г. Киров |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А29-2385/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Коми энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.09.2022 по делу N А29-2385/2022
по заявлению акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" (ОГРН 1061101039779; ИНН 1101301856)
к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ОГРН 1161101050439; ИНН 1101056523),
третьи лица: Липницкая Людмила Анатольевна, публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785), администрация муниципального образования муниципального района "Корткеросский",
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - заявитель, АО "Коми энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - ответчик, Служба) о признании недействительным предписания от 27.01.2022 N 19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Липницкая Людмила Анатольевна (далее - Липницкая Л.А.), публичное акционерное общество "Россети "Северо-Запад" (далее - ПАО "Россети "Северо-Запад"), администрация муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "Россети "Северо-Запад" и АО "Коми энергосбытовая компания" обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами.
АО "Коми энергосбытовая компания" в жалобе указало, что на основании акта об осуществлении технологического присоединения от 19.03.2020 N 51-528-45 кабельная линия от опоры до спорного дома является общедомовым имуществом, поскольку является электрическим оборудованием, предназначенным для подачи от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования и обслуживающим более одного помещения. ОДПУ установлен на границе балансовой принадлежности, является технически исправным, учитывает весь объем электроэнергии, поданный в многоквартирный дом и потребленный в сети, которая находится на балансе потребителей.
ПАО "Россети "Северо-Запад" в жалобе указало, что Служба сделала выводы об отсутствии мест общего пользования только исходя из информации из филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и выкопировки с сайта ГИС ЖКХ, при этом не установила актуальность сведений с целью проверки обоснованности начисления заявителем платы за потребленную электрическую энергию по показаниям общедомового прибора учета. По мнению третьего лица, воздушная линия от опоры 1 до многоквартирного дома является общедомовым имуществом, поскольку обслуживает более одного помещения в многоквартирном доме.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесены 19.10.2022 и 18.11.2022 и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.10.2022 и 19.11.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик в отзыве указал на законность решения суда.
Липницкая Л.А. и Администрация отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 10.01.2022 N 4, изданного в связи с поступлением обращения Липницкой Л.А., в отношении АО "Коми энергосбытовая компания" проведена внеплановая документарная проверка начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды.
В ходе проверки ответчиком установлено нарушение заявителем требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в необоснованном начислении платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, при отсутствии в доме по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с. Мордино, Школьный переулок, д. 9 (далее - Дом), мест общего пользования и электрооборудования, потребляющего электроэнергию на общедомовые нужды.
Результаты проверки отражены в акте от 27.01.2022 N 4.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений 27.01.2022 АО "Коми энергосбытовая компания" выдано предписание N 19, согласно которому предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу электроснабжения с октября 2020 года по декабрь 2021 года путем исключения платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды, в последующем прекратить начислять указанную плату собственникам (нанимателям) помещений в Доме.
Не согласившись с предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с требованием о признании его недействительным.
Арбитражный суд Республики Коми при рассмотрении дела пришел к выводу о законности и исполнимости оспариваемого предписания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание вынесено органом государственного надзора по итогам проведенной в отношении АО "Коми энергосбытовая компания" внеплановой документарной проверки в рамках регионального государственного жилищного надзора. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 Правил N 354 сформулировано понятие "коммунальные услуги", которыми является осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Из буквального толкования пункта 2 Правил N 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость, в том числе от конструктивных особенностей дома.
Согласно письму заявителя от 24.01.2022 N 134-002/508 и информации из ГИС ЖКХ спорный Дом является жилым домом блокированной застройки (л. д. 50, 80).
Понятие дома блокированной застройки определено в подпункте 2 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (редакция на момент проведения проверки), в соответствии с которым жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок (пункт 3.3 Свода правил "СП 55.13330.2016. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001", утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр).
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии в спорном доме мест общего пользования, общего имущества собственников помещений, обеспеченного электричеством. Заявителем не опровергнут факт отсутствия в Доме таких мест и имущества.
Таким образом, конструктивные особенности Дома не предусматривают возможность потребления электрической энергии при использовании и содержании общего имущества в доме. Следовательно, у заявителя отсутствовали основания для начисления платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в Доме.
Наличие общедомового прибора учета электроэнергии, установленного не на границе балансовой принадлежности, а на опоре, вопреки мнению заявителя и третьего лица, не является достаточным основанием для начисления платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в Доме.
По утверждению апеллянтов, кабельная линия от опоры до спорного дома является общедомовым имуществом, так как предназначена для подачи электричества от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования и обслуживающим более одного помещения.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Точка поставки электрической энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы электроснабжения с внешними электрическими сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на электрические сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери электрической энергии в этих сетях.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ). Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (пункт 1 статьи 246 ГК РФ).
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 36 ЖК РФ).
В рассматриваемом случае собственники помещений в спорном доме не принимали решения о принятии внешних инженерных систем энергоснабжения (кабельной линии от опоры до дома) в состав общедомового имущества. Иного из материалов дела не следует.
Акт об осуществлении технологического присоединения от 19.03.2020 N 51-528-45, вопреки мнению заявителя и третьего лица, не является решением о принятии кабельной линии от опоры до дома в состав общедомового имущества.
На основании вышеизложенного у надзорного органа имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Суд апелляционной инстанции считает, что выданное ответчиком предписание основано на выявленных в ходе проверки нарушениях, направлено на их устранение, является исполнимым и не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы ПАО "Россети "Северо-Запад" и АО "Коми энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена АО "Коми энергосбытовая компания" на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.09.2022 по делу N А29-2385/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 10266 от 05.04.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2385/2022
Истец: АО "Коми Энергосбытовая Компания"
Ответчик: Служба Республики Коми Строительного, Жилищного и Технического Надзора (Контроля)
Третье лицо: администрация МОМР "Корткеросский", Липницкая Людмила Анатольевна, ПАО "Россети Северо-Запад", ПАО Россети Северо-Запада