г. Москва |
|
29 декабря 2022 г. |
Дело N А40-134970/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Суминой О.С., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Экспресссервистур"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2022 по делу N А40-134970/22,
по заявлению ООО "Экспресссервистур"
к ДГИ г. Москвы
о признании незаконными действия,
при участии:
от заявителя: |
Мурашкин А.В. - генеральный директор, Пожидаева Л.В. по доверенности от 15.06.2022; |
от заинтересованного лица: |
Вахрушин Д.Г. по доверенности от 27.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭКСПРЕСССЕРВИСТУР" (далее также - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением о признании незаконными действий Департамента городского имущества города Москвы (далее также - Департамент), выразившихся в определении размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:0100309:12459, площадью 33257кв.м, адрес: г.Москва, п.Московский, д.Лапшинка, на вид "Гостиничное обслуживание" с кодом 4.7. в размере 92 088 234 руб. в полном объеме.
Решением суда первой инстанции от 10.10.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Общество с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:17:0100309:12459, общей площадью 33257кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования по сведениям ЕГРН: "для размещения автотранспортного комплекса" (далее - земельный участок), образованного 23.08.2019 в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами: 50:21:0100309:133, 50:21:0100309:135, 50:21:0100309:136, 50:21:0100309:137 (далее также - земельные участки).
Фактически на территории земельного участка располагаются объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Общество обращалось в Департамент с запросами об изменении разрешенного использования земельных участков на вид использования "гостиничное обслуживание" (4.7.), о перерасчете платы за изменение разрешенного использования земельных участков.
На указанные запросы Обществом получен отказ, в обоснование которого Департамент указал, что согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП (далее также - Правила), испрашиваемые земельные участки расположены в зоне сохраняемого землепользования, в которой в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Изменение разрешенного использования возможно только в случае внесения соответствующих изменений в Правила в установленном порядке.
19.07.2021 Общество инициировало процедуру внесения изменений в Правила в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, направив предложения о внесении изменений в Правила в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Согласно данному обращению Общество внесло предложение об установлении основного вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кодом 4.7. "Гостиничное обслуживание. Размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них" со следующими показателями: плотность застройки 11 тыс. кв.м/га, предельная высота зданий, строений, сооружений - 15-м, максимальный процент застройки - 40%.
19.08.2021 по результатам рассмотрения данного заявления на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее также - ГЗК г.Москвы) (выписка из протокола N 29 от 19.08.2021, п.35) принято решение согласиться с целесообразностью внесения изменений в Правила в предложенном Обществом объеме (в отношении территории по адресу: пос.Московский, д.Лапшинка (кадастровый номер 77:17:0100309:12459), предусмотрев из территориальной зоны с индексом Ф выделение территориальной зоны по границам земельного участка с кадастровым номером 77:17:0100309:12459 и установить градостроительный регламент: основной вид разрешенного использования земельного участка: гостиничное облуживание, размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (4.7.), плотность застройки (тыс. кв.м./га)-11; предельная высота зданий, строений, сооружений (м)-15, суммарная поэтажная площадь объекта (гостиница на 300 номеров) в габаритах наружных стен - 36582,7кв.м).
20.09.2021 Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства Правительства Москвы письмом N 77-28-841/21-1 уведомил Общество о результатах заседания ГЗК г.Москвы от 19.08.2021.
18.08.2021 Общество обратилось в Департамент за разъяснениями по вопросу порядка расчета стоимости платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно ответу Департамента от 06.09.2021 N ДГИ-Э-102780/21-1 размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Департаментом в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования, рассчитанной, исходя из максимального удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, для устанавливаемых видов разрешенного использования, утвержденного распоряжением Департамента от 29.11.2018 N 40628 "Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории города Москвы по состоянию на 01.01.2018", а также ставкой для расчета платы за изменение вида разрешенного использования, определяемой в соответствии с приложением к указанному постановлению.
Рассчитанная, исходя из максимального удельного показателя для запрашиваемого вида разрешенного использования с кодом 4.7., кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка выше, чем установленная по состоянию на 03.09.2021 кадастровая стоимость по данным ЕГРН (353596738,25 руб. и 331525065,06 руб. соответственно). Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка должна быть внесена заявителем до вступления в силу правового акта о внесении изменений в Правила.
Таким образом, Департамент подтвердил методику расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с учетом удельных показателей согласно Распоряжению Департамента от 29.11.2018 N 40628, а также фактически произвел расчет платы. Между тем, уведомление с окончательным расчетом платы за изменение вида разрешенного использования заявителю на основании данного расчета Департамент в сроки, установленные Порядком, не направил.
В декабре 2021 г. проведены слушания по проекту внесения изменений в Правила в отношении территории с кадастровым номером 77:17:0100309:12459 (получено положительное заключение согласно заключению о результатах общественных обсуждений от 10.12.2021 N 804/21).
25.03.2022 (30.04.2022 с учетом дополнений) Общество обратилось в Департамент с просьбой дать консультацию по вопросу уплаты госпошлины в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Департамент направил в адрес заявителя уведомление об оплате за изменение вида разрешенного использования земельного участка от 30.03.2022 N 33-6-126456/22-(0)-1, в соответствии с которым размер платы составил 92088234 руб., рассчитанные в соответствии с распоряжением Департамента от 15.11.2021 N 51527 "Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории города Москвы по состоянию на 01.01.2021", которые необходимо оплатить в 30-дневный срок.
04.05.2022 Департамент ответил на запрос Общества по вопросу перерасчета платы за изменение разрешенного использования земельного участка, указав, что поскольку Общество обратилось с заявлением о расчете платы 25.03.2022, то при расчете были применены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утв. распоряжением Департамента от 15.11.2021 N 51527.
Между тем, как указывает Общество, оно не обращалось с заявлениями о расчете размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка 25.03.2022. По мнению заявителя, действия Департамента по определению размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 92088234 руб., с учетом применения средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утв. распоряжением Департамента от 15.11.2021 N 51527, по состоянию на 30.03.2022 являются незаконными, нарушающими права и интересы заявителя.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения ООО "ЭКСПРЕСССЕРВИСТУР" в Арбитражный суд города Москвы с требованием об оспаривании указанных действий Департамента по основаниям, изложенным в уточненном в порядке ст.49 АПК РФ заявлении Общества.
Согласно положениям ч.1 ст.198, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия совокупности перечисленных условий на основании следующего.
В соответствии с положениями ч.1 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также постановления Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП, проведению расчета платы предшествуют действия заинтересованного лица по направлению в уполномоченный орган заявления, содержащего указание на необходимость осуществления расчета платы за изменение вида разрешенного использования участка.
С 01.01.2022 на территории города Москвы действуют средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утв. распоряжением Департамента от 15.11.2021 N 51527.
Согласно материалам дела 18.08.2021 в Департамент поступило обращение Общества по вопросу предоставления информации о взимании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид с кодом 4.7. "Гостиничное обслуживание".
Указанное обращение было рассмотрено Департаментом в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и заявителю направлено письмо от 06.09.2021 N ДГИ-Э-102780/21-1, в которым было разъяснено, что в случае внесения изменении в ПЗЗ потребуется плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид с кодом 4.7.
Департамент в рамках ответа сослался на действующее на момент рассмотрения обращения распоряжение Департамента от 29.11.2108 N 40628 "Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории города Москвы по состоянию на 01.01.2018".
Вышеуказанное заявление Общества просьбы осуществить расчет платы не содержало и, следовательно, со стороны Департамента не порождало необходимости совершения действий по осуществлению расчета.
25.03.2022 в Департамент от Общества вновь поступило обращение по вопросу расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, ввиду повторности которого, с учетом наличия информации о решении ГЗК г.Москвы, наличия положительного решения по результатам общественных слушаний, Департамент осуществил расчет, направив заявителю письмом от 25.04.2022 N ДГИ-Э-38591/22-1 уведомление об оплате за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Как обоснованно отметил суд в своем решении, несмотря на отсутствие в обращении Общества от 25.03.2022 просьбы рассчитать плату, намерение заявителя по получению расчета следовало исходя из вышеуказанных на дату подачи обращения обстоятельств и возникновения у Общества обязанности по внесению платы до внесения изменений в ПЗЗ.
Поскольку обращение Общества по вопросу расчета платы было подано 25.03.2022, при расчете кадастровой стоимости земельного участка с измененным видом разрешенного использования были применены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденные распоряжением Департамента от 15.11.2021 N 51527, действовавшим на дату подачи обращения.
Согласно п.2(1) постановления Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП в редакции, действующей на дату рассмотрения обращения Общества от 18.08.2021, Департамент направляет расчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка собственнику такого земельного участка. Срок проведения расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка не может превышать 10 рабочих дней со дня направления собственником земельного участка заявления.
Таким образом, расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется Департаментом исключительно по заявлению собственника земельного участка о необходимости произведения расчета за изменение вида разрешенного использования земельного участка, что в итоге выражается в принятии первым уведомления об оплате за изменение вида разрешенного использования земельного участка (далее также - уведомление), которое является основанием к необходимости произвести оплату собственником.
В рассматриваемом случае поводом к принятию уведомления выступает подача собственником земельного участка именно заявления о необходимости осуществления расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Единообразной правоприменительной практикой выработана правовая позиция, согласно которой волеизъявление собственника земельного участка о необходимости осуществления Департаментом расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка выражается исключительно в тех ситуациях, когда в таком заявлении содержится требование произвести расчет. Только по таким заявлениям Департамент, руководствуясь положениями постановления Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП, обязан вынести соответствующее уведомление.
Поскольку волеизъявление собственника земельного участка, обратившегося в Департамент с заявлением о необходимости осуществления расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, в обязательном порядке должно содержать соответствующее требование, то обращение Общества от 18.08.2021 не соответствовало положениям указанного постановления, что выразилось в непринятии уведомления, поскольку заявителем не были соблюдены обязательные к тому условия.
Вместе с тем с даты направления Департаментом ответа N ДГИ-Э-102780/21-1 от 06.09.2021 на обращение Общества от 18.08.2021 заявителем не предпринимались попытки к получению уведомления, как и не предпринимались попытки, связанные с оспариванием бездействия Департамента, выразившегося в его непринятии.
Между тем, уведомление является единственным основанием, обязывающим произвести оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В обращении Общества от 18.08.2021 отсутствовало требование произвести расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, в связи с чем Департаментом не было принято уведомление.
Принятое решение ГЗК г.Москвы (протокол от 19.08.2021 N 29, п.35) не являлось обязательным к исполнению Департаментом, поскольку в итоговом протоколе не указаны поручения, которые Департамент должен был выполнить.
Следовательно, само по себе решение ГЗК г.Москвы не является безусловным основанием для его учета при рассмотрении обращений заинтересованных лиц о необходимости произведения расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка ввиду отсутствия о его принятии у Департамента.
Решение ГЗК г.Москвы подлежит исполнению Департаментом исключительно в ситуациях, если в итоговом протоколе содержатся конкретные ему поручения, в силу их отсутствия решение ГЗК г.Москвы не имеет какого-либо значения ввиду отсутствия у Департамента информации о его принятии.
При таких данных ввиду отсутствия в протоколе ГЗК г.Москвы от 19.08.2021 N 29, п.35 каких-либо поручений Департаменту требование Общества о необходимости учета данного решения при рассмотрении обращения заявителя от 18.08.2021 является необоснованным в связи с отсутствием у Департамента информации о его принятии.
Кроме того, отклоняя доводы заявителя, суд первой инстанции обоснованно указал в своем решении, что возводимый объект капитального строительства на спорном земельном участке не является объектом капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для города Москвы.
Обществом неправильно определен вид разрешенного использования спорного земельного участка, исключающий обязанность внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, поскольку важным социально-экономическим значением обладают туристические гостиницы, возведенные на земельных участках с видом разрешенного использования - "Для туристического обслуживания - 5.2.1".
Согласно абз.2 п.1 протокола ГЗК г.Москвы от 19.08.2021 N 29, п.35 основным видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:0100309:12459 является гостиничное обслуживание (размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (4.7.)).
При этом код 4.7. Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, является самостоятельным, отличным от иных кодов видом разрешенного использования земельных участков, и отсутствует в перечне видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается.
Таким образом, у Общества имеется обязанность по внесению платы за изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка.
При таких данных, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом ст.ст.4, 71 АПК РФ, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела в первой инстанции, судом исследованы и им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2022 по делу N А40-134970/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134970/2022
Истец: ООО "ЭКСПРЕСССЕРВИСТУР"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ