г. Саратов |
|
28 декабря 2022 г. |
Дело N А57-827/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Савенковой Н.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2022 года по делу N А57-827/2022
по иску автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера", г. Саратов (ОГРН 1206400010178, ИНН 6453163678)
к индивидуальному предпринимателю Зелькиной Наталье Николаевне, г. Саратов (ОГРНИП 304643236300077, ИНН 643203043007)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителя автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" - Погореловой Ирины Александровны, действующей на основании доверенности от 19 июня 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилась автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" к индивидуальному предпринимателю Зелькиной Наталье Николаевне о взыскании задолженности по обязательным ежемесячным платежам на содержание и ремонт общего имущества пропорционально 707,1 кв. м нежилого помещения в доме N 48 по адресу: город Саратов, проспект Строителей за период с 01.04.2019 по 31.07.2021 в размере 314447,16 руб., расходов по уплате государственной пошлины.
До рассмотрения спора по существу истец уточнил исковые требования и просит взыскать с ответчика задолженность по обязательным ежемесячным платежам на содержание и ремонт общего имущества пропорционально 707,1 кв.м нежилого помещения в доме N 48 по адресу: город Саратов, проспект Строителей за период с 01.04.2019 по 31.07.2021 в размере 557 017,72 руб., расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска полностью или частично.
Ходатайство об уточнении исковых требований судом первой инстанции удовлетворено.
06 октября 2022 года Арбитражным судом Саратовской области истцу, АНО по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" в иске отказано.
Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтено, что АНО "Сфера" как правопреемник Ассоциации ТСЖ Ленинского района имела лицензию на управление многоквартирными домами и управляла ими с момента образования и до 28.10.2020, а после прекращения лицензии на основании ст.200 ЖК РФ; вывод суда первой инстанции о возникновении на стороне истца неосновательного обогащения считает неправомерным, поскольку АНО "Сфера" взыскивает обязательные платежи, плату за нежилое помещение, которые в силу закона должен был осуществлять ответчик.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом N 48 по проспекту Строителей находится в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района по договору от 24.08.2015.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района г.Саратова является некоммерческой организацией, осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями и задачами, а также в соответствии с положениями гражданского и жилищного законодательства РФ.
Нежилое помещение общей площадью 707,1 кв.м, расположенное в жилом доме по адресу: г. Саратов, проспект Строителей, д.48 принадлежит на праве собственности Зелькиной Наталье Николаевне, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 64 АА N 434236.
Истец, указывает, что за период 01.04.2019 - 31.07.2021 задолженность Зелькиной Н.Н. составила 557 017 руб. 72 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу, что на момент рассмотрения дела АНО "Сфера" уже не является управляющей организацией спорного дома, в связи, с чем не имеет правовых оснований по взысканию задолженности в размере 557 017 руб. 72 коп. Удовлетворение заявленных требований при отсутствии у истца статуса управляющей организации приведет к неосновательному обогащению и утрате их целевого использования в интересах собственников (нанимателей) многоквартирных жилых домов.
Апелляционный суд полагает данные выводы ошибочными в силу следующего.
Как следует из материалов дела, АНО по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" является правопреемницей Ассоциации ТСЖ Ленинского района (преобразование в силу ст. 58 ГК РФ влечет правопреемство без изменений для контрагентов), в связи, с чем нежилое помещение в многоквартирном жилом доме N 48 по проспекту Строителей в г. Саратове по договору от 24 августа 2015 года находилось в управлении АНО "Сфера".
Согласно пунктам 4.2.2, 4.2.4 договора АНО "Сфера" имеет право от имени и в интересах собственников жилых и нежилых помещений без доверенности представлять их законные интересы, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в судах, а также требовать от собственников помещений внесения платы по договору в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции о том, что удовлетворение иска повлечет у истца неосновательное обогащение, апелляционный суд признает ошибочными.
АНО "Сфера" в рассматриваемом споре имеет право предъявления требования о взыскании задолженности, начиная с 01.09.2017 до 01.08.2021.
В соответствии с частью 4 статьей 192 ЖК РФ лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
На основании части 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Указанная норма направлена на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, закрепляет непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирными домами и оказанию коммунальных услуг.
Таким образом, в спорный период АНО "Сфера" была обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме до 01.08.2021.
Исполнение обязанностей АНО "Сфера" подтверждается протоколом N 1 подведения итогов общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 48 по пр-ту Строителей от 06.07.2021, которым принято решение о выборе в качестве управляющей организации дома ООО "АТСЖ". Собрание проведено АНО "Сфера", а также документами по взаиморасчетам вплоть до июля 2021 года. До того момента, как новая управляющая компания приступила к управлению МКД, несмотря на исключение из реестра лицензий у АНО "Сфера" сохранилась имеперативная обязанность по управлению домом.
Доказательств, подтверждающих, что в спорный период управление общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме осуществляло иное лицо, нежели АНО "Сфера", в материалы дела не представлено. Более того, в материалы дела представлены платежные документы, подтверждающие факт расчета с ресурсоснабжающими организациями после исключения истца из реестра лицензий.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу статьи 113 ЖК PФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе в судебном порядке потребовать принудительного возмещения обязательных платежей в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы у собственника помещения возникает с момента возникновения права собственности на данное помещение.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 267-ФЗ, от 29.07.2017 N 258-ФЗ) 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 155 ЖК РФ установлено, что плата за помещение вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (ст. 16 Правил содержания общего имущества).
Согласно п. 31 Правил N 491 от 13.08.2006 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации.
Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно п. 31 Правил N 491 от 13.08.2006 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации.
Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Таким образом, ответчик даже в случае отсутствия договорных отношений с истцом, в силу закона обязан нести соразмерно его доле расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, поскольку он является собственником жилых помещений.
В соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Следовательно, ответчик, владея на праве собственности нежилым помещением, общей площадью 707,1 кв.м, расположенным в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, д. N 48 по проспекту Строителей в силу закона обязан нести бремя по содержанию общего имущества данного многоквартирного жилого дома наряду с собственниками помещений этого дома.
В подтверждение размера заявленных исковых требований истцом представлены договор управления от 24.08.2015, протокол общего собрания собственников от 21.08.2015, которым утверждены тарифы на содержание и ремонт общего имущества.
В соответствии с договором управления от 24.08.2015 ежемесячная плата для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не являющаяся меной настоящего агентского договора по управлению многоквартирным домом, включает в себя плату (взнос) за содержание жилого (нежилого) помещения и с 01 сентября 2015 года составляет - 22 руб. 89 коп., за квадратный метр соответствующего помещения в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого (нежилого) помещения, установленная пунктом 5.1 данного договора включает в себя плачу (взнос): -за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме - без учета платы (взноса) на "ОДН", то есть за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемыe при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (которая будет дополнительно взиматься с 1 апреля 2016 года, в соответствии и в размере, установленных пунктом 9.2 статьи 156 ЖК РФ), а также без учета платы (взносов) за работы и услуги, связанные с предоставлением информационных услуг ТИС ЖКХ", во исполнение Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" N 209 ФЗ от 21 июля 2014 года и во исполнение постановления Правительства РФ N 1468 от 28 декабря 2012 года (которая будет дополнительно взиматься с 01 июля 2016 года в соответствии с частью 4 статьи 12 ФЗ N 209-ФЗ от 21 июля 2014 года, в размере затрат управляющей организации, связанных с исполнением этого закона, пропорционально площади помещения собственника).
Ответчик не представил доказательств внесения платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, обслуживаемым истцом, соразмерно занимаемой им доле, контррасчет подлежащих взысканию денежных средств на содержание общего имущества суду не представил.
Доказательств того, что истец не исполнял предусмотренные договором и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации обязательства либо получил от ответчика плату в счет этих обязательств, в деле не имеется.
Федеральным законом от 25.12.2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"" были внесены изменения в раздел IX ЖК РФ, в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
До введения в действие Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях. В то же время сама обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт все же предусматривалась ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Одновременно с этим, собственникам предоставлялось право определять порядок внесения и размер платежей и взносов на оплату капитального ремонта для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (п.3 ч. 1 ст. 137, ч.5 ст. 155, ст. 158 Жилищного кодекса РФ).
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм ЖК РФ.
Часть 1 статьи 169 ЖК РФ предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ за счет указанных взносов формируется фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно части 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 10 статьи 175 ЖК РФ к владельцу специального счета, определенному на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 8 настоящей статьи или органом местного самоуправления в соответствии с частью 9 настоящей статьи, с момента принятия такого решения переходят все права и обязанности прежнего владельца специального счета, включая права и обязанности, возникшие по договорам, заключенным с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, а также по иным договорам займа и (или) кредитным договорам, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии).
Исходя из вышеизложенного, уплата взносов на капитальный ремонт производится собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме в силу закона, вне зависимости от наличия или отсутствия заключенного договора на эти цели с каждым собственником.
Согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П "Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области" разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.
Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Задачи программы эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Срок реализации программы: 2014 - 2043 годы.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (ч.3 ст.169 Жилищного кодекса РФ), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (ч.5 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).
Согласно протоколу N 1 подведения итогов общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 48 по проспекту Строителей от 06.07.2021 собственниками помещений приняты решения:
- заменить владельца специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта дома с АНО по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" на ООО "АТСЖ" и выбрать ООО "АТСЖ" лицом, уполномоченным на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;
- определить размер ежемесячного взноса на формирование фонда капитального ремонта дома, равным минимальному взносу, установленному нормативно-правовым актом правительства Саратовской области, либо иным уполномоченным органом Саратовской области;
- определить и выбрать кредитную организацию, являющейся держателем специального счета на формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома, в лице филиала Приволжского ПАО Банк "ФК ОТКРЫТИЕ" и о наделении управляющей организации, полномочиями на принятие решения о замене кредитной организации самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
В то же время, истец обращается с иском о взыскании взносов на капитальный ремонт за период, когда именно он являлся управляющей компанией и был обязан принимать меры к обеспечению взыскания денежных средств на капитальный ремонт на специальный счет. Следовательно, обращение с иском о взыскании взносов на капительный ремонт находится в компетенции истца.
Индивидуальный предприниматель Зелькина Наталья Николаевна обязана была надлежащим образом исполнять обязанность по перечислению взносов на капитальный ремонт на специальный банковский счет многоквартирного дома N 48 по проспекту Строителей в г.Саратове N 40705810805260000250 в филиале Приволжский ПАО Банка "ФК Открытие". То обстоятельство, что владельцем специального счета в настоящее время является ООО "АТСЖ" не освобождает Предпринимателя от императивно установленной обязанности оплатить задолженность.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по обязательным ежемесячным платежам на содержание общего имущества пропорционально 707,1 кв.м нежилого помещения в доме N 48 по проспекту Строителей в г.Саратове и взносов на капитальный ремонт за период с 01.04.2019 по 31.07.2021, апелляционный суд находит правомерными, но посредством взыскания задолженности путем перечисления на специальный счет, которым могут распоряжаться только собственники помещений в МКД.
Доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По правилам ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению и апелляционной жалобе относятся на лицо, не в пользу которого принят судебный акт пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 188, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 6 октября 2022 года по делу N А57-827/2022 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зелькиной Натальи Николаевны задолженность по обязательным ежемесячным платежам на содержание общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Саратов, проспект Строителей, дом N 48, за период с 01.04.2019 по 31.07.2021 в размере 427929,60 руб. - в пользу автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера".
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зелькиной Натальи Николаевны взносы на капитальный ремонт в размере 129088,12 руб. - путем перечисления на специальный банковский счет многоквартирного дома N 48 по проспекту Строителей в г.Саратове N 40705810805260000250 в филиале Приволжский ПАО Банка "ФК Открытие".
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зелькиной Натальи Николаевны в пользу автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" судебные расходы по оплате государственной пошлины: по иску в размере 14140,35 руб., по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
Н. В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-827/2022
Истец: АНО по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса Сфера
Ответчик: ИП Зелькина Наталья Николаевна