г. Москва |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А41-81463/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Семушкиной В.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Казаков Д.М., доверенность от 19.10.2022,
от ответчика: Мизиев М.М., доверенность от 03.03.2022 N 28ДОВ-100,
от третьих лиц: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление АО "Раисино" (ОГРН: 1045011651750, ИНН: 5075018036) к Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468) третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Раисино" (далее - АО "Раисино") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Комитету лесного хозяйства Московской области,(далее -Комитет) с требованиями:
Признать незаконным решения Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного кадастра и Единого государственного реестра недвижимости" от 11.10.2021 г. по заявлениям АО "Раисино" от 27.09.2021 г. N Р001-1264705402-502335581, N Р001-1264705402-502343326, N Р001-1264705402-50232157, N Р001-1264705402- 50232279,N Р001-1264705402-50233068 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24208, земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23576, земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24211, земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24210 и земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24209.
Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:24208, 50:19:0000000:23576, 50:19:0000000:24211,50:19:0000000:24210 и 50:19:0000000:24209 в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН, посредством внесения в Государственный лесной реестр записей об исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения лесных участков на земельные участки кадастровыми номерами 50:19:0000000:24208, 50:19:0000000:23576, 50:19:0000000:24211, 50:19:0000000:24210 и 50:19:0000000:24209.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2022 года по делу N А41-81463/21 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет и Федеральное агентство лесного хозяйства в порядке ст.42 АПК РФ обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2022 года, апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 Кодекса.
Указанным определением к участию в деле к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Постановлением от 25.07.2022 Десятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2022 года по делу N А41-81463/21 отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет обжаловал его в кассационном порядке.
Постановлением от 10.11.2022 Арбитражного суда Московского округа постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 по делу N А41-81463/2021 отменено, дело направить на новое рассмотрение в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Кассационный суд, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и отправляя дело на новое рассмотрение, указал, что при новом рассмотрении дела апелляционному суду необходимо установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, оценить в полном объеме доводы и возражения участвующих в деле лиц, с учетом предмета и оснований заявленных требований, разрешить спор и принять по делу судебный акт при правильном применении норм материального права с соблюдением процессуальных требований.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области против удовлетворения иска возражал.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: - земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23576, площадью 92255 +/- 2658 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, р-н Рузский; - земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:24209, площадью 518028+/- 6298 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, р-н Рузский; - земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:24210, площадью 593790 +/- 6743 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н; - земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:24211, площадью 163614+/- 3539 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н; земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:24208, площадью 64477+/- 2222 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н.
Общество обратилось в адрес Комитета лесного хозяйства Московской области с заявлениями о предоставлении государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного кадастра и Единого государственного реестра недвижимости" в отношении спорных земельных участков. 08.10.2021 и 11.10.2021 заинтересованным лицом отказано в предоставлении государственной услуги Приведение в соответствие сведений государственного лесного кадастра и Единого государственного реестра недвижимости".
Основанием для отказа комитет указал, что наличие принятых уполномоченными органами власти решений о запрете осуществления регистрационных действий в отношении земельного участка, указанного в запросе. В разъяснении причин отказа в предоставлении государственной услуги указано, что в отношении спорных земельных участков наложен арест.
Считая указанное уведомление нарушающим права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности, АО "Раисино" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91).
Согласно части 1 статьи 91 Лесного кодекса государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. Согласно части 2 статьи 91 Лесного кодекса в государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Согласно части 9 статьи 91 Лесного кодекса ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 Лесного кодекса ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
Согласно пункту 12.33 Постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 26.03.2021 N 28РВ-5 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - Административный регламент).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Решениями от 08.10.2021 г. и 11.10.2021 Комитет отказал в предоставлении государственной услуги по следующему основанию: наличие принятых уполномоченными органами власти решений о запрете осуществления регистрационных действий в отношении земельного участка, указанного в заявлении (пп. 13.2.13 регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Распоряжением Мособлкомлеса от 26.03.2021 N 28РВ-5 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости").
Указанное распоряжение является нормативным правовым актом, который прошел правовую и антикоррупционную экспертизы нормативных правовых актов, официально опубликован в установленном порядке и не признан незаконным в судебном порядке.
Суд первой инстанции в нарушение требований статьи 12 ГК РФ не указал, каким образом указанное распоряжение противоречит федеральному законодательству.
В пункте 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Вместе с тем частью 6 статьи 5 Закона N 280-ФЗ установлено, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным регламентом при принятии Мособлкомлесом решения о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, Мособлкомлесом в течение месяца должен быть утвержден акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра, который подлежит направлению в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств. Следует отметить, что к участию в деле Рослесхоз привлечен не был, что согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Внесение изменений в границы лесничеств (уменьшение площади лесов) повлечет за собой внесение изменений в сведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Вместе с тем, в случае наличия запрета на осуществление регистрационных действий в отношении объекта недвижимости в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию не допускается (п. 37 ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 27).
Кроме того, правообладатель имеет право оспорить запрет на осуществление регистрационных действий в отношении объекта недвижимости в установленном законом порядке.
При этом, административный регламент предусматривает возможность повторно обратиться заявителю с запросом о предоставлении государственной услуги после устранения оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Таким образом, решения Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости" от 08.10.2021 г. и 11.10.2021 не противоречат действующему федеральному законодательству и не нарушают прав заявителя, поскольку в настоящее время право на такое обращение не утрачено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, 270, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2022 по делу N А41-81463/21 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с АО "Раисино" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81463/2021
Истец: АО "РАИСИНО"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Росреестра по Московской области, Федеральное агенство лесного хозйства
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9753/2022
10.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27836/2022
25.07.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9753/2022
08.04.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-81463/2021