связанных с содержанием спорного имущества, надлежит осуществлять непосредственно с представляющего муниципальное образование "Город Каменск-Шахтинский" Комитета, как органа специальной компетенции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2024 по делу N А53-16488/2023 по спору между теми же лицами.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления возлагаются на Комитет как на проигравшую сторону по делу.
Апелляционный суд отмечает, что что законодательство не предусматривает освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2023 по делу N А53-29046/2023 изменить. Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с Комитета по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинского Ростовской области (ИНН 6147006690, ОГРН 1026102106238) в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) задолженность в размере 51 049,32 руб., пени в размере 5 222,7 руб., пени, начисленные на сумму задолженности за каждый день просрочки платежа по день ее фактической уплаты, рассчитанные на основании абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", почтовые расходы в размере 100 руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 059 руб.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29046/2023
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: Административная инспекция Ростовской области Межрайонный отдел N 3, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ Г. КАМЕНСК-ШАХТИНСКОГО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МО "Город Каменск-Шахтинский" в лице Администрации г. Каменск-Шахтинский, НСТ "Фиалка"