город Воронеж |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А48-5417/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от ИП Борисовой И.П.: Ишков Н.А. - представитель по доверенности от 02.09.2021, сроком действия на 3 года, представлен паспорт;
от УФАС по Орловской области: Торшина О.А. - представитель по доверенности N 14/01 от 10.01.2022, сроком действия 31.12.2022, представлен паспорт;
от БУЗОО "Научноклинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой" представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Борисовой Ирины Петровны на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.09.2022 по делу N А48-5417/2022, по заявлению индивидуального предпринимателя Борисовой Ирины Петровны (ИНН 575201465797, ОГРНИП 317574900023475) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ОГРН 1025700826029, ИНН 5753018207) от 05.05.2022 N РНП-57-42 по делу N057/06/104-201/2022,
третье лицо: Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области "Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой" (ОГРН 1025700832860, ИНН 5753006956),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Борисова Ирина Петровна (далее - заявитель, ИП Борисова И.П., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) от 05.05.2022 N РНП-57-42 по делу N 057/06/104-201/2022 о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков об ИП Борисовой И.П.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области "Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой" (далее - третье лицо, БУЗ ОО "НКМЦ им. З.И. Круглой").
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Борисова И.П обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Полагает, что не имелось оснований для включения предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков. Ссылается, на то, что непоставка продукции вызвана не уклонением поставщика от исполнения обязательств, а объективной невозможностью его исполнения, что задержка поставки товара обусловлена ростом цен на товары и логистику, которые произошли уже после заключения контракта.
Судебное заседание проходило с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция)
Представитель ИП Борисовой И.П. поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Орловской области на доводы апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "16" часов "15" минут "21" декабря 2022 года.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
12.11.2021 Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области на официальном сайте было размещено извещение N 0154200000721001063 о проведении аукциона.
Предмет аукциона - поставка рыбы мороженой.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 842 926,31 руб.
Цена за единицу (кг.) товара:
- рыба трескообразная мороженая (минтай) - 127,94 руб.,
- рыба лососевая мороженая - 315,33 руб..
Для участия в аукционе было подано 3 заявки, все заявки были признаны соответствующими и допущены к участию в аукционе; победитель аукциона - ИП Борисова И.П. (цена контракта - 1 465 126,07 руб.).
13.12.2021 года между БУЗ ОО "НКМЦ им. З.И. Круглой" (заказчик) и ИП Борисовой И.П. (поставщик) был заключен контракт N 1063-01 на поставку продуктов питания на 2022 год: рыба (далее - контракт), в соответствии с п. 1.1 которого поставщик обязуется передать в собственность продукты питания заказчику в обусловленный контрактом срок согласно спецификации к контракту и техническому заданию к контракту, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 2.1 контракта цена контракта составляет 1 465 126,07 руб., НДС не облагается в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Цена за единицу (кг.) товара:
- Рыба трескообразная мороженая (минтай) - 101,71 руб.
- Рыба лососевая мороженая - 250,69 руб.
В силу п. 3.1 контракта товар заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями контракта. Количество товара в каждой партии определяется на основании заявки заказчика на поставку товара. Заказчик направляет заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается.
Поставка товара на основании неподписанной заказчиком заявки не допускается.
Поставка товара производится 2 раза в неделю с 01 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г., с 07:00 до 15:00 местного времени в рабочие, праздничные и выходные дни.
Заявка направляется заказчиком не позднее, чем за 1 рабочий день до предполагаемой поставки товара в пределах срока, установленного п. 11.1 контракта.
Поставка товара по заявкам осуществляется в течение 1 рабочего дня со дня отправки заявки заказчиком.
Поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом (п. 4.1.1 контракта).
По состоянию на 10.02.2022 обязательства по поставке товара заявителем исполнены частично. Поставка товара - рыба трескообразная мороженная по заявке от 01.02.2022 в количестве 66 кг. и по заявке от 02.02.2022 в количестве 88 кг. не произведена.
04.02.2022 третьим лицом в адрес заявителя направлена претензия N 300.
10.02.2022 БУЗ ОО "НКМЦ им. З.И. Круглой" было принято решение N 364 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1063-01 от 13.12.2021.
14.02.2022 третьим лицо принято решение N 390 об отмене решения от 10.02.2022 N364 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1063-01 от 13.12.2021 в связи с тем, что 11.02.2022 ИП Борисова И.П. устранила нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия вышеуказанного решения, а именно осуществила поставку товара.
Однако по состоянию на 08.04.2022 обязательство по поставке товара заявителем снова исполнено частично.
Поставка товара - рыба трескообразная мороженая (минтай) по заявкам от 22.03.2022, 25.03.2022, 30.03.2022, 04.04.2022 (адрес поставки: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 4) в количестве 144 кг. и по заявке от 04.04.2022 (адрес поставки: г. Орел, ул. Генерала Жадова, д. 4) в количестве 36 кг. не произведена.
11.04.2022 БУЗ ОО "НКМЦ им. З.И. Круглой" было принято повторное решение N 1030 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1063-01 от 13.12.2021.
Решение от 11.04.2022 N 1030 об одностороннем отказе от исполнения контракта N1063-01 от 13.12.2021 было направлено заявителю (поставщику) 11.04.2022 на электронную почту, указанную в договоре, а также посредством Почты России, почтовое отправление было получено ИП Борисовой И.П. 13.04.2022.
11.04.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено третьим лицом (заказчиком) на сайте единой информационной системы.
11.04.2022 в адрес БУЗ ОО "НКМЦ им. З.И. Круглой" поступило письмо ИП Борисовой И.П., в котором она уведомила третье лицо о приостановлении поставок продукции по контракту, а также предложила заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта до 149,60 руб. за 1 кг.
БУЗ ОО "НКМЦ им. З.И. Круглой" от 18.04.2022 в ответе сослалось на лимиты бюджетных обязательств.
Департамент здравоохранения Орловской области в своем письме от 27.05.2022 указал, что источником финансирования контрактов являются средства бюджетного учреждения, что положения Порядка принятия Правительством Орловской области решения об изменении существенных условий контракта в связи с возникновением не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, исключают возможность принятия решения об изменении существенных условий контракта и разработки соответствующего проекта распоряжения Правительства Орловской области.
В связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта БУЗ ОО "НКМЦ им. З.И. Круглой" направило в Орловское УФАС России сведения в отношении ИП Борисовой И.П. для включения ее в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение об одностороннем отказе вступило в силу 24.04.2022.
Орловским УФАС от 05.05.2022 N РНП-57-42 по делу N057/06/104-201/2022 принято решение о включении сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для принятия такого решения стало решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ИП Борисова И.П. обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения (часть 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Частью 16 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения).
Таким образом, законом о контрактной системе предусмотрен специальный порядок (процедура) включения недобросовестных поставщиков в реестр. Для внесения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, необходим, в том числе, факт расторжения заключенного контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта, при условии, что это предусмотрено контрактом.
Вместе с тем, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя ответственности в виде негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов (Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12, от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, пункт 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Таким образом, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только такие сведения, которые подтверждают факт недобросовестности исполнителя, основанные на результатах проведенной антимонопольным органом проверки представленных информации и документов, свидетельствующих об умышленной направленности действий исполнителя на несоблюдение условий государственного (муниципального) контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальной проверкой соблюдения заказчиком процедуры расторжения государственного (муниципального) контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, определить существенность допущенных нарушений и вину лица и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае, ИП Борисовой И.П. не произведена поставка товара - рыба трескообразная мороженая (минтай) по заявкам от 22.03.2022, 25.03.2022, 30.03.2022, 04.04.2022 в количестве 144 кг. и по заявке от 04.04.2022 в количестве 36 кг.
Таким образом, со стороны ИП Борисовой И.П. имелись неоднократные существенные нарушения условий контракта.
В связи с неисполнением ИП Борисовой И.П. в установленные сроки контакта 13.12.2021 N 1063-01, заказчик принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Участник госзакупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него бульшей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных в случае неисполнения заключенного с ним контракта.
Подавая заявку на участие в аукционе, ИП Борисова И.П. также выразила согласие на поставку товара, предусмотренного контрактом, в соответствии с требованиями, указанными в документации об аукционе, в том числе выразила согласие на сроки и условия исполнения контракта.
Доводы ИП Борисовой И.П. о существенном, по ее мнению, росте закупочных цен на рыбу не свидетельствует о наличии обстоятельств, делающих объективно невозможным закупку и поставку рыбы.
Кроме того, суд считает, что заявителем не доказано ни отсутствие на рынке цен на рыбу более низких, чем она указала, ни то, что у нее не имелось возможности изыскать средства для выполнения условий контракта.
Получение или отсутствие прибыли - это предпринимательские риски, но не основание для одностороннего прекращения поставщиком исполнения контракта. При этом она сама предложила спорную цену контракта для победы в торгах.
В данном случае, предприниматель противопоставила свои частные интересы, в которых она участвовала в торгах, интересам социальным, посчитав собственные интересы выше, создав трудности бюджетному медицинскому учреждению в обеспечении надлежащего питания пациентов.
Поскольку, как считает суд, обстоятельств, делающих объективно невозможным закупку и поставку рыбы в установленные сроки, не имелось, то факт уведомления заказчика о приостановлении исполнения контракта не имеет правового значения.
У БУЗ ОО "НКМЦ им. З.И. Круглой" имелись законные основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок его принятия и процедура рассмотрения заявления о включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков соблюдены.
Доказательств, свидетельствующих о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является недействительным и не соответствует требованиям гражданского законодательства, положениям статьи 95 Закона N 44-ФЗ или условиям контракта в материалах дела не содержится.
С учетом изложенного, основания для внесения Управлением сведений об ИП Борисовой И.П. в реестр недобросовестных поставщиков имелись.
При таких обстоятельствах решение Орловского УФАС России от 05.05.2022 N РНП-57-42 является законным и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Оснований для отмены решения суда, для переоценки его выводов, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Индивидуальному предпринимателю Борисовой И.П. подлежит возврату из федерального бюджета 2850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 24.10.2022 N 1190.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.09.2022 по делу N А48-5417/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5417/2022
Истец: ИП Борисова Ирина Петровна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "НАУЧНО-КЛИНИЧЕСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ МАТЕРЯМ И ДЕТЯМ ИМЕНИ З. И. КРУГЛОЙ"