город Омск |
|
29 декабря 2022 г. |
Дело N А75-14609/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14487/2022) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.10.2022 по делу N А75-14609/2022 (судья Чешкова О.Г.), принятое по исковому заявлению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ОГРН 1047702026701, ИНН 7710474375, адрес: 123112, город Москва, Пресненская набережная, дом 10, строение 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Телерадиокомпания Супернова" (ОГРН 1028601358103, ИНН 8605012824, адрес: город Мегион, уица А.М. Кузьмина, дом 43, кабинет 5) о взыскании задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в размере 86 506 руб. 06 коп.; пени за период с 01.08.2017 по 11.04.2022 в размере 52 руб. 69 коп.; пени, начисленные на сумму долга в размере 86 506 коп. 06 коп., исходя 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 12.04.2022 по дату фактической оплаты,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - истец, Минцифры России) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Телерадиокомпания Супернова" (далее - ответчик, общество, ООО "Телерадиокомпания Супернова") о взыскании задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в размере 86 506 руб. 06 коп.; пени за период с 01.08.2017 по 11.04.2022 в размере 52 руб.69 коп.; пени, начисленные на сумму долга в размере 86 506 руб. 06 коп., исходя 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 12.04.2022 по дату фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.10.2022 по делу N А75-14609/2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 16.11.2022) исковые требования удовлетворены частично: с общества в пользу Минцифры России взыскано 1 руб. 30 коп., из которых: задолженность по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 и 4 кварталы 2021 года в размере 1 руб., пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2020 года в сумме 25 коп., за 3 квартал 2021 года в сумме 4 коп., за 4 квартал 2021 года в сумме 1 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа во взыскании пени, начиная с 01.04.2022 по дату фактического исполнения обязательства, попавшую на период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что Минцифры России только с 13.10.2021 является правопреемником Федерального агентства связи, в связи с чем истец не мог знать о наличии у ООО "Телерадиокомпания Супернова" задолженности ранее указанной даты, ввиду чего срок исковой давности не истек; на общество не распространяются положения об освобождении от уплаты финансовых санкций, предоставленные Постановлением N 497; по мнению истца, судом первой инстанции не рассмотрено требование о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 и 4 кварталы 2021 года в размере 1 руб.
Обществом в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым ответчик просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, возражения на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Телерадиокомпания Супернова" осуществляет деятельность в области радиовещания (ОКВЭД 60.10) на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, таким образом, общество является оператором сети связи общего пользования.
Согласно представленным обществом сведениям о доходах за 1-4 кварталы 2013 года, 1-4 квартал 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 1-4 кварталы 2016 года, 2 квартал 2017 года, 4 квартал 2020 года и 3 и 4 кварталы 2021 года общая сумма неоплаченной задолженности общества составила 86 506 руб. 06 коп.
Минцифры России в адрес общества направлено уведомление от 11.03.2022 N П14-1-09-200-12699, в котором указано на необходимость оплатить обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату.
Указанное уведомление оставлено ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
14.10.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Частью 1 статьи 60 Закона N 126-ФЗ установлено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (часть 2 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 60 Закона N 126-ФЗ ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1.2 процента.
Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования (часть 4 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (часть 2 статьи 59 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Порядка представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Частью 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ закреплено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Соответственно, несоблюдение указанной обязанности является нарушением требований, установленных действующим законодательством.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (часть 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено, а Минцифры России переданы его функции.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, согласно представленным обществом сведениям о доходах за 1-4 кварталы 2013 года, 1-4 квартал 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 1-4 кварталы 2016 года, 2 квартал 2017 года, 4 квартал 2020 года и 3 и 4 кварталы 2021 года общая сумма неоплаченной задолженности общества составила 86 506 руб. 06 коп.
Общество при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявило о применении срока исковой давности в отношении заявленных истцом требований.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом пунктом 2 статьи 200 ГК РФ установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Законом N 126-ФЗ не установлены какие-либо особенности в части сроков на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей в резерв универсального обслуживания.
Учитывая изложенное, к правоотношениям по взысканию обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания применяется предусмотренный статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности в три года.
В силу пункта 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы.
Как следует из материалов дела, Минцифры России обратилось в суд с исковым заявлением 27.07.2022, ввиду чего суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по требованиям о взыскании обязательных платежей за периоды с 1-4 кварталы 2013 года, 1-4 квартал 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 1-4 кварталы 2016 года, 2 квартал 2017 года.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что он является правопреемником Федерального агентства связи и о спорной задолженности ответчика узнал только после передачи ему соответствующих функций, апелляционным судом отклоняются, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для восстановления срока исковой давности.
Таким образом, суд первой инстанции в связи с пропуском срока правомерно отказал в удовлетворении требований в указанной части.
Вместе с тем, с учетом определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об исправлении опечатки от 16.11.2022 с общества в пользу Минцифры России взыскана задолженность по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 и 4 кварталы 2021 года в размере 1 руб., поскольку по данному требованию срок исковой давности не пропущен.
Указанное определение об исправлении опечатки от 16.11.2022 по делу N А75-14609/2022 сторонами не обжаловано, вступило в законную силу, ввиду чего подлежат отклонению доводы Минцифры России относительно нерассмотрения судом первой инстанции указанного требования.
В соответствии с частью 9 статьи 68 Закона N 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислении (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислении (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Истец просил взыскать с общества следующие пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания: пени за период с 01.08.2017 по 11.04.2022 в размере 52 руб. 69 коп.; пени, начисленные на сумму долга в размере 86 506 руб. 06 коп., исходя 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 12.04.2022 по дату фактической оплаты.
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Закона о банкротстве" (далее - Постановление N 44) в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Судом первой инстанции с учетом пропуска срока исковой давности по основному требованию, а также с учетом действия моратория частично удовлетворены требования Минцифры России в части взыскания пени в размере 30 коп., из них: за 4 квартал 2020 года в сумме 25 коп., за 3 квартал 2021 года в сумме 4 коп., за 4 квартал 2021 года в сумме 1 коп.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с 01.04.2022 до окончания срока моратория начисление неустойки на установленную судебным актом задолженность в порядке исполнения судебного акта не производится, взыскание неустойки с открытым сроком является неправомерным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
С учетом приведенных обстоятельств, с 01.04.2022 до окончания срока моратория начисление неустойки на установленную судебным актом задолженность в порядке исполнения судебного акта не производится.
Приведенные истцом в апелляционной жалобе доводы относительно того, что на ответчика не распространяются положения об освобождении от уплаты финансовых санкций, предоставленные Постановлением N 497, поскольку ООО "Телерадиокомпания Супернова" в действительности не пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, отклоняются апелляционным судом по следующим причинам.
Из анализа Постановления N 497 и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 7 Постановления N 44, положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Действие Закона о банкротстве распространяется лишь на лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с ГК РФ (пункт 2 статьи 1 Закона о банкротстве).
Вместе с тем принятие постановления Правительства N 497 с учетом положений статьи 9.1 Закона о банкротстве обусловлено необходимостью поддержки экономики и предполагает помощь всем субъектам экономического оборота.
Общая экономическая направленность мер по поддержке экономики, принимаемых Правительством Российской Федерации, предполагает помощь всем субъектам экономического оборота.
Принимая во внимание приведенные истцом расчеты и учитывая действие моратория на начисление неустоек за период с 01.04.2022 по 01.10.2022, установленного Постановлением N 497, а также положения, предусмотренные пунктом 3 статьи 9.1, части 1 статьи 63 Закона о банкротстве, обращаясь к разъяснениям, изложенным в пункте 7 Постановления N 44, суд первой инстанции правомерно заключил об отсутствии оснований для начисления неустойки в период действия моратория.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на судебную практику по иным делам не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку данные дела не тождественны настоящему делу по фактическим обстоятельствам, судебные акты по ним преюдициального значения для рассматриваемого спора не имеют.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Минцифры России освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.10.2022 по делу N А75-14609/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-14609/2022
Истец: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
Ответчик: ООО "ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ СУПЕРНОВА"