г. Киров |
|
28 декабря 2022 г. |
Дело N А28-2344/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Коротышевой Т.В., по доверенности от 01.01.2022,
ответчика - Конева А.П., по доверенности от 18.10.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - министерства лесного хозяйства Кировской области, ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2022 по делу N А28-2344/2021
по иску министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254 ОГРН 1074345003963)
к публичному акционерному обществу "Россети Центр и Приволжье" (ИНН 5260200603 ОГРН 1075260020043)
о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Россети Центр и Приволжье" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 6 854 руб. 28 коп. задолженности в виде недополученной арендной платы по договору аренды лесного участка для строительства линейного объекта от 22.02.2019 N 22-34 (далее - Договор) за период с 23.02.2019 по 30.09.2019 (далее - спорный период).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что согласно позиции Федерального агентства лесного хозяйства, изложенной в отзыве на исковое заявление, письме от 20.11.2017 перечень лесных участков, при использовании которых применяется коэффициент 0,5, является закрытым и не подлежит расширенному толкованию. Арендная плата за участки лесного фонда является регулируемой и стороны не вправе применять иной размер платы, независимо от согласованных ими условий конкретного договора. Согласно таксационным описаниям к проектам освоения лесов для осуществления заготовки древесины значится линия электропередач, а не просека. Данные о просеках, расположенных на лесных участках, предоставленных в аренду ответчику по Договору, не содержатся и в сведениях о распределении площади лесного участка по лесным и нелесным землям лесного участка согласно проекту освоения лесов, приложению N 2 к Договору. Наличие охранной зоны вдоль воздушных линий электропередач не может быть поставлено в зависимость при определении размера арендной платы, поскольку данное регулирование не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 22.05.2017 N 310.
Ответчик в отзыве отклонил доводы заявителя, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
22.02.2019 Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) на основании распоряжения министерства от 21.02.2019 N 245 "О предоставлении лесных участков в аренду" заключили Договор, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 1.2 Договора.
В пункте 1.2 Договора указаны характеристики лесных участков общей площадью 1,75 га.
В силу пункта 1.3 Договора арендатору передается лесной участок с целью использования лесов для строительства линейного объекта по проекту "Модернизация распределительных сетей ВЛ 0,4-10 кВ в районе д. Кокорины Гарского сельского поселения Орического района".
Арендная плата по Договору на момент его подписания составляла 17 243 руб. 45 коп. (пункт 2.1 Договора).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3.4 Договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах, учитывающих коэффициенты к ставкам платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", и сроки, предусмотренные Договором, согласно пунктам 2.1, 2.2 и приложению N 4.
Срок действия Договора установлен 10 месяцев с момента его подписания (пункт 6.1 Договора).
Согласно дополнительному соглашению от 08.11.2019 N 1 в Договор внесены изменения в связи с вводом в эксплуатацию линейного объекта, размер арендной платы составил:
- за период с 23.02.2019 по 30.09.2019 - 12 520 руб., в том числе 5 665 руб. 71 коп. за лесной участок площадью 0,42 га (сосна) с применением коэффициента 1; 6 854 руб. 28 коп. за лесной участок площадью 1,33 (линии электропередач) с применением коэффициента 0,5;
- за период с 01.10.2019 по 22.12.2019 - 13 200 руб. 51 коп., в том числе 163 руб. 32 коп. за лесной участок площадью 0,42 га (линия электропередач) с применением коэффициента 0,1; 517 руб. 19 коп. за лесной участок площадью 1,33 (линии электропередач) с применением коэффициента 0,1.
По итогам проверки, проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства о правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенным в соответствии со статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, выявлено неверное применение истцом коэффициента, установленного пунктом 8 примечания к таблицам 14-16, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Результаты проверки отражены в акте от 24.07.2020 N 8/2020.
В Договоре установлен коэффициент 0,5 к площади 1,33 га (линия электропередач) за период с 23.02.2019 по 30.09.2019.
Недополученный доход в результате перерасчета арендной платы по Договору без применения коэффициента 0,5 составил 6854 руб. 28 коп. (с учетом уточнений).
В требовании от 29.01.2021 истец указал ответчику на необходимость оплаты задолженности.
Требование оставлено ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В силу Постановления N 310 при использовании лесного участка в целях, несвязанных с изъятием лесных ресурсов, ставки платы за единицу площади лесного участка зависят от вида его использования.
Частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
На основании части 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что лесной участок, переданный по Договору, имеет следующие характеристики: площадь 1,75 га; местоположение: Кировская область, Оричевский район, Оричевское лесничество, Быстрицкое участковое лесничество, квартал N 55 ч, выделы NN 1 ч-2 ч, является частью лесного участка с кадастровым номером 43:24:000000:146; номер учетной записи в государственном лесном реестре 22.54-2011-12/2; категория: защитные леса; вид разрешенного использования: строительство линейного объекта.
По условиям Договора лесной участок общей площадью 1,75 га предоставлен в аренду для строительства линейного объекта по проекту: "Модернизация распределительных сетей ВЛ 0,4-10 кВ в районе д.Кокорины Гарского сельского поселения Оричевского района".
Согласно приложению N 2 к договору общая площадь лесного участка состоит из лесных земель 0,42 га, нелесных земель - 1,33 га.
Лесной растительностью (сосна) покрыто 0,42 га площади лесного участка (таблица 2 приложения N 2 "Характеристика насаждений").
Из проекта освоения лесов, утвержденного распоряжением МЛХ от 15.05.2019 N 590, следует, что площадь 1,33 га относится к нелесным землям (прочие земли).
На площади 1,33 га расположен объект ЛЭП.
Данный линейный объект эксплуатируется с 01.10.2019.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, согласно которым в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.
Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160);
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты (пункт 8 Правил).
В пункте 16 Правил установлено, что лица, использующие леса в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают, в том числе регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Кроме того, согласно пункту 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:
а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;
б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;
в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Из толкования перечисленных положений следует, что на собственников линейных объектов возложена обязанность по содержанию просеки в надлежащем состоянии в целях соблюдения правил пожарной безопасности в лесах.
В пункте 22 указанных правил предусмотрено, что необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих правил.
Приложением к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, предусмотрено, что охранные зоны устанавливаются, в том числе, вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 метров для линий электропередачи класса напряжения 1-20 кВ (данный класс напряжения соответствует построенной на спорном лесном участке ВЛ).
При этом охранная зона считается установленной в силу нормы права и независимо от наличия сведений о такой зоне в государственной информационной системе.
Таким образом, для рассматриваемого случая предусмотрено расстояние охранной зоны 10 м по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов для класса напряжения 10 кВ.
На основании пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами.
Таким образом, в силу перечисленных нормативных актов на организацию, эксплуатирующую ВЛ, возложена обязанность по содержанию просеки в пожароопасном состоянии в границах охранных зон.
Из примечания к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства следует, что ширина просеки должна соответствовать охранной зоне линейного объекта.
В силу условий Договора и прилагаемой схемы месторасположение арендованных частей лесных участков - вдоль высоковольтных линий электропередач по границе охранных зон, относящихся к просекам в силу вышеназванных нормативных документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для исключения понижающего коэффициента 0,5 и отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2022 по делу N А28-2344/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2344/2021
Истец: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ПАО "МРСК Центра и Приволжья"
Третье лицо: Федеральное агенство лесного хозяйства