город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2022 г. |
дело N А53-14596/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: Малхасян Т.Р. по доверенности от 22.11.2022, диплом, паспорт; Проценко А.В. по доверенности от 09.11.2022, диплом, паспорт;
от ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога: Едленко НА. По доверенности от 18.12.2020, диплом, паспорт;
от ООО "Т Сервис": Крылова Ю.В. по доверенности от 21.01.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2022 по делу N А53-14596/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т Сервис" (ИНН 6678059676, ОГРН 1156658021090)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172)
при участии третьего лица: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (ИНН 7708503727,ОГРН 1037739877295)
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Т Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Управление) от 31.03.2022 по делу N 061/07/3-582/2022.
Арбитражный суд Ростовской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечёно открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2022 решение Управления от 31.03.2022 по делу N 061/07/3-582/2022 было признано недействительным. Решение мотивировано тем, что отдельные недостатки в заявке участника торгов, не освобождают заказчика от оценки такой заявки.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что суд сделал ошибочные, противоречащие фактическим обстоятельствам дела выводы о том, что заинтересованным лицом не представлены в опровержение доводов заявителя доказательства недействительности указанных сведений на дату заключения соответствующего договора, более того, не представлены доказательства наличия оснований для признания договора как документа с недостоверными или недействительными сведениями, влекущими правовые последствия, в том числе его недействительность.
Решение Управления не нарушает права и законные интересы Общества.
В обоснование апелляционной жалобы открытое акционерное общество "Российские железные дороги" указывает, что представленное в материала письмо ФАС России не обладает признаками относимости и допустимости, так как данное письмо не подписано и в нем отсутствуют необходимые реквизиты (дата письма и исходящий номер письма).
Суд необоснованно указал, что заявка Общества не подлежала отклонению и следовало оценить её по правилам пункта конкурсной документации.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители правления поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представители открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме, также просили удовлетворить апелляционную жалобу Управления.
Представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзывах. Апелляционный суд приобщил отзывы к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
31.01.2022 на сайте zakupki.gov.ru ООО "РЖД", как заказчиком, было опубликовано извещение N 32211087401 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора "Оказание услуг по сопровождению моторвагонного подвижного состава проводниками".
На участие в закупке подано три заявки, в том числе заявка Общества, которой был присвоен номер 2.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе в электронной форме от 09.03.2022 N 33/ОКЭ-ЦДМВ/22/2, заявка участника N 2 была отклонена по причине представления документов, предусмотренных пунктом 3.17.7.8 и 2.2. Приложения 1.4 к конкурсной документации, содержащих недостоверную информацию, а именно в гражданско-правовом договоре N 14 от 04.10.2021 является недействительным паспорт (числится в розыске).
17.03.2022 в Управление поступила жалоба Общества на действия заказчика.
31.03.2022 комиссия Управления, рассмотрев дело N 061/07/3-582/2022, пришла к выводу о том, что жалоба Общества является обоснованной, а ОАО "РЖД" допустило нарушение Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) при проведении конкурса N 32211087401 в электронной форме.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Положения части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений закона (часть 2).
Так, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: 1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 указанной статьи (часть 3).
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 указанной статьи.
Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2).
Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (статья 3.6 Федерального закона N 223-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, действия заказчика по выбору способа закупки являются его безусловным правом, однако установление иных (помимо конкурса и аукциона) способов закупки должно осуществляться заказчиком не произвольно, а с учётом принципов, установленных частью 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Как следует из материалов дела, основанием для отклонения заявки Общества явилось невыполнение требований пункта 3.9.5 конкурсной документации открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства N 33/ОКЭ-ЦДМВ/22 на право заключения договора оказания услуг по сопровождению моторвагонного подвижного состава проводниками (далее - Конкурсная документация).
Приложением N 1.4 Конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок.
Пунктом 2 Приложения N 1.4 Конкурсной документации определено, что оценка заявок осуществляется на основании технического предложения, документов, представленных в подтверждение, требованиям технического задания, иных документов, представленных в составе заявки, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии
1) документов, подтверждающих наличие у участника опыта оказания услуг. В подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте оказания услуг, представленной в приложении N 1.3 конкурсной документации о наличии требуемого опыта;
- акты об оказании услуг;
- договоры на оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
Если договор и документы, подтверждающие его исполнение, размещены в Единой информационной системе и являются доступными участникам рынка для ознакомления, участник вправе в Форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 конкурсной документации, указать реестровый номер договора в ЕИС. При этом в случае, если участником указан реестровый номер договора в ЕИС и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (накладные о поставке товаров, акты о выполнении работ, оказании услуг).
2) документов, подтверждающих наличие у участника квалифицированного персонала. В подтверждение, участник в составе заявки представляет следующие документы:
- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении N 1.3 конкурсной документации, а также согласия на обработку персональных данных (приложение к Форме сведений о квалифицированном персонале участника);
- гражданско-правовые договоры и/или трудовые договоры с работниками и/или иные договоры на оказание услуг по предоставлению персонала. В случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, представить копии патентов, выданных в соответствии с законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (копия основной и оборотной стороны патента);
Оценка заявки осуществляется путём присвоения количества баллов соответствующего условиям, изложенным в конкурсной заявке.
В случае если информация, необходимая для оценки заявки по критериям, указанным в приложении N 1.4 конкурсной документации, не представлена участником, но его заявка не отклонена в ходе рассмотрения, заявка по такому критерию оценивается в 0 баллов (0%).
Если документы, необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям конкурсной документации, оценка заявки по критериям, указанным в приложении N 1.4 конкурсной документации, осуществляется без учёта информации, указанной в таких документах.
Если условия заявки сформулированы неоднозначно, при оценке заявок учитываются значения, указанные в заявке участника, согласно которым присваивается меньшее количество баллов.
Перечисленные документы представляются в электронной форме, в составе конкурсной заявки.
Согласно пункту 3.9.5 Конкурсной документации, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.
Пунктом 3.9.11 Конкурсной документации определено, что заказчик вправе проверять соответствие участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям конкурсной документации, достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству РФ, включая официальные сайты государственных органов и организаций в сети Интернет.
Как следует из материалов дела, Обществом в составе заявки представлены документы, подтверждающие наличие у участника квалифицированного персонала в отношении 50 работников.
Заказчиком осуществлена проверка данных, представленных в составе заявки Общества с использование официального сайта Главного управления по вопросам миграции МВД России. По результатам проверки заказчиком было установлено, что паспорт сотрудника, указанный в трудовом договоре в составе заявки Общества, является недействительным, а именно: числится в розыске, изъят и уничтожен. Общество не отрицает указанного факта, признаёт, что им самостоятельно проведена проверка действительности паспорта работника (т.1 л.д. 20, 93). Обществом было установлено, что паспортные данные в договоре от 04.10.2021 являлись достоверными на дату подписания договора по сопровождению. В последствии работником был получен новый паспорт. Общество не отрицает что, договор содержал иные персональные данные физического лица помимо паспорта: копия ИНН, СНИЛС, выписка из трудовой книжки, свидетельство на право управления, которые позволяли подтвердить личность физического лица.
Пунктом 3.9.30 Конкурсной документации определено, что если документы, необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям такой документации, оценка заявки по критериям, указанным в приложении N 1.4 Конкурсной документации, осуществляется без учёта информации, указанной в таких документах.
Доказательства несоответствия заявки Общества по иным основаниям, кроме недостоверности паспорта работника, в материалы дела не представлены.
Таким образом, в силу пунктов 3.9.5, 3.9.30 отношении Конкурсной документации оснований для отклонения заявки Общества не имелось и заявка должна была быть оценена в соответствии с Конкурсной документацией.
Довод третьего лица о недопустимости письма ФАС России, изготовленного в ответ на обращение Общества, апелляционный суд считает не имеет правового значения в силу представленных иных доказательств по делу.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что решение Управления от 31.03.2022 по делу N 061/07/3-582/2022 не соответствует Федеральному закону N 223-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества не право участия в закупке.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Статьёй 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины, подлежащий уплате при обращении с апелляционной жалобой, который в данном случае, составляет 1500 рублей.
ОАО "РЖД" по платёжному поручению от 02.11.2022 N 921132 произвело уплату государственной пошлины в размере 6000 рублей.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на ОАО "РЖД". Излишне уплаченная по платёжному поручению от 02.11.2022 N 921132 государственная пошлина в сумме 4500 руб. подлежит возврату ОАО "РЖД" из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2022 по делу N А53-14596/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога - без удовлетворения.
Вернуть акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727,ОГРН 1037739877295) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 02.11.2022 N 921132 государственную пошлину в сумме 4500 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 26 6 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14596/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ООО "Т СЕРВИС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОАО "Российский железные дороги"