город Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2022 г. |
дело N А32-22789/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от Новороссийской таможни посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Петецкая И.В. по доверенности от 30.12.2021, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2022 по делу N А32-22789/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМ ГРУПП" (ИНН 7719477596, ОГРН 1187746387905)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
о признании недействительными решения, о возврате излишне взысканных таможенных платежей и о взыскании расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СМ Групп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании недействительным решения Новороссийской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 25.02.2022 по ДТ N 10317120/241221/3026842 и от 29.03.2022 по ДТ N 10317120/220222/3028609;
- о возврате излишне взысканных таможенных платежей, о взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2022:
- решения Новороссийской таможни от 25.02.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10317120/241221/3026842 и от 29.03.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10317120/220222/3028609 признаны недействительными;
- на Новороссийскую таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества возврата излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары N 10317120/241221/3026842 на общую сумму 514632 руб. 96 коп. и по декларации на товары N 10317120/220222/3028609 на общую сумму 405134 руб. 03 коп..
Решение мотивировано тем, что при выборе источников ценовой информации для определения новой таможенной стоимости товаров заявителя, таможенный орган применил информацию, которая не отвечает критериям, установленным статьями 41-45 ТК ЕАЭС.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Новороссийская таможня указывает, что судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, имеющим значение для правильного разрешения дела по существу, а также неправильно применены нормы материального права.
Представленные декларантом документы не подтверждали заявленную таможенную стоимость в полном объёме и не являлись количественно определёнными и достоверными.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Новороссийской таможни об участии в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Общества, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с внешнеэкономическим контрактом N SM010321 от 01.03.2021, заключённым Обществом с компанией LEA GEMICILIK LIMITED SIRKETI (Турция, продавец), продавец обязался поставить, а покупатель принять пищевые концентраты по количеству и цене, указанным в спецификациях к контракту (п. 1.1 контракта).
В п. 2.3 контракта (в редакции дополнительного соглашения N 11 от 03.06.2021) стороны определили общую сумму контракта, которая составила 5000000 ЕВРО.
25.11.2021 сторонами по контакту была подписана спецификация N 34, согласно которой стороны согласовали поставку товара: концентрированный яблочный сок (число БРИКС 70 1 % в металлических бочках) общим количеством 216 тонн, по цене 1000 долларов США за 1 тонну, на общую сумму 216 000 долларов США при 100-ой % предоплате и на условиях поставки CFR-Астрахань/Россия.
С учётом подписанной спецификации N 34, продавцом 05.12.2021 был выставлен коммерческий инвойс N 21-240 на сумму 216 000 долларов США.
На основании коносамента N 1400/006 от 14.12.2021 была осуществлена отгрузка вышеуказанного товара из Ирана и товар был ввезен на таможенную территорию ЕАЭС на условиях СFR-Астрахань.
Таможенное декларирование товаров производилось в таможенном посту Новороссийский (центр электронного декларирования; далее - ЦЭД) Новороссийской таможни (код таможенного поста 10317120) в соответствии с электронной формой декларирования на основании приказа ФТС России от 17.09.2013 N 1761 "Об утверждении порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля" (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2014, регистрационный N 31465).
При таможенном декларировании таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом в ДТ N 10317120/241221/3026842 в соответствии со ст. 39 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1-й метод определения таможенной стоимости).
В обоснование заявленного метода обществом представлены: контракт N SM010321 от 01.03.2021, спецификация к контракту N 34 от 25.11.2021, коммерческий инвойс N 21-240 от 05.12.2021, упаковочный лист N 21-240 от 05.12.2021.
Указанный товар был выпущен ЦЭД в заявленной таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления с условием обеспечения уплаты таможенных платежей в связи с назначением и проведением дополнительной проверки, поскольку в ходе контроля таможенной стоимости при совершении таможенных операций в отношении товаров, задекларированных в рассматриваемой ДТ, выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
В связи с чем, 25.12.2021 в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС ЦЭД было принято решение о проведении дополнительной проверки, у декларанта запрошены дополнительные документы и сведения (со сроком предоставления до 21.02.2022): копия экспортной таможенной декларации страны отправления с заверенным переводом на русский язык; прайс-лист производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение, адресованное не определенному кругу лиц и являющееся публичной офертой, с заверенным переводом на русский язык; бухгалтерские документы об оприходовании/реализации идентичных товаров поставленного в рамках контракта. Калькуляция цены реализации товара; ведомость банковского контроля. Пояснения по форме и способе согласования сроков и условий поставки по декларируемой поставке. Банковские документы по оплате декларируемой поставки. Проформа-инвойс; Копия коносамента с отметкой об оплате фрахта. Пояснение о наличии страхования; Копия контракта, спецификаций и дополнений к контракту, копия инвойса. Пояснения по ценообразованию товаров, задекларированных; Документы и сведения о физических характеристиках, качественных характеристиках на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; Другие документы, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров.
Письмом от 19.02.2022 Общество предоставило имеющиеся у него документы и сведения, к том числе экспортную таможенную декларацию N 446199 от 05.12.2021 с переводом на русский язык, включая документы подтверждающие полномочия переводчика, прайс-лист продавца от 01.10.2021 на русском и английском языках, коммерческое предложение продавца от 01.10.2021, на русском и английском языках, адресованное неопределенному кругу лиц, бухгалтерские документы об оприходовании декларируемого товара по счету 41.01 за 24.12.2021, акт N 1255 от 24.12.2021 и оборотно-сальдовую ведомость по счету 41.01. от 24.12.2021, договор N 02/02/21-02 купли-продажи от 02.02.2021, заключённый между ООО "СМ ГРУПП" и ООО "Петрогрупп" со спецификацией N 31 от 13.10.2021 на реализацию декларируемой партии товаров, универсальный передаточный документ N 870 от 29.12.2021, ведомость банковского контроля по вышеуказанному контракту (N 21030041/1481/1948/2/1 от 02.03.2021), платежные поручения NN 76 от 17.06.2021 и 80 от 28.06.2021 о предоплате за поставляемый товар, копию коносамента N 1400/006 от 14.12.2021, копию внешнеэкономического контракта.
Также были предоставлены пояснения относительно обстоятельств поставки продекларированных товаров.
По результатам анализа документов и сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании рассматриваемых товаров и предоставленных по запросу таможенного органа, Новороссийским таможенным постом (ЦЭД) таможни принято решение от 25.02.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10317120/241221/3026842.
Для определения таможенной стоимости таможенным органом был применен резервный метод определения таможенной стоимости товаров в соответствии со ст. 45 ТК ЕАЭС. Таможенная стоимость товаров была определена на основании стоимости однородного товара, продекларированного по ДТ N 10317120/280521/0070440.
В соответствии с внешнеэкономическим контрактом N SM020821 от 02.08.2021, заключенным ООО "СМ ГРУПП" с компанией GERBERA MAKINA TEKSTIL GIDA INSAAT DIS TICARET LIMITED SIRKETI (Турция, продавец), продавец обязался поставить, а покупатель принять пищевые концентраты по количеству и цене, указанным в спецификациях к контракту (п. 1.1 контракта).
В п. 2.3 контракта стороны определили общую сумму контракта, которая составила 10000000 ЕВРО.
31.12.2021 сторонами по контакту была подписана спецификация N 15, согласно которой стороны согласовали поставку товара: концентрированный яблочный сок (число БРИКС 70 1 % в металлических бочках) общим количеством 171,87 тонн, по цене 1000,00 долларов США за 1 тонну, на общую сумму 171 870 долларов США, при 100% предоплате и на условиях поставки CFR-Астрахань/Россия.
С учётом подписанной спецификации N 15, продавцом 05.12.2021 был выставлен коммерческий инвойс N 21-259 на сумму 171 870 долларов США.
На основании коносамента N 2028 от 16.02.2022 была осуществлена отгрузка вышеуказанного товара из Ирана и товар был ввезен на таможенную территорию ЕАЭС на условиях СFR-Астрахань.
Таможенное декларирование товаров производилось в таможенном посту Новороссийский Новороссийской таможни в соответствии с электронной формой декларирования на основании приказа ФТС России от 17.09.2013 N 1761.
При таможенном декларировании таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом в ДТ N 10317120/220222/3028609 в соответствии со ст. 39 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1-й метод определения таможенной стоимости).
В обоснование заявленного метода обществом представлены: контракт N SM020821 от 02.08.2021, спецификация к контракту N 15 от 31.12.2021, коммерческий инвойс N 21-259 от 05.12.2021.
Указанный товар был выпущен ЦЭД в заявленной таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления с условием обеспечения уплаты таможенных платежей в связи с назначением и проведением дополнительной проверки, поскольку в ходе контроля таможенной стоимости при совершении таможенных операций в отношении товаров, задекларированных в рассматриваемой ДТ, выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
В связи с чем, 23.02.2022 в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС ЦЭД было принято решение о проведении дополнительной проверки, у декларанта запрошены дополнительные документы и сведения (со сроком предоставления до 22.04.2022): копия экспортной таможенной декларации страны отправления с заверенным переводом на русский язык; прайс-лист производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение, адресованное не определенному кругу лиц и являющееся публичной офертой, с заверенным переводом на русский язык; бухгалтерские документы об оприходовании/реализации идентичных товаров поставленного в рамках контракта. Калькуляция цены реализации товара; ведомость банковского контроля. Пояснения по форме и способе согласования сроков и условий поставки по декларируемой поставке. Банковские документы по оплате декларируемой поставки. Проформа-инвойс; Копия коносамента с отметкой об оплате фрахта. Пояснение о наличии страхования; Копия контракта, спецификаций и дополнений к контракту, копия инвойса. Пояснения по ценообразованию товаров, задекларированных; Документы и сведения о физических характеристиках, качественных характеристиках на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; Другие документы, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров.
Письмом от 19.03.2022 Общество предоставило имеющиеся у него документы и сведения, к том числе экспортную таможенную декларацию N 459786 от 31.01.2022 с переводом на русский язык, включая документы подтверждающие полномочия переводчика, прайс-лист продавца от 15.11.2021 на русском и английском языках, коммерческое предложение продавца от 15.11.2021, на русском и английском языках, адресованное неопределенному кругу лиц, бухгалтерские документы об оприходовании декларируемого товара по счету 41.01 за 22.02.2022, акт N 136 от 22.02.2022 и оборотно-сальдовую ведомость от 22.02.2022, договор N 02/02/21-02 купли- продажи от 02.02.2021, заключённый между Обществом и ООО "Петрогрупп" со спецификацией N44 от 26.11.2021 на реализацию декларируемой партии товаров, универсальный передаточный документ N 127 от 09.03.2022, ведомость банковского контроля по вышеуказанному контракту (N 21080145/1481/1948/2/1 от 05.08.2021), а также платежные поручения N 112 от 29.09.2021, NN 113,114 от 05.10.2021, NN 115, 116 от 07.10.2021, N 117 от 08.10.2021, N 118 от 11.10.2021, NN 119 - 121 от 12.10.2021, NN 122, 123 от 13.10.2021, N 126 от 14.10.2021, NN 127-129 от 15.10.2021, NN 130, 131 от 18.10.2021, N 132 от 19.10.2021, N 133 от 15.11.2021, о предоплатах в поставляемые в рамках контракта товары, копию коносамента N 2028 от 16.02.2022, копию внешнеэкономического контракта со всеми дополнительными соглашениями к нему.
Также были предоставлены пояснения относительно обстоятельств поставки продекларированных товаров.
По результатам анализа документов и сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании рассматриваемых товаров и предоставленных по запросу таможенного органа Новороссийским таможенным постом (ЦЭД) таможни принято решение от 29.03.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10317120/220222/3028609.
Для определения таможенной стоимости таможенным органом был применен резервный метод определения таможенной стоимости товаров в соответствии со ст. 45 ТК ЕАЭС. Таможенная стоимость товаров была определена на основании стоимости однородного товара, продекларированного по ДТ N 10317120/030222/3017760.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 01.01.2018, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее по тексту - Договор) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз, ЕАЭС) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.
В соответствии с п.1 ст. 444 ТК ЕАЭС применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
Согласно п. 3 ст. 444 ТК ЕАЭС решения Комиссии, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления настоящего Кодекса в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей настоящему Кодексу.
В силу положений п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 15 ст. 38 ТК ЕАЭС установлено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
Согласно п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении указанных в данной статье условий.
В соответствии с п. 2 ст. 39 ТК ЕАЭС в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров). Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза. Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 указанной статьи, таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, Положениями п. 17 ст. 325 ТК ЕАЭС установлено, что при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
С учётом вышеизложенных норм права, при заявлении сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров декларант обязан предоставить документальное подтверждение того, какая именно цена сделки положена им в основу таможенной стоимости товаров.
Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что Обществом в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие представление в таможенный орган документов о стоимости товаров, истребованных на основании запросов в рамках проводимой дополнительной проверки:
- по декларации на товары N 10317120/241221/3026842: сопроводительное письмо от 19.02.2022; экспортную таможенную декларацию N 446199 от 05.12.2021 с переводом на русский язык, включая документы подтверждающие полномочия переводчика, прайс-лист продавца от 01.10.2021 на русском и английском языках, коммерческое предложение продавца от 01.10.2021, на русском и английском языках, адресованное неопределенному кругу лиц, бухгалтерские документы об оприходовании декларируемого товара по счету 41.01 за 24.12.2021, акт N 1255 от 24.12.2021 и оборотно-сальдовую ведомость по счету 41.01. от 24.12.2021, договор N 02/02/21-02 купли-продажи от 02.02.2021, заключённый между ООО "СМ ГРУПП" и ООО "Петрогрупп" со спецификацией N 31 от 13.10.2021 на реализацию декларируемой партии товаров, универсальный передаточный документ N 870 от 29.12.2021, ведомость банковского контроля по вышеуказанному контракту (N 21030041/1481/1948/2/1 от 02.03.2021), платежные поручения NN 76 от 17.06.2021 и 80 от 28.06.2021 о предоплате за поставляемый товар, копию коносамента N 1400/006 от 14.12.2021, копию внешнеэкономического контракта;
- по декларации на товары N 10317120/220222/3028609: сопроводительное письмо от 19.03.2022; экспортную таможенную декларацию N 459786 от 31.01.2022 с переводом на русский язык, включая документы подтверждающие полномочия переводчика, прайс-лист продавца от 15.11.2021 на русском и английском языках, коммерческое предложение продавца от 15.11.2021, на русском и английском языках, адресованное неопределенному кругу лиц, бухгалтерские документы об оприходовании декларируемого товара по счету 41.01 за 22.02.2022, акт N 136 от 22.02.2022 и оборотно-сальдовую ведомость от 22.02.2022, договор N 02/02/21-02 купли-продажи от 02.02.2021, заключённый между Обществом и ООО "Петрогрупп" со спецификацией N 44 от 26.11.2021 на реализацию декларируемой партии товаров, универсальный передаточный документ N 127 от 09.03.2022, ведомость банковского контроля по вышеуказанному контракту (N 21080145/1481/1948/2/1 от 05.08.2021), а также платежные поручения N 112 от 29.09.2021, NN 113,114 от 05.10.2021, NN 115, 116 от 07.10.2021, N 117 от 08.10.2021, N 118 от 11.10.2021, NN 119 - 121 от 12.10.2021, NN 122, 123 от 13.10.2021, N 126 от 14.10.2021, NN 127-129 от 15.10.2021, NN 130, 131 от 18.10.2021, N 132 от 19.10.2021, N 133 от 15.11.2021, о предоплатах за поставляемые в рамках контракта товары, копию коносамента N 2028 от 16.02.2022, копию внешнеэкономического контракта со всеми дополнительными соглашениями к нему.
В совокупности эти документы позволяют установить суду согласованные сторонами указанных контрактов условия об ассортименте, количестве и цене поставляемых в рамках данных поставок товаров, их поставку, а также соответствуют нормам таможенного законодательства.
Доводы Новороссийской таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, опровергаются материалами дела.
Документальные доказательства, подтверждающие недействительность документов, представленных заявителем в таможенный орган, заинтересованным лицом суду не представлены. Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
Кроме того, таможня не представила доказательства невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС. В качестве обоснования принятия решений о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанных в декларациях на товары таможенным постом Новороссийский (ЦЭД) указано:
1. Суммы произведенных платежей по контрактам, не идентифицируются со сведениями о стоимости произведенных поставок, указанными в разделе III ВБК.
2. В представленных коносаментах отсутствует отметка об оплате фрахта.
3. В предоставленных экспортных ДТ штрих-код нечитабелен, отметки таможенной службы отсутствуют. В связи с изложенным, предоставленные экспортные декларации не могут подтверждать либо опровергать ценовую информацию на товар, ввезенный обществом.
4. Предоставленные прайс-листы не отвечают требованиям публичной оферты, что не позволяют рассмотреть данный документ в качестве подтверждающего стоимость товара у производителя. Прайс-листы продавца ввозимых товаров либо его коммерческие предложения в виде публичной оферты на весь ассортимент продукции, действующий на момент продажи товаров, с указанием условий поставки товаров, и адресованный неопределенному кругу лиц не представлены.
5. Не представлены бухгалтерские документы об оприходовании/реализации товаров.
6. Декларант не предоставил запрошенные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, тем самым декларантом не соблюдены положения пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС и не устранены признаки несоответствий, с целью устранения которых был осуществлен запрос документов.
Суд не может согласиться с доводом таможенного органа, что суммы произведенных платежей по контрактам, не идентифицируются со сведениями о стоимости произведенных поставок. Данный довод является исключительно предположением таможенного органа, на что указывает сам таможенный орган, и не подтверждён документально, опровергается содержанием договорённостей сторон в контрактах и в дополнительных соглашениях к контрактам.
Не соответствует материалам дела довод таможенного органа о том, что в представленных коносаментах отсутствует отметка об оплате фрахта.
На коносаментах N 1400/006 от 14.12.2021 и N 2028 от 16.02.2022 имеется отметка об оплате фрахта. Кроме того, в ответах на запросы таможенного органа (от 19.02.2022 и от 19.03.2022) заявитель пояснил (п. 6), что не располагает документами и сведениями, в том числе по перевозке, погрузочно-выгрузочной работе на стороне отправителя товара; товары поставлялись на условиях CFR-Астрахань, Россия и покупатель не имеет никакого отношения к экспедированию товара на территории страны производителя товаров. Является несостоятельным довод таможенного органа о том, что предоставленные экспортные декларации не могут подтверждать либо опровергать ценовую информацию на товар, ввезенный обществом.
Судом исследованы представленные заявителем в материалы настоящего дела копии экспортных таможенных деклараций Ирана (N 446199 от 05.12.2021 и N 459786 от 31.01.2022) на экспортированные товары.
Данные экспортные декларации представлены с переводом на русский язык, выполненным присяжным переводчиком Юстиции Исламской республики Иран; декларации читаемы, не имеют следов исправлений или внесения изменений; имеют штрих-коды; сведения, указанные в данных экспортных декларациях на товары, корреспондируются со сведениями, указанными в декларациях на товары; противоречий судом не установлено.
Судом исследованы представленные заявителем в материалы настоящего дела прайс-листы от 01.10.2021 и от 15.11.2021.
Данные прайс-листы составлены на двух языках (русском и английском), адресованы неопределённому кругу лиц - всем заинтересованным лицам, содержат описание на ассортиментном уровне предлагаемых к покупке товаров - 8 наименований, указаны их характеристики, цена товара за 1 тонну товара в долларах США, на условиях поставки как FOB-Анзали, Иран, так и CFR-Астрахань, РФ; установлен срок действия данных прайс-листов.
Не соответствует также материалам дела вывод таможенного органа о том, что не представлены бухгалтерские документы об оприходовании/реализации товаров.
В ответах на запросы таможенного органа (от 19.02.2022 и от 19.03.2022) в таможенные орган были представлены:
- по декларации на товары N 10317120/241221/3026842: бухгалтерские документы об оприходовании декларируемого товара по счету 41.01 за 24.12.2021, акт N 1255 от 24.12.2021 и оборотно-сальдовая ведомость по счету 41.01. от 24.12.2021, договор N 02/02/21-02 купли-продажи от 02.02.2021, заключённый между ООО "СМ ГРУПП" и ООО "Петрогрупп" со спецификацией N 31 от 13.10.2021 на реализацию декларируемой партии товаров, универсальный передаточный документ N 870 от 29.12.2021;
- по декларации на товары N 10317120/220222/3028609: бухгалтерские документы об оприходовании декларируемого товара по счету 41.01 за 22.02.2022, акт N 136 от 22.02.2022 и оборотно-сальдовая ведомость от 22.02.2022, договор N 02/02/21-02 купли-продажи от 02.02.2021, заключённый между ООО "СМ ГРУПП" и ООО "Петрогрупп" со спецификацией N44 от 26.11.2021 на реализацию декларируемой партии товаров, универсальный передаточный документ N127 от 09.03.2022.
В апелляционной жалобе Таможня указывает, что суммы произведенных платежей по контракту не идентифицируются со сведениями по стоимости произведенных поставок, указанными в разделе III ВБК, в связи с чем, документально не подтверждена оплата за товар в соответствии с ценой, заявленной в рамках данной поставки, а, следовательно, достоверно не подтверждена цена товаров, декларируемых по рассматриваемой ДТ.
Данный довод не может быть принят апелляционным судом по следующим основаниям.
Поставка товаров по ДТ N 10317120/241221/3026842 осуществлялась в счет исполнения обязательств по контракту N SM010321 от 01.03.2021.
В спецификации N 34 от 25.11.2021 к контракту стороны согласовали, что товар поставляется из Ирана в Россию, товар отгружается на условиях 100% предоплаты, цена товара указана на условиях поставки CFR-Астрахань.
В рамках таможенного оформления декларантом были представлены платежные поручения о произведенной предоплате и ВБК.
В разделе II ВБК "сведения о платежах" указаны произведенные оплаты в рамках контракта N SM010321 от 01.03.2021.
Последняя предоплата по данному контракту была осуществлена 22.07.2021 и после данной даты предоплаты по данному контракту не осуществлялась.
Продавец, в рамках осуществленных предоплат, осуществлял встречные поставки товаров.
Согласно разделу IV ВБК "итоговые данные расчетов по контракту", сальдо расчетов составляет 0,00.
Ссылка таможенного органа на то, что в представленном коносаменте N 1400/006 от 14.12.2021 отсутствует отметка об оплате фрахта, несостоятельна.
Товар по ДТ N 10317120/241221/3026842 ввозился на таможенную территорию ЕАЭС на основании коносамента N 1400/006 от 14.12.2021.
О том, что продавец за свой счет организовал и оплатил перевозку, свидетельствуют отметки - "freight payable as per charter-party)) (фрахт оплачен как за чартер-партию) на коносаменте.
Копия вышеуказанного коносамента предоставлялась как при подаче декларации на товары в таможенный орган, так и по запросу таможенного органа письмом от 19.02.2022, о чем указано в п. 4 письма. Копия коносамента с отметками об оплате фрахта была представлена обозрение суда первой инстанции и судом дана надлежащая правовая оценка представленным наобозрение документам
Довод Таможни, что в представленной копии экспортной декларации штрих-код нечитабелен, отметки таможенной службы отсутствуют, не соответствует действительности.
В материалах дела имеется копия экспортной декларации, Штрих-код которой расположен в верхнем правом углу и является читабельным; номер экспортной таможенной декларации можно визуально определить (446199).
Таможня указывает, что по запросу не были представлены бухгалтерские документы об оприходовании/реализации декларируемых товаров.
В рамках таможенного оформления была представлена карточка счета 41.01 об оприходовании товаров по бухгалтерскому учёту и оборотно-сальдовая ведомость по счету 41.01, а также таможенному органу были документы по реализации декларируемой партии товаров. В частности, был представлен договор купли-продажи N 02/02/21-02 от 02.02.2021 со спецификацией N 31 от 13.10.2021 и УПД N 870 от 29.12.2021.
Копии вышеуказанных документов предоставлялась по запросу таможенного органа письмом от 19.02.2022, о чем указано в п. 2 данного письма и имеются в материалах дела.
Таким образом, в рамках проводимых проверок по вышеуказанным декларациям на товары, декларантом были представлены все запрошенные таможенным органом документы и сведения.
С учётом вышеизложенного, суд первой инстанции верно пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа законных оснований для отказа в применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Судом установлено, что корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных обществом, производилась таможенным органом на основе выписки, полученной из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ".
Таможенный орган ссылается на то, что декларантом заявляется таможенная стоимость товара с заявлением уровня таможенной стоимости ниже однородных ввозимых товаров, что подтверждается распечаткой из ИАС "Мониторинг-Анализ", что может служить признаком недостоверности заявленных сведений.
Оценив в совокупности доводы представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что вышеуказанный довод таможенного органа не соответствует фактическим обстоятельствам дела ввиду следующего.
Исходя из содержания оспариваемых заявителем решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 25.02.2022 по ДТ 10317120/241221/3026842 и от 29.03.2022 по ДТ 10317120/220222/3028609, следует, что таможенным органом стоимость товаров была определена на основании резервного метода определения таможенной стоимости товаров с использованием ценовой информации по однородным товарам.
Невозможность использования методов 2-5 определения таможенной стоимости товаров таможенный орган обосновал отсутствием информации, отвечающей требованиям статей 41-44 ТК ЕАЭС.
При выборе источников ценовой информации для определения новой таможенной стоимости товаров заявителя, таможенный орган должен выбирать ту информацию, которая отвечает критериям, установленным статьями 41-45 ТК ЕАЭС.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что при невозможности использования первого метода каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
При рассмотрении споров, связанных с правильностью выбора и применения метода определения таможенной стоимости, судам следует учитывать, что декларанту должны быть предоставлены установленные законодательством (статья 325 Таможенного кодекса) возможности представить дополнительные документы, сведения и пояснения, касающиеся заявленных сведений о таможенной стоимости товаров. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 N 138 "О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров", которым утверждены Правила применения резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров (далее - Правила).
Согласно пункту 7-10 Правил при определении таможенной стоимости товаров по резервному методу (метод 6) рассматриваются ранее ввезенные на таможенную территорию Союза идентичные или однородные товары при условии сопоставимости факторов, влияющих на стоимость товаров (например, социально-экономическое развитие стран производства, условия сравниваемых сделок, объемы партий, условия поставки, виды транспорта), может использоваться принятая таможенным органом таможенная стоимость идентичных оцениваемым или однородных с оцениваемыми товаров, отвечающих установленным критериям идентичности (внешний вид, физические характеристики, качество, репутация на рынке, производитель) или однородности (физические характеристики, компоненты, произведенные из тех же материалов, качество, репутация на рынке, товарный знак, производитель, тождественность выполняемых функций и коммерческая взаимозаменяемость) товаров.
Также, рассматриваются ранее ввезенные на таможенную территорию Союза товары того же класса или вида (не являющиеся идентичными или однородными), имеющие качество и репутацию на рынке, сходные с оцениваемыми товарами за счет совокупности потребительских свойств, определяющих соответствующий ценовой диапазон. Под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, по количеству, условиям поставки и техническим характеристикам товаров, по долгосрочности контракта, объемам поставляемой продукции, стране происхождения, и другим критериям, позволяющим сравнивать условия и характер ввоза.
Заинтересованным лицом не представлено в материалы дела доказательств невозможности применения методов 2-5 определения таможенной стоимости товаров.
Ссылка Таможни на то, что ценовая информация относительно ввозимых из Ирана в РФ товаров является закрытой и не попадает в Центральную базу данных ЕАИС таможенных органов, суд находит несостоятельной.
Заинтересованное лицо не представило в суд доказательств о том, что именно ценовая информация о стоимости однородных товаров, продекларированных по ДТ N 10317120/030222/3017760 и по ДТ N 10317120/280521/0070440, а не какая-либо иная ценовая информация является приемлемой для определения таможенной стоимости товаров, продекларированных по ДТ N 10317120/220222/3028609 и ДТ N 10317120/241221/3026842 соответственно.
Условия, ограничивающие применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, перечисленные в статье 39 ТК ЕАЭС, таможенным органом не установлены. Представленные декларантом документы, в том числе при проведении таможенного контроля, апелляционный суд считает позволяют в полной мере определить таможенную стоимость товаров по методу 1.
С учётом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что названные обстоятельства в совокупности с недоказанностью таможенным органом оснований для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости свидетельствуют о противоречии оспариваемых решений закону и о нарушении этими решениями прав и законных интересов декларанта.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что решения Новороссийской таможни о внесении изменения (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 25.02.2022 по ДТ N 10317120/241221/3026842 и от 29.03.2022 по ДТ N 10317120/220222/3028609 не соответствуют положениям ТК ЕАЭС и нарушают права и законные интересы Общества, возлагая на него обязанность по излишней уплате таможенных платежей.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
С учётом изложенного, требование Общества об обязании Новороссийской таможни возвратить излишне взысканные таможенные платежи по ДТ N 10317120/241221/3026842 на сумму 514632 руб. 96 коп., ДТ N 10317120/220222/3028609 на сумму 405134 руб. 03 коп. обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Новороссийской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Новороссийская таможня, в данном случае, освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2022 по делу N А32-22789/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 26 6 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22789/2022
Истец: ООО СМ ГРУПП
Ответчик: Новороссийская таможня