г. Чита |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А19-10310/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Сидоренко В. А., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Группа Илим" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2022 года по делу N А19-10310/2022 по исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации к акционерному обществу "Группа Илим" (ОГРН 5067847380189, ИНН 7840346335), к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) о признании недействительны договора аренды, об обязании возвратить лесной участок,
третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН 1027700221450, ИНН 7710256289),
при участии в судебном заседании:
от Прокуратуры Иркутской области: Дьячковой Ж.В.- служебное удостоверение, поручение,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Иркутской области в интересах Российской Федерации (далее - истец, прокуратура) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Группа Илим" (далее - ответчик 1, общество), Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - ответчик 2, министерство) о признании недействительным договора аренды лесного участка N 91-401/21 от 06.08.2021, заключенного между Министерством лесного комплекса Иркутской области и акционерным обществом "Группа Илим", об обязании акционерного общества "Группа Илим" возвратить Министерству лесного комплекса Иркутской области лесной участок с местоположением: Иркутская область, муниципальное образование Жигаловский район, Жигаловское лесничество, Жигаловское участковое лесничество, Жигаловская дача, эксплуатационные леса, кварталы N N 337 (вв. 6 ч, 7 ч, 9 ч, 10 ч, 11 ч, 12 ч, 13 ч, 14 ч, 29 ч, 30 ч), 338 (вв. 2 ч, 32 ч, 33 ч), кадастровые номера 38:03:010101:965 (115983+/-5690 кв.м.), 38:03:010101:966 (10145+/-1763 кв.м.), площадью 12, 6128 га.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 21.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2022 года по делу N А19-10310/2022 договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 91-401/21, заключенный 06.08.2021 между Министерством лесного комплекса Иркутской области и акционерным обществом "Группа "Илим" признан недействительным, суд обязал акционерное общество "Группа "Илим" возвратить Министерству лесного комплекса Иркутской области лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 91-401/21, заключенному 06.08.2021 между Министерством лесного комплекса Иркутской области и акционерным обществом "Группа "Илим".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2022 года по делу N А19-10310/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно апелляционной жалобе общество не согласно с решением суда первой инстанции, в связи со следующим:
- судом сделан неверный вывод о необходимости получения разрешительной документации на строительство автомобильной дороги;
- неверным является вывод суда, что лесовозные дороги являются исключительно объектами лесной инфраструктуры;
- не соответствует действительности вывод суда, что дорога, для строительства которой ответчиком арендован спорный лесной участок, носит временный характер;
- в настоящее время наличие спорного договора аренды лесного участка исключает посягательство на публичные права и законные интересы, поскольку с 30.04.2022 вступило в законную силу распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 N 1084-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов", которым допускается предоставление в аренду без проведения торгов лесных участков для строительства (реконструкции) линейных объектов.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором истец выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.11.2022.
Представитель истца в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 06.08.2021 между Министерством лесного комплекса Иркутской области (арендодатель) и акционерным обществом "Группа Илим" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 91-401/21 (далее - договор).
АО "Группа Илим" в соответствии с договором является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности и имеющего местоположение: Иркутская область, муниципальное образование Жигаловский район, Жигаловское лесничество, Жигаловское участковое лесничество, Жигаловская дача, эксплуатационные леса, кварталы N N 337 (вв. 6 ч, 7 ч, 9 ч, 10 ч, 11 ч, 12 ч, 13 ч, 14 ч, 29 ч, 30 ч), 338 (вв. 2 ч, 32 ч, 33 ч), кадастровые номера 38:03:010101:965 (115983+/-5690 кв.м.), 38:03:010101:966 (10145+/-1763 кв.м.), площадью 12, 6128 га, категория защитности - отсутствует, кадастровый номер 38:03:010101:965 (115983+/-5960 кв.м.), 38:03:010101:966 (10145+/-1763 кв.м.), вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Согласно пункту 1.3. договора арендатору передается лесной участок с целью строительства дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия.
Акт приема-передачи лесных участков подписан сторонами 06.08.2021.
Срок действия договора составляет 45 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка (пункт 6.1. договора).
19 августа 2021 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области произведена регистрация договора (регистрационный номер - 38:03:010101:965-38/122/2021-3, 38:03:010101:966-38/122/2021-2).
Заместитель прокурора области, полагая, что договор аренды лесного участка N 91-401/21 от 06.08.2021 является ничтожным, поскольку заключен с нарушением норм статей 21, 45, 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с требованиями о признании указанной сделки недействительной, о применении последствий недействительности сделки. Заместитель прокурора области указал, что автомобильная дорога, обозначенная в проекте освоения лесов к договору, не является линейным объектом (объектом транспортной инфраструктуры), не обладает обязательными признаками объекта капитального строительства, а является объектом лесной инфраструктуры.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Группа Илим" обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав относятся признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно пункту 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом; требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в Кодексе.
Заинтересованность в оспаривании сделки может проявляться как в материальноправовом, так и в процессуальном аспекте. В материально-правовом аспекте заинтересованность в оспаривании сделки выражается в том, что такая сделка устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности в материальном правоотношении лица, обращающегося в суд с соответствующим требованием, либо иным образом влияет на законные интересы этого лица. В процессуальном аспекте заинтересованность выражается в реализации лицом права по оспариванию сделки, закрепленного в соответствующем процессуальном законе.
Как следует из подпунктов 4, 5 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, задачами судопроизводства в арбитражных судах является не исключительно только защита прав и законных интересов Российской Федерации, но и укрепление законности, предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, формирование уважительного отношения к закону.
Часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о праве на обращение в арбитражный суд на прокурора не распространяется, поскольку он не является заинтересованным лицом.
Процессуальному праву прокурора посвящена часть 2 данной статьи, согласно которой в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
По своей правовой природе заключенный сторонами договор является договором аренды лесного участка, правовое регулирование которого осуществляется нормами параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения договора) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2).
Положениями части 1 статьи 73.1 ЛК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения договора) предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в том числе в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.
Из положений статьи 45 ЛК РФ следует, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
При этом в силу пункта 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Для целей применения указанных норм под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (пункт 2 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223).
Перечень имущества, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, в частности, содержит Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" (далее - Перечень) в соответствии с частью 7 статьи 21 ЛК РФ утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, пунктом 4 которого также определено, что дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия относится к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно Перечню для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов строительство автомобильных дорог, как объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускается в двух случаях: как объекта для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лесов (пункт 1); как объекта для использования линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также в запретных полосах (подпункт "б" пункта 4).
По смыслу приведенных норм материального права, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без торгов для строительства объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия объектов, в целях эксплуатации существующих линейных объектов и только гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Как установлено судом, на момент обращения в уполномоченный орган и заключения оспариваемого договора АО "Группа "Илим" правами в отношении каких-либо линейных объектов, перечисленных в пункте 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ (линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и пр.), для эксплуатации которых возникла необходимость в получении лесного участка и проведения строительных работ в целях создания объекта нелесной инфраструктуры для обеспечения возможности эксплуатации существующего линейного объекта, не обладало.
Доказательств обратного в материалы настоящего дела в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Апелляционный суд полагает обоснованным отклонение судом первой инстанции доводов ответчика о законности заключения оспариваемой сделки ввиду отсутствия законодательного запрета на строительство линейного объекта и не нарушения порядка передачи лесных участков в аренду, на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 ЛК РФ).
Исходя из толкования указанных норм в их совокупности следует, что закон предусматривает возможность предоставления лесных участков под линейные объекты как самостоятельный вид использования лесов в двух случаях: для строительства линейных объектов (1) и для их эксплуатации (2). При этом для эксплуатации последних лесные участки предоставляются только гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. Таким образом, законодатель разделяет случаи предоставления лесного участка для строительства линейного объекта и для эксплуатации последнего.
Сведений о наличии на спорных лесных участках линейного объекта, принадлежащего на каком-либо праве АО "Группа Илим", не имеется, в связи с чем заключение договоров аренды без проведения торгов для эксплуатации линейного объекта исключается.
В случае если лесной участок необходим для строительства дороги как объекта транспортной инфраструктуры, должны применяться нормы специального законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, строительство которых осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, т.е. путем возведения объекта капитального строительства.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью пункт 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах понимает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Из статьи 14 Закона об автомобильных дорогах следует, что планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В соответствии с п. 3 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог выдается уполномоченным органом в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В данном случае, каких-либо сведений о том, что уполномоченными органами власти приняты соответствующие решения о строительстве автомобильной дороги на спорном лесном участке не имеется.
Таким образом, из материалов дела не усматривается, что ответчик планирует строительство автомобильной дороги, относящейся к объекту транспортной инфраструктуры, а, следовательно, что данная дорога относится (будет относиться) к линейному объекту.
В соответствии с п.п. 1.2, 1.3 договора N 91-401/21 от 06.08.2021 цель использования лесного участка - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов - дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия.
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ.
В проекте освоения лесов по спорному договору аренды лесного участка отражена характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке: дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, грунтовая с добавками других материалов, ширина 30 м, постоянного общего пользования; предназначена для перевозки техники, технических грузов и доставки персонала к местам работы и обратно.
В соответствии с п.п. 3.2, 7.1.4 проекта освоения лесов к договору N 91-401/21 от 06.08.2021 арендуемый участок представлен лесными землями, проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке составляет 1,683 м в коневом запасе.
Из указанной выше документации следует, что арендатор при заключении договора, предметом которого является строительство, реконструкция и эксплуатация линейного объекта, планировал строительство автомобильной дороги не в качестве самостоятельного объекта транспортной инфраструктуры, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, а, наоборот, цель строительства, эксплуатации дороги - развитие сети лесных дорог необщего пользования, связывающих участок, на котором ведется заготовка древесины, и дороги общего пользования.
Таким образом, фактически лесной участок, предоставленный ответчику по договору N 91-401/21 от 06.08.2021, необходим АО "Группа Илим" для использования иного лесного участка, предоставленного для заготовки древесины, то есть как объекта лесной инфраструктуры.
В соответствии с п.п. 3,4 ст. 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2016 N 952/пр утвержден "СП 288.1325800.2016. Свод правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства".
Настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство и содержание автомобильных лесных дорог на территории лесного фонда Российской Федерации, являющихся дорогами необщего пользования и предназначенных для движения специализированных категорий транспортных средств.
Независимо от указания данного документа на его рекомендательный характер, его положения перекликаются с положениями Лесного кодекса РФ, в котором понятие "дорога" используется как объект, не связанный с созданием лесной инфраструктуры либо как объект лесной инфраструктуры.
В соответствии с п.4.1 указанных Правил, лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги. Лесовозные лесные дороги предназначены для вывозки заготовленной древесины с мест заготовки, перевозки лесозаготовительной техники, технических грузов и доставки персонала к местам работы и обратно, а также для лесохозяйственных целей (охраны, защиты и воспроизводства лесов). Лесовозные лесные дороги строят в эксплуатационных лесах.
Согласно п. 4.5 Правил лесохозяйственные лесные дороги предназначены для доставки людей, лесохозяйственной и специальной техники и грузов к местам производства работ и лесным пожарам, а также для патрулирования лесных массивов. Лесохозяйственные лесные дороги строят в защитных и резервных лесах и не используют для вывозки древесины.
В инструкции по проектированию лесозаготовительных предприятий ВСН 01 -82, утвержденной приказом Минлесбумпрома СССР от 10.08.1982 N 236, установлено, что лесовозные дороги являются технологическими дорогами и подразделяются на магистрали (основные направления), используемые в течение всего или значительно части срока действия предприятия, ветки, примыкающие к магистралям и используемые для вывозки леса с отдельных участков массива, действующие более одного года; усы, примыкающие, как правило, к веткам, используемые для вывозки леса с лесосек и действующие до одного года; станционные пути и дороги на складах (пункт 4.1.2 инструкции).
Частью 7 ст. 29 Лесного кодекса РФ юридическим лицам предоставлено право осуществлять строительство лесных дорог на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины.
Таким образом, лесное законодательство предусматривает возможность строительства лесовозных дорог как объекта лесной инфраструктуры юридическими лицами исключительно в границах предоставленного по договору лесного участка.
В этой связи заключение договора N 91-401/21 от 06.08.2021 с целью строительства, реконструкции и эксплуатации временного линейного объекта в целях вывоза заготовленной древесины с другого лесного участка, предоставленного для заготовки древесины, противоречит требованиям Лесного кодекса РФ.
Кроме того, с учетом требований п.1 ст. 3, п. 3 ст. 16 Федерального закона N 257- ФЗ, п. 10, 10.1 ч.1 ст.1, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" автомобильные дороги являются объектами недвижимости, строительство которых осуществляется на основании разрешений на строительство, и права на которые подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Однако согласно п. 2.8 проекта освоения лесов к договору N 91-401/21 по окончании действия договора лесной участок будет возвращен арендодателю в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства с осуществленными мероприятиями по рекультивации нарушенных земель, что свидетельствует о временном характере использования арендатором лесного участка, поскольку после расторжения договора аренды, лесной участок подлежит рекультивации
Согласно п. 7.1.2 проекта освоения лесов к договору N 91-401/21 предусмотрен тип дорожного покрытия - грунты, укрепленные различными вяжущими и местными материалами.
Как указывалось выше, в п.п. 4.1, 7.1.3 проекта освоения лесов к договору N 91401/21 предусмотрено, что планируемая дорога будет носить временный характер.
Указанные обстоятельства в совокупности указывают на то, что автомобильная дорога, обозначенная в проекте освоения лесов к договору N 91-401/21 от 06.08.2021, не является объектом транспортной инфраструктуры и не обладает обязательными признаками объекта капитального строительства, на который распространяются требования Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона N 257-ФЗ,
Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а является объектом лесной инфраструктуры (технологическим элементом лесозаготовительного производства) в соответствии с ч. 1 ст. 13 Лесного кодекса РФ, лесовозной дорогой, предназначение которой - вывозка заготовленной древесины с мест заготовок, проезда к арендуемому лесному участку, перевозки лесозаготовительной техники, технических грузов.
Апелляционный суд, поддерживая оценку, данную судом первой инстанции доводам ответчика, отклоняет аналогичные доводы апелляционной жалобы, отмечая, что апелляционная жалоба не содержит фактических обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела либо влияли на обоснованность и законность решения суда.
Суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу, что предоставление лесных участков в аренду без торгов для создания линейных объектов, несвязанных с созданием лесной инфраструктуры, возможно лишь в двух случаях: 1) для строительства линейных объектов и 2) для эксплуатации линейных объектов (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 21, ст. 45, ч. 3 ст.73.1 Лесного кодекса РФ, п.п. "б" п. 4 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора).
При этом строительство автомобильных дорог, как объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускается в двух случаях:
как объекта, необходимого для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лесов (п. 1 Перечня);
как объекта, необходимого для использования существующих линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п. 4 Перечня).
Таким образом, исходя из совокупности положений п. 3 ч. 1 ст. 21, ст. 45 Лесного кодекса РФ и распоряжения Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, предоставление лесных участков без проведения торгов для такого вида лесопользования как строительство автомобильных дорог, допустимо только в строго определенных целях, в частности, для использования существующих линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью.
Соответственно, в том случае, если на предоставляемом лесном участке отсутствуют линейные объекты и связанные с ними сооружения, такой участок не может быть предоставлен для целей, предусмотренных п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ.
Следовательно, предоставление лесных участков для вышеуказанных целей возможно лишь на основании ч. 3 ст. 45 Лесного кодекса РФ лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении расположенные на этих участках линейные объекты.
Линейные объекты, принадлежащие на каком-либо праве АО "Группа "Илим", на спорном лесном участке отсутствуют, доказательств обратного в материалы настоящего дела ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах заключение договора аренды без проведения торгов для эксплуатации линейного объекта или для строительства объекта, необходимого для использования существующего линейного объекта, в данном случае исключается.
Доводы АО "Группа Илим", что судом первой инстанции сделан неверный вывод о временном характере дороги, для строительства которой ответчиком арендован спорный лесной участок, а также об отсутствии необходимости в разработке документации по планировке территории и получении разрешения на строительство данной дороги, не обоснованы и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Спорный лесной участок предоставлен в аренду без торгов АО "Группа Илим" на основании ст. 21 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Таким образом, в ст. 21 Лесного кодекса РФ прямо предусмотрено, что линейные объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, строительство которых возможно на лесных участках, могут являться только объектами капитального строительства.
Кроме того, исходя из совокупности положений п. п. 10, 10.1, 10.2 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, любой линейный объект, в том числе любая автомобильная дорога, вне зависимости от ее категории, является объектом капитального строительства (аналогичный вывод содержится в письме Минстроя РФ от 11.07.2018 N 30418-АС/08).
Соответственно, на правоотношения, связанные со строительством данных линейных объектов, распространяются требования ст. 41, ч. 5 ст. 41.1, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), в части обязательного наличия проектов планировки и межевания, а также разрешения на строительство линейного объекта.
Учитывая изложенное, ссылка ответчика на постановление Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым предусмотрена возможность строительства автомобильных дорог IV и V категории без разработки документации по планировке территории и в отсутствие разрешения на строительство, не применима к настоящему делу.
Также в силу п. 1 ст. 16 Федерального закона N 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектом документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 16 Федерального закона N 257-ФЗ).
Исключений из общего правила, закрепленного в ст. 16 Федерального закона N 257-ФЗ, в действующем федеральном законодательстве не предусмотрено.
Соответственно, при строительстве, реконструкции автомобильных дорог любых категорий требуется наличие соответствующей проектной документации.
Однако доказательств наличия у АО "Группа Илим" проектной документации на строительство дороги на спорном лесном участке ответчиком в материалы настоящего дела не представлено.
Разрешение на строительство АО "Группа "Илим" не выдавалось, проект планировки соответствующей территории, разработанный в установленном законодательством порядке и предусматривающий планируемое строительство линейного объекта капитального строительства на лесном участке, арендованном АО "Группа Илим", отсутствует.
Также, учитывая, что в силу положений ст. ст. 130, 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 21 Лесного кодекса РФ, п.п. 10, 10.1 ч.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" автомобильные дороги являются объектами недвижимости, права такие объекты подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Однако в п. 2.8 проекта освоения лесов к договору N 91-401/21 предусмотрено, что по окончании действия договора лесной участок будет возвращен арендодателю в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства с осуществленными мероприятиями по рекультивации нарушенных земель, что свидетельствует о временном характере использования арендатором лесного участка, поскольку после расторжения договора аренды, лесной участок подлежит рекультивации.
Согласно п. 7.1.2 проекта освоения лесов к договору N 91-401/21 предусмотрен тип дорожного покрытия - грунты, укрепленные различными вяжущими и местными материалами. По окончании эксплуатации объекта проводятся ликвидационные работы, включающие в себя демонтаж оборудования, очистку территории от строительных остатков, временных строений, строительных отходов, удаление замазученного грунта, после завершения ликвидационных работ проводится планировка рекультивируемой площади с возвращением (нанесением) плодородного слоя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что автомобильная дорога, обозначенная в проекте освоения лесов к договору N 91-401/21 от 06.08.2021, носит временный характер и не является объектом транспортной инфраструктуры и не обладает обязательными признаками объекта капитального строительства, на который распространяются требования Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона N 257-ФЗ, Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы апелляционной жалобы о том, что лесовозные дороги не являются исключительно объектами лесной инфраструктуры, основаны на неверном толковании обществом норм федерального законодательства, указанному доводу ответчика судом дана надлежащая оценка.
Доводы АО "Группа Илим" о том, что с 30.04.2022 распоряжением Правительства РФ от 30.04.2022 N 1084-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" предусмотрена возможность предоставления в аренду без проведения торгов лесных участков для строительства (реконструкции) линейных объектов вне зависимости от нахождения на таком участке ранее созданного линейного объекта, отклоняются апелляционным судом, как не имеющие правового значения для настоящего спора, поскольку предметом исковых требований прокуратуры области является договор аренды лесного участка, заключенный с ответчиком 06.08.2021, то есть до вступления в законную силу указанного распоряжения Правительства РФ.
Действие распоряжения Правительства РФ от 30.04.2022 N 1084-р не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что строительство, реконструкция и эксплуатация линейного объекта - дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия на лесном участке, являющегося предметом договора N 91 -401/21 от 06.08.2021, в целом не отвечает требованиям указанных выше положений лесного законодательства, в связи с чем, влечет признание недействительным договора N 91 - 401/21 от 06.08.2021.
Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (пункт 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25).
В данном случае планируемый к возведению на спорном участке объект не относится к линейным, в связи с чем, его строительство на лесном участке не допускается.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 91-401/21, заключенный 06.08.2021 между Министерством и обществом "Группа "Илим", является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как противоречащий статьям 21, 45, 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, договор недействителен с момента их подписания, соответственно, не порождают юридических последствий для сторон.
По смыслу пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование прокурора о применении последствий недействительности сделки в виде обязания общества "Группа "Илим" возвратить Министерству лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 91-401/21, заключенному 06.08.2021.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2022 года по делу N А19-10310/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. В. Ломако |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10310/2022
Истец: в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Прокуратура Иркутской области
Ответчик: АО "Группа "Илим", Министерство лесного комплекса Иркутской области
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации