г. Красноярск |
|
29 декабря 2022 г. |
Дело N А33-19178/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Шелег Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Свинокомплекс "Красноярский"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 07 октября 2022 года по делу N А33-19178/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Свинокомплекс "Красноярский" (ИНН 3445112681, ОГРН 1103460004361, далее - заявитель, общество, АО "Свинокомплекс "Красноярский") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне (ИНН 2460001790, ОГРН 1022402478009, далее - таможня, административный орган) о признании постановления о привлечении к административной ответственности от 12.07.2022 N 10606000-1969/2022 не подлежащим исполнению.
Решением от 07.10.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество ставит вопрос об изменении состоявшегося по делу судебного акта по мотиву необходимости признания постановления административного органа не подлежащим исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Таможней в материалы дела представлен отзыв.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что АО "Свинокомплекс "Красноярский" не позднее 19.11.2021, включительно, обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, отгруженных в октябре 2021 года по счет-фактуре от 16.10.2021 N 5419 в соответствии с договором от 16.04.2021 N 59-132212.
Вместе с тем, статистическая форма учета перемещения товара представлена в надзорный орган 29.04.2022 с нарушением срока, установленного пунктом 9 Порядка ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Порядок N 891).
По факту допущенного нарушения, 28.06.2022 Красноярской таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10606000-1969/2022.
Постановлением от 12.07.2022 по делу N 10606000-1969/2022 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа.
Общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса установлена административная ответственность.
Правилами ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Правила N 891), установлен порядок ведения данной статистики, в соответствии с которыми формирование данных статистики ведется в порядке, установленном Федеральной таможенной службой.
На основании статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к договору), пункта 3 части 1 статьи 12, частей 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), пунктов 9, 10, 16 Порядка N 891, статистическая форма представляется российскими лицами, в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка.
Факт нарушения срока предоставления в таможенный орган статистической формы на вывоз продукции за октябрь 2021 года подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении и, по сути, обществом не оспаривается.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований не представлено.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований действующего законодательства Российской Федерации в части предоставления спорных статистических форм.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии доказательств, свидетельствующих о виновном совершении обществом противоправных действий, подпадающих под часть 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, являются правильными.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса не имеется.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение также не имеется.
С учетом изложенного суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В апелляционной жалобе общество настаивает на применении названных положений закона в настоящем деле.
Возражая, таможенный орган указывает на отсутствие необходимого условия применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ - выявления правонарушений в ходе проведения одного контрольного мероприятия.
В соответствии с частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Ведение статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации обеспечивается Федеральной таможенной службой и выключает в себя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них сведений, проверку их достоверности.
Правила N 891 возлагают на таможенные органы контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12).
В ходе анализа представленных обществом статистических форм за период времени с июня по декабрь 2021 года таможней выявлены факты нарушения обществом требований пункта 9 Правил N 891, послуживших основанием для привлечения 12.07.2022 года общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Суд полагает, что таможенный орган неверно толкует понятие "государственный контроль (надзор)", необоснованно сужая сферу его осуществления, по сути, сводя лишь к регламентируемым по форме проверкам, инициированным самим административным органом.
Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора), поскольку иное не следует из содержания нормы.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Внесенные указанным Федеральным законом изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение общества.
В силу пунктов 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 20.04.2006 и от 14.07.2015 N 20-П, определениях от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение (пункт 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").
Сведения об уплате АО "Свинокомплекс "Красноярский" административного штрафа по постановлению от 12.07.2022 N 10606000-1969/2022 в материалах дела отсутствуют.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Поскольку постановлением таможни от 12.07.2022 N 10606000-1962/2022 обществу уже назначено административное наказание в виде штрафа, обжалуемое постановление не подлежит исполнению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 октября 2022 года по делу N А33-19178/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Признать постановление Красноярской таможни от 12.07.2022 N 10606000-1969/2022 о привлечении акционерного общества "Свинокомплекс "Красноярский" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей не подлежащим исполнению.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19178/2022
Истец: АО "СВИНОКОМПЛЕКС "КРАСНОЯРСКИЙ"
Ответчик: Красноярская таможня